Тагильское небо. Становление (продолжение)

    Появлению в нашем городе аэроклуба предшествовало ряд знаковых событий.

    В августе 1923 года группа тагильских комсомольцев обратилась в исполком городского Совета с инициативой создать в Нижнем Тагиле местное отделение – "бюро" — ОДВФ (Общества Друзей Воздушного Флота).

    25 января 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял шефство над Военно-воздушным флотом. Лозунг "Комсомолец – на самолёт!" был с энтузиазмом подхвачен молодёжью и привёл десятки тысяч юношей и девушек в организации ОСОАВИАХИМа для занятий парашютным спортом, изучения авиационного и планёрного дела.

    А 30 апреля 1933 года Президиумом Уральского облсовета ОСОАВИАХИМа принято решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского и Надеждинского (Серовского). Но популярность аэроклубов оказалась так высока, что через год было решено открыть в области дополнительно девять планерных станций, одну авиамодельную лабораторию и полтора десятка авиамодельных кабинетов и кружков.

Комсомолец – на самолёт! Лозунг IX съезда ВЛКСМ на агитплакате 30-х гг.

Комсомолец – на самолёт! Лозунг IX съезда ВЛКСМ на агитплакате 30-х гг.

    В ноябре 1933 года в помощь Нижнетагильскому аэроклубу из Свердловска были откомандированы два лётчика-инструктора, имевшие большой опыт организационной работы. Под их руководством курсанты начали строительство ангаров, подготовку лётного поя, доставку топлива. Надо сказать, что в первое время занятия в аэроклубе проводились без отрыва от производства.

    Вскоре о готовности помогать становлению аэроклуба заявили крупные тагильские предприятия. Огромную помощь на первых порах оказал трест "Тагилстрой": в 1934 году силами организации были оборудованы лётное поле, построен ангар, и приобретён один самолёт У-2. Второй самолёт купил Верхнетуринский завод. Ещё один аэроклубу передали военные. В это же время на счета аэроклуба начали поступать денежные средства от предприятий, организаций, учреждений города. Горсовет выделил помещение в районе Гальянки, где вскоре были оборудованы учебные классы. К началу лётной работы Нижнетагильский аэроклуб имел три самолёта У-2.

Самолёт У-2

Самолёт У-2

    Были определены и планы на учебный период 1934-35 гг., согласно которым аэроклуб должен был подготовить 70 пилотов, не менее 200 планеристов и не менее 500 авиамоделистов. В ближайших планах — открыть три филиала аэроклуба: в посёлке вагоностроителей, в Невьянске и Кушве.

    Филиал на Вагонке был создан при активной поддержке Уралвагонстроя. Руководство выделило для авиаторов помещение, была оборудована взлётно-посадочная полоса. В вагонском филиале работала сильная секция планеристов.

Планеристы Уралвагонстроя

Планеристы Уралвагонстроя

    К началу 1935 года аэроклуб был уже укомплектован инструкторами и техниками, которые начали формирование первых учебных групп из числа рабочей молодёжи. Кроме того, начинают работать две планёрных секции: на железнодорожном узле и на Вые. В школах города созданы и работают кружки авиамоделистов. В течение 1935 года аэроклуб получает ещё два самолёта У-2, которые, в отличие от имеющихся, были оснащены держателями для бомб и пулемётными турелями.

    К середине года из курсантов клуба были сформированы и приступили к обучению пять лётных групп по 14 человек в каждой. С начала года в аэроклубе начала работать парашютная секция, и 7 августа 1935 года был совершён первый в истории Нижнетагильского аэроклуба прыжок с борта самолёта. Всего же в этом году 110 курсантов совершили прыжки с самолёта, и более двух тысяч человек – с парашютной вышки.

    Согласно отчёта 1940 года, в клубе обучается 300 пилотов, в работе задействованы 10 самолётов, а с 1939 года аэроклуб готовит по два выпуска в год. Тем курсантам, кто сдавал летную подготовку с оценкой "отлично", предлагали остаться работать инструкторами, другие получали направление в Ульяновскую школу летчиков. Одиннадцать человек после соответствующей подготовки были направлены служить в действующую армию на Дальний Восток, где с марта 1937 года началось противостояние 57-го Особого корпуса Красной Армии, введённого на территорию Монгольской Народной Республики по просьбе правительства этой страны, и японской армии.

    Выпускники Нижнетагильского аэроклуба принимали участие во всех военных конфликтах 1937-1940 годов. Так, в боях на реке Халхин-Гол отличился Николай Григорьевич Алексеев, сбивший в одном из воздушных боёв знаменитого японского аса, преподавателя японской школы летчиков-истребителей. В последствии он воевал на карело-финской границе, а свой боевой путь закончил в 1945 году в небе Берлина.

    Выпускник аэроклуба Иван Кириллович Кедун, после окончания 3-й Военной школы лечиков им. Ворошилова в Оренбурге, в составе 31-го ОСБАП — отдельного скоростного бомбардировочного авиаполка — принимал участие в боях советско-финляндской кампании, был награждён орденами и медалями.

    Принимал участие в боях на реке Халхин-Гол и Павел Андреевич Пологов, сбив в небе Монголии свой первый вражеский самолёт.

    В боях у озера Хасан участвовал и Сергей Александрович Черных – самый известный тагильский лётчик, ставший первым на Урале Героем Советского Союза. Хотя, в городском аэроклубе Сергей Черных не успел позаниматься, здесь его всегда считали "своим" — будучи депутатом Верховного Совета СССР, он постоянно оказывал поддержку и всестороннюю помощь Нижнетагильскому аэроклубу.

Сергей Александрович Черных

Сергей Александрович Черных

    Сергей Александрович Черных родился 23 января 1912 года в Нижнем Тагиле. Семья, где Сергей был девятым ребёнком, рано лишилась единственного кормильца. В биографии С. А. Черных указано, что он окончил семилетнюю школу. Это не совсем так. После смерти отца Сергей бросил школу, и пошёл работать ремонтником железнодорожных путей – нужно было как-то помогать семье. А уже втянувшись в работу, возобновил учёбу уже на "фабзауче" — так в 20-30-х годах назывались вечерние школы. О том, что с детства Сергей мечтал стать лётчиком, никто не догадывался. Не знала об этом даже мама – Евдокия Кузьминична. В 1929 году он поступает на подготовительные курсы в техникум; закончив их, уезжает в Свердловск, "учиться на шофёра", как сказал Сергей матери и сёстрам накануне отъезда. Через несколько дней из Свердловска он пришлёт открытку, в которой признается, что поехал в Сталинград, поступать в Сталинградскую военную школу пилотов.

    Окончив в 1933 году 2-ю ВШЛ, Сергей Черных был направлен в 61-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью. В 1936 году, за успехи в боевой, политической и технической подготовке, был награжден орденом Красной Звезды, а осенью того же года командир авиационного звена С. А. Черных, на теплоходе "Курск" отбыл в Испанию…

    Позже, уже в звании генерал-майора авиации, Сергей Александрович писал о события тех четырёх месяцев, проведённых в испанском небе:

    "…На аэродроме под Мадридом нас встретили советские военные советники, и сразу повезли знакомить с материальной частью. Нам предстояло воевать на И-15 и И-16. Лётчиков и техников было много, а самолётов мало. Поговорили и решили летать по-очереди: всем хотелось внести свой вклад в защиту республики…"

Самолёт И-16

Самолёт И-16

    Уже 13 ноября Черных сбивает в небе над Мадридом первый вражеский самолёт – истребитель "Fiat CR.32". В тот день произошли самые ожесточённые бои в истории воздушной войны в Испании. Утром в условиях сильной облачности на помощь войскам генерала Франко, ведущим бои в Мадриде, отправились восемь бомбардировщиков "Юнкерс" и "Ромео" под прикрытием 14 истребителей. Им навстречу поднялись 16 самолётов республиканской армии, ведомые лётчиками добровольческих интербригад.

    "Первый бой в тот день завершился в нашу пользу…, — вспоминал позднее Сергей Черных, — Мы потеряли два самолёта, фашисты – шесть. Спустя сутки испанские товарищи сообщили, что враг потерял ещё три самолёта: повреждённые в бою, они разбились при посадке. Но дальше наши дела пошли хуже, и к концу дня враг сбил ещё девять наших самолётов. Нам пришлось менять тактику, чтобы не допустить подобных потерь в будущем…"

    Через два дня, тагильчанин записал на свой счёт ещё один вражеский истребитель. А свой третий самолёт в небе над Мадридом — "Хейнкель-70" — Черных сбил 5 декабря. Ещё один "Хейнкель-70" был сбит Сергеем 13 декабря. Пятый вражеский самолёт лейтенант Черных записал на свой счёт 7 января 1937 года. Кроме того, два самолёта тагильский ас сбил в группе. Всего с 13 ноября 1936 по 6 февраля 1937 гг. Сергей Черных совершил 115 боевых вылетов.

    Как вспоминал после войны Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Георгий Нефёдович Захаров, "…Сергей Черных прославился у нас как летчик, в совершенстве овладевший искусством воздушного боя на вертикалях. […] Сергея отличали безупречное знание матчасти, умение быстро оценить сложившуюся обстановку, высокая личная и боевая дисциплина. Не чурался он и грязной работы: ему не зазорно было помогать техникам, часто приходил на помощь бойцам БАО… После Испании мы продолжали дружить, встречались, переписывались. Я видел, как много Сергей делал для популяризации авиации, развитию аэроклубов и лётных школ. Будучи депутатом ВС СССР, он не оставлял без внимания и родной город. Благодаря его поддержке, тагильский аэроклуб успешно решал задачи, поставленные партией и советским правительством…"

    В феврале 1937-го командировка в Испанию для Черных завершилась, и он вернулся на Родину, где ему было присвоено внеочередное воинское звание и вручены Орден Ленина и Почётная грамота ЦИК СССР. Указ о присвоении Сергею Черных звания Героя Советского Союза вышел раньше – 31 декабря 1936-го.*

    В 1938 году Сергей Александрович принимал участие в боях у озера Хасан, после чего был назначен замкомом ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии. Через год – новое назначение, на этот раз заместителем командующего ВВС Одесского военного округа. В 1940 полковник С. А. Черных оканчивает курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии Генштаба, и 4 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майор авиации.

    Вслед за званием пришло и новое назначение: теперь Сергей Черных — командир 9-й смешанной авиационной дивизии Западного особого военного округа, в состав которой входило пять полков: 41-й, 124-й, 126-й и 129-й истребительные, и 13-й скоростной бомбардировочный авиаполки.

    Генерал-майор авиации Г. Н. Захаров вспоминал: "Весной сорокового года правительство приняло решение создать несколько сильных авиадивизий в западных и юго-западных районах СССР. Уже тогда эти районы выделялись как наиболее важные в стратегическом отношении. В конце 1940-го на вооружение авиационных частей стал поступать истребитель МиГ-1, а весной 41-го — МиГ-3. И тогда я пожалел, что моя дивизия полностью укомплектована самолётами: новые боевые машины по тактико-техническим данным превосходили не только стоявшие на вооружении отечественные, но и многие зарубежные самолёты… "Миги" были отданы другим дивизиям. Одной из первых их стала получать дивизия С. А. Черных. К началу войны в его полках было уже более двухсот новых машин…"

Самолёт МиГ-3

Самолёт МиГ-3

    По результатам предвоенных инспекций 9-я смешанная авиадивизия считалась одной из лучших в округе. В дивизии было сосредоточено 237 новейших истребителей МиГ-3, но на освоение новой техники времени не хватало. К июню 1941 года лишь 64 пилота дивизии освоили новый самолёт.

    22 июня 1941 года первые удары немецкой авиации были направлены как раз на аэродромы 9-й смешанной авиадивизии, которой командовал Сергей Черных. Однако после первых авиаударов в полках уцелело большинство самолетов, и дивизия оказала врагу серьезное сопротивление. Уже к середине дня 22 июня лётчики 129-го, 124-го и 126-го истребительных авиаполков в воздушных боях сбили 14 немецких самолётов и совершили два тарана.

    Точных данных о самолетах 9-й дивизии уничтоженных в первый день в результате воздушного налета в настоящее время нет. Судя по разрозненным данным из разных источников, потери были незначительны. В воздушных боях за первые три дня войны дивизия потеряла всего девять машин.

