В надежде на былую славу город ждет своего Мидаса

    Перед приездом в Нижний Тагил премьер-министра РФ В.В. Путина журналисты одной из самых влиятельных газет Америки – The New York Times побывали в нашем городе.

     Американские коллеги – корреспондент Эллен Барри и фотограф Джеймс Хилл несколько дней собирали информацию о предстоящем визите второго лица России, о том, как его намерены встречать в Нижнем Тагиле. С согласия Эллен, мы предлагаем вниманию читателей взгляд на нас со стороны Америки – статью "In Search of Former Glory, a City Welcomes Its Midas", опубликованную в The New York Times. При переводе мы постарались максимально точно передать стилистику и факты, изложенные в этом материале. Также при оформлении статьи были сохранены и фотоиллюстрации американских журналистов.

    НИЖНИЙ ТАГИЛ, Россия. Утром в понедельник, как и в любое другое утро, рабочие толпой проходили через проходные УВЗ, а жены и матери спешили по своим делам по покрытому льдом проспекту Вагоностроителей. Во всем этом промышленном муравейнике был только один человек, который имел значение, – тот, кто проедет через главную проходную утром во вторник.

    В то время как город готовился к визиту премьер–министра Владимира Путина, жители с улыбкой повторяли строчку из стихотворения XIX века о ссорящихся крестьянах: "Вот приедет барин, барин нас рассудит". Эта фраза стала мантрой в Нижнем Тагиле, городе с населением в 400 тысяч человек, зависящих от двух колоссальных построек советской эпохи – металлургического комбината и Уралвагонзавода, производящего танки, вагоны и другое машиностроительное оборудование.

    Проблемы внутри предприятия стали явными, когда УВЗ начал увольнения рабочих и сокращения зарплат. Торговцы мясом на Вагонке, работающие по соседству с 28 тысячами заводчан, уменьшили продажу мяса на 50 процентов. Резко возросло уличное воровство. Магазины закрылись. С садовых участков исчезли овощи. Наступление зимы не принесло жителям Вагонки новых надежд. Но потом они услышали, что приезжает Путин.

    Путин приедет, и в городе все пойдет нормально, – говорит Надежда Шамова. – Он удивительный человек. Великий человек. Это чудесно, что он приезжает.

    Максим Пазников, 39 лет, бизнесмен до кризиса, а теперь водитель такси, откровенно говорит: "Все рассчитывают на него. Дайте им разобраться между собой на высоком уровне. В Пикалево все проблемы были решены за 2 часа".

    Спасителем промышленных городов Путин стал с июня 2009 года, когда он заставил бизнесменов Пикалево выплатить зарплату рабочим и реанимировать умирающий 50-летний завод, на котором держалась вся местная экономика. Рабочие ликовали, но экономисты критически отнеслись к прецеденту, считая подход Путина сфокусированным на решении краткосрочных социальных конфликтов, вместо того, чтобы обратить внимание на глубокие внутренние проблемы, такие, как разваливающаяся промышленная инфраструктура, низкая продуктивность труда рабочих и сотни моногородов, созданных советской плановой экономикой.

    На прошлой неделе Путин признал, что многие из его советников пытались отговорить его от поездки в Пикалево, моногород с 22 тысячами жителей около Санкт–Петербурга. Но он сказал, что продумал тактику успеха, позволяющую ему сделать этот бизнес предельно ясным и наказать руководство за растущую безработицу.

Это вокзал города. На горизонте видны трубы крупного предприятия. Город был престижным в советское время.

Это вокзал города. На горизонте видны трубы крупного предприятия. Город был престижным в советское время.

    "На самом деле, проблемы развивались десятилетиями", – сказал Путин на ежегодной пресс–конференции, которая транслировалась по российскому телевидению. "Как бы то ни было, мы сейчас ответственны как за ситуацию, за жизни людей и их финансовую безопасность, так и за их ментальное и эмоциональное состояние".

    Эти уроки не были утеряны на УВЗ, который принадлежит государству. За прошлый год количество заказов на вагоны значительно сократилось, но вместо того, чтобы прибегнуть к увольнениям, УВЗ перевел работников на две трети жалованья, говорит Борис Минеев, пресс-секретарь генерального директора завода. Сейчас 6 тысяч заводчан временно не работают, а за одну ноябрьскую неделю, когда из-за проблем с логистикой встал сборочный конвейер, их количество возросло до 11 тысяч. Они были заняты на общественных работах, получая за это дополнительную плату от государства.

    Несмотря на все усилия, последствия кризиса коснулись всего города. Рабочие, успокоенные последними благополучными годами, взяли на себя кредитные обязательства, и сейчас оказались в плену ежемесячных выплат. Галина Тешова, 56 лет, каменщица, уволенная с металлургического комбината, говорит, что Нижний Тагил – процветающий город в советские времена – кажется ей сейчас "умирающим".

    "Если бы у меня был шанс уехать, я бы не раздумывала ни минуты, – говорит Тешова. – Мы застряли здесь, потому что боимся покинуть наши квартиры и больше никогда не иметь других. Мы заложники собственного жилья".

Этот плакат говорит о том, что Уралвагонзавод поставил мировой рекорд, выпустив 100 000 танков в период с 1941 по 2006 годы.

Этот плакат говорит о том, что Уралвагонзавод поставил мировой рекорд, выпустив 100 000 танков в период с 1941 по 2006 годы.

    Марина Алексеенкова, аналитик московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал", говорит, что самая большая проблема УВЗ – это неэффективность: с чистыми убытками предприятие работало и в 2008 году, который был признан хорошим годом.

    Тяжелый удар заводу нанесли Российские железные дороги, самый крупный гражданский клиент, сокративший заказы. Помимо этого, он пострадал от потери имевшейся в советские времена монополии. Пришла пора конкурировать с украинской продукцией, добавляет Алексеенкова.

    Государство может рефинансировать долги УВЗ, создать оборонные заказы или стимулировать РЖД к увеличению заказов, но то, что нужно на самом деле, – это принципиально новая бизнес-модель, говорит она.

    "Эта ситуация возникла не только из-за кризиса, – говорит она. – Эта экономическая модель нежизнеспособна".

    Эти размышления кажутся далекими от жизни, глядя на то, как готовятся рабочие к встрече Путина. На домах, на замерзших просторах завода, повсюду развешаны оптимистичные лозунги: "Нас знают во всем мире!". "Военная продукция – работа для настоящих мужчин". "Чем сильнее регион, тем сильнее Россия!"

    Многие опрашиваемые рабочие говорили, что надеются на то, что Путин вернет их завод в ту защищенную нишу, которую заняло предприятие в советские годы, когда рабочие могли не беспокоиться о завтрашнем дне. Но это звучит как заветная мечта.

    "Ни бог, ни царь и ни герой не могут дать нам чувства полной уверенности, – говорит Игорь Усольцев, редактор ежедневной газеты "Тагильский рабочий". Наше общество тяготеет к неким легендам, примерно, как "Путин приедет, и все сразу станет хорошо". Но идет время, и люди начинают понимать, что только они могут изменить свою жизнь. Это переход к рыночной экономике. Они теряют свои иллюзии".

Елена СТАРКОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 15.12.2009.

Главная страница