20 лет избирательной системе Российской Федерации

2013-й – год 20-летия избирательной системы РФ. Это знаменательная дата для всей страны. Понятно, что избирательной системе намного больше лет. Выборы ведь проводились и в дореволюционной России, и в Советском Союзе.

Началом создания новой избирательной системы России считается 1993 год. Тогда, с принятием Конституции РФ, были заложены основные принципы демократического государства. Но выборы были и до 1993 года.

Сейчас с трудом верится, что в советское время в Нижнем Тагиле избирались 450 депутатов в городской Совет и по 250 в районные – огромная масса народных избранников. Большая часть из них активно, даже самозабвенно, работала на ниве депутатства. Очень результативно действовали депутатские группы, в народе их еще называли мини-исполкомы, которые решали колоссальное число вопросов по месту жительства. Каждый гражданин знал своих депутатов в лицо и лично. А две ныне самостоятельные ветви власти – исполнительная и представительная существовали единым целым: все руководители исполкомов избирались депутатами. На выборы приходили семьями, рабочими коллективами: массовость была, альтернативы выбора – нет. Все это происходило параллельно с перестройкой не только государственной власти, но и изменением самих основ ее избрания.

Когда разрушилась советская избирательная система, мы, фактически, остались без правовой основы формирования органов власти. Были распущены Советы народных депутатов, вообще, сами слова "совет" и "депутат" стали восприниматься негативно. Страна оказалась без законодательных органов государственной власти, представительных – на местах.

Необходимо было разрабатывать новые правила игры. В сентябре 1993 года был утвержден первый состав Центральной избирательной комиссии РФ и определен механизм образования избирательных комиссий в регионах. В сентябре-октябре 1993 года указами президента РФ Б.Н. Ельцина на 12 декабря 1993 года были назначены выборы депутатов Государственной думы первого созыва и референдум по проекту Конституции РФ, определен порядок их проведения. Эти события и положили начало современной избирательной системе.

Но самые первые альтернативные выборы состоялись в 1989 году. Это были выборы в Верховный Совет. Кандидаты Ярин, Данилов, Кудрин... Эти фамилии наверняка еще помнят тагильчане среднего и старшего поколения. Тогда на волне прихода демократии многое воспринималось больше эмоциями, нежели разумом. За кого отдать свой голос: за безработного или руководителя с образованием и репутацией? Конечно же, за бедного и обездоленного. Остальные качества претендента в смутные времена маловажны. Такое было время.

Все сложности по организации выборов фактически легли на избиркомы. Первый закон о выборах вышел только к середине 1994 года. А уже в апреле нужно было избрать депутатов городской Думы. Снова избиркомы взяли на себя все риски. Выборы состоялись: ручной подсчет голосов, тяжелые, громоздкие избирательные ящики, их перевернуть – и то сложно, а уж перенести с места на место – тем более. Тогда в Нижнем Тагиле мандаты получили 18 народных избранников, которых стали именовать членами городской Думы. Хотя просуществовало данное определение недолго: "депутат" вернулся в обиход.

В тот период работать председателем избиркома, членом комиссии было очень сложно. Но люди достойно и ответственно выполняли возложенную на них миссию. Выборы проходили четко и организованно.

За 20 лет, конечно, многое изменилось. На местном уровне появились уставы городов. В 1995 году в нашем городе был избран первый глава города, в 1996-м – городская Дума второго созыва. Согласно нормам того времени председательствующим на заседаниях представительного органа власти являлся глава города, даже не будучи депутатом. Сейчас никого не удивляет тот факт, что избирательные участки оснащены веб-камерами, а за ходом голосования можно наблюдать через Интернет. Современные новейшие технологии пришли в избирательную систему.

Новшество последнего времени – КОИБы – комплексы обработки избирательных бюллетеней. Они позволяют очень быстро подвести итоги голосования на избирательных участках и направить эти данные в вышестоящую комиссию. Главный плюс КОИБов – это прозрачность работы и отсутствие человеческого фактора. При правильном использовании техника работает без сбоев, и мы можем ей полностью доверять. Но информационные технологии вряд ли окончательно отменят проверенные способы контроля. В первую очередь, это институт наблюдателей.

В избирательной системе, конечно же, изменения будут и в дальнейшем. Меняются жизнь, законы. В ходе выборов избиратели формируют власть. И от того, насколько демократично, профессионально, грамотно и активно были проведены выборы, зависит, в каком государстве мы живем, как мы живем и как будем жить дальше.

Анжела ГОЛУБЧИКОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 13.11.2013.

 

 

Главная страница