Наследник Черепановых

    Среди рационализаторов завода им. В.С. Куйбышева особенно выделялся Николай Викторович Кленных (1922-1990 гг.). Родился и вырос он в селе Горбуново в рабочей семье. В 1938 г. поступил в школу ФЗО (фабрично-заводского обучения) и, закончив ее в 1940 году, стал вальцовщиком в прокатном цехе завода.

    Условия труда в этом горячем, раскаленном и грохочущем цехе были ужасны, работа тяжелая грязная, в основном ручная. Все это, а также любознательность и природная смекалка, пытливый дерзкий ум побуждали Николая к изобретениям, творчеству. Работая с 1943 года слесарем, а затем – бригадиром слесарей, он один внес почти все идеи по механизации узлов и усовершенствованию механизмов различных участков прокатного цеха. - Им было предложено и внедрено усовершенствование подъемно-качающегося стола обжимной клети, разработаны и установлены трайб-аппараты на черновой клети, придумана и доведена до совершенства обводка с трайб-аппаратом для автоматической задачи полосы из черновой клети в чистовую. В результате, значительно облегчился труд вальцовщиков сутуночного стана и сократилось их число. Механизмы и автоматы Кленных вызвали такое одобрение рабочих, что его с тех пор стали называть "изобретателем". Да, это был талантливый механик-самоучка, прирожденный изобретатель.

    Тяжел труд рабочих по прокатке кровельного железа старым уральским способом "с подмусориванием". Представьте себе адскую жару от нагревательных печей, страшный грохот вращающихся валков, сбрасываемых железных листов, искры и копоть от мгновенно вспыхивающего размолотого в порошок древесного угля (его называли "мусором"). В такой обстановке действуют рабочие двух основных профессий листопрокатного передела-вальцовщик и застановщик. Первый задает в валки раскаленную добела сутунку, собирает пакеты, забрасывает между ними "мусор" и задает в валки стана, - второй все это принимает и передает через верх валков вальцовщику. Эти операции повторяются несколько раз, пока не выкатится полный лист. Все – исключительно вручную. Единственным механизмом при этом были клещи.

    Насмотревшись на такую тяжелую и непроизводительную работу, Николай Кленных смастерил механизм из серии рычагов, передач, захватов, полностью выполняющий операции застановщика. Его так и прозвали "механический застановщик". Он стал равноценным членом бригады. Это был, по сути, робот, один из первых в нашей стране.

    Здесь же, в родной прокатке, Николай Викторович разработал и внедрил в производство систему автоматического взвешивания кровельного листа на упаковочном переделе готовой продукции. До семи тонн в смену надо было перебрать сортировщице (в этом переделе работали только женщины), чтобы разложить кровельное железо в различные стопы, по развесу -4,5-4,8-5,0 и 5,5 кг. Каждый лист надо провесить на весах. Взвешивающее устройство Кленных представляло собой своеобразный транспортер с несколькими рычагами, раскрывающимися в зависимости от веса листа и поддерживающими его. Оно полностью исключало ручной и опасный труд женщин на этом участке.

    Не все задуманное удалось довести до конца. - В 1961 году прокатный цех завода им. Куйбышева закрыли.

    Вместе со своими друзьями – прокатчиками - П.И. Ширинкиным, В.Б. Егоровым, А. Панкевичем, А.И. Цирюльниковым - Н.В. Кленных перешел в сортопрокатный цех НТМК. В те годы сортопрокатный цех был объединенным и состоял из цехов: обжимного № 1 (блюминг), рельсобалочного и крупносортного. Кленных и его соратники были направлены на блюминг 1150. Цех был новым, но для рационализаторов работы хватало. И – нужны были новые современные знания. – Ежедневно тяжелая работа в горячем цехе сменялась занятиями на вечернем отделении горно-металлургического техникума, ночными бдениями за книгами. Все преодолел Николай. - В 1956 г. он закончил полный курс учебы и получил диплом техника-механика с отличием и благодарностью.

    Незаурядные способности, знания, большой опыт работы сделали его лучшим бригадиром, мастером-механиком в цехе. Неоднократно он награждался Почетными грамотами, ему присуждались звания "Победитель в соревновании", заносили на Доску Почета. В 1976 г. ему было присвоено звание "Мастер-золотые руки" с вручением диплома и денежной премии.

    В эти годы полностью раскрылись его дарования, талант, масштабность взгляда на производство. Николай Кленных находился в расцвете творческих сил. Не было в цехе такого участка где бы острый взгляд его не заметил несовершенства конструкций, лишней технологической ступени, тяжелого или изнуряющего своим однообразием труда рабочего. Он искал и находил решение проблемы. Образно говоря, Кленных был буквально начинен новыми техническими идеями, его творческий заряд не угасал никогда

    В цеховом и заводском БРИЗе он был частым гостем и приходил туда не с пустыми руками. Его рационализаторские предложения были оригинальны, просты по решению и в то же время гениальны. С внедрением его рацпредложений облегчался труд рабочих, или их полностью заменяли механизмы.

    Многие его идеи являлись настоящими изобретениями, но в те годы их зачастую неправильно квалифицировали (из-за сложности оформления, многоступенчатости выполнения работ и т.д.), считали просто рацпредложениями.

    Наиболее характерное из его изобретений – автоматическая кантовка коробок с горячей обрезью в скрапном пролете стана 1150. Суть его такова. -От прокатанных на блюминге заготовок (для балки, швеллера, круга) обрезанные концы - "обрезь" - транспортером ссыпается в коробку емкостью 4-5 м3. Наполненную обрезью коробку подкрановый рабочий подцепляет крюками главного и малого подъема мостового крана и отправляет на вагон для кантовки. Главная в этом печаль – нахождение человека в непосредственной близости от раскаленных концов (обрези) и пышущей жаром коробки. Приемы труда также были опасны.

    Николай Викторович предложил продлить железнодорожный путь и вагон ставить поблизости от транспортера, а коробку с обрезью сталкивать и опрокидывать в вагон специальным устройством – толкателем и кантователем. Кленных сам разработал и смонтировал эти механизмы. Участия человека уже не требовалось. Экономический эффект от этого предложения составил 12 800 рублей (1970 г.).

    Сейчас кажется все очень просто. Но для этого в общем грохоте технологического потока надо было усмотреть возможность реорганизации его, перестроить ритм движения грузов, увидеть, какими будут механизмы, заменяющие человека.

    Кстати, о коробках. С ними постоянная маята была. От ударов обрези, от резких изменений температур и частых кантовок лопаются, рвутся сварочные швы. Их подваривают, накладывают латки, скобы, и – снова порывы... В конце концов, их заменяют новыми. И так без конца.

    Кленных с карандашом и линейкой раскроил стенки новой коробки так, что выступы с прорезями по кромке одних листов перпендикулярно вставляются в прорези других, и листы заклиниваются. Расширение металла от нагревания горячими концами делает конструкцию более прочной.

    Утомителен труд подкранового рабочего на адъюстаже, ходит он за краном, - подцепляет и отцепляет "грабли". За смену десятки километров выхаживается. - Тяжело.

    ("Грабли" - это подвешенное на крюке крана устройство (похожее на вилку) для подхватывания и переноски пакета блюмсов. Причем, нагруженные грабли горизонтальны, а порожние опрокидываются, и чтобы удержать их в горизонтальном положении и завести под пакет, их снабжают защелкой и храповиком, которые то зацепляет, то отцепляет подкрановый. Вот и оказывается он постоянно "привязанным" к крану.)

    Вспомнил Николай Викторович "вилку" [1] в листобойке завода Куйбышева. Ею там доставали и садили пакеты кровельного железа ("пары") в нагревательные печи. Вилка имела две цапфы. Поделился он своими соображениями с механиком цеха Е.П. Мельниковым и вместе с ним взялся за решение задачи. Они удлинили верхнюю, предназначенную для строповки, ветвь граблей (щеки) и прорезали в них два отверстия: потянешь за одно – в равновесии удерживаются грабли груженые, потянешь за другое – в равновесии грабли порожние. Отверстия соединены прорезью. Крановщик сам, без посторонней помощи, чуть ослабив канаты, переводит подвеску в необходимое отверстие. Теперь не надо за краном бегать. Всю работу выполняет один крановщик. Производительность стала выше, от опасной работы высвобождено несколько человек. Экономический эффект - 5 832 рубля (1972 г.).

    Небезымянным выходит с комбината готовый прокат. Каждая балка, швеллер, рельс имеют марку, клеймо. По ним можно узнать дату изготовления, номер плавки, марку стали и т.д. С пуском блюминга в 1947г. клеймение заготовок производилось весьма просто, - один рабочий наставлял клеймо, другой кувалдой по нему ударял. Вскоре установили клеймовочную машину производства УЗТМ. Ею управлял оператор. Но конструкция была несовершенна, отсюда – частые поломки, приводящие к простоям и авариям. И Кленных взялся за разработку новой машины, в корне отличающейся от уралмашевской. Не сразу она получилась. Но когда ее в 1976 г. пустили в действие (чертежи сделали позже по натурным эскизам), то все были просто поражены ее простотой и надежностью. Новая клеймовочная машина представляла из себя длинную, более 1 метра, штангу, на одном конце которой – боек с литерной коробкой, а другой – шарнирно сидит на оси, поддерживается в горизонтальном положении рычагом, хвостовая часть которого замкнута защелкой. По команде оператора от действия воздушного цилиндра защелка освобождает рычаг, а он, в свою очередь, - штангу. Электронная версия historyntagil.ru. Боек вместе со штангой, описывая траекторию падения по дуге, резко ударяет литерами (клеймами) по подошедшей заготовке. Возврат в исходное положение осуществляется за счет действия другого воздушного цилиндра.

    Преимущества машины Кленных очевидны. - Она меняет, в зависимости от размера заготовки высоту клеймения, успешно работает при параллельной прокатке, когда чередуются разные марки стали. При всех достоинствах, машина проста, удобна в обращении, безотказна и надежна. Ведь Николай Викторович, заботясь о людях, не только разрабатывал ее конструкцию, но сам и строил. Конструкция машины абсолютно новая. И действует она только на НТМК, там, где была рождена. Это уникальное и собственное творение мастера Она так и значится в чертежах: "Клеймовочная малаша Кленных Н.В.".

    Не раз и не два приходилось ему исправлять, вносить изменения в конструкцию машин, разрабатывающихся целыми конструкторскими бюро. К таковым относятся уралмашевской конструкции ножницы горячей резки, где Кленных внес изменения в тормозной системе, реконструировал узлы и т.д. "Довел до ума" он и уралмашевский транспортер.

    Не просто много, а очень много внес Н. Кленных рационализаторских предложений. К сожалению, автор не располагает точными данными об их количестве. Имеются сведения только за одно десятилетие: с 1970-1980 гг. им было подано 34 рацпредложения. Большинство из них живут, действуют и сейчас. А ведь это – только за 1/4 часть его трудовой жизни. Он все делал сам – от токарных операций до конструкторской работы. И получалось, что от замысла до внедрения машина находилась в одних руках, от чего эффект получался блестящий.

    Авторитет Кленных был непререкаем, - и на производстве (от рабочих до руководителей всех рангов), и в быту. Свой творческий инженерный ум и золотые руки применял он и в домашней – сельской жизни.

    В те годы не просто было труженику заиметь для своего личного хозяйства грузовой автомобиль или трактор. Однако немало валялось на задних дворах и пустырях изношенной техники. С большим трудом и мытарствами приобрел Николай списанный с производства трактор, - так, не машина, а одно название. И умелые руки, творческий ум и упорство сделали невозможное: никому не нужная развалюха встала на ноги и заработала Свой огород Николай вспашет и соседям поможет.

    Человек душевный, отзывчивый, Кленных всегда старался помочь людям, вел большую общественную работу. С ним приятно и интересно было беседовать обо всем. Если же разговор заходил о технике, то он особенно оживлялся – щедро делился новинками, внимательно слушал. Он всегда учил молодых творческому подходу к любой работе, любви к своей профессии.

    Эти слова – о творчестве и о любви к своему делу говорил Николай Викторович и автору этих строк, в далекие 1960-е годы, когда остановили прокатный цех завода им. Куйбышева и бригада его занималась демонтажем оборудования.

    Замечательный человек был Николай Викторович Кленных, - от его труда от его личности людям становилось теплее, легче, спокойнее.

    За 48-летнюю трудовую жизнь, активную и насыщенную, настолько много у него было изобретений, так много он сделал для усовершенствования производства на родном заводе, что в небольшой статье невозможно описать все это. Чтобы восстановить всю его деятельность, раскрыть силу и блеск его таланта, благородство его души, потребуется большая и кропотливая работа в архивах, беседы с его родными и друзьями. Но и то, что уже сейчас нам известно о нем, позволяет, на мой взгляд, поставить его в один ряд с выдающимися тагильскими изобретателями прошлых лет - Б.Г. Кузнецовым, С.Б. Козопасовым, К.К. Ушковым, Черепановыми. – Он – их преемник, наследник, продолжатель. И нам, его современникам, нужно постараться не забыть, за другими большими делами, имя замечательного тагильского изобретателя середины XX века Николая Викторовича Кленных.

12.04.1995 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

    1 С 1961 г. вилка хранится в музее-заповеднике, с 1987 г. она – экспонат выставки заводской техники ХIХ-ХХ вв.

С.И. ХЛОПОТОВ

Клеймовочная машина Кленных

Клеймовочная машина Кленных

Пратцен ("грабли") бесшарнирный Q=13 т. Рацпредложение Кленных Н.В. Мельникова Е.П.

Пратцен ("грабли") бесшарнирный Q=13 т. Рацпредложение Кленных Н.В. Мельникова Е.П.

Главная страница