Жизнь менялась стремительно

Как в 30-е годы в Нижнем Тагиле начиналось массовое благоустройство

Бревенчатый город

    Инженер Ю. Гетлинг так вспоминал облик Нижнего Тагила в 1930 году: "Бревенчатый город с пустынными и ухабистыми улицами погружен во тьму. Для своего времени город всегда был значительным промышленным центром, в котором тихо и размеренно протекала жизнь. Завод, рудник, железнодорожный узел оставили на его развитии свой отпечаток". На фоне такой жизни инженеру полной утопией казались слова коллеги: "Вот тут будет коксохимический завод, там встанут доменные печи, мартеновские и прокатные цехи, а несколько поодаль вырастет социалистический город..."

Так выглядело большинство дорог в 30-е годы

Так выглядело большинство дорог в 30-е годы

    Между тем, жизнь начала стремительно меняться. Каждый поезд, прибывающий в Тагил, высаживал сотни новых людей. Приезжали петропавловские лесорубы, вятские плотники, орловские грабари. Наскоро рыли землянки, рубили дома, разбивали палатки, обзаводились на новой земле несложным хозяйством. Повсеместно отсутствовал водопровод, население пользовалось колонками. В жилых домах не было канализации. Не все здания соцгорода и прилегающих к нему поселков имели отопление. Например, в районе Вагонстроя тепло было только в домах квартала №5, в доме дирекции, клубе ИТР и школах, расположенных в квартале №4.

    Городская власть принимала меры, чтобы улучшить условия проживания людей. Например, на строительство водопровода в 1931-1932 годах выделили более миллиона рублей, но освоить тогда удалось лишь триста тысяч. При дальнейшем развитии водоснабжения финансирование с 1932-го по 1937-й составило 14 млн. рублей.

    Из-за отсутствия канализации ассенизация города и очистка его от мусора производились при помощи лошадиных обозов. По документам той поры, для этого использовались 84 лошади, чего явно не хватало. На вывоз нечистот в 1932-1937 годах местный бюджет направил 577 500 рублей. В зачаточном состоянии находилось бытовое обслуживание населения.

С ветерком на транспорте

    В середине 30-х годов депутаты городского Совета озаботились транспортным сообщением между районами города. Решили сделать приоритетными трамвайное и автобусное движение. Как и планировали, к 1937-му удалось пустить электротранспорт. Позже был пущен трамвай на Вагонку. Всего по трем веткам тогда курсировали 16 вагонов. Трамвай постепенно становился важнейшим средством передвижения, вытесняя традиционных извозчиков. За пять лет инвестиции городского бюджета в развитие путей и сетевых подстанций составили свыше 15 млн. рублей.

    Свой вклад в решение транспортных проблем вносили и предприятия Нижнего Тагила. В 1933 году на их средства было организовано автобусное сообщение по маршруту: Уралвагонстрой – Металлургический завод имени Куйбышева – Рудник имени III Интернационала. В 1934 году город сам приобрел 12 пассажирских и 15 грузовых машин, а к 1938-му его автобусный парк состоял из 29 автотранспортных единиц. Автобусы курсировали между центром и Гальянкой, Ключами, Выей, Тагилстроем. Не был забыт и пригород: машины, пусть и нечасто, везли пассажиров в Петрокаменское, Южаково, Черноисточинск.

Узкоколейка соединяла поселок Салка и Вагонстрой

Узкоколейка соединяла поселок Салка и Вагонстрой

    Благоустройство территорий было минимальным. В центре обустраивали деревянные пешеходные тротуары. В 19311932 годах они были на пяти улицах, имели общую протяженность пять километров, что составляло полтора процента от длины всех улиц города. Доски быстро гнили, требовали постоянной замены.

Эх, дороги...

    В старом Тагиле проезжая часть большинства улиц состояла из ухабов и ям. К 1931 году покрытие из брусчатки (литых блоков, полученных из доменного шлака при производстве чугуна на заводе Куйбышева) и того же шлака имели лишь 41 870 метров городских дорог.

    По планам горсовета, в следующие пять лет намечалось направить на дорожное строительство 6 млн. 470 тыс. рублей. Строго спрашивали и с директоров предприятий, руководителей строительных организаций за прокладку подъездных путей. По-настоящему за дороги взялись только вместе с исполнением архитектурных проектов новой жилой и административной застройки Нижнего Тагила.

    На весь город к началу 30-х годов насчитывалось лишь 340 точек электрического освещения, да и те, в основном, находились на центральных улицах. Рабочие окраины по ночам погружались во тьму. Ситуация начала меняться после 1935 года, когда удалось электрифицировать проезжую часть и пешеходные тротуары на 36 улицах. Делалось это преимущественно силами уличных комитетов и общественности.

    Процесс комплексного благоустройства города практически остановился с началом Великой Отечественной войны. Нижний Тагил тогда принял десятки промышленных предприятий с оккупированных советских территорий. В несколько раз выросло его население. Все это позволило нашему индустриальному центру сделать в годы послевоенного строительства мощный рывок в своем развитии – как промышленном, так и социальном.

Ольга ОЛОХОВА, аспирантка Нижнетагильского филиала РГППУ.

    Фото из архива автора.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.04.2016.

 

 

Главная страница