Вагонке – 80 лет

    Ей уже 80, а она все также молода. Когда-то Дзержинский район называли соцгородом, потом более ласково – Вагонка. Еще недавно ей было 50, 60, 70. Время летит, а в нем происходит масса замечательных событий.

    Позади романтика строек первых пятилеток, выход с конвейера вагоносборочного корпуса первых большегрузных вагонов, напряженные дни и годы Великой Отечественной войны, трудности послевоенного восстановления, сложный период реформ. Все, что пережили старшие поколения, живет в нашем сознании, стало плотью и кровью каждого жителя района. Как это было и с чего начиналась история благодатной земли, способствующей рождению тысяч, десятков тысяч талантов, так много сделавших для укрепления экономической и оборонной мощи страны?

    Начало 30-х годов один из первых инженеров Уралвагонстроя и Уралвагонзавода, а после известный конструктор товарных вагонов Дмитрий Лоренцо назвал "трудным временем". Было всего много: работы, несправедливости и беспорядка. Площадка вокруг первых бараков тонула в грязи, зимой в них строителям было холодно. Лишь к концу года появились первые столовая, магазин и баня. На этом этапе врачи боролись с эпидемиями сыпного тифа, дизентерии и кори. Люди уезжали, коллектив работающих постоянно обновлялся. Но имелся постоянный коллектив – пять тысяч коммунистов и комсомольцев, прибывших в разное время по путевкам своих организаций, а также множество спецпереселенцев. К началу 1933-го года в 49 бараках спецпоселка Уралвагонстроя проживали 3,5 тысячи человек. Действовали вечерние курсы дезинфекторов и добровольные ячейки Красного Креста. Вскоре благодаря субботникам на площадке УВС родилась своя больница на 60 коек с несколькими кабинетами и родильным отделением. В мае 1934 года появилось несколько четырех- и пятиэтажных каменных домов, в том числе и знаменитый Дом дирекции, через год – две кирпичные школы на 800 мест каждая. Труд и спорт были неразрывны. На Вагонке открыли первый стадион с 20-метровой парашютной вышкой, зародилось массовое физкультурное движение. Не был забыт и отдых. В 1933 году открылся Центральный клуб УВС на 850 мест: на Вагонке выступают самодеятельные артисты, приезжают с концертами и профессиональные.

    Пуск Уралвагонзавода осуществлялся с огромными трудностями: вступали в строй цехи колес Гриффина, ремонтно-механический, кислородный, мелкого стального литья, но не сразу удалось добиться выпуска продукции. 11 октября 1936 года с выпуском первых большегрузных вагонов Уралвагонзавод вошел в строй действующих. К началу Великой Отечественной войны конструкторским отделом разработаны проекты унифицированных грузовых вагонов, в сварочной лаборатории завода разработан новый способ сварки наклонным электродом, внедрены первые установки для автоматической сварки под слоем флюса.

    К началу сорок первого в Дзержинском районе проживали 53 тысячи человек, действовали торфохимзавод, завод № 56, Уралмашстрой, предприятия соцкультбыта, 11 школ, 7 детских садов, 10 яслей, 10 библиотек. В спортобществе "Дзержинец" насчитывалось 555 физкультурников. Война ворвалась в судьбы жителей Вагонки, как смертоносный ураган. Более шести тысяч человек ушли на фронт, половина из них не вернулась обратно. За годы войны в Дзержинском районе было выпущено более 25,6 тысячи танков Т-34, 75 миллионов снарядов и авиабомб, огромное количество артиллерийских передков и зарядных ящиков, самолетов ИЛ-2 и многое другое, необходимое фронту.

    Темпы жизни, по признанию ветеранов, казались немыслимыми. Всенародная беда заставила принять работников эвакуированных предприятий, поставила к заводским станкам сотни школьников. Но не только этим жили люди. Заводская школа ФЗО признается лучшей в стране. Из ее учащихся создаются фронтовые бригады, действуют школы рабочей молодежи, на Петриковском поселке строятся одно- и двухквартирные дома, семьи справляют новоселье. Сорок пятый год принес на Вагонку радость Победы и уверенность в лучшей, прекрасной жизни. С вагоносборочного конвейера уже к концу 1946-го сошло 7669 большегрузных платформ, позднее четырехосные большегрузные полувагоны, возобновляется конвейерное производство крытых товарных и большегрузных вагонов. Завод развивается, а с ним и весь район: строится и принимает первых гостей 5 ноября 1958 года Дворец культуры вагоностроителей. Хорошеют и благоустраиваются улицы, рождаются скверы, возводится жилье, детские сады, школы, реконструируется стадион. Люди массово тянутся к знаниям, культуре. Для них открыл двери первый широкоформатный кинотеатр "Россия". Во дворце действует около 20-ти самодеятельных коллективов, на его сцене выступают именитые артисты со всей страны.

    Придет время, и Вагонка прославится участием в космических проектах, выпуском самого лучшего танка современности – Т-72, новейшими разработками гражданской и военной продукции.

    За прошедшие 80 лет Дзержинский район стал крупным промышленным и культурным центром, в котором проживает более 122 тысяч жителей. В районе – 2,5 млн квадратных метров жилья, развитая сеть учреждений образования и здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

    На протяжении нескольких лет строительство новых многоквартирных домов было остановлено. В 2012 году было начато строительство многоквартирного жилого дома с автопаркингом на ул. Пихтовой. В 2013 году начато строительство 15-этажного МКЖД в районе дома № 30 на Ленинградском проспекте.

    Планируется строительство МКЖД на пересечении улиц Ильича и Зари, жилого комплекса на ул. Парковой (за территорией школы № 55). В настоящее время по указанным территориям ведутся проектные изыскания, сбор технических условий. Перспективным для жилой застройки участком является микрорайон "Свердловский" в границах улиц Ватутина, Крупской, Тельмана, Тимирязева, Орджоникидзе. В настоящее время начата работа по подготовке проектов планировки и межевания указанной территории.

    В перспективе – развитие территории между улицей Калинина и поселком Зональный. Вопрос находится на стадии рассмотрения предложений. Полным ходом ведется малоэтажная жилая застройка на территории площадью 42 га с правой стороны от автодороги на пос. Зональный (микрорайон "Южный").

    В 2012 году был выполнен огромный объем работ по ремонту, восстановлению и облицовке природным камнем постаментов четырех объектов мемориального комплекса "Площадь Славы" – центральной стелы с Вечным огнем, памятной стены "1941-1945", скульптуры "Танкист и рабочий", памятника воинам-интернационалистам. Выполнен целый комплекс проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ по замене газопровода и газовой горелки Вечного огня. В 2012 году была разработана проектно-сметная документация на благоустройство бульвара на проспекте Дзержинского. Проектом предусмотрены пять функциональных зон:

    – мемориальная зона, в составе которой пилоны с исторической информацией о предприятиях и гражданах, прославивших наш район, флагштоки, доска почета, новый светомузыкальный фонтан;

    – детская игровая зона с установкой игрового оборудования для детей от одного года до десяти лет;

    – спортивная зона с установкой уличных тренажеров, оборудованием площадки для скейтборда и баскетбольной площадки;

    – зона культурно-массовых мероприятий с установкой летней эстрады и оборудованием площадки для проведения праздничных и торжественных районных мероприятий;

    – прогулочная зона с устройством пешеходных и велодорожек, зон спокойного отдыха.

    История становления гиганта машиностроения и города танкостроителей тесно связаны между собой. Сегодня ее продолжают дети и внуки тех, кто когда-то здесь получил путевку в жизнь.

Раиса КОЛЕСНИКОВА.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 02.08.2013, №29.

 

 

Главная страница