Вместо послесловия

    Для музея организация фотовыставок – редкость. Известно только об одной, предыдущей, состоявшейся почти 60 лет назад и не в самом музее, а во Входо-Иерусалимском соборе, приспособленном тогда под его филиал. Служба в соборе была закрыта еще в середине 20-х годов XX века.

    Летом 1930 года в газете "Тагильский рабочий" появилось объявление, приглашающее принять участие в выставке местных фотографов и художников. Наконец, 15 июля 1930 года, как свидетельствует та же газета, выставка была открыта. Открытие выставки было приурочено к празднованию дня освобождения Урала от Колчака, вероятно, поэтому вход на нее в первые два дня был бесплатным.

    Сохранилось несколько снимков, выполненных на выставке.

Репродукция И. Коверды     

Репродукция И. Коверды

    На одном из них – вход на выставку с надписью: "Выставка работ местных фотографов и художников" и стол с изделиями мастеров-ювелиров. На стенах картины. Возможно, некоторые из них сохранились и хранятся сегодня в музее изобразительных искусств.

    В газетном отзыве от 30 августа 1930 года о выставке под названием "культура побеждает" сообщалось, что "сумрачные стены собора ожили, "Святые" и "ангелы" не глядят больше со стен отреченным взором. Оставлены лишь те из них, которые используются, как антирелигиозный материал". И далее: "Оставшаяся часть убранства собора, которая впоследствии используется для антирелигиозного музея, отделана (вероятно, "отделена", И.К.) лишь плетеньем разноцветных лент". Не это ли "плетенье" мы видим на снимке: паникадило и большая часть иконостаса "украшены" полосами из какой-то ткани. По-видимому, устроители считали, что всего этого достаточно, как для обличения церковно-религиозного дурмана, так я для сокрытия остального церковного убранства.

    На втором снимке, в центре, несколько фотографий, помещенных на листах бумаги на стойках.

Репродукция И. Коверды

Репродукция И. Коверды

    Размер снимков, скорее всего, - 9 на 12 или 13 на 18 см.

    На одном из стендов легко прочитывается Фамилия автора – Орлов. Иван Абрамович Орлов говорил, что эти снимки могут принадлежать его однофамильцу, технику Высокогорского железного рудника, репрессированному в 30-х годах.

    На втором стенде – фамилия "Клокочник"(вторую и третью буквы "к" в подписи можно читать и как "н").

    На снимках запечатлены городские пейзажи, памятник Ленину, городские здания, трудно различимые и неугадываемые.

    Хорошо видны картины слева.

    К сожалению, об участниках выставки, как художниках, так и фотографах никаких сведений не сохранилось. Каталога или хотя бы списков участников выставки и их работ, по-видимому, не составлялось. Не упоминается и ни одна фамилия и в цитируемом выше отзыве на выставку. Неизвестны и судьбы работ художников и фотографов.

    На втором снимке хорошо видны отделка нижней части стены (панели) собора и узорное литье чугунных плит его пола.

    В течение какого времени действовала выставка – тоже неизвестно. Вскоре после этих событий собор прекратил свое и "материальное" существование.

    "Культура" победила.

И.Т. Коверда.

 

 

Главная страница