Памятник Николаю Никитичу Демидову
Находился около Входо-Иерусалимского собора, напротив главной заводской конторы. Сооружен в 1843 году. Читаем у Доброхотова:
"Памятник имеет аллегорический характер. Из-за чугунной решетки поднимается мраморный четырехугольный пьедестал, на котором находятся две фигуры: коленопреклоненная женщина в короне и древнегреческом костюме; ей протягивает руку Демидов, одетый в придворный кафтан с орденами и лентой. Смысл этой группы толкуется различно: кто в Фигуре женщины усматривает Россию и справедливо возмущается той ролью, которая отведена ей забывшимся Демидовым; кто видит какой-то прообраз какого-то возрождения. Простой же народ толкует аллегорию проще: женщина – это жена Демидова, который оставляет ей наследство. За него она благодарит "хозяина" на коленях. Ниже этой центральной группы по углам пьедестала расположены 4 бронзовые группы, тоже состоящие из двух фигур: мужской и женской. Первая представляет сидящую женщину в древнегреческом костюме, возле нее мальчик с книжкой. Это Коля Демидов учится мудрости у богини. Вторая группа изображает ту же женщину, в подол которой юноша высыпает плоды из рога изобилия – это юноша Демидов приносит своей учительнице-богине плоды своего просвещения.
Памятник Николаю Никитичу Демидову
В третьей группе Демидов представлен уже возмужалым, одетым в военный мундир; здесь он изображается защитником родины, которую олицетворяет женщина с очень опечаленным лицом. Наконец, в четвертой группе Демидов в старости, когда он является покровителем наук, искусств и торговли, представленных тоже в виде женщин. Местное простонародье и эти 4 фигуры объясняет просто: это детки Демидова.
Несмотря на то, что многие мелкие аксессуары мифологических групп сняты и хранятся в музее (медный плужок, снопы, плоды, лопаты, кирки, копья, щиты и пр.), памятник все же имеет большой художественный интерес. Работали его лучшие итальянские мастера".
Памятник Николаю Никитичу Демидову
Здесь попытаемся возразить Доброхотову. По сведениям музея, автором памятника был французский скульптор Бозье. О том, что памятник был привезен из Парижа, говорила и Е.В. Боташева. В энциклопедии Гранат имеются сведения о французском скульпторе Франсуа Жозефе Бозио, который испытывал влияние итальянской скульптуры и особенно Каковы. Так что автором памятника скорее всего является Ф. Бозио (1769-1845).
Похороны Павла Павловича Демидова. 1835г. Катафалк памятника Н.Н. Демидова перед погребением в Выйско-Никольской церкви.
"Николай Никитич Демидов (1773–1828) служил лейтенантом при князе Потемкине во время второй русско-турецкой войны, тогда он за свой счет построил фрегат в Черном море. В 1807 г. пожертвовал дом в пользу Гатчинского сиротского института. В 1812 г. подарил Московскому университету богатейшее собрание редкостей и в этом же году построил в Петербурге 4 чугунных моста, пожертвовал 100 тыс. руб. на Дом инвалидов, отдал свой дом для Дома трудолюбия и 100 тыс. руб. как фонд для его существования, пожертвовал 50 тыс. руб. в пользу пострадавших в 1824 г. от наводнения в Петербурге, разводил в Крыму виноградники, тутовые и оливковые деревья и проч."
В 1918 г. памятник был уничтожен. Решетка, которая ограждала памятник, в 1926 г. была использована для изготовления ограды для памятника В.И. Ленину.
И.Т. Коверда