За архивной строкой.
Первые шаги на пути культурного строительства в г. Нижнем Тагиле (июль-август 1919г.)
(Информационный перечень документов из архивных фондов Нижнетагильского филиала Государственного архива Свердловской области).
Великая Октябрьская социалистическая революция подняла к культурному строительству массы трудящихся, она раскрыла перед народом все те культурные ценности, которые были созданы на основе эксплуатации их труда, открыла доступ к этим ценностям, дорогу к просвещению.
Революция в области политических и экономических отношений сопровождалась и революцией в области культуры, явившейся результатом огромной организаторской работы со стороны партии большевиков и всего Советского государства.
Начало этой работы совпало с принятием новой программы Коммунистической партии 8-м съездом РКП(б) 22 марта 1919 года, который наметил наряду с другими мероприятиями и мероприятия по дальнейшему повышению культурного уровня народа.
А с чего начиналась эта работа в Нижнем Тагиле? Какими были самые первые шаги на пути культурного строительства?
На эти вопросы помогают ответить документы, хранящиеся в Нижнетагильском филиале Государственного архива Свердловской области.
19 июля 1919 года Нижний Тагил был освобожден от колчаковщины. Создан временный революционный комитет и в его составе – культурно-просветительная секция, к руководству работой которой сразу приступил партийный комитет.
(ф.Р-195,оп.1,д.4,л.37).
Деятельность секции, как и ревкома, продолжалась до проведения выборов в Совет 30 августа 1919 года, а затем ревком и секция существовали одновременно с городским Советом и окончательно прекратили существование 2 января 1920 года.
Вот самый первый документ той поры: 29 июля 1919 года, т.е. всего лишь через 10 дней после освобождения Нижнего Тагила, секретарь ревкома Владимир Яковлевич Котлашевский на общем собрании учителей Тагила (или как в документе "учащих"),на котором присутствовали 83 человека, предложил согласно постановления ревкома избрать из своей среды "коллектив по управлению делом народного образования в Нижнем Тагиле и прилегающих к нему 11 волостях".
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.31.)
В состав этого коллектива вошли 10 человек. Они были первыми на том невероятно трудном в условиях хозяйственной разрухи пути культурного строительства:
Топорнин Николай Василвевич,
Николаева Анна Сергеевна,
Карамышева Таисья Макаровна,
Косякова Анна Николаевна,
Шаванов Поликарп Кондратьевич,
Комлева Анна Михайловна,
Паужнина Нина,
Гуляева Таисья Терентьевна,
Семенова Анна Григорьевна,
Яшников Исидор Васильевич.
А уже 31 июля 1919 года прошло первое организационное заседание учительского коллектива в здании двухклассного Введенского училища по улице Шаминской,1 (ныне здание, занимаемое музыкальным училищем по улице Карла Маркса). Это здание и было избрано постоянным местом работы коллектива и проведения заседаний, а некоторые учителя здесь даже и жили.
С целью оперативного решения всех возникающих вопросов было организовано ежедневное дежурство учителей, а связь с ревкомом осуществлялась через представителя коллектива, который присутствовал на каждом заседании ревкома. Решено: ..."заседания учительского коллектива проводить два раза в неделю – во вторник и пятницу, ни в коем случае не допуская их несвоевременного проведения или отмены, а также просить революционный комитет дать учительскому коллективу для руководства Декреты и другие распоряжения, касающиеся народного образования".
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.28).
Председателем коллектива избран Яшников Исидор Васильевич, (ставший 7 сентября 1919 года заведующим школьным подотделом Нижнетагильского отдела народного образования (ф.Р-195,оп.1,д.6, л.4), а затем, в 1923 году, первым директором детского городка), заместителем председателя избран народный учитель Топорнин Николай Васильевич.
Таким образом, члены учительского коллектива входили одновременно и в состав культурно-просветительной секции ревкома, принимая самое деятельное участие во всех осуществляемых ею мероприятиях.
Как и намечалось при проведении организационного заседания, в дальнейшем, как видно из документов, на протяжении августа учительский коллектив собирается регулярно до проведения выборов в Совет 30 августа, после чего был организован отдел народного образования, взявший на себя и, в свою очередь, расширивший все функции учительского коллектива.
Перед работниками культурно-просветительного фронта Нижнего Тагила с первых дней освобождения от колчаковщины встали основные задачи: ликвидация тяжелого наследия прошлого – массовой неграмотности населения и, особенно рабочих, и последствий гражданской войны и интервенции – детской беспризорности. Но пока масштабы этих дел были неопределенными. И вот 6 августа 1919 года сразу после очередного заседания учительского коллектива его президиум принимает решение: "...просить революционный комитет временно не поручать учителям никакой другой работы, т.к.все они должны срочно провести перепись населения с целью учета неграмотных, а также детей, которые должны посещать школу."
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.36).
Создание сети школ и пунктов ликбеза в те дни только намечалось, а пока "...культурно-просветительная секция должна позаботиться о просвещении не только детей, но и взрослого населения Нижнего Тагила путем курсов, собеседований, концертов, постановки спектаклей и других разумных развлечений".
А еще раньше,3 августа, рассмотрен вопрос о ремонте школ, реорганизации училищ, в т.ч. двухклассного Введенского в двухклассное высше-начальное.
Собрание постановило: "...начать занятия в школах, где ремонт не мешает их проведению, с 15 августа, а в остальных – не позднее 1-го сентября".
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.33).
На повестке дня учительского коллектива и культурно-просветительной секции, которая в это время собирается почти ежедневно, находится также вопрос о работе библиотек: необходимо проверить библиотечный фонд систематизировать и поставить на учет книги, разработать классификацию детской литературы, изъять книги религиозного содержания, организовать работу среди читателей.
С этой целью 4 августа учительский коллектив "...командирует одного представителя от Тагила для ознакомления с рекомендациями Верхотурского уездного съезда библиотекарей, проходившего с 4 по 6 июля 1919 года в Верхотурье".
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.35).
А уже после 11 августа в результате серьезной, вдумчивой работы членов учительского коллектива по предложению учительницы Бородиной А.С. в библиотеках Тагила была подготовлена детская литература для проведения первой беседы и чтения рассказов и сказок для детей и постановки первого детского спектакля.
8 августа по инициативе учительского коллектива Нижнетагильского района при культурно-просветительной секции образованы три кружка: драматический, литературный и хоровой (в документе "певческий").
В руководители драматического кружка приглашен местный артист Алексеев, руководителем литературного кружка сразу был назначен Бородин, который изъявил желание читать лекции по литературе (вскоре им был подготовлен и проведен литературный вечер, посвященный творчеству А.Н. Некрасова).
Кроме того, в этот же кружок решили пригласить "лектора по природоведению А.А.Житкову и лектора по истории культуры, если такой найдется."
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.36).
В тот же день, т.е.8 августа, культурно-просветительная секция наметила здания народных домов, заводского театра и кинематографа "Свобода",в которых должна была проводиться кружковая и лекционная работа.
Учительский коллектив обратился в кинематограф "Свобода" с просьбой устраивать бесплатные сеансы для учащихся. (Кинематограф "Свобода", являвшийся в те дни частным зрелищным заведением, находился в здании, впоследствии занимаемом кинотеатром "Горн").
9 сентября 1919 года кинематограф "Свобода" по совместному решению Нижнетагильского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и ревкома был национализирован.
(ф.Р-195, оп.1, д.5, л.14).
С 13 августа 1919г. артист Алексеев считается на службе у ревкома, началась постановка спектаклей. Культурно-просветительная секция так организовала работу драмкружка, чтобы она "главным образом сводилась к духовному развитию народа, для достижения чего потребуется частая постановка бесплатных спектаклей", так как правильно организованное дело пролетарского театра может дать большие результаты в поднятии культурного уровня масс.
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.39).
Основой рабочего театра, его душой, являлся репертуар, который составляли произведения классиков русской литературы и произведения революционной тематики. Те пьесы, которые театр получил от старого, буржуазного театра, в большинстве были неприемлемы для рабочего класса.
Еще до революции режиссером и актером Нижнетагильского заводского театра был Боташев Александр Иванович. Он собрал коллекцию документов по деятельности этого театра, как дореволюцонного, так и первых дней Советской власти. Эта коллекция также находится на хранении в Нижнетагильском филиале Государственного архива Свердловской области. В 1919-1920 годах Боташев А.И. также продолжал работать в этом театре в качестве режиссера-постановщика.
Документы по истории театра содержат сведения о составлении репертуара, где в списке красными чернилами подчеркнуты те спектакли, которые были приняты к постановке: Это: "Царь-голод" Л.Андреева, "Враги", "На дне", "Фома Гордеев" М. Горького, "Гроза", "Бедность не порок", "Бесприданница" Островского, "Горе от ума" А.С. Грибоедова, "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Тартюф" Мольера", "Юбилей", "Хирургия" А.П. Чехова и другие.
В ветхом состоянии находились здания, в которых ставили спектакли, ничтожно мало средств в распоряжении драматического кружка, но очень много энтузиазма и вдохновения у его участников. Все доходы, получаемые от постановки немногих платных спектаклей, поступали в культурно-просветительную секцию на ее нужды.
Из Нижнего Тагила широко обошла театральные коллективы Урала пьеса "На пороге великих событий", написанная в 1919 году слесарем Нижнетагильского депо А.П. Бондиным, впоследствии известным уральским писателем.
Так было заложено начало театрального дела в Нижнем Тагиле в Советское время.
Определяя задачи в его развитии на окраинах, нарком просвещения А.В Луначарский писал в 1920 году: "... необходимо создать в крупнейших промышленных центрах прежде всего для рабочих, потом по возможности и для крестьян образцовые театры, проникнутые революционным духом и отдающиеся революционной агитации в новой и безусловно художественной форме"("Вестник театра",1920, 20.11., с.2).
Выполнению этой задачи уже в 1919 году служил Нижнетагильский драматический кружок.
10 августа 1919 года, в воскресенье, в 2 часа дня, в помещении Нижнетагильской земской библиотеки по улице Высоковской, дом 52, (ныне улица Первомайская) состоялось первое заседание бюро культурно-просветительной секции ревкома в связи с началом подготовки к новому районированию Верхотурского уезда. Как известно, в мае 1920 года уезд был разделен на 4 уезда, центром одного из которых стал Нижний Тагил, а пока деятельностью учительского коллектива и культурно-просветительной секции, как временного органа, руководил Верхотурский уездный отдел народного образования.
На бюро были подведены итоги начала культурно-просветительной работы среди населения, подготовки школ к занятиям, определена роль партийного комитета в руководстве этой работой, очерчен круг проблем на ближайшее будущее в связи с предстоящим изменением территории, на которой должна будет проводиться культурно-просветительная работа.
Много усилий приложили учителя для сплочения старой интеллигенции вокруг революционной власти. В день проведения заседания бюро культурно-просветительной секции, 10 августа, ими было выпущено воззвание, в котором прозвучал призыв к интеллигенции Нижнего Тагила – принять участие в культурно-просветительной работе среди населения.
(ф.Р-99, оп.1, д.11, л.39).
Вот еще дополнение к перечню документов, характеризующих первые шаги культурного строительства:
25 сентября 1919 года в Нижнем Тагиле открыты вечерние курсы для неграмотных и малограмотных взрослых. (ф.Р-99,оп.1, д.7, л.36).
25 апреля 1920 года союзом работников просвещения и социалистической культуры выпущена листовка с призывом к населению Нижнего Тагила о ликвидации безграмотности. (ф.Р-99, оп.1, д.45, л.124).
22 ноября 1920 года состоялся 1-й съезд заведующих волостными отделами народного образования Нижнетагильского уезда. (ф.Р-99, оп.1, д.66).
В дальнейшем в плане работы созданного после выборов в Нижнетагильский городской Совет 30 августа 1919 года отдела народного образования – создание широкой сети пунктов ликбеза, организация детского городка, строительство школ, библиотек, клубов.
Осуществление этого плана – яркая страница истории борьбы работников просвещения Нижнего Тагила за социалистические преобразования в области культуры.
Епанчинцева Е.Н.