Памятник упорству и силе духа

Памятник Е.А. и М.Е. Черепановым     Тагильчане глубоко чтят помять своих земляков Ефиме и Мироне Черепановых, создателей первого русского паровоза. Еще в годы Великой Отечественной войны в городе зародилась идея создания памятника этим крепостным новаторам. А далеко от Урала уже учился и набирался мастерства будущий создатель памятника, скульптор Андрей Семенович Кондратьев.

    Обучаясь в Академии художеств в Ленинграде, параллельно с дипломом "Колхозница" он выполнял композицию "Ленин и Горький". Это был первый опыт молодого автора связать две фигуры. Экспонировалась его работа на выставке в 1940 году. После этого он выполнил рельеф - выпуклое изображение на плоскости "Сталевары Урала", тоже представленное на выставке в 1943 году. Изучая индустрию Урала, скульптор сделал ряд композиций на рабочую тему. Двухметровую фигуру сталевара выставил на Всесоюзной выставке 1947 года.

    К этому времени уже имелось решение Совнаркома СССР от 22 августа 1945 года о сооружении памятника Е.А. и М.Е. Черепановым в Нижнем Тагиле. 17 января 1950 года в управлении главного архитектора города прошло обсуждение проекта памятника Черепановым, представленного скульптором А.С. Кондратьевым и архитектором А.В. Сотниковым.

    Представитель отдела культуры главного комитета по делам искусств Т.Д. Шульгина сообщила, что Кондратьев начал работать над проектом два года назад по собственной инициативе. Узнав, что есть решение правительства по сооружению памятника, он пришел в комитет, посоветовался и начал работать. Она, в частности, сказала:

    - В 1949 году он принес эскиз, фотоснимок с работы, и мы решили: автор на правильном пути, его работа достойна внимания... И вот результат такой настойчивой и целеустремленной работы автора, который не гнался за деньгами и договорами, а сумел поднять самостоятельно такую важную тему и нашел ей выражение в проекте.

    Слово взял участник обсуждения В.Д. Федоров:

    - Кондратьев - молодой скульптор. В течение многих лет работает над образом литейщиков, тружеников. Мы знаем целый ряд его работ, знаем его литейщиков у горна, знаем его последнюю работу, которая была выставлена. Он, мне кажется, нашел своего героя... Электронная версия historyntagil.ru. Вначале сын Черепанов держал в руке карандаш, и это был жест как-то не совсем оправданный, не чувствовалось, что это техник, что это мыслитель, и в дальнейшем скульптор дал ему в руки циркуль. Это сразу определило и сделало совершенно яркой ту мысль, которую он перед собой ставил.

    В начале выступления А.С. Кондратьев вкратце рассказал о своем пути к памятнику Черепановым. Когда ему предложили работу над ним, он начал изучать жизнь и быт Черепановых, одежду того времени, что сразу сделало конкретными их образы.

    - В чем заключается идея моего памятника? Коротко это так: идущая как бы из земли сила русской старины, выраженная в лице отца Е.А. Черепанова - сидящая фигура, мощно показывающая на чертеж и призывающая решить поставленную техническую задачу... Поворот же головы, обращенной к сыну, - призыв к более молодому поколению, которому дана задача окончательного решения технической проблемы. Стоящая фигура Мирона Ефимовича Черепанова выражает большое спокойствие, уверенность, упорство и силу духа.

    Следом выступил А.В. Сотников. Архитектор сводил свою задачу к тому, чтобы композицию, которую задумал скульптор, подать с наиболее выгодной точки зрения, чтобы не загромождать архитектурными деталями постамент не "убить" интересно разрешенную композицию. Он полагал разместить памятник на вокзальной площади, ближе к паровозам. Позже выбрали Театральную площадь.

    При обсуждении были критика и одобрение. Итог подвел известный скульптор Д.Е. Кербель, сказавший: "В общем, мне проект понравился".

    Работа над памятником заняла ряд лет. Лишь 7 июля 1953 года исполком горсовета открывает счет в банке по строительству памятника. 2 ноября 1955 года исполком Свердловского облсовета разрешает Нижнетагильскому горсовету израсходовать в этом году 251 тысячу рублей на окончание сооружения памятника. На этом этапе работ большое содействие оказал первый секретарь горкома партии Виталий Иванович Довгопол - позже почетный гражданин города. Он, инженер-литейщик, много интересовался историей литейного дела на Урале и в России, историей металлургии в те и последующие годы.

    ...В воскресный день 4 ноября 1956 года тысячи тагильчан собрались в самом центре города - на Театральной площади. Первым на митинге выступил В.И. Довгопол:

    - Сегодня мы открываем памятник выдающимся русским изобретателям, строителям первого русского паровоза и первой железной дороги с паровой тягой в России - Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым. Это были замечательные люди, уроженцы Нижнего Тагила, они вышли из народа, были тесно связаны с ним.

    Уже почти полвека стоит на главной в городе Театральной площади бронзовый монумент высотой 8 метров. Работа скульптора А.С. Кондратьева и архитектора А.Б. Сотникова возвышается на солидном пьедестале из красного гранита. Как и хотели авторы памятника, в фигурах отца и сына Черепановых им удалось воплотить поиск истины, уверенность, упорство и силу духа.

Николай МЕЗЕНИН.

Литература: Газета "Горный край" от 14.02.03

Главная страница