Проспект Дзержинского: символ дружбы Украины и России

    На проспекте Дзержинского читатели нашей рубрики уже бывали, когда знакомились с историей площади Славы. Сегодня мы познакомимся с самой широкой улицей Вагонки поближе.

    История проспекта Дзержинского берёт начало в далёком 1941 году. Тогда в Нижний Тагил вслед за эвакуируемыми предприятиями стали прибывать сотни и тысячи работников. Чтобы разместить всех приехавших, на Вагонке в ускоренном темпе вновь начали строить бараки, используя для этого любое пригодное место. Центральная улица одного из таких барачных посёлков, расположенного между нынешними проспектом Вагоностроителей и улицей Энтузиастов, получила название Советской.

Проспект Дзержинского на карте Нижнего Тагила

    В бараках Советской улицы разместили рабочих заводов, эвакуированных с Украины. Первоначально этот барачный посёлок был одним из самых неблагоустроенных: здесь отсутствовали водопровод, канализация, уличное освещение, а многие бараки не были даже подготовлены к осенне-зимнему периоду. Лишь в 1942-м положение стало исправляться. Уже к концу войны бараки начали сносить, заменяя их брусковыми домами.

Улица Советская в 1946 году

Улица Советская в 1946 году

    Возможно, улица Советская так и осталась бы на долгие годы застроенной брусковыми домами, как, к примеру, улицы Свердлова или Тельмана, если бы не Иван Васильевич Окунев, ставший в 1949-м директором "Уралвагонзавода". Одним из приоритетных направлений развития завода и всего района Окунев считал улучшение условий жизни работников предприятия через развитие социальной сферы и строительство благоустроенного жилья. Архитекторы отдела капитального строительства УВЗ уже к началу 1951 года разработали собственный план развития района, во многом отличавшийся от того плана, который был разработан городским архитектурным бюро в 1947-1949 годах.

    Согласно городскому плану, посёлок вагоностроителей должен был застраиваться в сторону города, проходя в непосредственной близости от промзоны. Иван Васильевич имел на этот счёт собственное мнение. Он считал, что жильё для работников предприятий района надо строить как можно дальше от промышленных площадок УВЗ, НТМК, коксохима и других "тяжёлых" заводов.

    Денег, выделяемых Москвой на строительство, едва хватало. Чтобы закончить довоенный долгострой, Окунев принимает решение отстраивать Вагонку хозспособом. Одной из первых улиц в очереди на застройку значилась улица Советская, которая, по задумке проектировщиков ОКСа "Уралвагонзавода", должна была брать начало от улицы Ленина (позднее – Ильича).

    Первый этап застройки предусматривал возведение жилых домов на участке между улицами Ленина и Сталина (ныне улица Ильича и проспект Вагоностроителей).

Проспект Дзержинского на карте Нижнего Тагила

    Дома, построенные здесь в 50-е годы, как и большинство тагильских зданий эпохи "сталианса" (или "сталинского ампира"), не были типовыми домами "двухсотой" и "трёхсотой" серий, хотя и весьма сильно походили на них внешне. Вагонские архитекторы, взяв за основу типовые проекты, глубоко и основательно переработали их, адаптируя к местным материалам и уральскому климату.

    Типичным примером таких зданий является дом № 35 по нечётной стороне нынешнего проспекта Дзержинского. От типового проекта дом сохранил лишь малую этажность и узнаваемую внешность фасада, но всё остальное, начиная от стройматериалов и заканчивая планировкой квартир, имеет уже тагильское происхождение.

Дом № 35 по проспекту Дзержинского

Дом № 35 по проспекту Дзержинского

    На чётной стороне этого участка улицы находится легендарная "пятиблочка" – жилой дом, полностью спроектированный местными архитекторами.

"Пятиблочка" – дом № 28 по проспекту Дзержинского

"Пятиблочка" – дом № 28 по проспекту Дзержинского

"Пятиблочка" – дом № 28 по проспекту Дзержинского

"Пятиблочка" – дом № 28 по проспекту Дзержинского

"Пятиблочка" – дом № 28 по проспекту Дзержинского

    Единственным существенным недостатком "пятиблочного" проекта была малая этажность дома и, как следствие, невысокая вместимость. К тому же, вскоре после завершения строительства, здания в стиле "сталианса" попали в немилость у нового руководства страны, а 4 ноября 1955 года появилось постановление ЦК КПСС и Совмина СССР за № 1871 "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", ставшее началом конца эпохи "сталинского ампира" в архитектуре.

    В настоящее время вагонская "пятиблочка" признана памятником архитектуры местного значения.

Проспект Дзержинского

    В 1954 году Окунев неожиданно вносит на рассмотрение горисполкома предложение переименовать улицу Советскую в улицу Богдана Хмельницкого. Официальный повод для переименования был – в тот год исполнилось 300 лет воссоединению Украины с Россией. Дата широко отмечалась в СССР, и городские власти отнеслись к предложению с пониманием. Сам же Иван Васильевич, спустя 10 лет, вспоминал, что предложил переименовать улицу ещё и в знак благодарности украинским рабочим за их самоотверженный ударный труд в годы Великой Отечественной войны.

    "...К тому же многие из тех, кто приехал в Нижний Тагил в эвакуацию, остались здесь навсегда, потому что им некуда было возвращаться на Украине, – вспоминал Окунев в одном из своих редких интервью корреспондентам городской газеты. – Да и большинство из них жили на этой улице, в палатках, бараках и брусковых общежитиях..."

    Несмотря на смену приоритетов в городской архитектуре и гражданском строительстве, застройка улицы Хмельницкого продолжалась. В конце 50-х здесь начали активно сносить бараки и "бруски" и строить каркасно-панельные пятиэтажки, которые позже будут называть "хрущёвками".

    Повсеместное наступление "панелек", как их тогда называли, началось с постановления ЦК КПСС и Совмина СССР "О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства", которое увидело свет 19 августа 1954 года. Каркасно-панельные дома были в разы дешевле, возводились гораздо быстрее кирпичных "сталинок" и были более вместительными. Для выполнения жилищной программы того периода это был практически идеальный вариант.

    В начале 60-х улица начала принимать привычный всем нам вид. Строили каркасно-панельные дома быстро, и "хрущёвки" на улице Хмельницкого вырастали, как грибы после дождя. Одновременно с возведением жилых домов развивалась и соцсфера. В 1963 году был построен кинотеатр "Россия", быстро ставший любимым местом проведения досуга вагоностроителей.

Кинотеатр "Россия" в разные годы

Кинотеатр "Россия" в разные годы

Кинотеатр "Россия" в разные годы

Кинотеатр "Россия" в разные годы

    Рядом с кинотеатром был открыт книжный магазин № 2, занимавший весь первый этаж дома № 47. В этом магазине можно было не только купить книги или учебные пособия, но и посетить творческие встречи с уральскими писателями, поэтами, журналистами. Буквально в двух шагах от книжного был открыт магазин диетического питания, ассортимент продуктов в котором контролировался УРСом "Уралвагонзавода".

    Большое внимание Окунев уделял озеленению Вагонки. В этом моменте улица Хмельницкого могла дать сто очков вперёд любой другой улице Дзержинского района. От улицы Ильича до проспекта Вагоностроителей была устроена пешеходная зона, где были разбиты клумбы, высажены деревья и кустарники и установлены скамейки. В 60-70-е годы эта аллея была одним из любимых мест отдыха жителей близлежащих кварталов.

Проспект Дзержинского

    За кинотеатром "Россия" был разбит сквер, который тянулся до пересечения с улицей Энтузиастов, а на внутридворовых и придомовых территориях были обустроены детские и спортивные площадки.

    На УВЗ Окунева часто за глаза называли "садовником". И не зря. Любое пустующее пространство в районе новостроек он старался озеленить или превратить в уголок отдыха горожан. Возвратившись с объезда района (а таковые случались раз или два в неделю), "народный директор" давал указания начальнику цеха озеленения, где необходимо посадить деревья или кустарники, разбить клумбы или засеять травой газон. Сам Иван Васильевич неоднократно называл улицу Хмельницкого "зелёной линией", которая, по его мнению, должна была разделить Вагонку на "деловую" и "спальную" часть.

    Вскоре улица Хмельницкого была переименована в бульвар Хмельницкого и оставалась таковой до своего последнего переименования.

Улица Богдана Хмельницкого в 60-е гг.

Улица Богдана Хмельницкого в 60-е гг.

Улица Богдана Хмельницкого в 60-е гг.

    В 1967-м в кулуарах власти активно обсуждался вопрос о переименовании бульвара Хмельницкого в бульвар Славы. Но тогда предложение не прошло: его не поддержали ни партийные, ни советские вышестоящие органы.

    Переименование произошло лишь через 10 лет, когда в ознаменование столетия со дня рождения Ф. Э. Дзержинского (1977 год) бульвар Хмельницкого был переименован в проспект Дзержинского.

    Тогда же проспект продлили от улицы Ильича до улицы Молодёжной, но никаких зданий на этом отрезке построено не было.

Проспект Дзержинского на карте Нижнего Тагила

    Последним объектом, который появился на проспекте, стал памятник "железному Феликсу", установленный в конце перестройки.

Памятник Ф. Э. Дзержинскому (скульптор И.Я. Боголюбов)

Памятник Ф. Э. Дзержинскому (скульптор И.Я. Боголюбов)

Памятник Ф. Э. Дзержинскому (скульптор И.Я. Боголюбов)

    Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН "Между строк"

     

    30.04.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница