Конный двор и кузница ручной ковки

(Нижнетагильский металлургический завод им. В.В. Куйбышева в 1950-е годы. Описание непроизводственной сферы его деятельности)

    С давних времен лошадь была единственным средством передвижения на службе человека. Она использовалась как в ратных делах, так и в мирном труде. Даже с появлением и развитием других видов транспорта лошадь всегда была востребована, так как являлась незаменимым помощником человеку. Ее использовали везде - в поле и лесу, в далеких и ближних перевозках, в быту и на производстве.

    В 1940 - 1950-х гг. на Нижнетагильском металлургическом заводе им. В.В. Куйбышева было специальное подразделение - конный двор, административно входящий в так называемый дворовый цех. Руководил конным двором инвалид войны Петр Афанасьевич Быков. Ходил всегда с палочкой, потому что у него вместо ноги был протез. Под началом Петра Афанасьевича находилось 10 - 12 человек: это конюхи, работавшие по сменам, дневные коновозчики по выездам, шорник, колесник, кузнец и другие. В основном, лошади были рабочие, на выезд всегда имелось два - три экипажа.

    Помню, как однажды зимой по заводу проехал начальник конного двора на прекрасной, высокой тонконогой лошади, запряженной в кошевку.[1] Сиденье было покрыто мехом, облучок обит серым, а кромки и борта кошевки - красным материалом. На ноги возницы был брошен тулуп, в кошевке - сено.

    Лошадь бежала рысью, легко, рвалась вперед. Возница держал вожжи натянутыми, сдерживая ее порыв, а, возможно, и подбадривая, "разжигая" ее для эффекта.

    Конюхи, работавшие по сменам, занимались выдачей и приемом лошадей, а после их работы следили за гигиеной, выгулом, чистотой в стойлах.

    В цеха лошади выдавались определенному лицу, умеющему обращаться с ними и состоящему в штате своего цеха. Они назывались коноводами, но в заводе их звали "возчиками" и относили к разряду разнорабочих. Обычно это были люди, содержавшие в своем личном домашнем хозяйстве скот (коров, лошадей и др.).

    В цехах на лошадях перевозили материальные ценности для кладовых, запасные детали в ремонт и обратно, выполняли конторские, почтовые и другие поручения.

    В обязательном порядке каждодневно лошади распределялись по основным цехам и производствам (доменный, мартеновский, копровый, прокатный, железодорожный, механический, литейный, энергоцех, ремонтно-строительный, отдел рабочего снабжения). Причем в отдел рабочего снабжения выдавали несколько лошадей для развозки продуктов питания в столовые, детсады, для поездки в подсобные хозяйства.

    Кроме того, на шихтовый двор ежедневно выделялось четыре постоянные лошади для выполнения технологических процессов по загрузке доменных печей. Здесь работали постоянные лошади. Одна из них была очень сильная и могла перевозить четыре бадьи с рудой, вместо трех, как другие, за что называли "Трактор".

    Эти лошади работали по восемь часов через восемь отдыха. Иногда их заменяли для более продолжительного отдыха.

    Еще были лошади для выполнения заявок от цехов и служб завода.

    До 1940-х годов лошади использовались в противопожарной службе завода, но в описываемое время уже широко применялись пожарные автомашины.

    Точного количества лошадей, содержащихся в те годы на конном дворе, указать не могу, но по приблизительным подсчетам, основанных на вышеописанных наблюдениях, их было более двадцати пяти - приличный табун лошадей. Корм для них - сено и овес, заготовлялся в подсобном хозяйстве завода, также использовались отходы от общепита и пивоваренного производства (так называемая "барда"[2] ). Пивзавод находился на углу улиц Ленина и Первомайской в сторону пруда.

    Размещался конный двор в западной окраине завода, за литейным цехом, в развалинах каких-то строений и деревянных сараях. Была там и задняя изба с рабочим помещением, служившая конторой конного двора.

    На конном дворе находилась мастерская, где изготавливались телеги и сани. Гнутые заготовки для колес и саней поступали извне, все остальное – ступицы[3], спицы для колес, колки[4] и прочее для саней производилось здесь, в мастерской. Ободы – заготовки для колес – шли сначала дубовые, а затем березовые.

    Как известно, лошадь лучше, спокойнее и продолжительнее может работать, если она подкована железными подковами. Это производилось в кузнице, которая располагалась в копровом цехе, но относилась к конному двору.

    В основных цехах (и в механическом) были свои кузницы ручной ковки, и с механическими молотами, - они обслуживали производственную часть завода. Но эта кузница была особая, только ручной ковки и предназначалась она для ковки лошадей. По характеру деятельности и оснащению соответствовала сельской кузнице.

    Кроме ковки лошадей, в ней чинили телеги, сани, оковывали-шиновали колеса железными шинами, изготовляли тяги[5], шкворни[6] , цепи, оси телег, поворотные кольца, путы, подковы и все прочее для гужевого транспорта, а также изготовляли и ремонтировали плуги, бороны для подсобного хозяйства завода.

    Интересный факт. Казалось бы, такую простую вещь, как подкова, можно изготавливать штамповкой. Однако, нет. Она отковывалась кузнецом из металлического прутка диаметром 16 – 20 мм, или из полосы. Электронная версия historyntagil.ru. Причем без шаблона, и получались подковы разными по толщине, размеру и весу. В практике копыта у лошадей разные. А у кузнеца всегда были в запасе подковы и, когда приводили лошадей на ковку, он подбирал их по размеру копыт, а толщину - по крупности и силе животного. Эти работы выполнялись опытными кузнецами, и навыки передавались из поколения в поколение.

    Кроме того, в кузнице выполнялись небольшие слесарные работы, для чего имелся верстак, слесарные тисы и соответствующий инструмент. Нарезали болты, гайки, изготавливали шаблоны и подручный инструмент.

    Горн в кузнице был обычной конструкции, его стены выложены из красного, а открытый очаг – из огнеупорного шамотного кирпича. Рядом литая чугунная колода с водой для замачивания инструмента, деталей и поковок. Над горном - вытяжной зонт.

    В качестве топлива использовался кокс, который привозили из чугунолитейного цеха. Дутье подавалось вентилятором, приводимым в действие электродвигателем.

Макет кузницы ручной ковки

Макет кузницы ручной ковки

    Представленный на фотографии макет кузницы выполнен по личным наблюдениям и воспоминаниям автора. На нем представлены и все инструменты, использовавшиеся в кузнице, а также детали и транспорт того времени.

    Основное оборудование – станок для ковки лошадей, стенд для ошиновки колес, горн, верстак, телега и инструмент – выполнено в масштабе 1:10. Не соответствует масштабу лишь изба-контора.

    Использовавшийся для различных операций инструмент на макете представлен непосредственно на рабочем месте. Например: клещи, нож-секач, молоток, поддержка, гвозди (особые, плоские) лежат на столике у станка для ковки лошадей; железный обруч; фигурный держатель; рычаг для надевания шины; на круглом стенде – зубила, бородки, лощильник (для прохождения бороздок при изготовлении подковы); слесарный инструмент – на верстаке и наковальне.

    В наш век значительного развития механического транспорта умение обращаться с лошадьми и кузнечные операции, связанные с ними, живут по сей день среди людей, содержащих лошадей. И, несмотря на это, такой кузницы, как на макете, уже нигде нет, в большинстве своем они механизированы и облагорожены.

    Использование макета кузницы ручной ковки как наглядного пособия знакомит экскурсантов с родом трудовой деятельности, корни которой восходят из глубины многих и многих веков.

Примечания:

    1. Кошевка (или кошева) - широкие и глубокие сани с высоким задком, обитые кошмой, рогожами и т.д. (По "Толковому словарю русского языка" под ред. Д. Ушакова)

    2. Барда – гуща, остающаяся после перегонки сусла при производстве хлебных спиртных напитков, отбросы винокурения и пивоварения. ("Толковый словарь русского языка" под ред. Д. Ушакова).

    3. Ступица – центральная часть колеса с отверстием для насадки на ось и гнездами для спиц. (Словарь русского языка.- М., 1988).

    4. Колок – деревянный гвоздь. (Словарь русского языка. - М., 1988).

    5. Тяга – стержень, передающий движение от одной части механизма к другой. (Словарь русского языка. - М., 1988).

    6. Шкворень – стержень, являющийся вертикальной осью передка повозки или поворотной ее части. (Словарь русского языка.- М., 1988).

Декабрь 2001 года

С.И. Хлопотов.

Главная страница