Улица Ильича: как Орджоникидзе дал начало стадиону УВЗ и почему Окунева ругали за панибратство с Лениным (часть вторая)
Читатели наверняка заметили, что в первой части рассказа об улице Ильича автор "прошёл мимо" Центрального клуба вагоностроителей, ставшего затем кинозалом ДК им. Окунева, стадиона УВЗ и Парка культуры. Ведь все они также находятся (или, как кинозал, находились) на улице Ильича.
Фактически же на улице имени вождя мирового пролетариата был прописан только Центральный клуб "Уралвагонстроя". В планах развития посёлка вагоностроителей клуб появился в 1931 году. Но строить его начали лишь год спустя, когда была снята острота жилищного вопроса.
На месте будущего Центрального клуба УВС (фото 1932 гг.)
Почему клуб получил название Центральный?
Дело в том, что бригады строителей, приезжавшие возводить вагонный завод-гигант, заселяясь в бараки и "бруски", часто сами организовывали свой досуг. В бараках стали появляться комнаты, где после смены собирались рабочие, чтобы пообщаться, почитать газеты, поиграть в домино или шашки. Организовать подобие клуба в барачном посёлке было сравнительно просто: энтузиасты обращались с предложением о выделении помещения к парторгу стройучастка, и вопрос решался. Вскоре в таких клубах стали открываться курсы ликвидации безграмотности, что соответствовало тогдашнему курсу партии и правительства.
В таких клубах, как правило, не было места для занятий творческих коллективов, спортивных секций, не было условий для показа кинофильмов, и организовывали работу клуба энтузиасты без должного образования и опыта. Хотя каждый такой самодеятельный клуб имел своё уникальное название –имени Ленинского комсомола, имени товарища Молотова, имени НКВД и тому подобное.
Центральный клуб "Уралвагонстроя" должен был стать очагом пролетарской культуры, лишённым недостатков самодеятельных клубов. В нём должны были работать творческие кружки, военно-спортивные секции, проходить концерты, спектакли и демонстрироваться фильмы. Руководством стройки и района были определены штат клуба и выделены средства на несколько ставок.
Здание Центрального клуба УВС (фото 1933 гг.)
За свою долгую жизнь Центральный не раз подвергался реконструкции, неизменно расширяясь. А после того, как творческие самодеятельные коллективы перебрались в выстроенный в 1958 году Дворец культуры, клуб перепрофилировался в кинозал.
Уже будучи кинозалом, Центральный пережил одну реконструкцию (в 1962-м) и капитальную перестройку пять лет спустя. Новый Центральный получил и новое имя – кинозал ДК УВЗ, но для большинства жителей Вагонки он так и остался Центральным.
Кинозал ДК УВЗ, бывший Центральный (фото 80-х гг.)
В "новейшей истории" Дзержинского района места кинозалу не нашлось. Здание долго пустовало, а затем "эффективные менеджеры" решили снести его, чтобы освободить место под бизнес-центр и автопарковку.
Одновременно с клубом в "зелёной зоне", отделяющей территорию завода от жилых кварталов, был заложен Парк культуры и отдыха, который начал функционировать в 1934 году. Здесь были разбиты цветники, клумбы, устроены пешеходные дорожки и детские площадки, высажены кусты и деревья, установлены скамейки. Здесь же, на территории парка, были оборудованы спортивные площадки для игры в волейбол, городки, лапту и "русский хоккей", полоса для сдачи норм БГТО. Тогда же парк осмотрел приехавший в Нижний Тагил с инспекцией Григорий Константинович Орджоникидзе. Именно с его подачи спортивные площадки было решено выделить в отдельную структуру и развивать в дальнейшем как стадион.
Парк культуры и отдыха вагоностроителей в 1936 году
Руководители стройки предложение Орджоникидзе приняли, но как самостоятельная единица стадион начал существовать уже после войны: 17 июня 1945 года состоялось его торжественное открытие. Стадион тоже пережил несколько реконструкций, в ходе которых менялись не только сами спортивные арены, но и внешний вид сооружения.
Стадион УВЗ в 1949 году
Стадион УВЗ в 1955 году
Открытие стадиона УВЗ после реконструкции 1963 г.
Стадион УВЗ после реконструкции 1963 г.
Стадион после последней реконструкции в 2000-х
Стадиону "Уралвагонзавода" повезло куда больше, чем Центральному клубу. Хотя и его не раз предлагалось признать непрофильным активом и продать по сходной цене.
В 1947 году в Нижнем Тагиле был принят генеральный план развития города, согласно которому вагонские улицы Ленина и Сталина должны были быть застроены в первую очередь. Если бы этот план был реализован, то сейчас улица Ильича выглядела бы иначе.
На месте нынешних домов № 1б и № 3а и внутриквартальной территории за ними собирались устроить зелёную зону, которая, по мнению районного партийного и хозяйственного руководства, должна была служить своеобразным фильтром между заводом и жилым массивом посёлка. Нечётную сторону улицы, начиная от "Дома дирекции" и до самой бани, намеревались застроить "пятиблочками" по типу того строения, которое мы можем видеть по проспекту Дзержинского, 28. В планы были также заложены капитальные ремонты школ, реконструкция клуба ИТР УМС, создание садово-парковой зоны отдыха, строительство Дома пионеров.
Однако в силу ряда обстоятельств осуществить эти грандиозные замыслы не удалось. Во-первых, для того, чтобы построить "пятиблочку", нужно было бы снести несколько брусковых домов и бараков, а число квартир в новых домах выходило чуть ли не в половину меньше, чем в планируемых к сносу. Во-вторых, финансирование строительства было неожиданно урезано из Москвы. Городским и районным властям было рекомендовано пересмотреть планы возведения жилья или разбить их на этапы. В-третьих, городские советские и партийные органы настаивали, чтобы "акцент жилой застройки" Дзержинского района был перенесён на улицу Сталина.
Надо отметить, что впоследствии, в ходе первой послевоенной пятилетки, планы развития района неоднократно корректировались, каждый раз приводя желания вагоностроителей в соответствие с их финансовыми возможностями.
Положение кардинально изменилось со сменой руководства "Уралвагонзавода". В 1949 году директором завода стал Иван Васильевич Окунев, который едва ли не с первых дней своего "царствования" принялся развивать социальную сферу Вагонки и строить благоустроенное жильё для заводчан. Свою деятельность в этом направлении Окунев начал с улицы Ленина.
В 1950 году по его распоряжению между нынешним проспектом Дзержинского и улицей Правды были начаты работы по закладке большого сквера. На участке площадью почти 26725 квадратных метров, расчищенном от бараков, было высажено около тысячи саженцев деревьев и кустарников, устроены клумбы и газоны, заасфальтированы пешеходные дорожки, возведена летняя эстрада. На пересечении двух главных аллей сквера появился фонтан с легендарными бронзовыми лягушками, извергающими струи прохладной воды.
Фонтан в Пионерском сквере (фото 70-х гг.)
Окунев предложил привлечь к благоустройству сквера комсомольцев и пионеров. И коллективы школ идею поддержали: вагонские школьники приняли активное участие в создании нового сквера, который по предложению того же Окунева стал называться Пионерским. Позднее завод закупил несколько парковых скульптур, которые были установлены на входе в сквер и вблизи фонтана, изготовил и установил удобные скамейки и изящные урны.
Ещё год-полтора спустя территория сквера была обнесена ажурным забором, на тумбах которого были установлены вазоны с цветами. Вплоть до самой смерти Ивана Васильевича при Пионерском сквере содержался небольшой штат служащих, выполнявших функции сторожей и садовников.
В настоящее время от былой красоты сквера не осталось и следа, а все попытки районных властей вернуть легенде Вагонки славу и величие ни к чему не привели.
Пионерский сквер в 2014 г.
Напротив Пионерского сквера находится ещё один объект, знакомый практически каждому, кто родился и вырос на Вагонке. Это дом № 31 на улице Ильича, который, по задумке архитекторов, должен был стать вторым "Домом дирекции".
Четырёхэтажный дом, спроектированный в лучших традициях "сталианса", предназначался для руководителей высшего звена и главных специалистов УВЗ. Жилыми были этажи со 2-го по 4-й, а на первом этаже здания расположились библиотека, кафе, аптека и магазин УРСа.
Просторные светлые квартиры с трёхметровыми потолками, водопровод и канализация, удобное расположение дома относительно мест отдыха и учреждений соцкультбыта долгое время делали этот дом мечтой рядового советского ответственного квартиросъёмщика.
Дом по ул. Ильича, 31 (фото 2013 г.)
Наиболее активно улица Ленина начала застраиваться уже после того, как в 1954 году она была переименована в улицу Ильича. Директор "Уралвагонзавода" Иван Васильевич Окунев, питавший к улице особые симпатии, пытался отстоять первоначальное название в горкоме и горисполкоме, но к его мнению не прислушались. Более того, даже нынешнее название кое у кого из членов бюро горкома вызвало возмущение. "Что это за панибратское название, товарищ Окунев? –негодовали некоторые. –Это же товарищ Ленин – вождь мирового пролетариата, основатель первого в мире государства рабочих и крестьян. А вы его "Ильичом" называете, как в пивной… Что подумают в обкоме? А в ЦК?" Однако в обкоме новое название понравилось, и от Окунева отстали…
Дом № 15 по ул. Ильича
В 60-х и 70-х годах улицу застроили типовыми "хрущёвками" разных серий.
Несмотря на большую по сравнению со "сталинками" вместимость, возведённые дома не сняли жилищную проблему, а просто прикрыли собой брусковые дома, которые простояли на улицах Тельмана, Молодёжной, Свердлова и других ещё более четверти века.
Одной из достопримечательностей того периода стал первый на Вагонке девятиэтажный дом, покататься на лифтах которого мальчишки ездили со всего района.
Дом № 29
Дома № 33 и 35 по ул. Ильича
Фото:
Дмитрий Макеев, 2013-2014
фоторепродукции из открытых источников и архивов авторов
Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН "Между строк"
16.04.2016