Следующая остановка – новая!

    28 февраля 2017 года одному из старейших предприятий Нижнего Тагила, городскому электротранспорту, исполнилось 80 лет, но отрадно, что при поддержке администрации города трамвай молодеет.

    Рассказывают тагильские трамвайщики.

Водитель Е.А. Лукьянцева с кондукторами. Послевоенное фото из музея "Тагильского трамвая". ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА.

Водитель Е.А. Лукьянцева с кондукторами. Послевоенное фото из музея "Тагильского трамвая". ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА.

    Агриппина Савка увидела объявление о наборе водителей трамваев и пошла учиться. Было это в 1938 году! Работалось трудно, вспоминает 97- летняя Агриппина Алексеевна. В первых деревянных трамвайчиках не было печек. Водителям выдавали ватники и бушлаты, но и они не спасали от лютых уральских морозов. А еще по ночам было страшно управлять транспортом без дверей – всякое могло случиться.

Как лакмусовая бумажка

    Наталья Зудова, заместитель директора по экономике и финансам тагильского трамвая, не представляет себе город без электротранспорта. Когда-то жила в микрорайоне ВМЗ, и там, по ее словам, всегда на трамваях ездили и другого вида транспорта не знали. На Вагонке – уже 30 лет, и это район вообще самый "трамвайный".

    Но, оказывается, статистика перевозок по месяцам зависит от разных факторов. Если мороз – пассажиропоток снижается, идет дождь – тоже. И не только погода вмешивается.

    2015-й был для нас провальным, потому что работники ряда предприятий находились кто на двух третьих оплаты, кто в вынужденных отпусках. Ситуация на УВЗ сразу ощущается по пассажиропотоку. В 2016 году зафиксирован прирост количества пассажиров – полмиллиона (5,8 процента). А всего перевезено в 2016-м 9 млн 994 тыс. пассажиров, в 2015-м – 9 млн 446 тысяч.

    Поддержка трамвая в городе привела к тому, что он уже почти окупает себя. Но ситуация на маршрутах разная.

    Самый рентабельный – в основном, "десятка". Остальные, в том числе 15-й, убыточные. Тарифы неоправданно низкие, хотя их утверждает РЭК и они вроде бы экономически обоснованы. В Екатеринбурге тариф с февраля уже 28 рублей, до этого было 23, а в Тагиле по-прежнему 18.

    Средняя зарплата у водителей за декабрь – 23600, а по предприятию – 17400. С сентября был заключен муниципальный контракт на осуществление перевозок городским электротранспортом. С января – новый контракт. Муниципалитет компенсирует часть затрат на перевозку, в том числе затраты на предоставление льгот отдельным категориям граждан.

Настоящий спец

    Почти 45 лет отдала тагильскому трамваю Валентина Космарева, из них 15 – была вагоновожатым, работала мастером производственного обучения, заместителем директора по эксплуатации движения, начальником маршрута, 22 года – начальник службы движения.

    И вот снова обучает Валентина Николаевна будущих водителей. Кстати, в школе ей нравились физика и математика, хотела педагогом стать.

    Кабинет находится в бывшем ТУ-104, где начали готовить водителей трамвая еще в 1977 году. Здесь запах музея: оборудование старое, советское. Парк тагильских трамваев обновился еще не полностью, да и новичкам новую технику вряд ли сразу доверят.

    – Пришла в сентябре 1971 года, – вспоминает Валентина Космарева. – Училась на предприятии. Нас устроили кондукторами – получали 60 рублей. Начали учиться в сентябре-октябре – закончили в мае. Кстати, Валя Трегуб из той группы до сих пор работает. Шура Минзар – ныне стрелочница, Людмила Поплева – водитель трамвая.

    Сама с Красного Камня. Рано вышла замуж. Когда муж вернулся из армии и в семье был уже ребенок, прочитала объявление о наборе водителей. Профессия неплохая, и зарплата тоже, поэтому и выбрала эту профессию.

Когда жили не тужили

    В советские времена профессия водителя трамвая была в почете. Конечно, труд тяжелый, но оплачивался он довольно прилично по тем временам, когда даже некоторые инженеры получали 120.

    Сначала получала 120 рублей, потом все больше и больше. На двойниках по системе многих единиц работала – и по 250 выходило. Работала и на разрывном графике – утром выехала, днем отдыхала и снова выезжала. Доплата 30 процентов – как было, так и есть. Выучилась и на второй класс, и на первый. У НТМК был парк на Кушве и на Красном Камне.

    Начинала работать на старых рижских вагонах – были такие тупорыленькие, с маленькими кабинками. Воздухом тормозили, и крутить ручку колеса – рука уставала. Были и ленинградские. Но вагоны КТМ для меня лучше всех. На "Спектре" Уралтрансмаша только по парку проехала. Конечно, хороший трамвай, девчонки не нарадуются, чего нельзя сказать про полунизкопольный.

    Работала по "девятке", "двойке". Старались, чтобы двери были все закрыты. Нравилось, когда много пассажиров. Приятно: двери открыла, все зашли – и дальше поехала. На "тройке" тоже народу было много. И микрофоном пользовались, и бескондукторская система была. Когда заезжала в депо, приходила кассетчица и кассеты снимала. Люди платили – что там три копейки! Хотя некоторые могли билет просто так оторвать. Всю выручку отдавали комбинату. Тяжелый период обычно был весной, когда соленоиды выходили из строя.

    Были и сложные участки - приближаясь к рынку, всегда тихо ехала. И песочек подсыпала. Но все равно вагон на юз вставал. Бывало так, что до середины перекрестка доезжал.

    Очень приятно было объявлять остановки. А еще весной, когда распускаются деревья, едешь рано утром – и появляется предчувствие лета.

    Когда в 90-е, с реставрацией капитализма, жизнь в России резко изменилась и общественный транспорт остался один на один со своими проблемами, Валентина Николаевна с коллегами тяжело переживала за коллектив. Бывало, в конторе сидели без света. Думалось: "Закроют трамвай – столько девочек куда пойдут работать?" Знала, кто чем дышит, каково семейное положение. А коллектив был хороший.

Любовь привела в класс

    Между тем, в классе собирается новое пополнение трамвайщиков.

    – Вот Роман Абрамов, – говорит Валентина Николаевна. – Мечтает быть водителем. Фотографирует ночные вагоны, маршрутные вывески красиво оформляет.

    Труднее всего освоить будущему вагоновожатому устройство вагонов. Самому изучить проблематично. Особенно новых. Литературы в интернете не найти.

    Чтобы трамвай стал по-настоящему популярным, по мнению Романа, надо поменять и обособить рельсы, обновить контактную сеть, установить больше современных остановочных комплексов.

Когда помчимся?

    Впрочем, последней партии из 30 вагонов, полученных в 2017 году, не нарадуется руководитель "Тагильского трамвая" Игорь Темнов. По его словам, если выявятся проблемы, например, с режимом антискольжения, их готовы решить специалисты предприятия-производителя.

    Скорость тагильского трамвая во многом определяется состоянием трамвайных путей, которые в Нижнем Тагиле более чем на 80 процентов требуют замены. Средств у предприятия хватает только на текущее содержание путей и аварийные ремонты. Главная задача общественного транспорта – обеспечение безопасной перевозки пассажиров, и только потом – скорость.

Инфографика

Екатеринбург. Трамвай серии "Х"

Екатеринбург. Трамвай серии "Х"

    На Вагонке трамваи ходят до 23 часов, и это обусловлено имеющимся пассажиропотоком, причем после полуночи трамваем пользуются только работники Уралвагонзавода, а вот в других районах после 19-20 часов пассажиропоток сводится к нулю, и вагоны с некоторых маршрутов заходят в депо. Для кого-то это не очень удобно, и перед тагильским трамваем стоит задача увеличить продолжительность работы в вечернее время на некоторых маршрутах, что поэтапно выполняется. При этом текучести водительских кадров, в прямом смысле, нет. Практически все те, кто работает водителем трамвая, любят эту профессию. Но некоторые увольняются по состоянию здоровья или уходят на заслуженный отдых. Для полноценного притока кадров необходим более высокий уровень оплаты труда, которого пока не удается достичь, хотя многое для этого делается.

    В 2017 году в Тагил поступает 30 новых низкопольных вагонов. Пассажирам для безопасности следует всегда держаться за поручни и не стоять на ступеньках. Что касается технических характеристик эксплуатации в зимний период, этот вопрос решается совместно с инженерами Уралтрансмаша. Практика показывает, что в зимний период при всех включенных отопителях в салоне тепло.

Это тоже наша история

    Во многих городах с богатой трамвайной историей сохранили старые вагоны, и некоторые даже на ходу. В ряде городов России сумели сохранить или восстановить моторные вагоны серии Х, с которых началась трамвайная история и в Нижнем Тагиле. Например, такой трамвай проезжает в День города по Саратову, Туле. Музейный вагон есть в Екатеринбурге.

    Жаль, что в Тагиле не сохранили не только представителя серии Х, но и последующие модели, которые сегодня мы можем видеть только на старых фотографиях.

    Памятники техники не менее важны, чем памятники архитектуры. И старый трамвай очень гармонично смотрелся бы, проезжая, например, мимо музея-завода имени Куйбышева, мимо старинных особняков, еще сохранившихся в историческом центре Нижнего Тагила.

    После выхода из состава НТМК трамвайного комплекса на Новой Кушве с 1996 года перед тагильским трамваем стояла задача только выжить! Лишь три года назад началась поэтапная реализация муниципальной программы "Тагильский трамвай"(приобретение вагонов, спецтехники, замена путей и контактной сети, модернизация тяговых подстанций). Если поступление новых вагонов продолжится, обязательно начнется восстанавление старых трамваем и хранение отдельных вагонов из числа имеющихся. Также проводятся экскурсии, но только на новых трамваях, и пассажиры довольны.

Владимир МАРКЕВИЧ.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.02.2017; 02.03.2017.

 

 

Главная страница