Улица Ильича: как Орджоникидзе дал начало стадиону УВЗ и почему Окунева ругали за панибратство с Лениным (часть вторая)

    Читатели наверняка заметили, что в первой части рассказа об улице Ильича автор "прошёл мимо" Центрального клуба вагоностроителей, ставшего затем кинозалом ДК им. Окунева, стадиона УВЗ и Парка культуры. Ведь все они также находятся (или, как кинозал, находились) на улице Ильича.

    Фактически же на улице имени вождя мирового пролетариата был прописан только Центральный клуб "Уралвагонстроя". В планах развития посёлка вагоностроителей клуб появился в 1931 году. Но строить его начали лишь год спустя, когда была снята острота жилищного вопроса.

На месте будущего Центрального клуба УВС (фото 1932 гг.)

На месте будущего Центрального клуба УВС (фото 1932 гг.)

    Почему клуб получил название Центральный?

    Дело в том, что бригады строителей, приезжавшие возводить вагонный завод-гигант, заселяясь в бараки и "бруски", часто сами организовывали свой досуг. В бараках стали появляться комнаты, где после смены собирались рабочие, чтобы пообщаться, почитать газеты, поиграть в домино или шашки. Организовать подобие клуба в барачном посёлке было сравнительно просто: энтузиасты обращались с предложением о выделении помещения к парторгу стройучастка, и вопрос решался. Вскоре в таких клубах стали открываться курсы ликвидации безграмотности, что соответствовало тогдашнему курсу партии и правительства.

    В таких клубах, как правило, не было места для занятий творческих коллективов, спортивных секций, не было условий для показа кинофильмов, и организовывали работу клуба энтузиасты без должного образования и опыта. Хотя каждый такой самодеятельный клуб имел своё уникальное название –имени Ленинского комсомола, имени товарища Молотова, имени НКВД и тому подобное.

    Центральный клуб "Уралвагонстроя" должен был стать очагом пролетарской культуры, лишённым недостатков самодеятельных клубов. В нём должны были работать творческие кружки, военно-спортивные секции, проходить концерты, спектакли и демонстрироваться фильмы. Руководством стройки и района были определены штат клуба и выделены средства на несколько ставок.

Здание Центрального клуба УВС (фото 1933 гг.)

Здание Центрального клуба УВС (фото 1933 гг.)

    За свою долгую жизнь Центральный не раз подвергался реконструкции, неизменно расширяясь. А после того, как творческие самодеятельные коллективы перебрались в выстроенный в 1958 году Дворец культуры, клуб перепрофилировался в кинозал.

Центральный клуб завода

    Уже будучи кинозалом, Центральный пережил одну реконструкцию (в 1962-м) и капитальную перестройку пять лет спустя. Новый Центральный получил и новое имя – кинозал ДК УВЗ, но для большинства жителей Вагонки он так и остался Центральным.

Кинозал ДК УВЗ, бывший Центральный (фото 80-х гг.)

Кинозал ДК УВЗ, бывший Центральный (фото 80-х гг.)

    В "новейшей истории" Дзержинского района места кинозалу не нашлось. Здание долго пустовало, а затем "эффективные менеджеры" решили снести его, чтобы освободить место под бизнес-центр и автопарковку.

    Одновременно с клубом в "зелёной зоне", отделяющей территорию завода от жилых кварталов, был заложен Парк культуры и отдыха, который начал функционировать в 1934 году. Здесь были разбиты цветники, клумбы, устроены пешеходные дорожки и детские площадки, высажены кусты и деревья, установлены скамейки. Здесь же, на территории парка, были оборудованы спортивные площадки для игры в волейбол, городки, лапту и "русский хоккей", полоса для сдачи норм БГТО. Тогда же парк осмотрел приехавший в Нижний Тагил с инспекцией Григорий Константинович Орджоникидзе. Именно с его подачи спортивные площадки было решено выделить в отдельную структуру и развивать в дальнейшем как стадион.

Парк культуры и отдыха вагоностроителей в 1936 году

Парк культуры и отдыха вагоностроителей в 1936 году

Парк культуры и отдыха вагоностроителей в 1936 году

    Руководители стройки предложение Орджоникидзе приняли, но как самостоятельная единица стадион начал существовать уже после войны: 17 июня 1945 года состоялось его торжественное открытие. Стадион тоже пережил несколько реконструкций, в ходе которых менялись не только сами спортивные арены, но и внешний вид сооружения.

Стадион УВЗ в 1949 году

Стадион УВЗ в 1949 году

Стадион УВЗ в 1955 году

Стадион УВЗ в 1955 году

Открытие стадиона УВЗ после реконструкции 1963 г.

Открытие стадиона УВЗ после реконструкции 1963 г.

Стадион УВЗ после реконструкции 1963 г.

Стадион УВЗ после реконструкции 1963 г.

Стадион УВЗ после реконструкции 1963 г.

Стадион после последней реконструкции в 2000-х

Стадион после последней реконструкции в 2000-х

Стадион после последней реконструкции в 2000-х

    Стадиону "Уралвагонзавода" повезло куда больше, чем Центральному клубу. Хотя и его не раз предлагалось признать непрофильным активом и продать по сходной цене.

    В 1947 году в Нижнем Тагиле был принят генеральный план развития города, согласно которому вагонские улицы Ленина и Сталина должны были быть застроены в первую очередь. Если бы этот план был реализован, то сейчас улица Ильича выглядела бы иначе.

Ул. Ильича на карте Нижнего Тагила

    На месте нынешних домов № 1б и № 3а и внутриквартальной территории за ними собирались устроить зелёную зону, которая, по мнению районного партийного и хозяйственного руководства, должна была служить своеобразным фильтром между заводом и жилым массивом посёлка. Нечётную сторону улицы, начиная от "Дома дирекции" и до самой бани, намеревались застроить "пятиблочками" по типу того строения, которое мы можем видеть по проспекту Дзержинского, 28. В планы были также заложены капитальные ремонты школ, реконструкция клуба ИТР УМС, создание садово-парковой зоны отдыха, строительство Дома пионеров.

    Однако в силу ряда обстоятельств осуществить эти грандиозные замыслы не удалось. Во-первых, для того, чтобы построить "пятиблочку", нужно было бы снести несколько брусковых домов и бараков, а число квартир в новых домах выходило чуть ли не в половину меньше, чем в планируемых к сносу. Во-вторых, финансирование строительства было неожиданно урезано из Москвы. Городским и районным властям было рекомендовано пересмотреть планы возведения жилья или разбить их на этапы. В-третьих, городские советские и партийные органы настаивали, чтобы "акцент жилой застройки" Дзержинского района был перенесён на улицу Сталина.

    Надо отметить, что впоследствии, в ходе первой послевоенной пятилетки, планы развития района неоднократно корректировались, каждый раз приводя желания вагоностроителей в соответствие с их финансовыми возможностями.

    Положение кардинально изменилось со сменой руководства "Уралвагонзавода". В 1949 году директором завода стал Иван Васильевич Окунев, который едва ли не с первых дней своего "царствования" принялся развивать социальную сферу Вагонки и строить благоустроенное жильё для заводчан. Свою деятельность в этом направлении Окунев начал с улицы Ленина.

    В 1950 году по его распоряжению между нынешним проспектом Дзержинского и улицей Правды были начаты работы по закладке большого сквера. На участке площадью почти 26725 квадратных метров, расчищенном от бараков, было высажено около тысячи саженцев деревьев и кустарников, устроены клумбы и газоны, заасфальтированы пешеходные дорожки, возведена летняя эстрада. На пересечении двух главных аллей сквера появился фонтан с легендарными бронзовыми лягушками, извергающими струи прохладной воды.

Фонтан в Пионерском сквере (фото 70-х гг.)

Фонтан в Пионерском сквере (фото 70-х гг.)

    Окунев предложил привлечь к благоустройству сквера комсомольцев и пионеров. И коллективы школ идею поддержали: вагонские школьники приняли активное участие в создании нового сквера, который по предложению того же Окунева стал называться Пионерским. Позднее завод закупил несколько парковых скульптур, которые были установлены на входе в сквер и вблизи фонтана, изготовил и установил удобные скамейки и изящные урны.

Фонтан в Пионерском сквере

    Ещё год-полтора спустя территория сквера была обнесена ажурным забором, на тумбах которого были установлены вазоны с цветами. Вплоть до самой смерти Ивана Васильевича при Пионерском сквере содержался небольшой штат служащих, выполнявших функции сторожей и садовников.

    В настоящее время от былой красоты сквера не осталось и следа, а все попытки районных властей вернуть легенде Вагонки славу и величие ни к чему не привели.

Пионерский сквер в 2014 г.

Пионерский сквер в 2014 г.

Пионерский сквер в 2014 г.

    Напротив Пионерского сквера находится ещё один объект, знакомый практически каждому, кто родился и вырос на Вагонке. Это дом № 31 на улице Ильича, который, по задумке архитекторов, должен был стать вторым "Домом дирекции".

Ул. Ильича на карте Нижнего Тагила

    Четырёхэтажный дом, спроектированный в лучших традициях "сталианса", предназначался для руководителей высшего звена и главных специалистов УВЗ. Жилыми были этажи со 2-го по 4-й, а на первом этаже здания расположились библиотека, кафе, аптека и магазин УРСа.

Ул. Ильича. 1980-е годы

    Просторные светлые квартиры с трёхметровыми потолками, водопровод и канализация, удобное расположение дома относительно мест отдыха и учреждений соцкультбыта долгое время делали этот дом мечтой рядового советского ответственного квартиросъёмщика.

Дом по ул. Ильича, 31 (фото 2013 г.)

Дом по ул. Ильича, 31 (фото 2013 г.)

    Наиболее активно улица Ленина начала застраиваться уже после того, как в 1954 году она была переименована в улицу Ильича. Директор "Уралвагонзавода" Иван Васильевич Окунев, питавший к улице особые симпатии, пытался отстоять первоначальное название в горкоме и горисполкоме, но к его мнению не прислушались. Более того, даже нынешнее название кое у кого из членов бюро горкома вызвало возмущение. "Что это за панибратское название, товарищ Окунев? –негодовали некоторые. –Это же товарищ Ленин – вождь мирового пролетариата, основатель первого в мире государства рабочих и крестьян. А вы его "Ильичом" называете, как в пивной… Что подумают в обкоме? А в ЦК?" Однако в обкоме новое название понравилось, и от Окунева отстали…

Дом № 15 по ул. Ильича

Дом № 15 по ул. Ильича

    В 60-х и 70-х годах улицу застроили типовыми "хрущёвками" разных серий.

    Несмотря на большую по сравнению со "сталинками" вместимость, возведённые дома не сняли жилищную проблему, а просто прикрыли собой брусковые дома, которые простояли на улицах Тельмана, Молодёжной, Свердлова и других ещё более четверти века.

    Одной из достопримечательностей того периода стал первый на Вагонке девятиэтажный дом, покататься на лифтах которого мальчишки ездили со всего района.

Дом № 29 по ул. Ильича

Дом № 29

Дома № 33 и 35 по ул. Ильича

Дома № 33 и 35 по ул. Ильича

    Фото:

    Дмитрий Макеев, 2013-2014

    фоторепродукции из открытых источников и архивов авторов

    Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН "Между строк"

     

    16.04.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница