Тагильские памятники (часть 2)

    ...Прошлый выпуск "Тагильских историй" вызвал неоднозначную реакцию некоторых наших Читателей, которые почему-то поголовно захотели остаться анонимными. Некоторые из них, видимо, восприняли отдельные моменты, связанные с памятниками нашего города, как личное оскорбление, о чём незамедлительно заявили в комментариях. Это нормально. Эпоха всеобщего "одобрямса" прошла, и информационные ресурсы открыты для дискуссий. Особенно порадовал тот факт, что среди наших Читателей есть профессиональные филологи и корректоры.

    ...Но прежде, чем продолжить рассказ о памятниках нашего города, коротко о ближайших планах этой рубрики.

    В следующий вторник, 6 августа, появится третья часть рассказов о тагильских памятниках, после чего мы планируем на время оставить эту тему в покое, и обратиться к другим страницам истории нашего города.

    Мы познакомимся с настоящим основателем Нижнетагильского завода, и попробуем разобраться в тайнах острова Сосновый; расскажем о том, чем клеймили продукцию на демидовских заводах и
обратимся к легендам и фактам, связанным с подземными ходами Нижнего Тагила. А, кроме того, Читатель узнает реальную историю появления Демидовых на Урале, и познакомится с биографией и делами выдающегося тагильского механика, геолога, изобретателя Фотия Ильича Швецова. Так же Читатель сможет узнать об истории появления металлургических заводов на Урале в XVII – XVIII веках, и о том где впервые появились тагильские пароходы.

    А пока, продолжим...

*** *** ***
...Самым известным памятником, имеющим отношение к Нижнему Тагилу, безусловно, является Статуя Свободы — Liberty Enlightening the World или, как её чаще называют жители Соединённых Штатов, "Леди Свобода", установленная на острове Бедлоу, что расположен в трёх километрах от Манхэттена (Нью-Йорк). Среди тагильчан с незапамятных времён ходит легенда, что "Статуя Свободы" сделана из тагильской меди. Так ли это?

    ...Забавно, но сами американцы точно не знают о происхождении материалов, из которых состоит памятник. По официальной версии, саму "Свободу" изготовили во Франции из меди, закупленной в Норвегии, а основание монумента изготовили в США из цемента, купленного в Германии. Мало кто знает, что установка этого памятника была совместным франко-американским проектом. Причём, проектом вовсе не государственным.
Но некоторые американские историки утверждают, что изготовлением медного листа, из которого собрали "Леди Свободу", занимался "мистер Демидофф".

    Французские источники также не баловали обилием информации: до недавнего времени было известно лишь, что детали памятника были изготовлены на судоремонтном заводе "Martini", на Чёрном море. На этот счёт имеются документальные свидетельства.

Открытие памятника Свободы (худ. Э. Моран)

Открытие памятника Свободы (худ. Э. Моран)

    Поисками истины несколько лет назад занялись тагильские краеведы-любители.

    Довольно быстро выяснилось, что французский завод "Мартини" находился в городе Николаев, и в 1895 г. был приобретён бельгийским "Анонимным обществом корабельных верфей, мастерских и плавилен в г. Николаеве" и назывался "Общество судостроительных, механических и литейных заводов". В 1911 г. он перешел французскому "Обществу Николаевских Заводов и Верфей" и стал называться "Наваль". Ныне, это Черноморский судостроительный завод. Правда, на самом заводе о причастности к рождению Статуи Свободы знали тоже на уровне слухов.

    Параллельно, преимущественно по частным каналам, шли поиски во Франции и Соединённых Штатах.

    И вскоре стали известны некоторые интересные факты. Например, что автор Статуи Свободы — французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди ещё в 1860 году обращался к Анатолию Николаевичу Демидову за помощью "в приобретении сорока тонн меди для реализации проекта "Свет Азии" в Египте", и "встретил полное понимание с его стороны". Те, кто интересовался историей создания этого памятника, знают, что изначально эта исполинская дама планировалась к установке в Порт-Саиде, и должна была называться "The Light Of Asia" — "Свет Азии". Но тогда у египтян не было средств на доставку и установку памятника, и Бартольди отказали.

    Обнаружились и таможенные документы на 214 маркированных ящиков с частями памятника, где пунктом отправления значился город Николаев. Возникал вопрос: если "Леди Свобода" была изготовлена в России, зачем было везти для неё медь из Норвегии? Не слишком ли накладно?

    Разгадка нашлась в воспоминаниях Марии Павловны Демидовой-Абамелик-Лазаревой и письмах Елима Павловича Демидова, найденные в архивах Софии Илларионовны Воронцовой-Дашковой.

    Дело в том, что инициаторами проекта выступили французские и американские масоны. Они организовали сбор средств на памятник по обе стороны океана, и они же финансировали все расходы по реализации проекта. Кстати, и сам отец "Леди Свобода" — Фредерик Бартольди – с 1875 года являлся членом Эльзасско-Лотарингской масонской ложи. Но в России масонское движение было запрещено ещё в 1822 году высочайшим рескриптом Александра I. Демидовы же в те годы тайно поддерживали тесные связи с масонами Франции и Германии, и обращение к ним напрямую могло бы скомпрометировать уральских заводчиков в глазах царя. Вот тогда то и была придумана "норвежская схема", которая давала возможность Демидову поставить медный лист для памятника, не вызывая подозрений у властей.

    Однако, медь на Статуе Свободы не тагильская. Точнее, тагильская наполовину.
Медную руду Демидовы купили у заводчиков Пашковых, которые тогда владели знаменитыми Верхоторскими рудниками и Воскресенским заводом под Уфой. Пашковы бились за сохранение своего производства, и отчаянно демпинговали на рынке, прося за руду самую низкую в России цену. Купленную руду перевезли в Нижний Тагил, где из неё изготовили медный лист. А уже из Тагила медь поехала в Николаев.

    Но оказалось, что медные "одежды" Свободы не единственный вклад Демидовых в этот памятник.
Не так давно выяснилось, что в основании постамента "символа свободы и демократии" наряду с прочими были использованы стальные рельсы фирмы "Гловер", которая занималась постройкой паровозов и прокатом рельсов. А железо для своих изделий "Гловер" закупал у Демидовых.

    Такова вкратце история тагильского вклада в создание одного из самых известных памятников в мире...

    ...Но перенесёмся из Нью-Йорка домой, в Нижний Тагил.

    Есть в нашем городе ряд памятников, существование которых вызывает у последнего поколения недоумение и даже непонимание. Отчасти, просто потому, что юные тагильчане не знают, кому и за что установлен монумент. Например, памятник Григорию Быкову, что стоит на улице его же имени.

    Признаться, даже те, кто родился в Тагиле в начале 60-х, знали о Быкове крайне немного.
А между тем, Григорий Семёнович Быков в официальных источниках значится, как первый рабочий корреспондент Нижнего Тагила и "великан рабселькоровской армии". Известно было так же, что в апреле 1935 года он был злодейски убит бывшими белогвардейцами и кулаками, которые гуляли бандой в пригородных лесах.

Памятник Г.С. Быкову на Вые

Памятник Г.С. Быкову на Вые

    О нём писали только, как о гениальном рабочем писателе и журналисте, "положившим жизнь на алтарь строительства светлого будущего трудового народа". Но история Григория Быкова не так проста и однозначна.

    Рано лишившись отца, в 1918 году 12-летний Гриша был вынужден пойти зарабатывать, чтобы кормить семью —  больную мать, престарелую бабушку и двух малолетних братьев. Работать Грише не понравилось и он, даже не сказавшись родным, отправился бродяжничать.

    Пока будущий гений пролетарского пера шатался по городам и весям, мать, братья и бабушка умерли от голода и тифа. Вернувшись в Тагил в возрасте 17-и лет, Быков поступает на работу на рудник, где сразу же, если верить официальной версии, и открывается его писательский талант.

    На деле же, всё обстояло не так гладко.
В 19-ть лет Гриша женился, и его избранница с удивлением обнаружила, что суженный совсем не умеет ни читать, ни писать. Но, так или иначе, в 1930 году в газете "Рабочий" впервые была опубликована его статья. А дальше – больше.

    Большинство современных тагильчан понятия не имеют, о чём писал рабочий Быков.
Слабо представляло себе это и предыдущее поколение. Оказывается, ничего особо выдающегося его творчество собой не представляло. Григорий Быков подвизался на благодатной в ту пору теме — вскрывал недостатки и разоблачал вредителей. Причём, зачастую под "острое революционное перо" рабкора попадали и совсем невиновные люди. Вплоть до середины 70-х ходили по старой Вые мрачные слухи о нелицеприятной деятельности Гришки Быкова.

    В 1934-м Быков уже депутат городского совета, заместитель начальника финсекции горсовета, член редколлегии. Вместе с другими менее именитыми рабочими корреспондентами он создаёт группу по содействию прокуратуре, которая выявляла всевозможных спекулянтов, торговцев, бывших белогвардейцев, добиваясь конфискации их имущества и лишения избирательных прав.

    В конце концов, 12 апреля 1935 года Быкова нашли зарезанным близ того места, где ныне стоит памятник ему. По делу об убийстве рабкора арестовали немало так называемых "бывших". Непосредственными убийцами были признаны сын бывшего белобандита Яков Мокров и сын кулака Иван Сеченов. Их и расстреляли. Остальные 13 человек, проходящих по делу, отделались различными сроками заключения. Никто из 15 арестованных своей вины не признал.

    Спустя много лет выяснилось, что в 15 апреля 1935 года Быков должен был отправиться на учёбу в Свердловск. В день убийства он получил очень приличные командировочные и по пути домой завернул в пивную. Известно было и имя того, с кем он выходил из пивной. Но тогда, в 1935-м, версия банального ограбления даже не рассматривалась следствием...

    ...Памятник пролетарскому писателю Алексею Петровичу Бондину — в прежние годы весьма известной в Нижнем Тагиле личности — установлен, как и полагается, на его могиле. Вот только могила писателя располагается не на погосте, а в главном городском Парке Культуры и Отдыха. Так получилось.

Памятник А. П. Бондину
Памятник А. П. Бондину

    В отличии от Быкова, Алексей Петрович Бондин был настоящим писателем и журналистом.

    Его статьи, очерки, рассказы и повести публиковались в различных журналах и газетах, выходили отдельными книгами. Его творчество высоко ценили Максим Горький и бригадный комиссар Булыга, известный нам больше, как писатель Александр Фадеев, а в 1934 году Алексей Петрович стал членом Союза писателей СССР.

    Некоторые историки полагают, что своей известностью в литературных кругах Бондин был обязан дружбе с Павлом Петровичем Бажовым, который был известен в ту пору не столько как писатель, сколько как выдающийся чекист и ЧОНовец... Впрочем, это уже другая история.

    ...Одно время Нижний Тагил испытывал острый недостаток в памятниках и, видимо, поэтому тагильчане в какой-то момент своевольно приравняли садово-парковую скульптуру к разряду памятников.

    Так произошло со скульптурной композицией московского художника М. Г. Манизера, названной автором "Юность. В стране радости и счастья".

Скульптурная композиция московского художника М. Г. Манизера, названная автором "Юность. В стране радости и счастья".

    Скульптура была подарена городу московскими и ленинградскими деятелями культуры, жившими в городе в эвакуации, в знак благодарности за оказанное гостеприимство.

    Когда "Юность..." появилась в маленьком садике возле Музея изобразительных искусств, в среде местной интеллигенции её тут же окрестили "Памятником освобождённому сексу", по аналогии с "Памятником освобождённому труду" (оригинальное название "Давид освобождённый"), который украшал главную площадь Свердловска в период с 1920 по 1926 гг.

"Памятник освобождённому труду", он же "Давид освобождённый", он же "Ванька голый"

"Памятник освобождённому труду", он же "Давид освобождённый", он же "Ванька голый"

    Свердловчане, давшие памятнику прозвище "Ванька голый", пять лет настойчиво требовали от местного Совета надеть на шестиметрового мужика хотя бы фартук. В конце концов, колосса с площади убрали. Во время демонтажа, "Освобождённый труд" нечаянно упал, расколовшись на несколько частей. Горожане с энтузиазмом собрали Ванькины останки и торжественно утопили в пруду.

    Жители Нижнего Тагила оказались более терпимыми к обнажённой натуре, и даже с гордостью показывали её гостям города. Более того: ни у кого, даже у партийных деятелей города, никогда не возникало мысли надеть на молодых людей нижнее бельё.
Кстати, никаких поверий, связанных с гениталиями парочки, среди тагильчан не существует...

    ...Не так давно, к "Юности..." подселили ещё одну скульптуру, которая в кругах, близких к автору произведения, носит название "Лесная нимфа".

Лесная нимфа

Лесная нимфа

    Первоначально, "Нимфа" была установлена на Вагонке, в скверике между бывшими магазинами "Галантерея" и "Парфюмерия", на пр. Вагоностроителей. Но аборигены почему-то с первых дней невзлюбили сидящую, декольтированную молодую женщину с копытами вместо ног. Бедняжку не раз обливали краской, постоянно устраивали у постамента свалки мусора, а злобные старухи без конца писали районным властям жалобы с требованием снести "дьяволицу". И, в конце концов, чтобы спасти "Нимфу" от линчевания, скульптуру перевезли в более цивилизованный район города...

    ...Было бы странно, если бы в Нижнем — родине первого российского паровоза — не стояло бы памятника этому самому паровозу. И таких памятников стоит аж два. Но всё же первый памятник тагильскому паровозу появился в Свердловске в 1978 году у здания ДК железнодорожников.

памятник тагильскому паровозу в Свердловске

Памятник паровозу Черепановых в Свердловске (фото 1978 г.)

    А в Тагиле памятники черепановским паровозам взошли на постаменты уже в "перестроечный" период, когда в полный голос заговорили о создании "города-музея" и "Демидов-парка".

    Почему "паровозам"? Потому, что паровозов было два. А точнее — три.
Здесь надо сделать небольшое отступление в историю...

    ...Свою первую паровую машину крепостной плотинный Ефим Алексеев Черепанов построил в 1820 году. Машина приводила в движение токарный станок и заменяла труд двух рабочих. Изобретение продвинуло его автора по карьерной лестнице из плотинного в старшие механики. После чего при заводах и рудниках появились другие паровые машины — рудоподъемные, водоотливные, винторезные, строгальные. В 1824 году Ефим был поставлен во главе "Механическаго заведения" при Выйском медном заводе и повышен до главного механика. Формально "заведение" предназначалось для прохождения практики недорослями, обучающихся в Выйском училище (говоря современным языком, это был своего рода учебно-производственный комбинат). В основном же во дворах этого УПК разрабатывались и создавались различные ноу-хау для демидовских шахт и заводов. В 1830-м Ефим сотоварищи предложили хозяевам целый пакет проектов, связанных с использованием силы пара. Часть этих проектов была отвергнута, часть принята. В числе принятых к производству был и "пароходный дилижанец для перевозки руды, угля и дров". Ефиму и его старшему сыну Мирону были даны "вольные", десять тысяч рублей серебром для реализации проекта и обещание отпустить на волю весь род механиков, если "пароход сей будет построен и проедет хошь версту". Так что к постройке паровоза Черепанов-отец и Черепанов-сын приступили уже вольными людьми.

    Официальной датой пуска первого паровоза считается 1834-й.
Однако есть все основания полагать, что ходовые испытания произошли двумя годами раньше: в 1833 году Ефим Черепанов получил от царя серебряную медаль "за создание уникальной паровой машины", а в перечне всех черепановских изобретений на звание уникальной подходит только паровоз...

    Первый паровоз сделал несколько показательных рейсов, и вскоре был поставлен на прикол. По другим данным, он был вывезен Анатолием Демидовым во Флоренцию. Второй паровоз, который построили знаменитые тагильчане в 1835 году, был в два раза мощнее первого и уже реально работал на Меднорудянском (Швецовском) руднике в течении пяти лет.

    В 1839-м Черепановы построили третий паровоз. Он стал действующим учебным пособием при Выйском училище, а в 1903 году был передан в Музей железнодорожного транспорта Петербурга.

    ...Что касается памятников первому паровозу в Нижнем Тагиле, то один из них стоит у входа в городской краеведческий музей, а второй во дворе дома-музея Черепановых:

Макет паровоза Черепановых у музея-заповедника

Макет паровоза Черепановых у музея Черепановых
Сами паровозы не настоящие. Это макеты: паровоз, стоящий у краеведческого музея был изготовлен в 1948 году, а его брат создан на полвека позже...

*** *** ***

    В третьей части нашего рассказа Читатель узнает о забытых памятниках, памятниках, которые ставить было необязательно, и памятниках, чья история была искажена или приведена к общему знаменателю.

   
• При подготовке использовались документы ГАСО, письма из архива М. П. Демидовой-Абамелик-Лазаревой (Флоренция), частного архива Воронцовых, архивы автора.
• Все фотографии заимствованы из открытых источников

    30.07.13


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница