История авто- и мотогонок в городе

    Вскоре после войны во дворе здания бывшего Ленинского райисполкома (сейчас там расположен магазин "Стройматериалы") в небольшом деревянном доме находилась школа "Осоавиахима" (будущий ДОСААФ), руководил которой замечательный человек, энтузиаст своего дела Владимир Васильевич Федотов.

    Знакомство с "Осоавиахимом" для моего отца Игоря Пудовкина началось с марта 1945-го, когда группу допризывников с УВЗ направили на курсы парашютистов. Курсанты тогда жили в палатках, но при этом умудрялись совершать на самолете Р-5 по четыре прыжка в день!

    Чуть позже при школе была создана группа мотоциклистов, куда входили М. Лапин, машинист паровоза, неоднократный чемпион области по мотокроссу, Г. Новожилов, фрезеровщик с УВЗ, В. Делидов, лаборант цеха №563 и группа девушек - Э. Новожилова, Л. Никифорова, Т .Блинова-Делидова. Большим специалистом по ремонту и эксплуатации техники - мотоциклов марки ИЖ-35 и Ка-125 -являлся Ростислав Николаевич Якубович.

    Конечно, условия для занятий были, мягко говоря, не чета нынешним. Заправлять мотоциклы приходилось из бочек простым ведерком. А ремонт "стальных коней" производился прямо на улице, специального помещения, как такового, не существовало. Иногда, правда, разрешали делать ремонт в гараже, но от случая к случаю. Однако, несмотря на все трудности, занятия проводились интересно, а главное - регулярно. Преподавали в школе Д. Шпиц и М. Шульгин.

    В дальнейшем к группе мотоциклистов присоединились автомобилисты - А. Белов, В. Делидов, И. Пудовкин (на "Москвичах'). Группа совершала пробеги по маршруту Нижняя Тура -Верхняя Тура-Красноуральск, в Кушву, Лаю и другие близлежащие к Тагилу районы. В клубах этих городов и районов давали концерты, читали лекции, проводили предвыборную агитацию.

    Также был осуществлен более дальний агитпробег - в Каменск-Уральский. Часто устраивались мотокроссы по пересеченной местности, на них всегда собиралось много зрителей.

    Отсутствие ремонтной базы, запасных частей и трудности с горюче-смазочными материалами нисколько не отворачивали людей от желания испытать свои силы в новом для тагильчан виде спорта. Количество любителей авто- и мотогонок только увеличивалось, в чем немалая заслуга В.В. Федотова, который добивался освобождения от работы тех, кто участвовал в автопробегах, много сделал и для приобретения нового оборудования.

    Кстати, агитпробеги были не таким уж и легким делом, как это может сегодня показаться. В зимнее время дороги заметало порой так, что приходилось выбираться из кабин машин через дверные окна и самим расчищать трассу...

Сергей ПУДОВКИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 08.10.03.

Главная страница