Невьянский переулок: неприметная улица с долгой историей

    Листая страницы исследований тагильских краеведов советского периода, мы нашли только одно упоминание об этом переулке. Вся информация умещалась в двух строках: "Переулок Невьянский был назван в честь города Невьянска, который связан с Нижним Тагилом прочными историческими нитями". Ещё одно упоминание было обнаружено в архивах истфака УрГУ. Оказалось, что на рубеже 60-х и 70-х годов ХХ века свердловские студенты-историки в ходе этнографической экспедиции опросили старожилов этих мест и установили, что переулок сформировался в начале столетия, а своё нынешнее название получил не то в 30-х, не то в 40-х годах. И лишь в начале 2000-х, когда для историков открылись спецхранилища РГАДА*, выяснилось, что история этого переулка намного интереснее, чем это представлялось ранее.

Невьянский переулок на электронной карте города 2018 г.

Невьянский переулок на электронной карте города 2018 г.

    Историю возникновения этой малозаметной улицы, скорее всего, следует начать с середины XVIII века, когда братья Акинфиевичи из рода Демидовых — Прокофий, Григорий и Никита — стали докучать чиновникам из Берг-коллегии просьбами об увеличении территорий своих "дач". Причиной тому являлась нехватка леса: домны, работавшие на древесном угле, заставляли заводчиков вырубать всё новые участки в отведённых для заводов пределах. Берг-коллегия каждый год рассматривала демидовские челобитные, но всякий раз отвечала отказом, потому что существовало указание Сената в первую очередь удовлетворять заявки казённых заводов.

    Неизвестно, как долго продолжались бы эти попытки, если бы казне не потребовались "железные припасы" — Российская империя начинала войну с турками. Тут-то и выяснилось, что демидовские заводы не в состоянии исполнить заказы Военного ведомства даже наполовину из-за недостатка угля. О сложившейся ситуации сразу доложили императрице Екатерине, и та вызвала на аудиенцию старшего из братьев Демидовых — Прокофия.  

Прокофий Акинфиевич Демидов (бронза, работа неизв. мастера)

Прокофий Акинфиевич Демидов (бронза, работа неизв. мастера)

    Приватный разговор императрицы и заводчика длился более двух часов. О чём они говорили — неизвестно. Но после этой встречи Демидовы получили не только значительное расширение своих владений на Урале, но и ряд преференций в налогообложении и особое благоволение самой императрицы и её двора. Новые лесные массивы, полученные заводчиками "в дачу", позволили не только полностью утолить угольный голод демидовских домен, но и увеличить территории самих заводских поселений. Последнее привело и к переносу заводских застав, стоявших на важнейших для заводов дорогах.

    Одной из таких застав Нижнетагильского завода была крепость на Старозаводской улице, некогда именуемая "загороды". Во второй половине XVIII века в связи с расширением посёлка застава была перенесена в район Невьянской дороги, нынешней улицы Красногвардейской. Здесь, неподалёку от моста через реку Кушва, был построен постоялый двор, ямская станция и несколько домов для служащих и казаков, охранявших "железные обозы", двигавшиеся от Нижнетагильского завода в Невьянск.

    Невьянск изначально играл очень важную роль в становлении и жизни заводов Нижнетагильского округа. В 1702 году казённый Невьянский завод, или, как поначалу его называли, Невьинский, именным указом царя Петра I был передан на три года "по уговору" (то есть в аренду) тулянину Никите Демидовичу Антюфееву, который до этого владел небольшим чугунолитейным заводом и дюжиной кузниц в Туле.

    В те годы аренда государевых заводов являлась достаточно рискованным делом. Условия, на которых казна сдавала купцам в аренду свои предприятия, были откровенно кабальными, да и сами арендуемые заводы были давно и безнадёжно устаревшими и убыточными. Невьянский же завод был построен совсем недавно, в 1699-1700 годах, уже давал некоторое количество чугуна и железа, и чиновники Приказа рудокопных дел возлагали на него большие надежды. Однако в середине 1700 года царь Пётр неожиданно передаёт все медеплавильные и железоделательные заводы из ведения Приказа рудокопных дел в ведение воевод, стремясь этим ужесточить контроль над заводами и увеличить объёмы выпускаемой ими продукции. Но уже через 5-6 месяцев стало ясно, что переподчинение металлургических заводов дало обратный эффект: в 1701 году казна получила почти на треть меньше чугуна, железа и изделий из них. Главной причиной тому были сами воеводы, которые начали использовать заводы в целях личного обогащения.

    В поисках скорейшего решения проблемы Пётр обращается к дьяку Сибирского приказа Андрею Андреевичу Виниусу, отец которого, Андрей Денисович, ещё в годы правления царя Михаила Фёдоровича организовал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы в Туле. Ныне тульские заводы, находясь в ведении Виниуса-младшего, были единственными надёжными поставщиками железа и воинских припасов в казну. Андрей Виниус и подал царю идею передать Невьянский завод в аренду надёжному человеку, уверяя, что эффект от такого эксперимента будет впечатляющим. Сам Пётр в то время был занят подготовкой к войне со Швецией и в выборе "надёжного человека" для отправки на Урал полностью положился на выбор Андрея Андреевича. Так в Невьянске и появился "тульский уговорщик Никита Демидов Антюфеев", позднее ставший Демидовым.

    Выбор дьяка Виниуса в целом оказался верным. За первые три года "ведения" Невьянским заводом Никита Демидович не только в разы увеличил поставки железа в казну, но и коренным образом реорганизовал работу завода, построив новые "фабрики" (цеха) основного и вспомогательного производства, значительно расширил ассортимент выпускаемой продукции. В 1706 году Никита Демидович получает царскую грамоту "камиссара государевых заводов" и становится главным контролёром казённых заводов на Урале. В качестве резиденции Никита выбирает Невьянск, который, по его же собственному признанию, "второй Тулой так и не стал".

    А вот для его старшего сына Акинфия Невьянск действительно стал настоящим "родовым гнездом". Именно здесь родились его сыновья Прокофий, Григорий и Иван (умерший во младенчестве). Младший сын, Никита, тоже должен был родиться в Невьянске, но из-за непогоды обоз с Евфимией Ивановной Демидовой застрял на берегу реки Чусовой и будущий владелец Нижнетагильского завода появился на свет, не доехав до Невьянска каких-то 60 вёрст. Именно Акинфий был инициатором строительства знаменитой Невьянской башни. И он же специально ездил в Англию выбирать для неё часы.

Невьянская наклонная ("падающая") башня (фото нач. ХХ в.)

Часы на Невьянской наклонной ("падающей") башне (фото 2017 г.)

Музыкальный механизм часов Невьянской наклонной ("падающей") башне (фото 2017 г.)

Невьянская наклонная ("падающая") башня (фото нач. ХХ в.), её часы и музыкальный механизм часов (фото 2017 г.)

    Большое внимание Акинфий Демидов уделял развитию и модернизации завода. Начав с замены устаревших домен современными, сложенными "на саксонский манер", он постепенно реконструировал водное хозяйство завода, его молотовые "фабрики" и вспомогательные производства. К началу 1720 года Невьянский завод уже имел четыре домны, одна из которых была самой большой в Европе, десять горнов и дюжину молотов, в силу чего считался одним из самых производительных заводов Среднего Урала.

Панорама Невьянского заводского посёлка (раскрашенное фото 1879 г.)

Панорама Невьянского заводского посёлка (раскрашенное фото 1879 г.)

    Для Нижнего Тагила Невьянский завод имел огромное значение. Дело в том, что поначалу Нижнетагильский завод задумывался Демидовыми как исключительно чугунолитейный, в задачи которого входило снабжение Невьянского завода высококачественным чугуном. Собственные молотовые "фабрики" Нового завода, как в первой половине XVIII века называли завод на Тагил-реке рабочие и приказчики, были слабые. Первое время практически вся выделка сортового железа производилась в Невьянске. И даже после пуска вспомогательных молотовых заводов в Черноисточинском, Висиме и Висимо-Утке, почти треть тагильского чугуна уходила на переработку в Невьянск. Кроме того, строили Нижнетагильский завод, его плотину, домны и цеха мастеровые из Невьянска. Поначалу в Невьянске находились и главное правление заводов, и общая для всех демидовских заводов казна.

    Влияние Невьянска на развитие Нижнетагильского завода прослеживается и позднее, с конца XVIII века и до середины XIX столетия. Даже здание Главного правления тагильских заводов проектировалось и строилось по образу и подобию усадебного комплекса Демидовых в Невьянске.

Усадьба Акинфия Никитича Демидова в Невьянске (репродукция с гравюры конца XVIII в.)

Усадьба Акинфия Никитича Демидова в Невьянске (репродукция с гравюры конца XVIII в.)

    Не утратил своего значения Невьянский тракт и после того, как в 1769 году Прокофий Демидов продал за 800 тысяч рублей Невьянский завод Савве Собакину. К этому времени многие внутренние таможенные пошлины были отменены и дорога оставалась важной торгово-экономической составляющей в развития купечества и ремесленничества в заводских посёлках. Не отказывался от тагильского чугуна и новый владелец Невьянского завода — удачливый и предприимчивый купец и заводчик Савва Яковлевич Собакин (Яковлев). Его сын, Пётр Савич, после смерти отца организовал скупку продукции тагильских мастеров подносного промысла, выгодно перепродавая её в Екатеринбурге, Перми и Нижнем Новгороде.

    Любопытно, что и купцы, и государственные служащие, которым довелось проезжать по Невьянской дороге, единодушно отмечали, что это была самая безопасная дорога из тех, которые они видели: демидовские казаки и сторожа дежурили на тракте круглосуточно.

    К середине XIX века застава на Невьянском тракте разрослась. Здесь появились ещё два постоялых двора и

    трактир, почтовая станция, пара мелкорозничных лавок. А в 60–70-х годах позапрошлого столетия по обе стороны заставы начали селиться получившие "отпуск от заводов" бывшие посессионные крестьяне. Так и возник переулок, впоследствии получивший название Невьянский. С появлением в Нижнем Тагиле железной дороги здесь стали строить свои дома работники железнодорожной станции, машинисты паровозов, путевые работники, ремонтники. К началу Первой мировой войны переулок растянулся от берега Тагильского пруда и почти до железнодорожного полотна. Однако дальше расти было некуда. А ещё раньше, с началом движения грузовых поездов по Горнозаводской железной дороге, стал стремительно терять своё значение и Невьянский тракт, а вместе с ним и заводская застава…

    В советский период истории города долгое время переулок оставался деревянным и одноэтажным. На начало 60-х здесь насчитывалось 35 дворов. В 1941 году Невьянский переулок пересекла трамвайная линия, которая соединила посёлок Вагонстроя и центр города. А вот водопровод пришёл сюда только в начале 70-х.

Невьянский переулок на карте Нижнего Тагила 1960 г.

Невьянский переулок на карте Нижнего Тагила 1960 г.

    До того момента, пока не началась застройка участка между улицами Садовой и Бондина, Невьянский переулок был проезжим и даже несколько раз исполнял роль дублёра улицы Кулибина на время её ремонта.

    В период строительного бума, развернувшегося в Нижнем Тагиле во второй половине ХХ века, многоэтажной застройке подвергся участок между улицами Красногвардейской и Садовой. Всего здесь было построено пять каркасно-панельных домов, но из них лишь две многоквартирные пятиэтажки, № 1 и 3, оказались приписаны к Невьянскому переулку.

Дома № 1 и 3 по Невьянскому переулку (фото 2013 г.)

Дома № 1 и 3 по Невьянскому переулку (фото 2013 г.)

Дома № 1 и 3 по Невьянскому переулку (фото 2013 г.)

Внутри дворов домов № 1 и 3 (фото 2013 г.)

Внутри дворов домов № 1 и 3 (фото 2013 г.)

Внутри дворов домов № 1 и 3 (фото 2013 г.)

    ------------------------------

    При подготовке материала использованы фото и фоторепродукции из открытых источников, а также фото из архивов Невьянского краеведческого музея.

    * РГАДА (аббр.) — Российский государственный архив древних актов (прим. авт.).

    Сергей Волков и Дмитрий Кужильный для АН "Между строк"

 

    18.08.2018


Читать оригинал статьи на сайте

Главная страница