Собирайте факты – из них родится мысль

    "Недавно я получил письмо от профессора Краковской горной академии М. Радвана – известного историка металлургии, который просит прислать ему данные о русском железном укладе. Его интересует состав уклада, технология изготовления, с какого времени по какое уклад выделывался в России, а также область применения. Один из его сотрудников предполагает, что уклад – это науглероженное железо, но одновременно с высоким содержанием фосфора в размере значительно большем, чем допускают нынешние нормы.

    К сожалению, я не являюсь специалистом в области металлургии и подробно на его вопрос ответить не могу... Если вы располагаете сведениями об укладе или знаете литературу по этому вопросу, то прошу мне об этом написать".

    Это любопытное для историка техники письмо пришло ко мне от научного сотрудника Института истории естествознания и техники АН СССР Семена Викторовича Шухардина. Область моих интересов в истории техники – металлургия. Литературой по вопросу, т.е. библиографией железного уклада, я занимался, и к тому времени имел уже необходимые сведения для ответа.

    Библиографическая справка об укладе заняла три страницы машинописного текста. Источников в ней указывалось немного – всего 12, да и то в каждом из них имелось лишь несколько строк по вопросу. Поэтому вся моя справка содержала комментарий к каждому источнику.

    Среди них назьвалисъ "Горный словарь" гр. Спасского ч.ч. II-III, М., 1842, 1843; "Словарь коммерческий" В. Левшина, ч. VI, СПб., 1791; "О выделке железа в сыродутных печах и по каталонской методе" А. Фуллона, СПб, 1819 и др., в основном старинные источники.

    Нет надобности пересказывать содержание ответа. Дня краткости достаточно привести статью "Уклад" из третьего издания "Большой советской энциклопедии", где стоит моя подпись. Эта заметка в 20 строк также явилась продолжением моих занятий библиографией вопроса. Дело в том, что в современных источниках почти ничего нет об этом старинном производстве, и когда я знакомился с "Проектом словника 3-го издания БСЭ Техника", заметил в нем отсутствие этого термина. Обратился в редакцию "БСЭ" и после соответствующего обсуждения, рецензий и отзывов получил согласие на включение этого термина в энциклопедию и заказ на статью. Теперь в 26 тома "БСЭ" можно прочитать следующую заметку:

    "Уклад, сырцовая сталь, к-рую получали из железной крицы. В рус. летописях 16 в. упоминается У. новгородский, тихвинский, карельский и др. При нагреве крицы в раскалённом древесном угле происходило поверхностное науглероживание металла; в процессе охлаждения металла водой или снегом сталистый слой закаливался, становился хрупким и при ударе легко отделялся. Операцию повторяли до полного превращения крицы в листки. Наиболее крупные листки укладывали в раскалённые угли (отсюда название) и нагревали до сварки; раскалённая масса приобретала плотное строение. Из У. изготовляли холодное оружие, шлемы, серпы и т.д. С появлением пудлингования (кон. 18 в.) и разработкой массовых способов получения литой стали (2-я пол. 19 в.) У. потерял значение".

    Таким образом, знакомство с источниками по рускому железному укладу позволило дать консультацию польскому профессору, а позже правело к появлению заметки в таком солидном научном издании, как "БСЭ".

    А с чего же началось мое увлечение библиографией? Тут придется вспомнить несколько эпизодов более ранних и любопытных для движущихся в этом направлении, ищущих путей приобретения информации.

II

    Эту главу можно было бы назвать "Библиографическая загладка" и начать ее надо большой выдержкой из книги Ник. Смирнова-Сокольского "Рассказы о книгах":

    "Письмо инженера-металлурга Н.А. Мезенина из Нижнего Тагил" начинается так: "Я сам по профессии инженер, очень люблю книги, собираю личную библиотеку. Кроме того, пытаюсь привить культуру чтения нашей рабочей молодежи, хотя мне и самому 30 лет. Я подготовил лекцию "Горький – читатель". В ней я привожу много названий книг и фамилий авторов и, конечно, как лектор, - должен иметь хотя бы краткие сведения о каждом авторе и книге.

    Известно из биографии Горького, что в 1877 году при окончании учения он получил в награду, вместе с евангелием и похвальным листом, "Басни Крылова" в книгу с таинственным названием: "Фата – Моргана".

    Автора последней книги я не мог установить. Обращался в Библиографический отдел Библиотеки имени В. И. Ленина, - тоже ответили незнанием. Не можете ли Вы мне сообщить имя автора этой книги, а также о чем эта книга повествует?"

    К своему стыду, я тоже не ответил – какую именно "Фата – Моргану" подарили молодому Алексею Максимовичу. Во всяком случае, не роман Коцюбинского, вышедший под таким заглавием много позже". [1]

    Прошло 18 лет, и не было даже попыток дать ответ на этот вопрос. И вдруг однажды (сколько их бывает в библиографических поисках) телефонный звонок. Библиотекарь Колосовская Галина Михайловна, напомнив мне о странице из книги Смирнова-Сокольского, спросила, нашел ли я с тех пор автора книги, и сообщила буквально следующее:

    - Я Вам могу назвать автора. Его имя Хейберг Иохан Людвиг – датский писатель.

    Дома достал "Краткую литературную энциклопедию" и ищу сведения об авторе. В восьмом томе энциклопедии, ст.249 нашлась даже статья о нем. Хёйберг И.Л. (1791-1869) "датский драматург и критик. Был директором театра в Копенгагене. В его пьесах сказалось ироническое отношение к современной ему действительности.

    Он придавал большое значение вопросам художественной формы, понимая их в духе гоголевской философии. Среди его романтнческих драм, где он использовал сказочные мотивы, упоминиется и "Фата-Моргана" (1838).

    Сразу возникли сомненил в том, что произведения такого сложного писателя с особыми философскими взглядами дарились школьникам. Едва ли ученик Алеша Пешков получил в подарок датскую драму. О ее переводе на русский язык нет сведений в "Краткой литературной энциклопедии".

    Вопрос открытый остается: кто написал "Фата-Моргана", подаренную юному Горькому? (Ответ на этот вопрос надо искать).

III

    Продолжая библиографические воспоминания, двигаемся в еще более давние годы моей жизни.

    Мне счастливо повезло в ранние школьные годы понять, что чтение включает не одни развлекательные книги – сказки, приключения, сражения. Эти книги я читал взахлеб, как и др. мальчики. Но как-то незаметно увидел и понял, что есть мир серьезных книг и стал к ним тянуться, еще не имея подготовки для их разумения. Меня, например, привлекала философия, которая, полагал я, научит правильно думать и разбираться в сложных вопросах.

    До сих пор хранится в моей библиотеке эта старенькая книжка довоенного 1939 г. издания – крестьянская война в Германии" Фридриха Энгельса. На ней инвентарный номер 46, наверное самый ранний из сохранившихся книг моей библиотеки. Состав библиотеки менялся вместе со мною, ибо одни книги уходили, их место занимали необходимые сейчас. Но всегда сохранялись книги вечные, постоянно нужные, не теряющие своего назначения во все дни читательской биографии. Вот так и эта книжечка осталась. Не смог я ее тогда одолеть (учился в четвертом классе), но хранил до лучших времен. Потом читал я в студенческие годы, а еще позже использовал в работе над своей книгой по истории металлургии "Повесть о мастерах железного дела" (М., "Знание", 1973), в главе о немецком горняке Агриколе, жившем во времена крестьянской войны в Германии, современнике ее предводителя Томаса Мюнцера.

    Организация чтения у меня была поставлена "серьезно". Вел запись прочитанных книг с третьего класса и сейчас по нему вижу, что прочитано где-то 3600 книг, за четыре с половиной десятка лет читательской жизни. Цифра кажется обескураживающе малой. Правда, сюда вошли только книги, прочитанные полностью. Источники, проработанные частично при подготовке лекций и в ходе научной работы, сюда не вошли, их фиксирую в списках использованной литературы при исследовании. Вел также особую тетрадь, где писал отзывы на отдельные книги, которые особенно понравились или наоборот.

    И все-таки мое школьное и студенческое чтение было довольно хаотичным. Регулирующего влияния библиотек – а книги брал в основном из них – не чувствовалось. Ощупью пробирался в лабиринты чтения, пытаясь как-то его систематизировать, направить в русло единого потока. Умение это пришло позже, уже в годы инженерной службы. Этому помогло одно задание.

    В первый же год цеховой работы меня выбрали в заводской комитет комсомола, а там поручили отдел пропаганды и агитации. Надо было налаживать лекционную работу в цехах. Решил сам для начала подготовить одну-две лекции и с ними выступать перед комсомольцами. Выбрал темы: "Любите книгу – источник знания", "Горький – читатель". Вторая тема и имелась в виду в письме к Смирнову-Сокольскому, и она же дала толчок новому направлению в моем чтении.

    При подготовке лекции мне довелось познакомиться с большим количеством источников, рассказывающих о работе Горького с книгой, его советами самоучкам старой России по организации чтения.

    М. Горький неоднократно говорил о программах самообразования как об изучении истории материальной культуры. Для него история науки являлась одной из самых притягательных областей знания. Я вот тут-то, я, воодушевленный его советами, стал искать эти книги, более системно вести свое чтение. Это означало далеко идущие последствия, оно привело меня к научной работе, перемене профессии, или точнее к переходу на новый, более высокий уровень по моей же специальности металлурга.

    Работу на производстве начал сменным инженером в мартеновском цехе нижнетагильского металлургического завода (с 1957), бывшем Новотагильским. Сколько ни почерпнешь в институте знаний, на производстве всегда требуется их пополнение: нужны не только практические навыки, но и продолжение теоретического образования, знакомство с новой технической литературой по специальности, ближе к конкретному участку производства.

    Помогали самые различные виды библиографического поиска: каталоги заводской библиотеки, советы опытных товарищей, прикнижная библиография, справочники, труды по металлургии. Позже пришел к пользованию библиографическими указателями.

    Поэтому замечу: очень помогло глубокому знакомству с производственной литературой занятие рецензированием новинок в заводской многотиражке и городской газете. При этом приходилось обстоятельно и всесторонне изучать книгу, сравнивать ее с др. подобными источниками, прежде чем высказать свою оценку и рекомендовать новинку читателям.

    Позже к перечисленным методам получения информации об источниках добавились новые, в т.ч. через личные контакты и переписку со специалистами,публичные лекции, ссылки к статьям в технических журналах и монографиях, справочниках и т.п. Однако ни одному из методов нельзя отдать полного предпочтения в силу того, что ни один из ни не является универсальным. Приходится пользоваться различными путями поиска источников.

    Знание способов поиска источников особенно потребовалось мне во время изучения истории металлургии. Пришлось заняться историографией вопроса, и тогда выяснилось, что обобщающей работы по этой теме до сих пор нет. Мною была предпринята попытка классификации источников по истории металлургии.

    Могу назвать точно дату, когда впервые родилась мысль написать книгу по истории металлургии: 14 мая 1957 года. Дата стоит на книге английского историка науки Джона Бернала "Наука в истории общества", приобретенной мной в этот день в Симферополе при возвращении из отпуска домой.

    Устроившись на верхней полке купе, вначале просто перелистывал книгу, потом стал вчитываться и, наконец, увлекся так, что коротким показался мне путь из Крыма до Урала.

    А что, если рассказать о роли металлургии в истории общества? Стал размышлять я. Идея постепенно захватывала маня. Сразу же по приезду домой собрался подготовить лекцию. Думал, возьму несколько книг на эту тему и приготовлю скоро лекцию. Оказалось, нет подобных книг, а др. посвящались истории металлурии отдельных стран, процессов. Тогда решил подготовить реферат по различным источникам, извлекая информацию на нужную тему.

    Эта работа затянулась изрядно. Восемь лет упорных занятий, и вместо лекции родилась рукопись в полтысячи страниц "Металлургия железа в истории общества". Понятно, первый труд такого объема потребовал дальнейшего исследования, которое еще и сейчас продолжается. Однако в ходе этой работы было знакомство с новыми источниками, появились пять моих книг по металлургии и ее истории. В свое время состоялась защита кандидатской диссертации на тему "Основные этапы и тенденции развитая металлургии железа". Библиография как средство управления своей читательской деятельностью принесла плоды.

    Доподлинно подтвердилось значение слов французского естествоиспытателя Ж.Л. Бюффона, поставленных в заголовке статьи: "Собирайте факты – из них родится мысль". Монография Д. Бернала открыла цепочку источников, изучение их, сбор фактов, анализ и теоретические выводы привели к публикациям и защите диссертации. Попутно с теоретическим исследованием родилась первая книга в буквальном смысле слова из собрания фактов.

    Как-то во время работы в Государственной публичной библиотеке им. В.И. Ленина в Москве мне принесли двенадцатый номер известного дореволюционного журнала "Русская мысль" за 1887 год. Знакомясь со статьей профессора К.Тумского "Успехи металлургии", я вдруг встретил странное сообщение из тех, что нынче печатается в журналах под рубрикой "Хотите - верьте, хотите – нет".

    "Недавно в одном немецком журнале было сообщено,что существует особый червь (железный червь), питающийся будто бы исключительно рельсами. Иногда, действительно, рельсы изнашиваются чрезвычайно скоро и делаются при этом почти сквозными. Это было замечено на одной немецкой железной дороге, где сходы с рельс повторялись довольно часто. Электронная версия historyntagil.ru. Учредили бдительный надзор и скоро выследили на рельсах светло-серого около двух сантиметров длиною червяка и с зубец вилки толщиной. На передней части головы он имеет две маленькие железки, содержащие в себе очень едкую жидкость, которой он и смачивает железо; оно превращается при этом в губчатое вещество, которым червяк этот и питается. Коконы их дают нить, по крепости напоминающую стальную проволоку и весьма пригодную для выделки дорогих тканей. До сих пор червяк этот, кушающий рельсы, был известен только в Китае, но чем он там питался – неизвестно".

    Прочитав это сообщение, я вспомнил, что и раньше не раз попадались в книгах и журналах всякого рода любопытные факты о железе. Кстати, металлургам понятно, что никакого червя-железоеда, питающегося рельсами, не существовало, а быстрый износ рельсов происходил из-за флокенов (волосовидных трещин) - "водородной болезни" стали, приносившей железным дорогам больше убытков и аварий, чем самый прожорливый "червь-железоед".

    Тогда-то и пришло решение собирать эти технические курьезы. Выписка о червяке-железоеде была первой в моей теперь уже большой картотеке интересных фактов, цифр, сведений. Одних только пословиц всех народов мира в моем собрании несколько сотен. Материалы этой картотеки – собрание любопытных и достойных внимания сведений о железе, о процессах его производства и использования в технике – составили основу моей первой книги "Занимательная металлургия" (Свердловск, 1967).

    Мой библиографический опты находит теоретическое подтверждение в монографии Ю.С. Зубова "Библиография и художественное развитие личности" (М., 1979).

    В современной психологии, развивающей идеи И.П. Павлова, все более прочно утверждается представленяе о том, что психическая деятельность человека есть в своей основе ориентировочно-исследовательская деятельность [2]. Причем, ориентировочный и исследовательский моменты в потреблении информации почти неотделимы друг от друга. Можно согласиться с мнением польской исследовательницы М. Сутуловской, указавшей на тот факт, что ориентировочная реакция всегда представляет собой первую фазу познания, предшествующую исследовательской реакции.

    Ориентировочная фаза, полагает Ю.С. Зубов, видимо, преобладает в информационной деятельности при переключении внимания с универсальной информации на общеотраслевую. Здесь уже человек вступает в область основых интересов, и ориентировочная фаза по силе выраженности постепенно уступает место исследовательской. Это направление обеспечивает сознательный выбор объектов внимания.

    Если это интерес к информации не поверхностный, то он обязательно приведет к ориентировочным действиям читателя, ибо, как писал В.И. Ленин : "...кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться'' на эти общие вопросы." [3]

    Вот так и получилось у меня. Сначала интерес познавательный к вопросам истории материальной культуры, потом внимание к отрасли, знакомой мне по роду моей деятельности – металлургии. Вначале пытался решить довольно частный вопрос о роли металлургии в истории общества,но для этого потребовалось знакомство с более общим вопросом – историей металлургии вообще, при изучении библиографических источников по этой теме все глубже развивалась исследовательская фаза, сосредоточенная на конкретном вопросе, в котором мне уже было легче разобраться при знакомстве с общими материалами по истории металлургии.

    Возникновение замыслов некоторых моих книг носило библиографический характер. При вопросе – как рождаются книги? - часто вспоминаю слова писательницы Лидии Обуховой, которая говорила, что замысел книги у нее возникает от мгновенной досады: ты хочешь прочесть такую книгу, а ее еще нет.

    Вот и у меня получалось не раз нечто подобное. Захожу как-то в наш Нижнетагильский краеведческий музей, спрашиваю: "Сколько старинных металлургических заводов действует на урале сейчас? Где о них можно прочитать?"

    Мне отвечают:

    - Вот съездите по Уралу, узнайте и напишите.

    Так родилась идея книги "Уральский металл", рукопись которой была сдана издательству "Металлурлия", и она вышла в 1981 г.

    Или история другой книги. Попалась мне как-то в руки весьма приметная книга западногерманского журналиста К.Керама "Боги, гробницы, учение" (М., 1960) с подзаголовком "Роман археологии". При чтении этого увлекательного повествования возникла мысль: а почему не написать "Роман металлургии''? Ведь там столько интереснейших эпизодов борьбы изобретателей за свои идеи, они могуть захватить читателя своей драматичностью, напряженностью!

    Так возник замысел книги "Знаменитые металлурги"(работе название), которая вышла в серии "Жизнь замечательных людей" (издательство "Знание") как "Повесть о мастерах железного дела" (М., 1973) и рассказывает о том, как люди научились добывать и обрабатывать железо, о зарождении и развитии научных и технических идей в этой области, о наиболее примечетельных металлургах и их изобретениях.

V

    Моя домашняя библиотека собирается с давних пор. Со школьных лет книги покупаю сам. При этом руководствуюсь правилом: ничего лишнего! Книжный фонд постоянно обновляется, подвергается чистке. От книг, потерявших для меня ценность, освобождаюсь – они могут пригодиться другим. Прежде всего собираю литературу справочного характера. Она мне необходима в преподавательской, журналистской и научно-исследовательской работе. Она же помогает мне пояснять все, что меня интересует. Перед просмотром спектакля или фильма, например, стараюсь отыскать на своих стеллажах материалы на ту же тему. Если встречаю упоминание о каком-нибудь рассказе или статье, обычно, не откладывая в долгий ящик, оживляю их в своей памяти. Мне довелось побывать в некоторых странах за рубежом. У меня естественно повысился интерес к местам, которые я посетил – новая информация углубляет мои представления об увиденном.

    В моей библиотеке несколько отделов: справочная, философская и политическая, история науки и техники, психология научного творчества, художественная. Много собрано книг по моей специальности, предметам, которые я веду в институте – по металлургии, технологии металлов, экономике. Это мои добрые помощники в работе и подготовке к лекциям.

    С первых дней существования личной библиотеки записываю книги на карточки. На них же отмечается время работы с книгой, краткие пометки показывают оценку содержания. Позже появилась картотека источников по темам исследования, над которыми работал в больших библиотеках или намечаю знакомство с ними. В них имеются разделы согласно моей классификации источников по истории металлургии.

    Какой бы полной ни была личная библиотека, надобность в общественной, по-моему, никогда не отпадает. Например, "Большой советской энциклопедией" пользуюсь в общественной библиотеке. Подавляющую массу произведений советской и зарубежной литературы, особенно новинки, беру там же. Пользуюсь междубиблиотечным абонементом. Кроме того, всегда прислушиваюсь к советам библиографов и опытных библиотекарей.

    Библиография – как постоянный помощник во всех различных моих занятиях. Несколько лет назад по заданию журнала "В мире книг" готовил статью на тему "НОТ и библиография". Некоторые ее положения сохраняют свое значение, на мой взгляд, и в наш дни.

    Требования научно-технического прогресса по-новому и остро ставят необходимость в научной организации труда (НОТ). При этом предусматривается внедрение в производство последних достижений науки и техники, совершенных технологических процессов, высокоэффективное использование оборудования и производственных площадей, рабочего времени. НОТ требует также применения самых эффективных условий труда, прогрессивных систем и форм оплаты труда, внедрения передового опыта, развития всех творческих способностей трудящихся.

    Для выполнения этих задач на уровне передолвых достижений большое значение приобретает служба научно-технической информации. Это обязывает работников няуки, промышленности, сельского хозяйства внимательно следить за быстрорастущим уровнем современных знаний, овладевать последними завоеваниями человеческого разума. Этим целям и должна служить научно-техническая информация и, как ее составная часть, служба библиографии.

    В наше время поток информации неудержимо растет, что в значительной степени затрудняет своевременное знакомство с новинками научной и технической мысли. Подсчинано, например, что около трети рабочего времени исследователи вынуждены тратить на поиски и ознакомление с литературными и др. источниками. Библиография, образно говоря, тоже может стать непосредственной производительной силой как одна из отраслей науки.

    Умение вовремя найти сведения о научных и технических новинках дает возможность избавиться от материальных затрат на поиски технических решений, которые уже найдены. При этом устраняется также и досадная потеря времени.

    НОТ и библиография приобретает важное значение для повышения производительности умственного труда, который теперь входит не только в сферу действия инженерно-технических работников, но и многих рабочих профессий. Приобретает особо острое значение задача улучшения библиографической подготовки специалистов. Необходима единая, хорошо продуманная общегосударственная система библиографического образования. И начинать надо со школьников.

    В задачу школы входит "приучить советоваться с книгой". Надо, чтобы ученик в школе получил знание основных методов работы с книгой, умение планировать свое чтение, навык пользования библиографией – одним словом, владел бы высокой культурной чтения. Среднее образование – вполне достаточная основа для этого. Уже в школе можно дать понятие об огромной разнице в производительности читательского труда между умелым читателем и новичком.

    Еще большую важность приобретает знание основ библиографии как составного элемента научной организации умственного труда для студентов и молодых специалистов. Они должны не только понимать необходимость своевременного получения и использования информации, но и владеть необходимыми методами для этого. Первокурсники высших учебных заведений особенно страдают от неумения организовать самостоятельную работу на новом для них уровне. Для облегчения этого процесса и знакомства с будущей профессией читателя, читается курс "Введение в специальность". В нем обязвтельно надо предусмотреть темы для ознакомления студентов с основами библиографии, использованием ее как в процессе обучения, так и в предстоящей самостоятельной деятельности.

    В результате продуктивного чтения у студента постепенно накапливается картотека статей и книг по различиям разделам его будущей деятельности. Систематизация материалов чтения: выписок из книг и статей, вырезок из газет – позволяет создать папки на различные темы. Все это образует личный архив читателя.

    О значении личного архива для будущего специалиста хорошо сказал известный хирург профессор В.М. Мыш.

    "Я не могу себе представить специалиста без собственной, всегда под руками имеющейся библиотеки, и не знаю более уродливого явления, чем врач (и любой другой специалист – Н.А.), отъезжающий по окончании ВУЗа на самостоятельную работу свободным от книжного балласта в убеждении, что он все постиг, все знает, и в книге не нуждается".

    Постановка библиографического образования каждого человека – школьника, студента, специалиста, - является велением времени, необходимым элементом научной организации труда.

Примечания:

    [1] Ник. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. М., 1959, с. 36.

    [2] Ю.С. Зубов. Библиография и художественное развитие личности. М., "Книга", 1979, с.20-21.

    [3] В.И. Ленин. Полн.собр.соч., т.15, с.368.

Н.А. Мезенин.

г. Нижний Тагил.

Главная страница