И грянул воздушный бой

    Лето 1918 года. Восточный фронт. Великое противостояние двух армий -красной и белой. Стороны кроме обычных видов вооружений использовали и психологическое воздействие друг на друга. Причем у красных на тагильском направлении это получалось лучше. А дело все обстояло в наличии у красноармейцев нескольких аэропланов. И если в Европе на Западном фронте (шла еще первая мировая война) боевые самолеты уже не вызывали удивления, то для Урала они были редкостью.

"Кэмел" и "Ньюпор"     В августе 1918 года на тагильское направление перебрасывается 5-й авиационный отряд первого корпуса Рабоче-Крестьянской Красной армии. Главным образом он состоял из екатеринбургских и петроградских летчиков. Они летали на самолетах систем "Ньюпор", "Фарман", "Моран". С 18 августа базировались под Невьянском, а 31-го числа перелетели под Нижний Тагил. Вели воздушную разведку, бомбили позиции белых. Конечно, несколько кружащих хрупких аэропланов не могли существенно повлиять на ход сражения за Тагил, но порой их разведывательные действия оказывали большую помощь. Вылетали на боевые задания с восточной окраины города - за станцией Н. Тагил. В основном летали вдоль железнодорожных путей, обнаруживая эшелоны и бронепоезда противника. Белогвардейцам это, конечно, очень не нравилось, и 3 сентября ночью они задумали совершить диверсию. Несколько всадников пытались прорваться на аэродром, но охране удалось отбить атаку.

    В дальнейшем произошло большее ЧП, вернее, предательство. Командир отряда А. Муратов - бывший офицер российской армии - решил перейти на сторону белых. В полет он собрался капитально, надел на себя новый костюм, поверх летный комбинезон, собрал чемоданы. Курс был проложен на Екатеринбург. Вторым самолетом (летали двойками) управлял летчик Д. Пятницкий. Когда подлетели к Медному руднику (под Екатеринбургом), Муратов дал Пятницкому сигнал совершить посадку, но последний, вовремя разобравшись, что на посадочной полосе белые, развернулся, набрал высоту и через несколько часов доложил командованию о случившемся.

    Но на этом история с побегом Муратова не закончилась. В 1919 году он совершил второе предательство - перешел на сторону красных со всей своей авиачастью. В дальнейшем он служил в РККА до 1932 года и скоропостижно скончался...

    13 сентября 1918 года в Нижний Тагил прибывает еще один авиаотряд - четыре самолета - под командованием И. Железнова. Но это мало помогло.

    К 21 сентября боевая обстановка у Тагила обострилась до предела. Летчикам пришлось всю ночь провести у самолетов, чтобы с рассветом улететь в тыл. Ночью тогда еще летать не умели. Электронная версия historyntagil.ru. Поэтому лишь утром, уже под стук пулеметных очередей противника, восемь крылатых машин, можно сказать, в самый последний момент сумели оторваться от земли. Но тут новая напасть: аэродрома не было. Пришлось каждому совершать посадку на свой страх и риск. Четыре машины были сильно повреждены. Наконец, решили на станции Кушва разобрать часть железнодорожного пути, вырубить кустарник и оборудовать площадку 70х400 метров.

    Дальше новые неприятности. 29 сентября при бомбардировке Верхней Салды погиб летчик Алексей Упоров.

    Реванш удалось взять через полмесяца. 16 октября летчики Ф. Граб и А. Шульц на самолете "Кэмел" провели удачный воздушный бой с "Ньюпором" белых. Произошло это недалеко от Кушвы. Кстати, этот бой наблюдал будущий Маршал СССР К.К. Рокоссовский, воевавший в те годы в наших краях.

    "Ньюпор" удачно зашел в хвост "Кэмел", но Шульц, развернув пулемет, выпустил в "Ньюпор" весь диск. Это был первый боевой счет красной авиации на Урале.

    А 30 октября все самолеты были направлены под город Уральск, в 25-ю дивизию, которой командовал В.И. Чапаев. Такова была краткая (август - октябрь 1918 г.), но полная драматизма история красного авиаотряда.

Сергей ПУДОВКИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 17.12.03.

Главная страница