На военном положении

    В 1942 году после окончания школы-семилетки я решила уехать в город Свердловск учиться в техникум на радиста. Ехала из Челябинской области, из города Касли, на подножке товарного состава, так как не было денег купить билет. В железнодорожном техникуме меня зачислили в группу "Радио и телеграф" без экзамена, ведь я закончила школу с почетной грамотой. Наш техникум находился на военном положении, училось 600 человек, в основном ребята, девчат было мало. Чтобы сходить в кино или театр, нужно было подать рапорт, получить увольнительную – не чаще одного раза в месяц.

    В то время нам выдавали по карточкам 500 г хлеба на день. Утром получишь его в столовой, и, пока поднимешься в свою комнату на третий этаж, половины уже нет. Вечером вместо ужина – танцы до 22:00.

    Вскоре нашу группу расформировали. Меня перевели на специальность "Подвижной состав электрических железных дорог", остальных девчат – в группу "Электроснабжение электрических железных дорог". В мае нас отправили в колхоз. Подъем в 6:00, в 6:30 – "диетический" завтрак – каша или пюре и стакан чая из морковной заварки. На машине отвозили в поле, работы были разные. Особенно тяжело было на молотилке: за тяжелым снопом нужно было наклониться, поднять его, положить в молотилку – и так с утра до вечера. Меня ставили все время на молотилку, по-видимому, по росту я подходила (я была выше ростом других девчат). Обедали 30 минут прямо в поле. В 20:00 привозили в общежитие, идти в столовую не было сил – только спать. Осенью производили расчет за полгода работы – 10 кг зерна.

    По окончании техникума я получила направление на работу помощником машиниста электровоза на станцию Свердловск-Сортировочный. Составы водили до Перми и обратно. На стоянке я брала кувалду весом 5 кг, ключ и "устраивалась" под электровозом крепить болты. Поработаешь кувалдой 30-40 минут – хорошо устанешь (мой вес был 40 кг). В рейс нам выдавали "наркомовский паек" – булочку и 300 г колбасы. Машинист ведет состав часов 12-15, а потом говорит: "Садись за контроллер, я пошел во вторую кабину спать".

    Когда на станциях дежурные встречали наш поезд, то всегда улыбались. Состав может быть сдвоенный (два электровоза), вагонов больше 40, а за контроллером – девочка-подросток.

    Так я проработала год, потом попала в аварию, получила сотрясение мозга и по состоянию здоровья была отчислена с железной дороги. Стала работать мастером контактной сети трамвайно-троллейбусного управления в Свердловске. После работы училась в вечерней школе. В 1952 году получила аттестат, поступила в Уральский политехнический институт. Была зачислена на отделение подготовки инженеров из лиц, окончивших техникумы. Закончила институт по специальности "Электрификация промышленных предприятий". Я работала на Уралвагонзаводе с февраля 1955 года по май 1987-го, руководила конструкторским бюро. В мае 1964 года конструкторское бюро было занесено в книгу "Трудовая слава завода", а в 1967-м ему было присвоено звание "Коллектив коммунистического труда".

Панна ШАРНИНА, ветеран труда, труженик тыла.

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 04.12.2015, №47.

 

 

Главная страница