Михаил Павлович Крамской

    Кто из тагильчан, оказавшись в столице нашей Родины, не пользовался услугами метрополитена? Наверное, нет таких. Как нет и таких, кто, оказавшись на станции метро "Площадь Революции", не тёр на удачу клюв бронзовой курицы или нос собаки пограничника, которые находятся в арках. Но мало кто из жителей нашего города, оказавшись на этой станции, задерживался у арки, где установлена бронзовая фигура шахтёра-стахановца. Да и зачем? Шахтёр, как шахтёр...

скульптуры на станции московского метрополитена "Площадь Революции" (авт. М. Г. Манизер)

    Сейчас уже практически никто не помнит, что фигуру шахтёра её автор – известнейший в СССР скульптор, профессор М. Г. Манизер – создавал с натуры, запечатлев в образе стахановца одного из самых своих талантливых учеников, студента Мишу Крамского, который ныне известен каждому тагильчанину не только как автор множества памятников и скульптурных работ, но и как один из создателей городского Музея изобразительных искусств и художественно-графического факультета пединститута, талантливый педагог и популяризатор изобразительного искусства.

    Сегодня наш рассказ о скульпторе, педагоге, члене Союза художников СССР с 1945 года, Почетном гражданине Нижнего Тагила — Михаиле Павловиче Крамском.

Фигура шахтёра-стахановца на станции московского метрополитена "Площадь Революции" (авт. М. Г. Манизер)

Фигура шахтёра-стахановца на станции московского метрополитена "Площадь Революции" (авт. М. Г. Манизер)

    Михаил Павлович Крамской родился 7 ноября 1917 года в деревне Будаговищи Белевского уезда Тульской губернии, где и прошло детство будущего скульптора. Затем семья в поисках работы и лучшей жизни перебралась в Петроград.
В городе на Неве Михаил окончательно определился с выбором дальнейшего жизненного пути. В 1932-м он поступает в Ленинградский дом художественного воспитания известного в те годы скульптора Леопольда Августовича Дитриха. Через три года Михаил Крамской поступает на подготовительные курсы при Ленинградском Институте Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. Репина. А окончив их в 1937 году, поступил на отделение скульптуры, где преподавал в то время Матвей Генрихович Манизер.
Педагоги сразу заметили талант Крамского, и всячески способствовали его развитию. С 1938 года Михаил становится постоянным участником ежегодных Ленинградских академических выставок ИЖСА. Сам профессор Манизер не раз говорил Михаилу: "Не бросайте искусство, иначе страна потеряет выдающегося скульптора". Когда Матвей Генрихович получил правительственный заказ на создание скульптур для московского метрополитена, он пригласил Крамского попозировать для фигуры Алексея Стаханова. Сам М. Г. Манизер впоследствии вспоминал: "Заполучить Стаханова хотя бы на час было совершенно нереально: настолько он был занят. Мне принесли ворох газет, да с десяток фотографий Алексея Григорьевича. Разглядывая снимки, я вдруг поймал себя на мысли, что Стаханов очень похож на одного моего ученика – Мишу Крамского. Похож и телосложением, и даже лицом. Решение пришло само собой..."

    Учёбу в институте прервала война.
Началась блокада Ленинграда. Брат Михаила – Виктор – ушёл на фронт; сёстры — Анна и Катя – были эвакуированы с заводом на Урал в Нижний Тагил; от истощения умер отец. Михаил вместе с другими студентами состоял в отряде самообороны, дежурил на крышах, сбрасывал зажигательные бомбы, тушил пожары. В конце декабря 1941-го, под самый Новый Год, во время артобстрела Михаил получил тяжелейшую контузию, последствия которой он ощущал всю оставшуюся жизнь. В феврале 1942-го его вместе с материю Марией Андреевной и младшим братом Николаем вывезли из осаждённого Ленинграда по Дороге Жизни, и отправили на Урал, к единственным оставшимся родственникам.

    Сразу по прибытию эшелона в Нижний Тагил, Михаила отправили в госпиталь. "Он выживет?.." — спрашивала у врачей Мария Андреевна. "Должен", — отвечали доктора, — "Не переживайте вы так, мамаша. Организм молодой, крепкий..." Но от последствий контузии, усугублённых истощением, Михаил Павлович так до конца и не оправился; всю оставшуюся жизнь ходил, опираясь на трость, а в старости – на две...
Тогда, в 42-м, Михаил провёл в госпитале полгода. Воссоединившейся семье исполком выделил маленькую комнату в доме на 3-й Свердловской улице. Михаила устроили на работу художником-надомником в артель инвалидов. Он рисовал вывески для магазинов, таблички, выполнял другую простую работу. А в свободное время непременно занимался скульптурой, восстанавливая навыки и технику работы с материалами.
В один из осенних дней 1943-го в комнату к Михаилу Крамскому вошёл незнакомый мужчина и представился: "Непомнящий Иван Афанасьевич, председатель тагильского горисполкома. Решил вот посмотреть на ленинградского художника. Ну, и передать привет от Матвея Генриховича..."
Как оказалось, профессор Манизер все военные годы следил за судьбами своих учеников, и, как мог, помогал каждому, кто остался жив.
Разговор с председателем горисполкома затянулся надолго. Оказалось, в Тагиле собралось много художников, скульпторов, и других людей искусства, попавших сюда в эвакуацию или высланных в начале войны в связи с немецким происхождением. "Было бы неплохо организоваться, устроить в городе выставку...", — говорил Иван Афанасьевич, — "Читать рабочим лекции об искусстве, учить детей. Ведь квалифицированных учителей рисования практически не осталось..."
Непомнящий предложил Михаилу Павловичу преподавать в школе и выступать с лекциями перед рабочими заводов. Крамской, не раздумывая, согласился.
Вскоре он познакомился с другими художниками, которые волею судеб оказались в городе, и уже в конце 1943 года в Тагиле состоялась первая самостоятельная выставка тагильских художников. Она открылась в залах бывшего Дома политического просвещения, располагавшегося в те времена в доме №4 на улице Уральской. На этой выставке в беседе с представителями городских властей и была впервые озвучена идея создания в городе Галереи изобразительных искусств. И тогда же было принято устное решение об образовании Нижнетагильского отделения Союза художников и художественного училища.

    Вместе с другими художниками Михаил Павлович занимался не только подготовкой к выставкам и наглядной агитацией, но и принимал непосредственное участие в создании картинной галереи и художественно-промышленного училища, был и первым экскурсоводом, и лектором, а в 1945-м, когда в Нижнем Тагиле открылось УХПУ – Уральское художественно-промышленное училище, стал преподавать в нём.

    В 1946-м Михаил Павлович возвращается в Ленинград, чтобы закончить обучение в ИНЖСА им. И. Е. Репина, а через год возвращается в Тагил. Тогда же, в 1947-м, в нашем городе появляется и первый памятник, выполненный Михаилом Павловичем Крамским – памятник на могиле писателя А. П. Бондина в городском парке культуры и отдыха.

Памятник А.П. Бондина в парке его имени в Н. Тагиле

Памятник А.П. Бондина в парке его имени в Н. Тагиле

    С середины 60-х годов работы Крамского "выходят" на улицы и площади городов Свердловской области. Так, в 1965 году в Алапаевске появляется памятник Игнатию Сафонову — изобретателю гидравлической турбины. В том же году был установлен памятник Ленину возле гормолзавода, а на Вые был открыт мемориал горнякам, павшим на полях войны (Михаил Павлович является автором барельефа).

Памятник горнякам, павшим в боях с фашизмом в 1941-1945

Памятник горнякам, павшим в боях с фашизмом в 1941-1945

    В 1959 году по инициативе Крамского в Нижнетагильском педагогическом институте создаётся художественно-графический факультет, где Михаил Павлович преподавал вплоть до 1996 года.
В архивах худграфа сохранилось много документов, касающихся педагогической и творческой деятельности М. П. Крамского, в том числе личная карточка члена Союза Советских Художников, составленная в 1951 году.

Личная карточка члена ССХ М. П. Крамского

Личная карточка члена ССХ М. П. Крамского

Личная карточка члена ССХ М. П. Крамского

    Михаил Павлович много работал над созданием портретов современников – героев войны и тыла. Тагильчанам известны такие его работы – бюсты Героя Социалистического Труда Ю.Е. Максарёва и Героя Советского Союза Н. М. Епимахова, Павла Петровича Бажова и первой в мире женщины-горновой Фаины Шаруновой.

М.П. Крамской и Ф.В. Шарунова у портрета "Первой женщины-горновой" (1946 г.)

М.П. Крамской и Ф.В. Шарунова у портрета "Первой женщины-горновой" (1946 г.)

    В 1973 году на площади перед заводоуправлением Высокогорского механического завода был открыт памятник "Рабочим Высокогорского механического завода, павшим в боях за Родину в 1941-1945 гг.", а в 1975-м "Жителям поселка "Старатель" павшим в боях за Родину" на Старателе, автором которых являлся Михаил Павлович.

Памятник у заводоуправления ВМЗ

Памятник у заводоуправления ВМЗ

Памятник у заводоуправления ВМЗ

Памятник у заводоуправления ВМЗ

Памятник в пос. Старатель

Памятник в пос. Старатель

    Те, кто знал Михаила Павловича, всегда восхищались его работоспособности и жажде творить.
Его работы можно встретить не только в Нижнем Тагиле, но и в других городах: в Первоуральске — декоративная скульптура "Музыка"; в Невьянске – декоративная скульптура "Песня"; в пермском городе Губаха – два барельефа; памятник герою революции Г.А.Усиевич в городе Красноармейск Камышловского района; памятники павшим в годы войны в Верхней Туре и Висимо-Уткинске. В Нижнем Тагиле многие знают его "Молодого горняка" в сквере горного техникума и горельефы на здании Дворца культуры металлургов.

Михаил Павлович Крамской

Михаил Павлович Крамской

    В 1978 году за большие заслуги в развитии прикладного искусства, эстетическое воспитание трудящихся города, подготовку молодых специалистов Михаилу Павловичу Крамскому было присвоено звание "Почётный гражданин города".

    За всю свою долгую жизнь Крамской был награждён медалью "За оборону Ленинграда", медалью "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны" и Почетным дипломом 1 степени Министерства культуры СССР. В годы "перестройки" и после неё Михаил Павлович отошёл от творчества и сосредоточился на преподавательской деятельности, учил молодых, пока позволяло здоровье.
Он ушёл из жизни 16 марта 1999 года.

     

    12.03.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница