Игры девочек

    Игры девочек не были такими шумными, как игры мальчиков, но некоторые из них также имели элементы спорта. Так же были артельными, веселыми, разнообразными. Менялись так же в зависимости от времени года, положения и возраста. Многие из игр имели припевки или игрались с песнями.

    Девочки раньше и больше были заняты семейными делами. В их обязанности входила помощь матери в домашнем хозяйстве, водиться с младшими детьми, да и характер девочек спокойней, сдержанней, ограничены разными правилами приличия. - Не бегай, ты не мальчишка, – Не лазай, ты не мальчишка, – Не трогай, ты не мальчишка, – Это девочкам нельзя, – и так далее.

    По старинным семейным традициям девочкам далеко от дома отходить не разрешалось. Играли больше у своих ворот или у ворот ближних соседей.

    Всюду в пасхальные дни было принято для детей делать качели во дворе, под открылком, на сеновале или другом удобном для этого месте, и на улицах.

    Мальчикам это занятие быстро надоедало. Девочки больше качались одни, распевая детские песенки того времени (стихотворения из первых школьных книжек).

    Самыми распространенными были:

    "Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя" и т.д.

    "Вечер был, сверкали звезды,

    На дворе мороз трещал" и т.д.

    Мотив для этих песенок был одинаковым и простым.

    Для песенок:

    "Ах, попалась, птичка, стой,

    Не уйдешь из сети..."

    "Колокольчики мои,

    Цветики степные..."

    был также один мотив.

    Несколько другим был мотив для песенки

    "Птичка, нам жаль твоих песенок звонких,

    Не улетай от нас, подожди..."

    Пелась еще одна песенка про железную дорогу, мотив ее протяжный, грустный. Где, когда и кем сложена, неизвестно.

    – Вы скажите, ради бога,

    Где железная дорога,

    Коя строилась три года,

    Шириною два аршина,

    По ней бегает машина.

    Не сама машина ходит,

    Паровоз машину водит.

    Распроклятый паровоз,

    Куда милого увез?

    Распроклятая машина,

    Куда миленка утащила?

    Ох, как первая машина –

    Провожает отец сына.

    А вторая паровая –

    Провожает мать родная.

    Уж как третья пассажирка:

    Провожает друга-милка.

    Протяну я ленту алу

    Вплоть до самого вокзала,

    А вторую голубую,

    Приди, милый, поцелую.

    Со слов Тарасова Федора Гордеевича, 1898 года рождения, пенсионер, ул. Некрасова, 26.

Песенки

    Записаны со слов Серебряковой Антонины Минеевны, 1896 года рождения, ул. Подгорная, б.Волкова; Лапенковой Клавдии Петровны, 1902 года рождения, ул. Некрасова, 25.

    Одной из первых весенних шумных игр девочек была скакать на доске. Не просто скакать, а в момент прыжка делать какую-нибудь фигуру... скроить штаны, сшить рубаху, сбегать по грибы, по ягоды, на базар и т.д.

    Скакали через веревочку-скакалочку, также со всевозможными фигурами.

    Скакали через веревку, которую две девочки крутят за концы, а одна прыгает.

    Играли в классы, играли мячиком, скатанным из линной коровьей шерсти (резиновые были не у каждой).

    С младшими детьми, с которыми водятся, девочки чаще играли в "колышки". Посадят маленьких на полянку, кругом – колышки. Сами встанут сзади против своего колышка-кума. Галящая подходит к одной из них спрашивает: "Кума, кума, продай кола!" – Кол мой дорог. Сто рублей денег, голик да веник.

    или

    -Кол мой дорог. Сто рублей сорок.

    Бьют по рукам и разбегаются в разные стороны. Кто первый

    прибежал на свободное место, тот и "кума". Непоспевший галит.

    Записано со слов Зубрицкой Надежды Павловны, пенсионерки, 1907 года рождения, ул. В. Черепанова, 20.

В зорю

    Садятся на землю плотным кругом. Галильщица ходит снаружи круга. Все хором поют:

    Заря-зарница, красная девица

    По полю ходила, ключи обронила.

    Месяц шел, ключи нашел.

    Кто зорьку проспит, того бить, колотить,

    Поколачивать.

    Во время песни к одной из играющих нужно незаметно подложить какой-то условный предмет: платок, гребенку или просто щепку и т.п. Если та, к которой положили, не заметила, со следующим кругом галильщица ее "колотит" и они меняются местами.

    Записано со слов Юдиной Натальи, пенсионерки, 1901 года рождения, ул. Шефская, 37

    Две девочки встают напротив. Одна спрашивает:

    – Куда ходила?

    – К мужу.

    – Где он?

    – В городе,

    – Что делает?

    – Барыне сапожки шьет.

    – Чем?

    – Шелком.

    – Лыком.

    – Шелком.

    – Лыком.

    Спорят. В это время подпрыгивают. Кто перепрыгает, та и права.

    Записано со слов Орловой Екатерины Феофановны, пенсионерки, 1894 года рождения, ул. В. Черепанова, 20.

    Девочки садятся рядом на завалинке или на скамейке.

    Галящая подходит к первой с края. Быстро говорит: "Меня барыня послала, сто рублей со мной прислала, что хотите, то берите. Черное с белым не брать, "да" и "нет" не говорить, не смеяться, не улыбаться, зубы белы не казать. В город ездила?

    – Ездила.

    – Что купила?

    – Шаль. Какую?

    – Серую.

    – Она тебе нравится?

    – Да.

    Проиграла, давай фант. Улыбнулась – то же фант. Когда собраны все фанты, галящая, не показывая фаета, опрашивает, что делать этому фанту. Дают какое-то задание: спеть, сплясать, что-нибудь рассказать, соврать и т.д.

    Показывают фант. Чей он окажется, тот это и выполняет.

    Записано со слов Зубрицкой Надежды Павловны, 1907 года рождения, пенсионерки, ул. В. Черепанова, 20.

Синочки

    Играли и мальчики, и девочки. Путем считалки выбирали "синочку". Вставали в круг, хором спрашивали: "Синочка, Синочка, как тебе Бог дал имячко?" Синочка называет какое-то имя. Например, "Золотое колечко", "Машенька", как ей вздумается.

    Все бегают вокруг, говорят это имя – Золото колечко, золото колечко. Все делается быстро.

    Синочка старается запятнать одного из играющих.

    Запятнанный галит, становится "синочкой". Игра начинается снова.

    Так же, но с меньшим шумом играли в ляпки. В ляпки играли больше мальчики.

    Записано по рассказам Лапенковой Клавдии Петровны, 1902 года рождения, пенсионерки, ул. Некрасова, 25

В красочки

    Садятся рядом. Каждому из сидящих дается название краски.

    Одна девочка – хозяин красок. Две другие "покупают". Одна " черт", другая – "ангел".

    Ни ангел, ни черт не должны знать названия красок. Один из них приходит покупать краски. Стучит,

    – Стук, стук у ворот.

    Хозяйка – Кого бог приволок? или – Кого черт приволок?

    – Черта, или – Ангела.

    – Что надо?

    – Красок.

    – Каких? Напр.– Синих.

    Забирает синюю краску. Идет другой. Тем же порядком забирает другую краску, а если нет такой, уходит. Подходит опять первый. Разбирают все краски. Образуются две группы – одна у "ангела", одна у "черта".

    "Черти" ловят "ангелов", "ангелы" бегают от "чертей".

    Все припевают: "Ангелы летают, чертики имают, ангелы летают, чертики имают".

    Записано со слов Орловой Евгении Петровны, 1906 г.р.

Золотые ворота или рай или мука

    Все играющие разбираются парами. Берутся за руки.

    Одна пара образует "Золотые ворота". Договариваются. Один из них, например, "Золотой домик" – Рай, ангел. Другой - "Золотой ключик" – ад, черт.

    Остальные играющие этого не знают. С какой-нибудь хоровой песней пары проходят одна за другой через "Золотые ворота".

    Когда проходит последняя пара, "Золотые ворота" опускают руки, закрывают ворота. Остальные с песней продолжают ходить.

    Задержанных спрашивают, куда они хотят, в "Золотой домик" или в "Золотой ключик". Встают по желанию или вместе, или по отдельности.

    Со следующим кругом также останавливается последняя пара и также идут или в "Золотой домик" или в "Золотой ключик".

    Так постепенно все играющие разбиваются на две группы, одна в "Золотом домике", другая в "Золотом ключике" – в раю у ангела и в аду у черта.

    "Черт" в "аду" начинает колотить своих деток, детки от него бегают.

    "Ангел" своих деток обхватывает руками, поет: "Мои детушки в раю, мои детушки в раю..."

    Записано со слов Поповой Зинаиды Елисеевны, пенсионерки, 1907 г.р., ул. Быкова, 38-5

В колечко

    Шнур продевается в небольшое кольцо. Концы шнура связываются.

    Становились в круг, держась руками за шнур, и делали движения руками, по шнуру незаметно передавали кольцо один другому. Стоящий в кругу старался найти кольцо, бил по той руке, в которой, как считал, зажато кольцо.

    Угадавший у кого оно находится, становился на его место, а тот вставал в круг отгадывать.

    Записано со слов Орловой Евгении Петровны, 1906 г.р., пенсионерки, ул. Бригадная, 216

Разлука

    Игра в "разлуку" не только детская. Летними вечерами в разлуку играла и взрослая молодежь. Припевки к игре были разными. У детей одни, у взрослых – другие. Дети в игре вставали пэрами независимо от пола, а у взрослых был определенный порядок. Девушки и парни становятся парами, пара за парой держась руками. Девушки слева, парни справа.

    Все поют какую-нибудь хороводную песню, например:

    Выйду ль я на реченьку...

    Во саду ли, в огороде... и т.д.

    Распространенной детской припевкой была:

    – Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо –

    Птички летят,

    Колокольчики звенят.

    Галящий, стоя спиной к передней паре, подает команду – "Задние колеса наперед".

    Последняя пара порознь бежит вперед по обе стороны стоящих. Галящий должен поймать одного из бегущих, разлучить. Парень ловит девушку, а если галит девушка, ловит парня. Если не успел поймать, пока бегущие не взялись за руки, гали снова. Поймал – берутся за руки и встают в первый ряд. Оставшийся лишним – галит. Игра начинается снова.

    Записано со слов Зубрицкой Надежды Павловны, 1907 г.р., пеноионерки, ул. В. Черепанова, 20

Гуси-лебеди

    Выбирают считалочкой "волка" и "хозяйку", остальные "гуси". Стадо гусей пасется на лугу против хозяйки. Волк в стороне. Хозяйка кричит:

    – Гуси-лебеди, где вы?

    – За рекой!

    – Что там делаете?

    – Воду пьем!

    – Гуси-лебеди, домой!

    – Боимся!

    – Кого?

    – Серый волк под горой!

    – Что он делает?

    – Зубы точит, нас съесть хочет!

    – Не бойтесь, летите!

    Гуси парами, мальчик с девочкой, или две девочки, как подходит, летят домой, махают крыльями. Волк бежит, старается поймать одного "гуся". Пойманный идет с волком в пару, а оставшийся идет волком.

    Стараются поймать мальчик девочку, а девочка мальчика.

    Игра начинается снова.

Дразнить волка

    Выбирают "волка". Все собирают ягоды. Волк в стороне. Хором поют:

    – Щиплю, щиплю ягодку,

    Черную смородину.

    Бабушке в рукавчик,

    Дедушке в стаканчик.

    Серому волку

    Шило в пятку,

    Г... на лопатку,

    Тьфу, тьфу,

    Больше не приду. Волк бросается. Все бегут. Кого "волк" поймает, тот становится "волком", а "волк" идет ягоды собирать. Игра начинается снова.

    Записано со слов Бердниковой Марии Семеновны, пенсионерки, 1898 г.р., ул. Краснознаменная, 23.

Кошки-мышки

    Выбирают "кошку" и "мышку". Берутся руками, образуя круг, широкий и свободный.

    В середине круга "мышка", вне круга "кошка".

    "Кошка", бегая кругом, старается проникнуть в круг, поймать "мышку". Ее не пускают, быстро и низко опуская руки.

    "Кошка", быстро бегая, находит зазевавшихся, ловит "мышку". "Кошка" и "мышка" встают в круг. Их место занимают другие.

    * * *

    Перечисленные игры девочек, конечно, не все. Это самые распространенные артельные игры нашего выйского района.

    Кроме этих игр у девочек были и "бытовые", к примеру, игра в торговлю, где деньгами служили осколки битой фаянсовой посуды, округленной на кирпиче (это работа мальчиков).

    Играли в хозяйство с куклами, играли в школу, в больницу и т.д.

    В этих играх дети по своим наблюдениям копировали старших. Эти игры были частыми, но они не были общими, артельными. Проводились или на завалинке своего дома, или во дворе, а в ненастье – в комнате.

    Общие игры девочек, так же, как и игры мальчиков, были периодическими. Чаще и шумнее в начале лета. Особенно после окончания посадочных работ на огороде.

    С наступлением летних работ на огороде: прополки гряд, окучивания картофеля и т.п. игры затихали. С наступлением отрады и уборочных работ на огороде общие игры девочек прекращались.

    Девочки работали не огороде больше, чем мальчики. Такой уж был общественный уклад. Так уж было принято.

    В зимнее время на улице, кроме катания с горок на лотках, у девочек общих игр не было. Не позволяли школа, домашнее хозяйство или другие какие семейные дела, обстоятельства.

    Комнатных общих игр было немного и те, в основном, проводились в зимние школьные каникулы, "на святках".

    Самой распространенной из них была игра в пешки. Из липовых палок-лутошек, толщиной 1,5-2 см пилой нарезали кубики длиной также 1,5-2 см. Ножом раскалывали напополам.

    Чтобы пешки были чистыми, гладкими, без заусенок, их мяли, катали в холщовом мешке.

    Пешки делали также из осины, черемухи, но липовые были более распространенные, легче.

    Число играющих не ограничивалось.

    Пешки делились между играющими по одинаковому числу на каждого.

    Чем больше играющих, тем меньше пар пешек на игрока.

    Все количество пешек, входящих в игру, называлось "кашей".

    Каждый играющий рассыпал свои пешки перед собой и у кого окажется больше "попов" (ставших на "попа"), у того и каша, тот и начинает игру.

    Каша из пригоршней рассыпается по столу. Пешки, попавшие пластью, назывались "саки", на бок – "боки". Сака на саку - "хлебы", сака на боку – "соли", бока на боку – "собака мясо тащит".

    Осторожно, чтобы не задеть соседнюю пешку, выбирают хлебы, соли, попов. По количеству попов берут "попадьи" – боки. Собаки не берутся.

    Щелчком пальца бьют сакой в саку, бокой в боку и берут по пешке за каждый выбитый раз.

    Если случайно попал в две, или сакой в боку, бокой в саку или задел, по неосторожности рукой, рукавом пешку, каша передается следующему, и т.д.

    Если попадут все саки или боки, считается "слазки", то все забираются бросившим кашу.

    Разыграв всю кашу, подсчитывают взятые пешки.

    Взявший пешек больше всех, принятых в игру, щелкает пальцем в лоб проигравшему столько, сколько недостает пешек.

    Следующий кон начинает больше всех выигравший пешек.

    Иногда, где позволяло помещение, играли "воимолки" (жмурки).

    Чтобы галильщик не наскочил на печь, шкаф, стены или еще на какой предмет, предупреждали – "огонь" и "вода". В комнате также, как и летом, играли в "кошки-мышки".

Апрель 1966 г.

И.А. Орлов.     

 

 

Главная страница