Памятник Николаю Никитичу Демидову

    Находился около Входо-Иерусалимского собора, напротив главной заводской конторы. Сооружен в 1843 году. Читаем у Доброхотова:

    "Памятник имеет аллегорический характер. Из-за чугунной решетки поднимается мраморный четырехугольный пьедестал, на котором находятся две фигуры: коленопреклоненная женщина в короне и древнегреческом костюме; ей протягивает руку Демидов, одетый в придворный кафтан с орденами и лентой. Смысл этой группы толкуется различно: кто в Фигуре женщины усматривает Россию и справедливо возмущается той ролью, которая отведена ей забывшимся Демидовым; кто видит какой-то прообраз какого-то возрождения. Простой же народ толкует аллегорию проще: женщина – это жена Демидова, который оставляет ей наследство. За него она благодарит "хозяина" на коленях. Ниже этой центральной группы по углам пьедестала расположены 4 бронзовые группы, тоже состоящие из двух фигур: мужской и женской. Первая представляет сидящую женщину в древнегреческом костюме, возле нее мальчик с книжкой. Это Коля Демидов учится мудрости у богини. Вторая группа изображает ту же женщину, в подол которой юноша высыпает плоды из рога изобилия – это юноша Демидов приносит своей учительнице-богине плоды своего просвещения.

Памятник Николаю Никитичу Демидову

Памятник Николаю Никитичу Демидову

    В третьей группе Демидов представлен уже возмужалым, одетым в военный мундир; здесь он изображается защитником родины, которую олицетворяет женщина с очень опечаленным лицом. Наконец, в четвертой группе Демидов в старости, когда он является покровителем наук, искусств и торговли, представленных тоже в виде женщин. Местное простонародье и эти 4 фигуры объясняет просто: это детки Демидова.

    Несмотря на то, что многие мелкие аксессуары мифологических групп сняты и хранятся в музее (медный плужок, снопы, плоды, лопаты, кирки, копья, щиты и пр.), памятник все же имеет большой художественный интерес. Работали его лучшие итальянские мастера".

Памятник Николаю Никитичу Демидову

Памятник Николаю Никитичу Демидову

    Здесь попытаемся возразить Доброхотову. По сведениям музея, автором памятника был французский скульптор Бозье. О том, что памятник был привезен из Парижа, говорила и Е.В. Боташева. В энциклопедии Гранат имеются сведения о французском скульпторе Франсуа Жозефе Бозио, который испытывал влияние итальянской скульптуры и особенно Каковы. Так что автором памятника скорее всего является Ф. Бозио (1769-1845).

Похороны Павла Павловича Демидова. 1835г. Катафалк памятника Н.Н. Демидова перед погребением в Выйско-Никольской церкви.

Похороны Павла Павловича Демидова. 1835г. Катафалк памятника Н.Н. Демидова перед погребением в Выйско-Никольской церкви.

    "Николай Никитич Демидов (1773–1828) служил лейтенантом при князе Потемкине во время второй русско-турецкой войны, тогда он за свой счет построил фрегат в Черном море. В 1807 г. пожертвовал дом в пользу Гатчинского сиротского института. В 1812 г. подарил Московскому университету богатейшее собрание редкостей и в этом же году построил в Петербурге 4 чугунных моста, пожертвовал 100 тыс. руб. на Дом инвалидов, отдал свой дом для Дома трудолюбия и 100 тыс. руб. как фонд для его существования, пожертвовал 50 тыс. руб. в пользу пострадавших в 1824 г. от наводнения в Петербурге, разводил в Крыму виноградники, тутовые и оливковые деревья и проч."

    В 1918 г. памятник был уничтожен. Решетка, которая ограждала памятник, в 1926 г. была использована для изготовления ограды для памятника В.И. Ленину.

И.Т. Коверда

 

 

Главная страница