Выйско-Никольская церковь

    Нижний Тагил славился не только своими заводами и их продукцией, талантливыми крепостными механиками и их изобретениями, но и своим архитектурным образом. Здания заводоуправления и заводской больницы, купеческие особняки и дачи, величественные церкви с богатым убранством – всё это делало заводской посёлок похожим на маленький город. И практически все, кто побывал в Нижнетагильске в дореволюционный период, неизменно отмечали это в своих путевых дневниках или письмах.

    Церкви Нижнетагильского посёлка – а их на момент вступления в силу декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства" от 23 января 1918 г. было десять – вызывали восхищение у всех гостей Нижнего Тагила, от заезжих купцов до крупных государственных чиновников.

    Например, вот, что писал в своём дневнике известный уральский географ, этнограф, краевед, один из основателей и почётный член "Уральского Общества Любителей Естествознания" (У.О.Л.Е.) Наркиз Константинович Чупин:

    "…По совету любезного Ивана Дмитриевича Б. провёл два дня минувшей недели в Нижнетагильске за подробным осмотром здешних церквей и часовен. До сих пор нахожусь в приятном изумлении. Особые впечатления остались от посещения церкви Святых Николая, Павла и Анатолия…"

Выйско-Никольская церковь

    Церковь Святых угодников Николая, Павла и Анатолия, или как её чаще называли у нас Выйско-Николаевская (или Выйско-Никольская), была заложена в 1835 году на Выйском поле. Автором проекта был талантливый петербургский архитектор Александр Христофорович Крих.

    Однако через год после начала строительства А. Х. Крих умер, и по просьбе Демидовых проект доработал и курировал другой известный российский архитектор, родоначальник так называемого "русско-византийского стиля", Константин Андреевич Тон.

Константин Андреевич Тон (худ. К. П. Брюллов, 1820-е гг.)

Константин Андреевич Тон (худ. К. П. Брюллов, 1820-е гг.)

    К. А. Тон внёс значительные изменения в проект храма с учётом новых пожеланий заказчиков. По их замыслу новая церковь должна была стать родовой усыпальницей акинфиевой ветви Демидовых, начиная с Николая Никитича. Строительство продолжалось десять лет и завершилось в 1845 году. Современники отмечали, что новая тагильская церковь представляет собой "…здание обликом внушительное, о пяти красномедных куполах, с высоким мощным цоколем, походящее  на московский храм Христа Спасителя…"

Церковь Святых угодников Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольская) (фото конца XIX в.)

Церковь Святых угодников Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольская) (фото конца XIX в.)

    Фасад церкви делился пилястрами на пять частей, которые завершались лучковыми фронтонами. Крышу храма покрывали листы кованой красной меди, высокий цоколь был облицован толстыми чугунными плитами. Чугунными плитами был выложен и пол церкви. Внутри храма было светло и просторно. Все отмечали и превосходную акустику помещения.

Поперечный разрез церкви Святых угодников Николая, Павла и Анатолия (репродукция)

Поперечный разрез церкви Святых угодников Николая, Павла и Анатолия (репродукция)

    Территория храма была огорожена ажурной решёткой, выполненной мастерами знаменитого в те годы Механического заведения при Выйском заводе. Особое внимание уделялось качеству кладки и самого строительного материала. Церковь была построена настолько крепко, что, когда в 1963-м на её месте решили строить ДК "Юбилейный", то полностью снести остатки храма не смогли – их засыпали сверху грунтом, после чего долго выравнивали местность для устройства площади перед ДК…

Выйско-Никольская церковь (фотографическая открытка)

Выйско-Никольская церковь (фотографическая открытка)

Выйско-Никольская церковь (фото неизв. авт.)

Выйско-Никольская церковь (фото неизв. авт.)

Остатки Выйско-Никольской церкви (фото нач. 60-х гг.)

Остатки Выйско-Никольской церкви (фото нач. 60-х гг.)

    Практически во всех дореволюционных справочниках отмечалось богатое убранство и красота интерьера Выйско-Никольской церкви. К сожалению, почти все фотографические изображения, сделанные внутри храма, в годы советской власти были утрачены. Однако и по тем снимкам, что удалось отыскать тагильским краеведам, можно судить о том, что находилось внутри церкви.

Амвон и царские врата алтаря Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

Амвон и царские врата алтаря Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

Царские врата Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

Царские врата Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

    Царские врата были выполнены резьбой по дереву, в виде орнамента из виноградных лоз и голов ангелов. На вратах находились шесть икон: две центральные — "Благовещенье", а четыре в нижнем и верхнем рядах несли изображения евангелистов – Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

    По обе стороны от царских врат располагались различные иконы в богатых ризах, в том числе и одна из самых почитаемых реликвий демидовского рода – икона Корсунской Божьей Матери, что была написана митрополитом Дмитрием Московским, и преподнесённая им в напутствие Никите Демидовичу перед его отъездом на Урал в 1702 году.

Иконы Казанской Богоматери и Пантелеймона (фото 20-х гг. ХХ в.)

Иконы Казанской Богоматери и Пантелеймона (фото 20-х гг. ХХ в.)

    В цоколе Выйско-Никольской церкви располагалась родовая усыпальница Демидовых.

    Первыми, в фамильный склеп были помещены останки Николая Никитича Демидова, умершего во Флоренции 22 апреля 1828 года. "По силе завещания" и по желанию его сыновей в 1829 году его прах был перевезен из Италии в Нижний Тагил, "туда, где всегда был духом при жизни своей", и захоронен во Входо-Иерусалимском соборе. Перезахоронение состоялось в сентябре 1862 года.

    В 1874 году родовая усыпальница Демидовых приняла прах Никиты Павловича Демидова – сына Павла Павловича и Елены Трубецкой, который умер в возрасте двух лет. А через год по желанию Павла Павловича в склеп были перенесены останки его первой жены Марии Мещерской, которую первоначально похоронили в 1868 году на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Усыпальница Демидовых в Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

Усыпальница Демидовых в Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

    Позднее сюда же с Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге были перевезены останки Павла Николаевича Демидова. Правда, спустя некоторое время прах Павла (а по утверждению некоторых источников, не только его) был перевезён в Финляндию. Последним в склепе под Выйско-Никольской церковью в 1885 году был похоронен Павел Павлович Демидов.

Похороны Павла Павовича Демидова (фото 1885 г.)

Похороны Павла Павовича Демидова (фото 1885 г.)

    На месте захоронения супруга Павла Елена Демидова-Трубецкая воздвигла надгробие из мрамора и бронзы в виде женщины, скорбящей над телом. Историю, связанную с частью этого надгробного памятника мы уже приводили  в одном из первых выпусков нашей рубрики.

Надгробие на месте захоронения П. П. Демидова (фото 20-х гг. ХХ в.)

Надгробие на месте захоронения П. П. Демидова (фото 20-х гг. ХХ в.)

    Долгое время фигура скорбящей женщины находилась в запасниках Нижнетагильского музея. Но с открытием филиала музея в "Демидовской даче", "тагильскую Андромаху" могут увидеть все, кто интересуется историей родного города.

"Тагильская Андромаха" (фото 2015 г.)

"Тагильская Андромаха" (фото 2015 г.)

"Тагильская Андромаха" (фото 2015 г.)

"Тагильская Андромаха" (фото 2015 г.)

"Тагильская Андромаха" (фото 2015 г.)

    Об истории и судьбе Выйско-Никольской церкви в послереволюционный период будет уместнее рассказать отдельно. Потому что это уже совсем другая история.

     (продолжение  следует)

    14.04.2015.


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница