Елим Павлович. Окончание

    Действительно, первоначально Елим Павлович не проявлял почти никакого интереса к заводским делам. Об этом он и сам неоднократно говорил и писал: "Я выбрал дипломатическую службу, как раз в силу того, что фамильное дело более интересовало моих братьев – Анатолия и Павла – а мне сие занятие казалось непосильным", — писал Демидов в письме к дяде Ю. С. Нечаеву-Мальцову, приглашая его в поездку по уральским заводам в 1909 году. — "Но после кончины Павла, Анатолий заявил нам, что более не имеет интереса к родительским предприятиям, чем поставил нас всех в затруднительное положение…"

Елим Павлович

    Демидовское горнозаводское хозяйство на Урале было одним из самых крупных в России.

    По данным на 1895 год только на демидовских заводах было занято более 16800 человек, которые производили в год почти 600 тысяч пудов железа и стали, и более 1157000 пудов чугуна. Заказы от военного ведомства и департамента путей сообщения, которые отдавались Демидовым, давали возможность развивать и модернизировать заводы. Например, производство рельсов давало в год около 1 200 000 рублей чистой прибыли. Смерть Павла Павловича поставила перед наследниками вопрос: кто возьмёт на себя управление "железной империей". Елена Петровна в заводские дела никогда не вникала, дети были ещё малы – Анатолию исполнилось 11-ть, Павлу – 9ть, а старший – Елим – к заводам был равнодушен. До наступления дееспособности детей управлять хозяйством Демидовых (а это были не только уральские заводы) поручили совету опекунов, в состав которого вошли П. П. Голенищев-Кутузов, Н. П. Дурново и А. О. Жонес-Спонвиль.
По просьбе Елены Петровны Анатолий Октавович, как человек "самый близкий к заводам", взял на себя обязанность познакомить наследников с заводами и заинтересовать их фамильным делом.
Для Елима Павловича первое знакомство с заводами произошло вскоре после похорон отца. Об этой экскурсии он впоследствии писал в своих воспоминаниях: "…Это было ужасно! Везде грязь, копоть. В цехах темень, невыносимые запахи и грохот. Жонес повёз нас на рудник, в шахту, куда спускался сам государь, но по дороге, слава Богу, экипаж сломался…"

Нижнетагильский завод (фото конца XIX – начала ХХ вв.)

Нижнетагильский завод (фото конца XIX – начала ХХ вв.)

    После Нижнего Тагила Елиму предстояло посетить Антоновский, Черноисточинский, Висимский, Нижнесалдинский заводы. Но напуганный юноша, по его собственному признанию, "…сказался больным, и неделю не допускал к себе никого".

    В начале XX столетия оставшееся по наследству имущество Павла Павловича, было поделено на 1050 долей между членами семьи. Елена Петровна Демидова-Трубецкая от своей части наследства отказалась в пользу детей. Надо сказать, что к тому времени отношение наследников к заводам уже поменялось. Анатолий, который в детстве часто приезжал в Тагил и даже начинал проявлять интерес к заводским делам, заниматься производственными вопросами отказался. Сёстры вообще не интересовались ничем, кроме потенциальных женихов. В конце концов, управлять заводами братья решили совместно, и доли наследства были распределены следующим образом: Анатолию досталось 255, Елиму — 280, Павлу – 300, Марии – 75, Авроре – 50, Елене – 75.

    Считается, что Елим Павлович приезжал на уральские заводы всего четыре раза — в 1885 году, в 1891, 1895 и 1910 годах. На самом деле, визитов было больше. Несколько раз он приезжал на Урал в годы экономического кризиса. Приезжал не только поохотиться, как это описывали некоторые современники. По его предложению была произведена ротация в правлении Нижнетагильских и Луньевских заводов. Он изучал предложения инженеров и управляющих заводов по модернизации производства, замене оборудования, занимался закупкой подвижного состава для ВУУЖД.
После смерти младшего брата Павла, Елим Павлович оказался самым крупным пайщиком: уходя из жизни, Павел Павлович завещал ему свою долю наследства. Пришлось Елиму Павловичу взять на себя основную часть финансовых вопросов, связанных с горнозаводским хозяйством. В 1910 – 1912 гг. он принял активное участие в проектировании железнодорожной ветки до Алапаевска, и профинансировал её строительство. В те же годы Елим финансирует строительство в Егоршино шахты "Софья", которая была открыта в 1913 году. Вместе с этой шахтой "заводчик поневоле" запроектировал и начал строительство Егоршинской электростанции.

ЕГРЭС. Строительство водозаборного сооружения (фото 1913 г.)

ЕГРЭС. Строительство водозаборного сооружения (фото 1913 г.)

    Тогда же Елим Павлович составил подробный план модернизации заводов тагильского округа, и согласовал его со специалистами. Согласно этому плану, модернизация предприятий должна была завершиться к 1916 году. Для этих мероприятий Демидов намеревался привлечь как российских, так и иностранных специалистов – из Франции и Соединённых Штатов. Для финансирования этих мероприятий предполагалось привлечь как государственные средства, так и частный капитал: 750 тысяч рублей выделило правительство, ещё 300 тысяч было взято в частных банках. Сам Елим Павлович намеревался вложить в реконструкцию и модернизацию заводов около миллиона рублей из крупного наследства, доставшегося ему после смерти Ю. С. Нечаева-Мальцова.
Кроме большого состояния, троюродный дядя оставил любимому племяннику всю недвижимость, в том числе и имение в Полибино. Поначалу Елим взялся за реконструкцию обветшавшего здания усадьбы. В частности, были произведён ремонт помещений, деревянные лестницы были заменены чугунными, отлитыми на Нижнетагильском заводе, был произведён ремонт и "шуховской" башни, которую прежний владелец Полибино купил у Владимира Григорьевича Шухова по окончании XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде.

Тагильский металл в усадьбе Полибино*

Тагильский металл в усадьбе Полибино*Тагильский металл в усадьбе Полибино*

Тагильский металл в усадьбе Полибино*

Тагильский металл в усадьбе Полибино*

Тагильский металл в усадьбе Полибино*

"Шуховская" башня, купленная Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и установленная в Полибино

"Шуховская" башня, купленная Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и установленная в Полибино

    Елим Павлович знал, что в Полибино часто гостили такие известные деятели русской культуры, как Толстой, Репин, Айвазовский, Поленов, Васнецов и многие другие, и задумывал в будущем пойти по стопам дяди.

    Однако все планы Е. П. Демидова начали рушиться с началом войны.
Только-только начатую модернизацию производства пришлось свернуть. Заводы с их устаревшим оборудованием не справлялись с государственным военным заказом. К нехватке сырья, с которым демидовское хозяйство ещё кое-как справлялось, прибавились нехватка трудовых ресурсов. Часть предприятий пришлось остановить. В конце концов, чтобы избежать полного банкротства, Елим Павлович дал согласие на акционирование заводов.
В 1916 году при участии "Русского для внешней торговли банка" было создано "Акционерное общество Нижнетагильских и Луньевских горных и механических заводов наследников П. П. Демидова, князя Сан-Донато". Устав общества был подписан лишь в марте 1917-го, за несколько месяцев до Октябрьской революции.

    Известие о революции в России застало Елима Павловича с семьёй в Ницце.
Вместе с женой Софьей Илларионовной и сыном Владимиром он возвращается в Афины. Одна за другой приходят из России шокирующие новости: новая власть не нуждается в услугах Демидова как дипломата; заводы национализируются, недвижимость изымается.
О последних годах жизни "третьего князя Сан-Донато" известно немного. Был почетным атташе Югославии в Греции. Изучал русскую литературу. Писал по-французски исследования о Пушкине и Тургеневе. Издавал в Париже книги своих стихотворений и мемуаров. Умер Елим Павлович в 1943 году. Похоронен в приходе Троицкой посольской церкви в Афинах. Через 10 лет ушла из жизни и его супруга – Софья Илларионовна.

Могила Е. П. и С. И. Демидовых в Афинах **

Могила Е. П. и С. И. Демидовых в Афинах **

    Сын Елима Павловича – Владимир Елимович женился на Варваре Михайловне Новицкой. У них родились дети – Кирилл и Мария. Кирилл Владимирович умер в 2003 году. Мария Владимировна и её дети – Николай и Гертруда – проживают в Польше.

    ———————————
* — фото Дениса Спирина ©2013
** — фото Вадима Ширяева ©2014

     

    20.10.2015


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница