Это Тагил, детка... Или 10 мест, где обязательно должны побывать гости города

    Куда сводить приезжих? Что показать иногородним друзьям и родственникам? Ведь одних только муниципальных музеев в Нижнем Тагиле ни много ни мало 13 штук. А есть ещё музеи на предприятиях города, ведомственные и школьные музеи. Да и кроме музеев есть что показать гостям нашего города. К примеру, "старый Тагил" на улицах Кирова и Тагильской; "исторический центр" на улицах Уральской, Карла Маркса и проспекте Ленина; Тагил эпохи "сталианса", разбросанный на разных улицах города; памятники истории и архитектуры. Выбор огромный!

    Давайте попробуем составить топ-10 тагильских достопримечательностей, знакомство с которыми, как нам кажется, поможет гостям Нижнего Тагила составить наиболее полное и разностороннее представление об истории нашего города.

    Начнём, пожалуй, с того места, откуда фактически и начался наш город. С горы Высокой, что изначально носила имя Магнит-горы.

№ 1. Яма глубокая

(Музей горной техники и смотровая площадка Высокогорского горно-обогатительного комбината)

    "Была гора Высокая, стала яма глубокая", – говорят тагильчане о месте, положившем начало городу, о горе Высокой. Кто персонально открыл гору, доподлинно неизвестно. В краеведческой литературе, составленной в 50-80-х годах прошлого века, фигурирует имя вогульского охотника Якова Савина. Якобы это он нашёл гору и указал на её местонахождение верхотурскому воеводе Дмитрию Протасьеву. Однако в документах, найденных в начале 2000-х в РГАДА (Российском Государственном Архиве Древних Актов), вогул Савин значится не как рудознатец, а как проводник, нанятый экспедицией Тобольского воеводства, которая была отправлена на Средний Урал в 1697 году. Руководил этой экспедицией приказчик Тобольского воеводства Михаил Афанасьевич Бибиков, который спустя два года и был направлен царём Петром строить в наших краях три завода – Невьянский, Выйский и Нижнетагильский. А уже в 1698 году "ясашный волулич Яков Савин показал на Магнит-гору..." верхотурскому воеводе. Вообще, "двойное", а то и "тройное" открытие рудных мест широко практиковалось в конце XVII – начале XVIII вв. вогулами, которые пользовались тем, что приказчики на Урале часто менялись. За указание месторождений руд и других полезных ископаемых казна платила неплохие деньги, и местные жители не упускали возможности подзаработать.

    Магнит-гора, позже переименованная в Высокую, предопределила индустриальное развитие Нижнего Тагила. Любопытно, что первые сто лет, с 1722 до 1822 года, тагильский завод работал на россыпных валунчатых рудах, которые в изобилии покрывали склоны горы. И лишь после того как они закончились, гору начали рыть вглубь.

Нижний Тагил. Магнитный рудник. Дореволюционная открытка

    Более чем за 185 лет коренное месторождение магнитного железняка горы Высокой было выбрано почти полностью. В настоящее время на Высокой устроена выставка горной техники, применявшейся в карьерах и на шахтах, и оборудованы две смотровые площадки.

Музей горной техники под открытым небом

Музей горной техники под открытым небом

Музей горной техники под открытым небом

Музей горной техники под открытым небом

Некоторые экспонаты выставки горной техники (фото 2015 г.)

    Со смотровых площадок открывается прекрасный вид как на Главный Высокогорский и Меднорудянский карьеры, так и на западную часть города. Видно отсюда и Лисью гору, и Гальянку, и городской пруд, и гору Долгую, и зону обрушения шахты "Магнетитовая".

Слева – Меднорудянский карьер, справа – Главный карьер Высокогорского рудника

Слева – Меднорудянский карьер, справа – Главный карьер Высокогорского рудника

    Въезд на смотровые площадки и выставку закрыт, но подняться туда можно пешком. Лучше всего это делать с экскурсоводом, который может рассказать об истории горы и предназначении техники. Хотя в последнее время выставка используется только для ведомственных мероприятий Высокогорского ГОКа и организовать экскурсию для обычных посетителей достаточно проблематично. Тем не менее, побывать на смотровых площадках в индивидуальном порядке можно.

На смотровой площадке ВГОКа

Дорога на смотровую площадку

№ 2. Самый маленький в мире

(музей в башне на Лисьей горе)

    В рамках проекта "Город-ЛабириНТ" мы уже рассказывали о Лисьей горе и башне на её вершине. В 2015 году башню капитально отремонтировали и открыли в ней музей, экспозиция которого посвящена истории самой башни.

    Музей этот непростой. Во-первых, если не считать историко-археологическую инсталляцию "Баублис" в литовской деревне Биетай, которая разместилась в дупле старого дуба, и галерею из шести микрокартин в почтовом ящике, вывешенном в американском городке Сомервилле (шт. Массачусетс), то музей на Лисьей горе является самым маленьким музеем в мире. Во-вторых, история самой башни уникальна. Построенная в 1818 году как часовня в память о безвременно ушедшей из жизни Елизавете Строгановой-Демидовой и не получившая одобрения от Синода, башня стала использоваться в технических и научных целях. Её почти двухсотлетняя история неразрывно связана с развитием города. Долгое время башня находилась в запущенном состоянии, за ней практически не следили, что сказалось на общем состоянии строения.

Башня на Лисьей горе в ранний советский период

Башня на Лисьей горе в ранний советский период

В 60-70-х годах доступ внутрь башни был свободным

В 60-70-х годах доступ внутрь башни был свободным

Внешний вид Лисьегорской башни после реставрации (фото 2015 г.)

Внешний вид Лисьегорской башни после реставрации (фото 2015 г.)

Внешний вид Лисьегорской башни после реставрации (фото 2015 г.)

    Более 30 лет официальное краеведение Нижнего Тагила преподносило башню на Лисьей горе как объект, специально возведённый в качестве сторожевой и пожарной каланчи. Но весной 2015 года стали известны подробности появления Лисьегорской башни, которые были связаны с историей любви Николая Никитича Демидова и Елизаветы Строгановой. Эта история и биография самой башни и легли в основу экспозиции самого маленького музея в мире.

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

Внутри музея-башни. Экспозиция, посвящённая истории этого сооружения (фото 2015 г.)

    Закончив осмотр башни, с вершины горы можно полюбоваться видами окрестностей и особенно той части города, которую в путеводителях называют "исторической". Здесь достойны внимания несколько объектов старого города. Это и так называемый "Тагильский кремль", и церковь во имя святого князя Александра Невского, и, конечно же, завод-музей – первый в России. Туда-то мы и отправимся.

№ 3. Первый в России

(завод-музей)

    Нижнетагильский завод-музей, созданный на территории закрытого завода имени Куйбышева в 1988-1989 годах, был первым в России музеем такого рода и является памятником индустриального наследия федерального значения.

    Завод начал строиться в 1721 году и был пущен в строй в 1725-м.

    Предприятие включало в себя полный технологический цикл выплавки металла: подготовку руды и угля, выплавку чугуна, выковку железа, а также вспомогательные производства – кирпичную и лесопильную фабрики, механическую, меховую и другие мастерские.

Нижнетагильский железоделательный завод на карте 1846 г.

Нижнетагильский железоделательный завод на карте 1846 г.

Вид на Нижнетагильский завод (фото конца XIX в.)

Вид на Нижнетагильский завод (фото конца XIX в.)

    Завод являлся одним из крупнейших в Европе, его продукция поставлялась во многие города страны, а также за рубеж – в Европу, на Ближний Восток и в Соединённые Штаты. Примечательно, что предприятие не было акционировано вплоть до весны 1917 года и принадлежало только семейству Демидовых. Более того, фактически до момента акционирования завод был обеспечен государственным заказом.

    При советской власти завод был национализирован и продолжал работать ещё 70 лет.

Вид на завод с Лисьей горы (фото 30-х гг.)

Вид на завод с Лисьей горы (фото 30-х гг.)

    Только в октябре 1987-го он был торжественно остановлен, а символические ключи от старого завода были переданы сотрудникам Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала. А ещё два года спустя на территории предприятия была открыта музейная экспозиция. Ещё через три года, в 1992-м, заводу-музею была приписана часть заводской территории, включая окрестную историческую зону, для создания музейного комплекса, площадь которого составила 30 гектаров.

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

    Здесь посетители могут увидеть доменный цех XVIII-XX вв., энергетический цех, построенный в 1913 году, прокатный цех, начавший работать в 1902 году, листобойный цех и цех металлоконструкций (1927 и 1929 гг. соответственно), мартеновский цех, работавший с 1892 г. и до закрытия завода, кузницу XIX века, заводскую контору и "механическую фабрику", построенные в 1840 году, и многое другое.

Доменный цех (фото 2015 г.)

Доменный цех (фото 2015 г.)

Доменный цех (фото 2015 г.)

Доменный цех (фото 2015 г.)

    Хотя попасть на территорию завода-музея можно свободно, чем иногда пользуются тагильчане, наиболее полное представление об объектах можно почерпнуть только из рассказов экскурсоводов. Экскурсии здесь длятся полтора-два часа, и за это время посетители получают исчерпывающую информацию о цехах и производствах, технологических процессах, начиная с XVIII века, и, конечно, о плотине, "тело" которой не перестраивалось с начала XVIII столетия.

Виды на заводскую плотину (фото 2016 г.)

Виды на заводскую плотину (фото 2016 г.)

Виды на заводскую плотину (фото 2016 г.)

    Экскурсии проводятся для групп, а знающие и опытные экскурсоводы смогут ответить на любой вопрос, касающийся не только истории завода, но истории города вообще. Фото- и видеосъёмка в заводе-музее категорически разрешена.

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

завод-музей в Нижнем Тагиле

№ 4. Старейший на Урале

(историко-краеведческий музей)

    В советское время у жителей Москвы, Ленинграда и других городов считалось, что побывать в Тагиле и не сходить в местный музей, значит, ничего не увидеть в городе и, тем более, ничего о нём не узнать. Это утверждение совершенно справедливо и в наши дни, ибо в городском историко-краеведческом музее, как в капле воды, сконцентрирована для показа посетителям вся история города – от постройки первой домны до наших дней.

Комплекс зданий Главного правления Нижнетагильских заводов, где сейчас располагается музей (фото 30-х гг.)

Комплекс зданий Главного правления Нижнетагильских заводов, где сейчас располагается музей (фото 30-х гг.)

    Первый музей в Нижнетагильском заводском посёлке появился ещё в 1841 году. Тогда по указанию Анатолия Демидова для важных гостей была устроена экспозиция, включающая в себя образцы руд и заводской продукции, чучела животных и птиц, обитающих в наших краях, минералогические коллекции и коллекции медалей различных выставок, которыми была удостоена продукция заводов, а также редкие книги и произведения искусства. Специально для размещения этой экспозиции у семьи приказчика Любимова был куплен просторный каменный дом вблизи от Главного правления заводов. Правда, музей этот был доступен только "высоким гостям" и большую часть времени был закрыт. Позднее в это же здание был перенесён заводской архив. В конце XIX в. было утверждено положение "О заводском музеуме", которое открывало доступ к музейным экспонатам для всех желающих. Во времена экономического кризиса начала ХХ века "музеум" был закрыт в целях экономии денежных средств и простоял в бездействии до революции 1917 года. А в начале 20-х годов в городе было создано общество краеведов под названием "Т.О.И.М.К." (Тагильское Общество Изучения Местного Края), члены которого за короткий срок возродили музей.

    Период с 20-х по 70-е годы XX века был самым плодотворным в истории Нижнетагильского музея.

    Его сотрудники принимали участие в археологических и этнографических экспедициях, создавали новые экспозиции, активно занимались изысканиями и научной работой. Единственное, чего не хватало музею, это площадей.

Вид на краеведческий музей от техникума советской торговли (фото 70-х гг.)

Вид на краеведческий музей от техникума советской торговли (фото 70-х гг.)

    Положение изменилось в самом конце 80-х, когда музею было передано несколько исторических зданий – историко-архитектурных памятников в разных местах города. Это позволило создать ряд обширных тематических экспозиций, разместив в них многие экспонаты и документы, хранившиеся до этого времени в запасниках. Основная же историко-краеведческая экспозиция разместилась в зданиях бывшего Главного правления Нижнетагильских заводов.

Комплекс зданий Главного правления Нижнетагильских заводов. Главный корпус (фото 2015 г.)

Комплекс зданий Главного правления Нижнетагильских заводов. Главный корпус (фото 2015 г.)

Комплекс зданий Главного правления Нижнетагильских заводов. Лабораторный флигель, в котором с 1891 года размещался музей (фото 2015 г.)

Комплекс зданий Главного правления Нижнетагильских заводов. Лабораторный флигель, в котором с 1891 года размещался музей (фото 2015 г.)

    В помещениях музея размещены экспонаты и документы, рассказывающие об истории Нижнего Тагила со времён первобытнообщинного строя до наших дней, представлены археологические находки и образцы продукции Нижнетагильского и Выйского заводов, документы и книги, произведения искусства местных и зарубежных мастеров, приборы XVIII-XX веков и макеты заводских цехов и многое другое.

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

В музее-заповеднике, краеведческом музее Нижнего Тагила

№ 5. "Тагильский кремль"

(комплекс исторических зданий XIX века)

    Само понятие "Тагильский кремль" появилось в среде уральских краеведов и этнографов ещё в последней четверти XIX столетия. Под этим термином подразумевался ряд зданий, построенных в XVIII-XIX веках, расположенных компактно и непосредственно связанных между собой и с заводами.

    В состав "кремля", по мнению екатеринбургских этнографов, входили здание Главного заводоуправления, "лабораторный флигель", правый флигель на каменном полуэтаже, дом управляющего, здания Верхних и Нижних провиантских складов и Входо-Иерусалимский Собор.

Вид на "Тагильский кремль" с Лисьей горы (фото конца XIX в.)

Вид на "Тагильский кремль" с Лисьей горы (фото конца XIX в.)

    В конце XIX – начале XX веков познакомиться с "Тагильским кремлём" приезжали этнографы, краеведы и архитекторы со всех уголков Российской Империи. Этот комплекс зданий входил в списки исторического наследия России и не раз упоминался в различной исторической и этнографической литературе той поры.

    К сожалению, в первые годы советской власти был безвозвратно утрачен Входо-Иерусалимский Собор, а позднее был снесён и флигель на каменном полуэтаже. Такая же печальная участь едва не постигла и "дом управляющего". Здание Главного правления заводами было передано Горсовету, а в провиантских складах были устроены гаражи и мастерские.

    Восстанавливать архитектурный ансамбль начали в 70-х. Тогда на месте снесённого правого флигеля было выстроено здание в стиле "а-ля Чеботарёв". Тагильские архитекторы постарались, чтобы оно было максимально похоже на построенные более 130 лет назад другие части комплекса. В большой степени это удалось, и уже поколение тагильчан, выросшее в 90-х, принимает этот новодел за памятник архитектуры.

Новодел 70-х на месте "флигеля на каменном полуэтаже" (фото 2016 г.)

Новодел 70-х на месте "флигеля на каменном полуэтаже" (фото 2016 г.)

    Справедливости ради надо отметить, что с новым зданием весь комплекс Главного правления заводов стал выглядеть завершённым архитектурным объектом. Сейчас в здании разместились Городской исторический архив и отдел по делам архивов городской администрации.

Здание Главного заводоуправления. Современный вид

    Теперь о прежнем строении напоминают только сохранившаяся каменная кладка стены правого флигеля и железные стяжки, выкованные ещё на подливных молотах Нижнетагильского железоделательного завода в первой половине XIX века. Сам снесённый флигель был самым старым строением демидовского периода в Нижнем Тагиле. Здесь находилась резиденция Акинфия Никитича, при его сыне Никите – художественная и общеобразовательная школы, при Николае Никитиче – "управа благочиния", тюрьма и мастерские. Были во флигеле и подземелье, и подземный ход, ведущий в "тело" плотины.

Всё, что осталось от флигеля "на каменном полуэтаже"

Всё, что осталось от флигеля "на каменном полуэтаже"

    Здания провиантских складов тоже могли бы быть утрачены, если бы не перестройка, в разгар которой, в 1987 году, оба строения, на тот момент пребывающие в плачевном состоянии, были переданы городскому краеведческому музею. Нижний провиантский склад отреставрировали сравнительно быстро, и в 1990 году туда переехало фондохранилище музея. Реставрация Верхних складов затянулась: за годы советской власти здание несколько раз горело и неоднократно перестраивалось. Чтобы вернуть ему первоначальный облик, потребовалось почти 15 лет. В настоящее время в здании действует Музей природы и охраны окружающей среды.

Верхние провиантские склады

Верхние провиантские склады

Нижние провиантские склады

Нижние провиантские склады

    На площадке у Нижних складов развёрнута постоянная экспозиция, знакомящая посетителей с образцами механизмов, применявшихся на Нижнетагильском заводе в XVIII-XIX столетиях.

Образцы заводских механизмов XVIII-XIX вв.

Образцы заводских механизмов XVIII-XIX вв.

Образцы заводских механизмов XVIII-XIX вв.

Образцы заводских механизмов XVIII-XIX вв.

№ 6. Медведка

(пещера древнего человека и стоянка Ермака)

    Чтобы обилие исторической информации и впечатления от архитектурных артефактов не путались в голове и лучше запомнились, было бы полезно на время сменить обстановку и выехать на природу. Но наши края примечательны тем, что все ближние и дальние окрестности города так или иначе неразрывно связаны с историей становления уральских городов и посёлков. Окрестности Нижнего Тагила не исключение.

гора Медведь-камень

    Приблизительно в 15 километрах от города находится гора Медведь-камень, являющаяся одним из самых известных природно-исторических объектов, расположенных вблизи Тагила.

гора Медведь-камень

    Первые упоминания в литературе о Медведь-камне появились ещё в первой половине XVIII века. Так, в 1733 году, известный немецкий путешественник, географ и этнограф Иоганн Гмелин в своей книге "Путешествие в Сибирь" писал:

    "Гора Медведка, или Медвежий Камень находится в двух верстах справа от дороги, на восточном берегу реки Тагил. В этой стране горам дают русские названия, а по-вогульски она называется"Хоба-Елпинг" или"Елпинг-Куэ". Вогулы поклоняются многим горам, и этой тоже …"

    Писал о Медведь-камне и российский историограф немецкого происхождения Герхард Ф. Миллер. В книге "История Сибири", вышедшей в 1750 году, он упоминал гору как место зимней стоянки одного из отрядов Ермака, направлявшихся "воевать сибирского хана". В 1910 году раскопками на месте так называемого "Ермакова городища" занимался учитель Нижне-Тагильского горнозаводского училища М. Дмитриев, в 1946-м археологические изыскания на Медведь-камне проводил известный уральский археолог Отто Николаевич Бадер.

    У подножья горы найдены следы стоянки древнего человека эпохи палеолита, а также "вогульские писанцы" – следы мансийской культуры. Последние, к сожалению, быстро исчезают из-за того, что открытые дождям и ветрам скальные участки Медведь-камня осыпаются.

гора Медведь-камень

    Под осыпями погребены несколько гротов и пещер со следами деятельности как древнего человека, так и манси. Некоторые из этих объектов, по свидетельству О. Н. Бадера, засыпало сравнительно недавно – где-то между 1933 и 1945 годами. Один из гротов, в котором во второй половине 40-х были обнаружены следы деятельности древних людей, доступен и в наши дни. Это углубление в скальной части горы длиной в 4 и шириной около 2,5 метров.

Грот, в котором О. Н. Бадером были найдены следы стоянки древнего человека

Грот, в котором О. Н. Бадером были найдены следы стоянки древнего человека

    Привлекает Медведь-камень не только археологов, но также натуралистов (здесь растут некоторые редкие растения, занесённые в Красную книгу) и альпинистов, которые проводят здесь сборы и тренировки. Не забывают о горе и туристы. Район Медведь-камня и окружающие его леса являются памятником природы Свердловской области.

гора Медведь-камень

№ 7. Мадонна с чердака

(жемчужина Нижнетагильского музея изобразительных искусств)

    Быть в Тагиле и не увидеть "Тагильскую Мадонну" в городском Музее изобразительных искусств?..

    Легендарная картина Рафаэля Санти из Урбино вот уже более 90 лет является настоящей жемчужиной в коллекции живописи, выставляемой в музеях Нижнего Тагила. В нашей стране этот шедевр известен под названиями "Тагильская Мадонна" или "Мадонна с вуалью", а за рубежом как "Святое семейство" или "Мадонна дель Пополо".

Рафаэль Санти. "Святое семейство", или "Мадонна дель Пополо"

Рафаэль Санти. "Святое семейство", или "Мадонна дель Пополо"

    История этой картины такова. В 1508 году Папа Римский Юлий II заказал художнику Рафаэлю Санти, живописцу из Урбино, который в то время расписывал фресками Станцу дела Сеньятура, картину на сюжет "Святого семейства". Понтифику нравились мадонны Рафаэля, и он захотел иметь одну из них в своей "родной" церкви Санта-Мария-дель-Пополо.

    Мастер справился с заказом менее чем за год и представил её на суд Папы. Картина, написанная на доске размером 120х90 см, изображала святое семейство – Марию, Иосифа и младенца Христа. Младенец играет с вуалью своей матери, которым та обернёт его голову после распятия, а на всё происходящее с грустью взирает Иосиф, словно предвидящий будущее.

    Картина очень понравилась Юлию II, и он подрядил Рафаэля на более масштабную версию сюжета – "Сикстинскую мадонну". А картину, названную Папой Madonna del Velo ("Мадонна с вуалью"), поместили у центрального алтаря церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где она провисела до 1591 года, пока кардинал Сфондрати не забрал "Мадонну" к себе в покои. Через 17 лет он продал её другому итальянскому кардиналу Шипионе Боргезе, и Madonna del Velo получила прописку в личной галерее Боргезе, где и находилась в течении 42 лет. Но вскоре после смерти Боргезе его галерею обокрали. В числе прочего воры унесли и "Мадонну с вуалью". Через год картины нашли и вернули на место. Но в начале XVIII века на коллекцию Боргезе снова было совершено покушение, и на этот раз грабители были удачливее: произведения искусства бесследно исчезли…

    …Наследники кардинала-коллекционера заменили некоторые утраченные картины списочными, в том числе и "Мадонну дель Пополо", и объявили, что все шедевры возвращены в галерею. Обман открылся уже в XX столетии, после того как в далёком от Италии Нижнем Тагиле в 1924 году на чердаке одного из бывших демидовских домов была найдена неизвестная картина, подписанная… Рафаэлем. Точнее, была найдена не вся картина, а лишь её часть.

    В марте 1924 года, когда шла подготовка к открытию Нижнетагильского краеведческого музея, в кабинет Александра Словцова, директора будущего музея, вошёл Иван Колеватов – завхоз металлургического треста. Он рассказал, что, обследуя чердак одного из демидовских домов, нашёл доску со следами живописи. Колеватов тут же показал находку Словцову, и когда тот протёр доску мокрой тряпкой, то заметил, что на доске имеются изображения людей. Словцов решил, что перед ним старинная икона, и решил промыть находку как следует. Промыл и обнаружил на деталях одежды изображённой на доске женщины надпись "Raphael Urbinas pin…" – подпись великого Рафаэля!

    Несмотря на то, что у картины не хватало значительной части, обломок выставили в музее. Тагильчане, по словам А. Н. Словцова, "охотно ходили смотреть на произведение великого мастера и гордились тем, что находка случилась именно в Тагиле…" Александр Николаевич начал поиски второй части доски и вскоре нашёл её в том же доме. Обе части доски соединили и смогли прочитать авторскую надпись полностью: "Raphael Urbinas pingebat MDIX" – "Рафаэль Урбинский писал в 1509 году". Картину выставили в музее, и жители города вскоре окрестили её "Тагильской Мадонной".

    Год "Мадонна дель Пополо" демонстрировалась в основной экспозиции музея, но в августе 1925-го в Нижний Тагил приехал Игорь Эммануилович Грабарь – известный искусствовед, художник и реставратор. Приехал специально для знакомства с находкой и оценки её состояния. Внимательно осмотрев картину, Грабарь заявил, что её необходимо срочно везти в Москву на реставрацию. После реставрации "Мадонна с вуалью", она же "Мадонна дель Пополо" была передана в ММИИ (Московский музей изящных искусств), позже переименованный в Государственный музей имени А. С. Пушкина.

    По результатам исследования найденной в Нижнем Тагиле картины И. Э. Грабарь издал книгу "Madonna del Popolo Рафаэля и Мадонна из Нижнего Тагила", в которой проанализировал всю известную на тот момент информацию о списках "Мадонны с вуалью", которых он насчитал 65 штук. Владельцы копий наперебой утверждали, что именно их экземпляр является оригиналом, но доказать толком ничего не могли.

    По вопросу о подлинности "Тагильской Мадонны" Игорь Эммануилович писал:

    "…Тагильский экземпляр не копия. Из сохранившихся экземпляров самым ранним является, бесспорно, этот нижнетагильский. "Мадонна" из Нижнего Тагила, может быть, тот самый оригинал, который находился некогда в церкви Санта Мария дель Пополо…"

Обложка книги И. Э. Грабаря

Обложка книги И. Э. Грабаря

    В наши дни "Тагильская Мадонна" продолжает восхищать любителей живописи Нижнего Тагила и других городов нашей страны. В 2014 году картина была показана в Калининграде, Липецке, Казани, Тобольске, Новосибирске, Южно-Сахалинске и других российских городах, а в январе 2015-го она выставлялась во Владивостоке.

    Впрочем, Нижнетагильскому музею изобразительных искусств есть что показать посетителям и помимо "Тагильской Мадонны". В экспозиции музея имеется немало прекрасных полотен известных российских художников, в числе которых работы Тропинина, Айвазовского, Шишкина, Саврасова, Крамского, Репина, Худоярова, Боголюбова и других.

Алексей Боголюбов. "Лоцманы Бискайской бухты" (1857-59 гг.)

Алексей Боголюбов. "Лоцманы Бискайской бухты" (1857-59 гг.)

Иван Айвазовский. "Морской пейзаж" (1872 г.)

Иван Айвазовский. "Морской пейзаж" (1872 г.)

Василий Худояров. "Исцеление слепорождённого" (1857-59 гг.)

Василий Худояров. "Исцеление слепорождённого" (1857-59 гг.)

Иван Шишкин. "Лес" (1880 г.)

Иван Шишкин. "Лес" (1880 г.)

№ 8. Демидовская дача

(музей в доме крепостного механика)

    Ещё один молодой музей Нижнего Тагила, появившийся в городе в сентябре 2013 года на месте, известном тагильчанам как "Демидовская дача" в "Матильдином предместье". Впрочем, несмотря на громкие исторические названия, сами Демидовы в этой усадьбе никогда не жили, да и непутёвая жена Анатолия Николаевича Демидова – Матильда Бонапарт – никогда в жизни не гуляла по предместью, названному в честь неё.

Вид на Матильдово предместье и "Демидовскую дачу" (фото конца XIX в.)

Вид на Матильдово предместье и "Демидовскую дачу" (фото конца XIX в.)

    На самом деле, построил эту усадьбу бывший демидовский крепостной механик, геолог и изобретатель Фотий Ильич Швецов, известный на Урале и в Сибири своими паровыми машинами. Строился дом с 1844 по 1847 годы. В этом доме Фотий Ильич прожил вплоть до своего увольнения с завода и отъезда в Сибирь в 1850-м.

    Некоторое время в доме проживали другие Швецовы – брат Фотия Ильича Григорий, младшая сестра Акулина с мужем Павлом Стебловым (прямым предком известного советского актёра и режиссёра Е. Ю. Стеблова). Накануне своей смерти Фотий Ильич попросил сестру продать усадьбу в счёт уплаты его долга перед заводской конторой. Акулина Ильинична выполнила последнюю волю брата, и, по распоряжению Анатолия Демидова, дом и надворные постройки были приняты в заводскую собственность, а тагильские обыватели начали именовать усадьбу "Демидовской дачей". Заводская администрация стала использовать дом в качестве гостиницы для размещения приезжих специалистов. В частности, в нём проживал какое-то время управляющий заводами Анатолий Октавович Жонес-Спонвиль.

    В советское время дом и усадьбу передали в ведение железной дороги. Здесь в разное время располагались клуб, комитет ВЛКСМ, детский сад, база отдыха, работали детские и спортивные секции.

"Демидовская дача" в советский период (фото 1973 г.)

"Демидовская дача" в советский период (фото 1973 г.)

    К слову, по вине Министерства путей и сообщений (МПС) усадьба не попала в списки памятников истории и архитектуры. Историческая ценность строения замалчивалась в связи с тем, что перестройка памятников истории и архитектуры сопряжена с массой согласований, приездом комиссий и проведением экспертиз. А МПС в те годы испытывало острейший дефицит как жилья, так и объектов соцкультбыта.

    В "новейшей" истории, в результате реформы РЖД, обветшавшее здание было признано непрофильным активом и передано на баланс муниципалитета. Не имея статуса памятника истории и архитектуры, усадьба Фотия Швецова была обречена. Мэрия попыталась сдавать здание в аренду предпринимателям, но никто не выражал особого желания занимать его. К 2008 году строения усадьбы обветшали настолько, что в них не желали жить даже асоциальные элементы без определённого места жительства.

Дом механика Ф. И. Швецова в 2008 г.

Дом механика Ф. И. Швецова в 2008 г.

Дом механика Ф. И. Швецова в 2008 г.

    Весной 2013 года "Демидовскую дачу" было решено вернуть к жизни, произведя глубокую реставрацию. Но проблема заключалась в том, что оригинальных чертежей дома не сохранилось. По некоторым данным, их просто не существовало – Фотий Ильич Швецов строил дом, что называется, по памяти, по ходу стройки внося изменения и дополнения в конструкцию здания. Всё, что нашлось в городских и областных архивах, были эскизы конца XIX века одного из выпускников Выйского заводского училища, который предлагал перестроить дом с целью придать ему более современный вид. По этим эскизам и был создан проект, по которому и была произведена реконструкция.

Представители администрации города и СМИ на работах по возведению 2-го этажа дома

Представители администрации города и СМИ на работах по возведению 2-го этажа дома

    Осенью 2013 года здание было передано в ведение городского музея-заповедника, и в нём были открыты две экспозиции. На первом этаже – кабинет горного инженера середины XIX века и небольшая экспозиция по истории "Демидовской дачи". На втором появился зал, экспозиция которого представляет Демидовых как людей, внёсших огромный вклад в развитие промышленности и культуры Урала и России.

"Демидовская дача" после т.н. "глубокой реставрации" (фото 2015 г.)

"Демидовская дача" после т.н. "глубокой реставрации" (фото 2015 г.)

"Демидовская дача" после т.н. "глубокой реставрации" (фото 2015 г.)

"Демидовская дача" после т.н. "глубокой реставрации" (фото 2015 г.)

"Демидовская дача" после т.н. "глубокой реставрации" (фото 2015 г.)

№ 9. "Старый город"

(район, именуемый "историческим центром")

    Так уж сложилось, что территория Ленинского района, начинающаяся от Верхних провиантских складов и заканчивающаяся зданием Драматического театра, в советское время стала именоваться "старым городом" или "историческим центром". Этот район охватывает начало улиц Карла Маркса, Уральской и проспекта Ленина.

    На самом деле, по-настоящему старых зданий в "старом городе" всего два, а остальные начали появляться здесь лишь в последней четверти XIX столетия, когда тагильское купечество, окрепнув финансово и встав на ноги в глазах общества, стало строить в этом районе свои особняки. Строились купцы преимущественно вблизи площади, где исторически образовался главный рынок Нижнетагильского заводского посёлка, на котором те же самые купцы вели бойкую торговлю. Позднее эту площадь окрестили Базарной.

Базарная площадь Нижнетагильского посёлка (фото конца XIX в.)

Базарная площадь Нижнетагильского посёлка (фото конца XIX в.)

    Впрочем, начинается "старый город" с действительно старого здания, построенного между 1834 и 1837 годами по проекту известного демидовского крепостного архитектора Александра Чеботарёва для главного управляющего демидовскими заводами Александра Любимова.

Дом главного управляющего демидовскими заводами А. А. Любимова (фото 2016 г.)

Дом главного управляющего демидовскими заводами А. А. Любимова (фото 2016 г.)

    В то время не было ещё ни Базарной площади, ни рынка, да и купечество в Нижнетагильском посёлке было "жидкое". Наиболее удачливые коммерсанты выполняли подряды на поставку продовольствия, угля и леса для заводов, а те, кому не удалось "ухватить подряд", занимались мелкой торговлей или возили в соседние сёла и города продукцию тагильских заводов сельскохозяйственного назначения или домашнюю утварь из чугуна, железа и меди. Почти 40 лет простоял любимовский дом в одиночестве, прежде чем рядом начали строить свои дома тагильские и заезжие купцы – Ярославцевы, Аксёновы, Хлопотовы, Уткины, Копыловы, Ляпцевы, Мозгуновы, Лошкарёвы, Капустины и другие. К концу XIX – началу ХХ века этот район Тагила выглядел, по воспоминаниям современников, "достойно среднего уездного города, коим Нижний-Тагильск не является…" Наиболее застроенными оказались соседствующие с Базарной площадью участки двух улиц – Александровской (ныне – проспект Ленина) и Шамина (улица Карла Маркса).

Улица Александровская в конце XIX в.

Улица Александровская в конце XIX в.

Купеческие дома на ул. Александровской (фото нач. ХХ в.)

Купеческие дома на ул. Александровской (фото нач. ХХ в.)

    Собственно, дома этих купцов и выполняют нынче роль "исторического центра". Практически все они, за исключением нескольких строений купца П. П. Аксёнова, хорошо сохранились до наших дней, хотя некоторые неоднократно перестраивались. Как, например, дом купца Михаила Ярославцева, который за время своего существования пережил три перестройки. Или же дом купца Мозгунова, надстроенный в 30-х годах ХХ века ещё двумя этажами и превращённый в гостиницу.

Дом купца Ярославцева (фото 2016 г.)

Дом купца Ярославцева (фото 2016 г.)

Бывший дом-магазин купца М. М. Мозгунова, перестроенный в гостиницу (фото 1940-х гг.)

Бывший дом-магазин купца М. М. Мозгунова, перестроенный в гостиницу (фото 1940-х гг.)

Начало "старого города". Справа налево: дома купцов Мозгунова, Ярославцева и дом управляющего Любимова (фото 2016 г.)

Начало "старого города". Справа налево: дома купцов Мозгунова, Ярославцева и дом управляющего Любимова (фото 2016 г.)

    К сожалению, большинство купеческих домов не сохранили свой внутренний облик. В условиях острого дефицита капитальных строений в 20-40-х годах все особняки использовались для размещения в них различных советских учреждений через "уплотнение", для чего в зданиях проводили перепланировки. В ряде случаев эти перепланировки приводили к тому, что дом со временем начинал приходить в негодность и разрушаться. Но большинство домов "старого города" до сих пор в строю.

Дом купца Е. Е. Копылова (фото 2016 г.)

Дом купца Е. Е. Копылова (фото 2016 г.)

Дом купца В. К. Хлопотова (фото 2016 г.)

Дом купца В. К. Хлопотова (фото 2016 г.)

Дом купца И. Ф. Уткина (фото 40-х гг.)

Дом купца И. Ф. Уткина (фото 40-х гг.)

    Заканчивается "старый город", или "исторический центр" зданием заводского госпиталя, построенного в 1825-1829 годах по проекту уже знакомого нам Александра Чеботарёва. Это здание, наверное, единственное из всех, построенных в Тагиле при Демидовых, которое никогда не меняло свой профиль и всегда оставалось медицинским учреждением.

Заводской госпиталь, прозванный в народе "Демидовской больницей"

Заводской госпиталь, прозванный в народе "Демидовской больницей"

    За 190 лет своего существования здание заводского госпиталя останавливалось на капитальный ремонт всего однажды, в начале 50-х годов, и теперь его фасады и флигели находятся в плачевном состоянии. Здание, как и большинство домов "старого города", является историко-архитектурным памятником XIX века.

№ 10. Дважды народный

(храм во имя святого Александра Невского)

    Из всех церквей, что существуют или когда-либо существовали в Нижнем Тагиле, храм во имя святого Александра Невского выделяется особо. И не столько своей архитектурой, сколько своей историей. Его по праву можно считать дважды народным: в 1862-1877 годах он был построен на народные деньги, а в 1989-м также на народные средства восстановлен после более чем 40-летнего перерыва, связанного с его закрытием.

храм во имя святого Александра Невского

    История появления церкви во имя святого Александра Невского, что возвышается над Гальянкой более 135 лет, началась в марте 1861 года вскоре после того, как во Входо-Иерусалимском соборе был отслужен молебен по случаю отмены крепостного права. Жители заводского посёлка в те дни активно обсуждали царский манифест, и многие высказывали мнение, что такое важное событие в жизни государства российского должно быть увековечено и на Нижнетагильском заводе. А вскоре появилась инициативная группа во главе с "вольноотпущенным заводским служащим" Дмитрием Шориным, которая обратилась к управляющему демидовскими заводами Владимиру Рашету с предложением построить на народные средства церковь "в память освобождения крестьян из крепостного состояния". Управляющий предложение поддержал и одним из первых внёс личный взнос в народную кассу. Проект храма выполнил известный пермский архитектор Томас Фомич Гирст.

Эскиз фасада церкви (архитектор Т. Ф. Гирст)

Эскиз фасада церкви (архитектор Т. Ф. Гирст)

    6 августа 1862 года на Вересовой горе состоялась закладка первого камня в основание будущего храма. Согласно смете, на возведение храма требовалось более 40 000 рублей серебром. Средства собирали всем миром. На храм жертвовали рабочие заводов, мещане, купечество и даже Демидовы. Елим Павлович с супругой сделали значительные пожертвования, попросив при этом записать их в ведомости, как "частное лицо, инкогнито".

    16 лет строился "народный храм", и 6 декабря 1877 года Александро-Невская церковь была освящена, в ней стали проходить службы. Изначально предполагалось, что церковь будет вмещать до 500 человек, но, как оказалось, храм мог единовременно принять до 750 прихожан.

Церковь во имя святого Александра Невского на открытке конца XIX в.

Церковь во имя святого Александра Невского на открытке конца XIX в.

    После Октябрьской революции и Гражданской войны храм неоднократно передавался в пользование от одной общины верующих к другой, закрывался и открывался вновь и в 1940-м был окончательно закрыт.

    В советский период церковь использовали в различных хозяйственных целях. В разное время в помещении церкви располагались различные мастерские, а больше склады стройматериалов и химикатов.

    А спустя 48 лет после закрытия, в начале перестройки, в Нижнем Тагиле появилась инициативная группа граждан, которая выступила за восстановление храма и передачи его в ведение епархии. И 12 сентября 1988 года в разрушенной церкви прошёл молебен.

Молебен в храме Александра Невского 12 сентября 1988 г. (фото И. Т. Коверда)

Молебен в храме Александра Невского 12 сентября 1988 г. (фото И. Т. Коверда)

    Восстановление храма стало воистину всенародным движением. Жители Гальянки, Выи, Вагонки, центра города, Тагилстроя и даже пригородных населённых пунктов не только жертвовали свои средства на дело восстановления церкви Александра Невского, но и принимали участие в восстановительных работах. Существенную помощь оказывали предприятия города.

Восстановление храма. Зима 1988-1989 гг.

Установка купола на Храм Александра Невского

    23 апреля 1989 года восстановленная церковь была освящена. И хотя восстановительные работы продолжались ещё некоторое время, храм начал действовать.

23 апреля 1989 года. Освящение церкви (фото И. Т. Коверда)

23 апреля 1989 года. Освящение церкви (фото И. Т. Коверда)

    Безусловно, перечень интересных мест в Нижнем Тагиле можно расширить, но, к сожалению, не все достопримечательности можно свободно осмотреть. Ну а для тех, кто заинтересовался историей города-труженика, редакция продолжит виртуальные экскурсии по городу, в котором хочется жить.

    Дмитрий Кужильный и Сергей Волков для АН "Между строк"

     

    12.08.2016


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница