Леонид Вилкомир
Леонид Вульфович Вилкомир родился в 1912 году в Старой Бухаре в семье служащего.
С четырнадцати лет Леонид живет в Москве, где в 1929 г. окончил среднюю школу и пошел рабочим на завод "Борец". Здесь вступил в литературный кружок "Штурм" и в литкружковском сборнике опубликовал свои первые поэтические опыты. В 1931 г. Вилкомир с группой товарищей поехал в Нижний Тагил, где вначале работал сотрудником газеты "Тагильский рабочий", а затем с 1932 года – ответственным секретарем и заместителем редактора многотиражной газеты "Уралвагонстрой", впоследствии получившей название "Вагоногигант". Так в его творчество вошла тема Урала и Нижнего Тагила, которым посвящены многие его очерки и стихотворения.
В 1934 году Вилкомир поступил учиться в Литературный институт им. Горького. В 1936 году был призван в армию, просился на Дальний Восток, но получил направление в редакцию "Красной звезды". За десять предвоенных лет Вилкомир немало путешествовал. В его дорожных блокнотах упоминается более пятидесяти городов. С начала Великой Отечественной войны Леонид Вилкомир – на Фронте. Вилкомир летает на боевых самолетах, входит в состав танковых экипажей.
19 июля 1942 года в районе Новочеркасска был сбит наш штурмовик, на котором Леонид Вилкомир выполнял обязанности стрелка-радиста. В официальном сообщении командования части о гибели Л. Вилкомира говорится: "19 июля 1942 г. на аэродром, где дислоцируется 103 ШАП [1], прибыл корреспондент "Красной звезды" старший политрук т. Вилкомир за получением информации о боевых действиях летчиков. Узнав о предстоящем вылете группы самолетов на боевое задание, тов. Вилкомир стал проситься взять его в полет. Командир и военкор части отказали ему в просьбе. Тогда тов. Вилкомир обратился к находящемуся в то время на аэродроме командиру 216 ИАД [2] генерал-майору авиации тов. Шевченко. Генерал вначале отказал в просьбе, но потом вследствие настойчивой просьбы тов. Вилкомира он дал свое согласие. Тов. Вилкомир полетел на ведущем самолете, который пилотировал лейтенант тов. Маслов. При выполнении боевого задания самолет был подбит с танковой пушки противника на высоте 400 метров и упал на землю в районе станции Ермаковская – территория занята противником. Летчик лейтенант тов. Маслов и корреспондент тов. Вилкомир в часть не возвратились".
[1] ШАП – штурмовой авиационный полк
[2] ИАД – истребительная авиационная дивизия.
Краткая библиография:
1. Леонид Вилкомир. Дороги. Стихи, М.: изд. Советский писатель, 1964.
2. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. Стихи. М.- Л.:изд. Советский писатель, 1965.
3. Огненные строки. Стихи поэтов-уральцев, павших на Великой отечественной войне. Свердловск, Средне-Урал. кн. изд., 1978.
4. До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне. М.: изд. "Правда", 1985.
* * * Как будто бы Мы в этой плавке, 1934, Свердловск
* * * Жизнь моя не повторится
дважды. Как бы я ни прожил свои годы, Пусть и счастье не проходит
мимо, 1935, Москва
* * * Чуть-чуть недоспать, Как радостно видеть 1936, Нижний Тагил
Наше время (Отрывок из стихотворения) Мы жаркою беседой
согревались, Он сбит в осенней непогоде
вязкой Какое это было время, дети! Мы по утрам хлебали суп из
сечки, А на работе? Что там только
было! Когда фундамент первый
заложили, Я не могу вам передать эпохи, Леса покрылись красным,
меднцм цветом, А тут еще нагрянул
дождь-подстега, Нас разбудил нежданно чей-то
окрик, Как мы за ним стремительно
бежали, К утру, измотанные трудным
боем 1937, Нижний Тагил
ТАГИЛ Меня влечет опять туда - в
Тагил, Он в час тревоги твердый, как
металл, 1937, Москва
Бессмертие Мы ели хлеб и пили воду. Я сохраню былую ярость, 1936
* * * Мы победим. Мои - слова, Пусть на дыбы встает земля, Я буду жить, как я хочу: В пустынях разольюсь водой, 1941 |