    На исходе третьих суток войны командиру 9-й смешанной авиадивизии поступил приказ отвести оставшиеся самолёты и личный состав от границы на аэродромы Брянска. Последний пункт этого приказа гласил, что вся материальная часть, которую не удастся отвести должна быть уничтожена.

    В ночь с 26 на 27 июня 1941 года дивизия закончила перебазирование в Брянск. Перед отходом в полках было уничтожено 347 самолётов, которые не могли подняться в воздух из-за отсутствия топлива. Этот факт и послужил основанием для ареста генерал-майора авиации Черных. Ему было предъявлено обвинение в самовольном уничтожении военной техники, "неорганизованном отступлении, похожим на паническое бегство" и личной трусости. 28 июля 1941 года он был осужден приговором Военной коллегии Верховного суда СССР на основании ст. 193-21, п. "б" УК РСФСР. Суд приговорил его к расстрелу с лишением воинского звания и конфискацией личного имущества.**

    Сергея Черных и ещё ряд молодых командиров авиасоединений, попавших под пресс репрессий первых месяцев войны, пытался спасти Василий Сталин, бывший тогда начальником инспекции ГУ ВВС РККА. По некоторым сведениям, он даже уговорил отца вмешаться в дело, но было уже поздно: 16 октября 1941 года приговор был приведён в исполнение. По сообщению архива ФСБ от 20.03.96 г. "место вероятного захоронения С. А. Черных – посёлок Бутово, либо совхоз "Коммунарка" в Подмосковье"

    Летом 1958 года дело Черных было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда СССР. В деле были найдены новые свидетельства, указывающие на то, что генерал-майор С. А. Черных не нарушал присягу, действовал в соответствии с приказом командования, и сделал всё возможное для сохранения боеспособной части дивизии. 5 августа 1958-го наш земляк был реабилитирован (посмертно).

    В 1965 году в память о первом уральском Герое Советского Союза улица Тагильский Криуль в Нижнем Тагиле была переименована в улицу Черных…

Мемориальная доска в память о С. А. Черных, установленная на доме по улице, носящей его имя

Мемориальная доска в память о С. А. Черных, установленная на доме по улице, носящей его имя

    …С началом Великой Отечественной войны работа аэроклуба в Нижнем Тагиле меняется.

    В городе остаётся только планерное звено, а почти весь летно-технический состав клуба и техника перебазируются на аэродром "Арамиль", где собственными силами учебные самолеты У-2 были переоборудованы в боевые легкие бомбардировщики. Летный состав прошел переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа летно-инструкторского состава курсантов был сформирован 698-й легкобомбардировочный авиаполк, начавший свой боевой путь в декабре 1941 года в Рязани. В 1942 году полк был расформирован, а летно-технический состав отправлен в тыл, переучиваться на новые типы самолетов ИЛ-2. По окончании обучения, лётчики направлялись на пополнение других авиационных частей.

    Выпускники тагильского аэроклуба храбро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Практически все были награждены орденами и медалями, а Павлу Андреевичу Пологову, Родиону Михайловичу Суворову, Ивану Сергеевичу Банифатову, Анатолию Ивановичу Шмакову, Алексею Алексеевичу Артамонову и Владимиру Филипповичу Фуфачеву — было присвоено звание Герой Советского Союза…

    (окончание следует)

    При подготовке части материала о С. А. Черных были использованы следующие источники:
— "Золотые Звезды свердловчан" (изд.2-е, испр. и доп.) — Свердловск, 1970
— Кузнецов И. И., Джога И. М. "Первые Герои Советского Союза (1936-1939)", Вост.-Сибирское кн. изд., 1983
— воспоминания Захарова Г. Н. и Абросова С. В. (по материалам периодической печати)
— РГВА. Ф. 29. Оп. 34. Д. 240.
— Архив МО, Ф.35, оп.107559сс, д.5 (т.1)
— Звягинцев В. Е. "Трибунал для героев" — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005

    ——————————————-
Прим.:
* — до 1939 года знака "Золотая Звезда" не существовало; Героям CCCH вручался Орден Ленина и Почётная грамота ЦИК
** — по утверждению Клока Г. К. (бывшего личного водителя С. А. Черных), принадлежавший Сергею Александровичу автомобиль М-1 был передан в пользование Василию Иосифовичу Сталину по его просьбе

     

    23.02.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница