Тагильское небо. Начало

    Когда речь заходит о лётчиках-тагильчанах, то редко когда разговор обходится без упоминания тагильского аэроклуба. И совершенно справедливо — для многих из них именно эта организация дала путёвку в небо.

    В конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века молодёжь Страны Советов начала массово увлекаться авиацией. ВКП (б) и комсомол через ОСОАВИАХИМ всячески поддерживали это увлечение. Тогда-то в СССР и начала появляться целая сеть аэродромов и аэроклубов — в больших и малых городах, и даже сёлах.

    Появился аэроклуб и в Нижнем Тагиле. Официально – в 1934 году. Однако первый самолёт в небе над нашим городом появился гораздо раньше, а первый тагильчанин поднялся в небо на самолёте за 20 лет до того, как по распоряжению начальника авиации Урала Афанасьева в Тагиле начали создавать аэроклуб...

    ...14 июня 1914 года на тагильском ипподроме начал собираться народ. Разночинцы, купечество, учащиеся, домохозяйки с детьми и даже крестьяне из ближайших сёл спешили стать свидетелями небывалого доселе зрелища – полёта на аэроплане. А ещё посмотреть на живую легенду российской авиации – лётчика Уточкина.

Сергей Исаевич Уточкин

Сергей Исаевич Уточкин

    Легенда отечественной авиации начала XX столетия Сергей Исаевич Уточкин родился в Одессе 12 июля 1876 г. Рано увлёкся спортом: сначала лёгкой атлетикой, затем борьбой. Когда Сергею исполнилось 13 лет, он загорелся мечтой купить велоцикл (так в начале прошлого века, в Одессе, называли велосипед), который в ту пору стоил больших денег. Отец Уточкина оставил сыновьям очень приличное состояние, но до достижения совершеннолетия денежное содержание им выдавали опекуны. Поняв, что увлечение мальчика не сиюминутная блажь, опекуны решили выдать ему внеочередную сумму на покупку велосипеда. И не пожалели об этом. Уже через два года Сергей Уточкин стал профессиональным спортсменом. Ежедневно он по 5-6 часов он проводил на циклодроме (аналог современного велотрека), готовясь к предстоящим состязаниям, которые устраивались в Одессе по выходным и праздникам. Победитель и призёры кроме цветов и славы получали денежные призы.

    15-летний Уточкин почти каждый раз поднимался на пьедестал, оставаясь "в призах", а многие специалисты пророчили ему карьеру в большом спорте. Десятилетие с 1895 до 1905 гг. принесло Сергею Исаевичу международную славу велоспринтера, и любовь соотечественников. "В Одессе два великих человека – Дюк и Уточкин, — говорили одесситы, — Первый живёт в наших сердцах, второй ходит по нашим улицам".

Сергей Уточкин на велотреке в Берлине (фото 1908 г.)

Сергей Уточкин на велотреке в Берлине (фото 1908 г.)

    Любовь к велоспорту будущий авиатор сохранил на всю жизнь. Позже он открыл в Одессе свою мастерскую, где собирали, ремонтировали и модернизировали велосипеды. Но велоспорт был не единственным увлечением Сергея Исаевича. Он самостоятельно построил себе гоночную яхту, которую назвал странным именем "Баба Ягуржъ", и на ней начал участвовать в соревнованиях. Но "за рискованные манёвры во время гонок" постановлением Императорского яхт-клуба Уточкину запретили участвовать в состязаниях любого уровня.

    Он не расстроился и стал осваивать автомобиль. Освоил быстро, и даже пытался... взлететь на автомобиле, приделав к нему крылья. А вскоре произошло событие, благодаря которому Сергей Уточкин "заболел" авиацией.

    Известный одесский буржуа, издатель "Южной мысли" барон Спиридон Ксидиас купил первый в России аэроплан "Фарман". Несколько месяцев Одесса бурлила слухами о крылатой машине, но в свой первый полёт аэроплан отправился лишь через полгода. Пилот Ефимов, учившийся в Париже управлять "этажеркой", совершил на одесском ипподроме первый в России полёт. На следующий день Уточкин попросил у Ксидиаса разрешение, сел в аэроплан и взлетел без всякой подготовки. С этого дня Сергей Исаевич не мог даже думать ни о чём, кроме аэропланов.

    В 1902 году в одесском журнале "Спортивная жизнь" Ю. Эмброс в статье "Уточкиниана" писал: "Полеты в пятницу, полеты в субботу, в воскресенье полеты, полеты соло, полеты с пассажирами, полеты на ипподроме, полеты на улице — чем, скажите, Одесса не аэрополис? И всё это делает один человек. Но этот человек, Сергей Исаевич Уточкин, не только полеты делает, он еще сам свой аэроплан делает..." Действительно, Уточкин возил на ненадежных "этажерках" пассажиров. Кого даром, а кого за деньги. Деньги ему были нужны на постройку своего аэроплана.

    ...В последние годы жизни Уточкин занялся написанием мемуаров. И был плодовитым автором: его рассказы с удовольствием публиковали различные издания не только в Одессе, но и в Москве, Петербурге, Киеве, Екатеринбурге. В одном из своих рассказов он писал: "...Помню, как однажды после полётов над ипподромом, меня представили одному франту со странным именем Элим. Оказалось, это Демидов. Он познакомил меня со своей мачехой – княгиней Сан-Донато, и мы долго и очень мило поговорили..." Мог ли тогда Сергей Исаевич предположить, что несколько лет спустя он будет совершать демонстрационные полёты над демидовской вотчиной на далёком Урале?

    Осенью 1907 года Уточкин приобрёл воздушный шар, и поднялся на нём на высоту более 1200 метров. Затем он совершил ещё несколько полётов на шаре над Одессой и над египетскими пирамидами.

С. И. Уточкин (слева) и А. И. Куприн в корзине воздушного шара

С. И. Уточкин (слева) и А. И. Куприн в корзине воздушного шара

    И всё же его основным увлечением оставалась авиация. С демонстрационными полётами Уточкин выступал в 70 городах Российской империи и мира. Московское скаковое общество 12 мая 1910 г. преподнесло Уточкину жетон с надписью: "Первому русскому авиатору в Москве". А Московское общество воздухоплавателей, устраивавшее в Москве школу воздухоплавателей, предложило ему "принять на себя преподавание в этой школе".

Объявление о полете Уточкина

    Но как же прославленный русский авиатор оказался в провинциальном Нижнем Тагиле? Начало эта история берёт в ноябре 1911 года. Тогда шла война между Италией и Турцией. Скучающий по большим делам Сергей Исаевич вдруг предложил турецкому военному министерству свои услуги по созданию школы авиаторов. В те годы у него было три собственных аэроплана: два "Фармана" и один "Блерио". Турки предложением заинтересовались, но российские власти запретили Уточкину эту авантюру. Взамен военное ведомство предложило ему проехать по городам и весям Российской империи с показательными полётами. Все расходы этого грандиозного предприятия на себя взяла казна. Сергей Исаевич согласился...

полёт С. И. Уточкина.

...14 июня 1914 года на тагильском ипподроме состоялись показательные полёты С. И. Уточкина.

    Разобранный на части модернизированный аэроплан "Фарман" доставили в Тагил по железной дороге, и на подводах перевезли на ипподром. Там аэроплан собрали, и прославленный авиатор совершил над полем первый полёт. Затем пилот посадил машину и объявил, что может прокатить на аэроплане каждого желающего. Число желающих Уточкин не ограничивал. Но желающий нашёлся только один.

Аэроплан "Фарман" под управлением Уточкина. Н. Тагил, 14 июня 1914 г.

Аэроплан "Фарман" под управлением Уточкина. Н. Тагил, 14 июня 1914 г.

    Снимок неизвестного фотографа запечатлел инструктаж с пассажиром перед полётом...

    ...Кто был этот смелый тагильчанин, отважившийся на полёт, неизвестно.
Неизвестно также, были ли среди мальчишек, пришедших поглазеть на полёты Уточкина, те, кто в августе 1923 года обратились в городской Совет с инициативой создать в Нижнем Тагиле местное отделение – "бюро" — ОДВФ (Общества Друзей Воздушного Флота). Именно из этой организации впоследствии и возник Нижнетагильский авиаклуб, ставший для многих тагильчан первым шагом к профессии лётчика.

    Демонстрационные полёты Сергея Уточкина ещё до Октябрьской революции послужили мощным толчком к развитию лётного дела на Урале. Уже в 1916 году группа энтузиастов из Екатеринбурга частично на свои средства, частично на пожертвования горожан купила три аэроплана "Фарман", и сразу же подала прошение о вступлении Екатеринбурга во Всероссийский союз аэроклубов. На тот момент в Екатеринбурге было уже практически подготовлено лётное поле, закуплено топливо, заканчивалось возведение ангаров...

    ...Хотя, первый пилот в Екатеринбурге появился задолго до приезда на Урал Уточкина.
Василий Васильевич Каменский, больше известный, как поэт-футурист, ещё в 1911 году первым в России освоил моноплан "Блерио-XI", купленный на заводе "Дукс".

Василий Каменский (фото 1912 г.)

Василий Каменский (фото 1912 г.)

    Василий Каменский стал зарабатывать на демонстрационных полётах, часто выступал с лекциями, популяризируя авиацию, много писал для газет Перми и Екатеринбурга. Мало кто знает, но слово "самолёт", вытеснившее из русского языка в 30-е годы термин "аэроплан", ввёл в обиход именно Каменский. Поездки с демонстрационными полётами продолжались, без малого, год. Но в 1912-м году самолёт Каменского потерпел крушение, и пилот едва не погиб. Проведя в госпиталях почти полгода, Василий Васильевич отошёл от авиации. Любопытно, что восстанавливали его "Блерио" после аварии тагильские механики...

В.В. Каменский на своём аэроплане "Блерио-XI" в Перми (фото 1912 г.)

В.В. Каменский на своём аэроплане "Блерио-XI" в Перми (фото 1912 г.)

    ...Что касается нашего города, то до революции 1917 года об интересе тагильчан к авиации ничего не известно. Но уже в 1920 году в одном из протоколов заседания городского комитета комсомола появилась запись: "Выслушали предложение тов. Пашкова о создании аэросекции. Постановили: вернуться к вопросу при наличии свободного помещения и средств...". Но прошло ещё три года, прежде чем идею воплотили в жизнь.


(продолжение следует)

    16.02.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница