Введенская церковь
Церковь Введения Богородицы
во Храм или, как её чаще называют, Введенская
церковь, появилась в Нижнетагильском заводском
посёлке намного раньше, чем Входо-Иерусалимская.
Поставили её на горке вблизи железоделательного
завода вскоре после того, как тот дал первый
чугун. Церковь была однокупольная, деревянная и
маленькая. Да и местоположение её было не совсем
удачным – близость завода многократно
увеличивала риск возникновения пожара.
В 1738 году Прокофий Демидов, приезжавший по
заданию отца на тагильские заводы, в письме
Акинфию писал: "…зодчего того, что церкву
столь близко к заводу поставил, следовало
батожьём бить, как последнего варнака… …а до
сего дня не сгорела оная благодаря одной милости
Божьей".
Акинфий и сам подумывал о переносе церкви, но
осуществить замысел не успел.
Унаследовавший тагильские
заводы Никита Акинфиевич подошёл к задумкам отца
иначе. В 1764 году он начинает строить
Входо-Иерусалимскую церковь – более просторную,
величественную, и, главное, каменную. Как только в
новом храме стало возможно вести службу, старую
Введенскую церковь разобрали и перенесли на
восточную окраину посёлка, где она более 60 лет
прослужила в качестве кладбищенской.
Однако со временем посёлок разросся, население
его увеличилось, и единственная на тот момент
Входо-Иерусалимская церковь стала для прихожан
тесной. Вопрос о постройке ещё одного храма, что
называется, назрел.
Введенская церковь (фото 1914 г.)
Официально новую Введенскую
церковь начали строить в 1833 году.
Однако история её создания началась на несколько
лет раньше, когда Демидовы познакомились с
петербургским архитектором Егором Ивановичем
Диммертом. Диммерт, окончивший в 1809 году с
отличием Академию Художеств, считался тогда
одним из самых модных архитекторов столицы.
Именно его проект будущего храма и был выбран для
постройки в Нижнетагильском заводе. Надо
сказать, строительство могло начаться и раньше,
но Диммерт не мог курировать постройку лично, как
того изначально требовали Павел и Анатолий
Демидовы, из-за большой занятости на проектах в
Петербурге. В конце концов, братья передали
выкупленный проект "своему" архитектору —
А. П. Чеботареву, под руководством которого и была
начата стройка.
Как писал в своём донесении
Павлу Николаевичу Демидову один из управляющих,
"работные со светлой надеждой и облегчением
приняли весть о начале строительства".
Впрочем, среди рабочих было весьма популярно и
другое мнение: "Нагрешили крепко, видать,
Демидовы – вот теперь и замаливают грехи…"
Когда через два года была заложена ещё и
Выйско-Никольская церковь, то эта версия стала в
народе основной.
Однако главная причина столь масштабного
церковного строительства была иной. В тот период
на Урале активизировались старообрядческие
общины. В самом Нижнетагильском посёлке в те годы
действовали четыре старообрядческих часовни, не
считая домовых молельных. Власти, как светские,
так и церковные, не раз указывали Демидовым на
сложившуюся ситуацию, и требовали принятия мер
"по обузданию раскольников".
Новую церковь строили три
года на средства Павла и Анатолия Демидовых.
Чугунную плитку для пола храма изготавливали в
мастерских Фёдора Звездина под его личным
присмотром; над резьбой для иконостасов работали
тагильские резчики Тихон Трифонов и Иван Шаньгин
совместно с золотарём Ларионом Синюковым. Часть
икон для Введенской церкви была написана Павлом
Веденецким, часть – тагильским иконописцем
Григорием Абрамовым, а часть – Павлом и Василием
Худояровыми. Были среди икон и произведения
итальянских мастеров из флорентийской коллекции
Николая Никитича Демидова. Колокола отливали в
Тагиле и в Гатчине.
К сожалению, до наших дней сохранились всего две
картины, украшавшие некогда Введенскую церковь,
а о внутреннем убранстве храма мы можем судить по
немногим фотографиям, которые сохранилась в
частных собраниях. Почти всё богатое убранство
церкви было утрачено в смутные годы Гражданской
войны и последующем периоде воинствующего
атеизма.
Левый престол алтаря Введенской церкви (фото 20-х г. ХХ в.)
В 1892 году Введенская церковь перестраивается. Руководить работами пригласили архитектора Сергея Сергеевича Козлова, уроженца Верхнетагильского завода, выпускника екатеринбургского Строительного училища. В результате перестройки церковь стала просторнее внутри и красивее снаружи. В храм было проведено электричество, была устроена подсветка икон, в подвале были установлены три мощных (на то время) калорифера. Для внутренней и наружной отделки церкви был приглашён известный "малярных работ мастер" Александр Мухачёв.
Икона "Сошествие Святого духа" (фото 20-х г. ХХ в.)
Введенская церковь была первым храмом, который встречался на пути приезжавших в заводской посёлок купцов. По обычаю, приезжие коммерсанты молились и за успех в предстоящих делах, и за успешное завершение торговых сделок, и, как водится, щедро жертвовали храму…
Введенская церковь (фото 20-х г. ХХ в.)
В конце XIX – начале ХХ веков при церкви Введения Богородицы во Храм были построены ещё два здания. В одном из них расположилась "богадельня престарелых и увечных лиц", во втором – церковно-приходская и воскресная школы. По злой иронии судьбы из всего комплекса построек Введенской церкви именно эти два здания сохранились до наших дней. В 1927 году в помещения богадельни въехал Нижнетагильский ОГПУ, и впоследствии здание передавалось "по наследству" КГБ и ФСБ. А в здании церковно-приходской школы разместился ГорОНО. Сейчас на месте церкви находится дом 63-А на улице Карла Маркса.
После Октябрьской революции
и Гражданской войны храм действовал ещё
несколько лет.
В 1923 году была зарегистрирована Введенская
община, которая заключила договор с местными
Советами об аренде здания церкви. Община с первых
дней зарекомендовала себя, как деятельная
общественная организация. Она организовала
несколько крёстных ходов, устраивала
молитвенные собрания, принимала активное
участие в съездах религиозных обществ. Власти
посматривали на деятельность общины с
раздражением, и при первой возможности ставили
палки в колёса. Так, в июне 1924 года Введенский
храм подал прошение в Уездный исполком с
просьбой созвать съезд духовенства и мирян с
целью создания епархии, независимой от
обновленцев. Но власти отказали в этом прошении,
справедливо предполагая, что съезд может
сплотить верующих разных течений. В январе 1925-го
общине Введенской церкви был запрещён
традиционный колокольный звон в честь Новолетия.
Тем временем, на деятельность Введенской общины
обратило внимание руководство Уральской
области: активность верующих масс не вписывалась
в идеологическую концепцию первого в мире
государства рабочих и крестьян. И хотя прямого
указания на закрытие церквей генеральная линия
партии большевиков в те годы ещё не содержала, с
религиозным сознанием народа уже начинали
бороться всеми доступными средствами.
23 августа 1925 года в Введенскую церковь нагрянула
внезапная ревизия, которая установила, что в
имуществе церкви, переданном общине по договору,
не достает напрестольного креста, ковра, а "…в
украшениях Чаши и Евангелия отсутствует более 10
драгоценных камней". И спустя два дня договор
между общиной и администрацией города был
расторгнут. Община ещё не раз пыталась
возобновить договор с властями об аренде здания
храма, но всякий раз получала отказ. Несколько
позднее церковь передали в аренду другой
общине…
Почти сразу после вполне законного (в рамках существующего тогда законодательства) изъятия здания церкви у общины, в местной газете, на собраниях и митингах на предприятиях зазвучали предложения о будущем использовании храма. Кто-то предлагал открыть в его стенах кинотеатр, кто-то требовал предоставить здание под рабочий клуб или под библиотеку. Поступали и другие предложения: театр, дворец культуры, музей, картинная галерея. Дискуссии продолжались около двух лет. В 1927-м одно из строений бывшей церкви занял ОГПУ, другое передали городскому отделу народного образования. Что касается помещения самой церкви, то у исполкома не было ни средств, ни возможностей содержать такое большое здание, и "пойти навстречу пожеланиям трудящихся" городские власти не могли.
Ещё несколько лет храм действовал.
В 1931 году храм закрыли, затем, спустя некоторое время, открыли, но в феврале 1933-го закрыли окончательно. Оставшееся церковное имущество передали по описи в Выйско-Казанскую церковь. Вопрос о судьбе самого здания ещё не раз поднимался на заседаниях городского Совета, выносился в вышестоящие инстанции, но в 1936 году, в разгар антицерковной истерии, Введенская церковь была разрушена.
23.09.2015