Сталинский сокол

    Имя лётчика Павла Андреевича Пологова было хорошо известно тагильчанам в советский период. В городском краеведческом музее в экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, посетители могли видеть картину известного художника и иллюстратора Нисского "Подвиг Героя Советского Союза П. А. Пологова". Георгий Григорьевич изобразил, как ему казалось, самый яркий эпизод из фронтовой биографии Пологова – таран, совершённый 3 апреля 1944 года в воздушной схватке с превосходящими силами противника. "Воздушный таран, на охваченном пламенем самолёте – это ли не есть истинное проявление героизма советского человека в стремлении защитить свою Родину?..", — писал позднее Г. Г. Нисский, — "И не случайно за этот подвиг лётчик был удостоен высоко звания Героя Советского Союза".

Подвиг Героя Советского Союза П. А. Пологова (худ. Г. Г. Нисский)

Подвиг Героя Советского Союза П. А. Пологова (худ. Г. Г. Нисский)

    Георгий Григорьевич заблуждался. Золотую звезду Героя и орден Ленина лётчик-истребитель П. А. Пологов получил не за этот подвиг, а девятью месяцами ранее…

    Павел Андреевич Пологов родился 23 сентября 1913 года в заводском посёлке Нижнетагильский, в семье Андрея Ивановича и Евдокии Никаноровны Пологовых. Отец будущего Героя работал на железной дороге, мама была домохозяйкой. Семья жила бедно, держала небольшое хозяйство.

    В 1917 году Андрей Иванович Пологов вступил в отряд Красной Гвардии, и через полтора года погиб в боях с колчаковцами. Уже тогда Павел решил, что станет военным. "…Долго мечтал стать моряком", — вспоминал впоследствии Павел Андреевич, — "Ребята надо мной посмеивались: какой, мол, из тебя моряк, если ты плавать не умеешь. Пришлось научиться…"

    Закончив 6 классов, Павел Пологов поступает в школу ФЗУ (позднее СПТУ № 93) и в 1927 году, закончив обучение, устраивается слесарем в доменный цех, на бывший демидовский завод. Мечту о военной службе юноша не забыл. Он активно участвует в движении ОСОАВИАХИМ, поступает в аэроклуб. Осенью 1934 года Павел Пологов по комсомольской путёвке добровольно вступает в ряды РККА, и направляется в Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Оренбург. Год спустя в числе 50-ти лучших выпускников он отправляется в Борисоглебск, во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота, а после её окончания в 1937-м, получает назначение в Забайкальский военный округ.

Советский истребитель-бомбардировщик И-153 «чайка»

Советский истребитель-бомбардировщик И-153 "чайка"

    "Летали тогда на "ишачках" — истребителях И-16, на "чайках" И-153, на И-15бис", — вспоминал Павел Андреевич позднее, — "Нам приходилось осваивать разные самолёты. Но кроме плановых полётов много времени отнимало изучение матчасти, теоретические занятия…"

    Первый сбитый вражеский самолёт Павел Андреевич Пологов записал на свой счёт в 1939 году в ходе боёв на реке Халхин-Гол. Это был японский истребитель Ki-27.

Японский истребитель Ki-27 (или И-97)

Японский истребитель Ki-27 (или И-97)

    "…Нам сообщили, что вблизи наших позиций рыщет "абдула"*. Командир полка поставил задачу перехватить японца, и если не будет возможности посадить, уничтожить его", — вспоминал Павел Андреевич, — "Мы вылетели на поиски двумя звеньями, но обнаружили вражеский самолёт поздно – кончалось горючее. Пришлось сбивать. Потом выяснилось, что на японце стояла фотоаппаратура…"

    За этот боевой вылет молодой лейтенант Пологов был награждён орденом Красного Знамени…

    …По окончании боевых действий в Монголии, П. А. Пологов был направлен в распоряжение 6-го истребительного авиационного полка**, который базировался на Украине. Полк был оснащён 59-ю самолётами И-16, и готовился к перевооружению на "яки", которое намечалось на конец лета 1941 года.

Советский истребитель И-16

Советский истребитель И-16

    Первый день войны Павел Андреевич Пологов встретил на аэродроме в Черновцах.

    Утром 22 июня половина наших самолётов сгорела на взлётной полосе и в ангарах в результате удара немецкой авиации. Лётчики спрятали оставшиеся машины в лесополосе, а сами вместе с батальоном аэродромного обслуживания начали готовиться к отражению наземной атаки.
23 июня полк был временно переведён в Тернополь. Лётчики, оставшиеся без машин, жёны и дети младшего комсостава были отправлены в тыл.

    Спустя три дня Павел Пологов вылетел на боевое задание.
Эскадрилье капитана Тараненко была поставлена задача, прикрыть наши обороняющиеся части в районе Житомира. Взлетели вшестером, и вскоре встретили два десятка "Юнкерсов". Истребители прикрытия отстали, и комэск дал команду атаковать. В ходе того боя советские лётчики вынудили гитлеровцев повернуть назад…

    …Тем временем, обстановка на фронтах осложняется. Павел Андреевич отправляет на Урал жену Валентину и сына Владимира. Они доберутся до Свердловска лишь через месяц.

    В течение первых двух месяцев войны П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично один немецкий самолёт, и ещё два в составе группы. 30 августа 1941 года лейтенант Пологов в воздушном бою был тяжело ранен, и эвакуирован сначала в харьковский госпиталь, а затем в Оренбург, где его прооперировали. Ранение оказалось серьёзным. Врачи вели разговоры о списании Пологова в запас.

    Новый 1942-й год Павел Андреевич встречал в Нижнем Тагиле в кругу семьи, куда он приехал с женой и сыном. За столом собрались почти все родственники, кроме младшего брата — Юрия. Тот окончил школу танкистов и служил в запасном полку в Челябинске. К празднику прислал домой поздравительное письмо: сетовал, что на фронт пока не отпускают. В Тагиле Пологов прожил два месяца. В управлении кадров военно-воздушных сил Пологову предложили заняться подготовкой курсантов в военном училище истребительной авиации.
— У вас богатый опыт, воюете с тридцать девятого на всех типах машин. Орденоносец. Кому, как не вам, учить молодых? — убеждал полковник из управления кадров.
Павел наотрез отказался. Разговоры о работе в училище продолжались ещё не один день. Пологов просился на фронт. В итоге его назначили штурманом 737-го истребительного авиаполка. Командиром полка был подполковник Мазуркевич.

    Несмотря на то, что 737-й истребительный авиаполк находился в резерве, новому штурману полка сразу же пришлось с головой окунуться в работу.
Предстояло организовать прием пополнения, состоящего в основном из выпускников авиаучилищ, наладить боевую подготовку личного состава, срочно получить и доставить с авиазавода самолеты самой последней конструкции — ЛаГГ-3 и обучить личный состав полётам на новой машине.

Советский истребитель ЛаГГ-3

Советский истребитель ЛаГГ-3

    Уже 24 мая 1942 года 737-й ИАП прибыл на Брянский фронт, на аэродром Плавск, и был включён в состав 207-й истребительной авиационной дивизии. В июне 1942 года Павел Пологов совершил 21 успешный боевой вылет, в любых условиях обеспечивая выход истребителей на заданную цель. Неоднократно в составе группы участвовал в сопровождении штурмовиков Ил-2, не допустив при этом ни одной атаки вражеских истребителей на штурмовики. По инициативе Павла Андреевича, в штурмовке вражеских позиций, колонн и укрепрайонов стали принимать участие и лётчики полка — благо, истребители ЛаГГ обладали мощным вооружением, и были способны нести на подвесках бомбы или РСы.

    В воздушных боях за этот период П. А.Пологов сбил 3 немецких истребителя Ме-109, а 23 июня 1942 года участвовал в штурмовке немецкого аэродрома, в ходе которой были уничтожены ангар, топливный склад и 25 самолётов противника.

    Через месяц дивизия, в которой служил Павел Андреевич, была передана на Воронежский фронт и осуществляла прикрытие наземных войск в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции. В ноябре 1942 года 737-й истребительный авиационный полк был передан в состав 227-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии, и принимал участие в Среднедонской операции. В это же время Пологову было присвоено звание капитана.

Лётчик-истребитель П. А. Пологов (фото 1942 г.)

Лётчик-истребитель П. А. Пологов (фото 1944 г.)

    В июне 1943 года Павел Андреевич — уже майор, командир эскадрильи. На его счёте 365 боевых вылетов и более 90 воздушных боёв, 18 самолётов противника сбито лично и ещё 12 в составе группы. В ходе одного из воздушных боёв его эскадрилья уничтожила 15 гитлеровских самолётов, а сам Пологов сбил три самолёта лично и ещё два, действуя в группе.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Пологову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В те дни многие малотиражные фронтовые газеты вышли с заголовком "Полку сталинских соколов прибыло"***.
Заметка о Павле Андреевиче появилась и в "Красной Звезде".

    7 июля 1943 года, в самом начале Курской битвы, Павел Андреевич был вызван в штаб корпуса, где ему досрочно присвоили звание подполковника и зачитали приказ о назначении на должность командира 163-го истребительного авиационного полка. В этой должности он принимал участие в Курской битве. Тогда Пологов ещё не знал, что в сражениях на Курской дуге принимает участие и его младший брат. О том, что Юрий Андреевич Пологов погиб в танковом бою под Герасимовкой, Павел узнает лишь через полгода…

    …До середины осени 1943 года полк под командованием подполковника Пологова участвовал в боевых действиях в небе Орловской, Брянской областей, и на востоке Белоруссии. В ноябре 1943 года полк был выведен для отдыха и пополнения на аэродром Рогань в Харьковской области…

    …Здесь надо отметить, что за годы войны Павел Андреевич успел полетать практически на всех типах советских истребителей — И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5. Однажды ему предложили американский самолёт P-39N — знаменитую "аэрокобру", но Пологов отказался.

Советский истребитель Як-1

Советский истребитель Як-1

    "…В конце сентября 1944 года меня откомандировали в тыл, получать новый самолёт…", — позже вспоминал Павел Андреевич, — "Тогда была такая мода: Героев Советского Союза пересаживать на американские или английские истребители, которые приходили к нам по ленд-лизу. Вроде, как лучшие лётчики должны летать на лучших самолётах. Пришли мы в ангар, где стояли несколько "аэрокобр", говорят мне "Выбирай!". Я в отказ. "Зачем же ты сюда приехал?", — спрашивают. "Получать новую машину", — отвечаю. "Ну?" "Мне бы "лавку****"", — говорю. "Вот, чудак !.." — рассмеялся один полковник, — "Эта же лучше". "Может, эта и лучше", — отвечаю, — "Только механики жалуются, что запчастей на них не достать…" Полковник махнул рукой: "На тебя не угодишь. Нет "лавок", хоть что делай. Ладно… Недели через две приезжай. Поступят новые "яки". Возьмёшь"
Ла-5 Пологову всё-таки удалось достать…

Советский истребитель Ла-5

Советский истребитель Ла-5

Советский истребитель МиГ-3

Советский истребитель МиГ-3

    15 Марта 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, подполковник П. А. Пологов совершил тот самый таран, который много лет спустя воспроизвёл на своей картине художник Г. Г. Нисский.

    В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских самолётов, которые летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу возглавил подполковник Пологов. Вот как описывала эту схватку дивизионная газета:
"Вскоре наши лётчики заметили Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать транспортники, а сам пошёл в атаку на истребители. В первые же минуты боя П. А. Пологов сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей. Взмыв вверх, наши "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Пологов пытался резким маневром уйти из-под вражеской атаки, но было поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Но это не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.
Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно. Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение немецкого транспортника…"

    Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не смог расстрелять его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение: "На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта. Но при этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем "Яке" врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории…"

    …После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно — Воздушную академию, и по их окончанию вернулся в полк.

Герой Советского Союза, командир 163-го ИАП, Павел Андреевич Пологов

Герой Советского Союза, командир 163-го ИАП, Павел Андреевич Пологов

    Через несколько лет он вышел в запас по состоянию здоровья.

    Сначала Пологов приехал в Нижний Тагил, и хотел поступить работать на завод им. Куйбышева, где, по его словам, работали его дед и прадед. Но не получилось: медики не пропустили боевого лётчика на "горячее" производство. Павел Андреевич уехал в Свердловск, и вскоре устроился на Свердловский турбомоторный завод диспетчером производственного отдела. На "Турбинке" сталинский сокол Пологов и проработал более 20 лет.

Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны П. А. Пологов

Герой Советского Союза, ветеран Великой Отечественной войны П. А. Пологов

    Интересно, что Павла Андреевича приглашали в качестве консультанта Евгений Оноприенко и
Александр Сацкий, когда вместе с Леонидом Быковым писали сценарий к фильму "В бой идут одни "старики"". Как оказалось, с Оноприенко Пологов познакомился в госпитале, а после войны их пути не раз пересекались.

    После выхода на пенсию Павел Андреевич активно занимался общественной деятельностью, работал гидом в заводском музее боевой и трудовой славы, встречался с военнослужащими в частях УрВО, с призывниками, а также писал воспоминания. Позднее писатель А. С. Абрамов собрал их в документальную повесть "Последняя атака лидера".

    Павла Андреевича Пологова не стало 22 ноября 2001 года.

Памятник на могиле П.А. Пологова

    ————————————————————
* — "абдула" — прозвище японского истребителя Ki-27 (или И-97);
** — 6-й ИАП (истребительный авиационный полк) в 1944 году был переименован в 149-й ИАП; во многих современных рассказах фигурирует под своим новым названием;
*** — "сталинскими соколами" было принято называть лётчиков – Героев Советского Союза;
**** — "лавка" — прозвище истребителя Ла-5, бытовавшее у советских лётчиков

     

    24.02.2015


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница