Из истории Лебяжинского рудника

    В конце ноября 1924 года я с Высокогорского железного рудника (ВЖР) был переведен на Лебяжинский рудник. В это время рудник после Гражданской войны только-только стал восстанавливаться.

    Сейчас, после такого продолжительного времени, трудно по памяти восстановить последовательность, хронологию роста и развития рудника. Свидетелей того времени, пожалуй, уже нет, а оставшиеся по возрасту многое уже не помнят. И я в своих воспоминаниях, соответственно, что-то могу упустить, позабыть, допустить ошибки и во времени, и в фактах.

    Все это было так давно.

     

Из дореволюционного прошлого рудника

    По историческим данным гора Высокая открыта в 1697 году. С этого времени и началась история нашего города.

    Медная руда на реке Выя, на левом ее берегу, найдена в 1702 году и объявлено о ней Демидову в 1714 году.

    Лебяжинский рудник открыт в 1734 году. Название получил от речки Лебяжка, притока реки Тагил, протекавшей вдоль северного склона горы Лебяжинской. Речка Лебяжка прославилась еще тем, что на ней был открыт золотой прииск, с которого в 1823 году было намыто золота 11 пудов, 28 фунтов, 53 золотника, 24 доли (1 фунт = 409,5 грамма = 32 лота или 96 золотников, золотник = 32 доли).

    В последствии большой отвал пустой породы по левому берегу р. Лебяжки, а также три больших отвала, поросшие сосновым лесом, на территории "Средней" и "Южной" выработок были перемыты на промывочной фабрике.

    Судя по размерам выработок месторождений валунчатых мартитов ("Восточная") и магнитного железняка ("Средняя" и "Южная" выработки), разработка рудника велась еще задолго до постройки заводской железной дороги.

    Об этом свидетельствуют большие штабеля руды, которые, помнится, лежали до 1925-1926 гг. Возможно, были забракованы в то время из-за низкого содержания в них железа.

    По рассказам старейшего горняка Лебяжки, работавшего сторожем конторы рудника Ситникова Агапа Федотовича, на вершине горы, где была контора рудника, находилась Скала-шихан высотой метров 8 - 10 с отвесными склонами по всем сторонам. Вся гора Лебяжинская была покрыта строевым сосновым лесом (до 1930 -1932 гг.). Шихан сработан по мере расширения рудника.

    Сын Агапа Федотовича, Степан Агапович, работал горным десятником. Малограмотный. Работал на руднике с малых лет, прекрасно знал руды, их качество, содержание железа в них, какая руда в какой выработке.

    По рассказам Ситниковых и других старых горняков, разработка рудника началась с "Северной" выработки. Все работы велись вручную, а разведка залежей - шахтами.

    Бурение скважин для отпалки шпуров было ручным с помощью долотчатого бура и молотка. Отпалка велась черным минным порохом. Вместо фитиля делали "зеленки" - тонкая сухая лучина, обмазанная тертым порохом, смоченным водой до определенной густоты. Для более медленного горения порох смешивали с тертым древесным углем, просушивали. Заряженную порохом скважину пыжили сырой глиной, через которую медным шомполом (проволокой) делали отверстие для "зеленки".

    До постройки Демидовской заводской железной дороги руду возили на конях. Отправка добытой руды из забоев выработки осуществлялась на конях для погрузки в вагоны, если они были поданы или складировалась без веса в штаболя на эстакаде или на площадке около выработки по указанию десятника.

    На руднике был конный двор (20 коней). Конным подрядчиком до революции был Шаров Прокопий. Кроме конных забойщиков, у Шарова были конные подряды на домнах Тагильского завода. При конном дворе были сарай для рудничного обоза, хомутная для хранения конской сбруи, избушка для конюха-сторожа (Зимин Семен).

    На речке Лебяжка была построена когда-то плотинка с насыпной дамбой в длину метров 100 - 120. Образовался красивый прудок среди леса. Справа от берега у плотинки отлогий въезд в пруд для водопоя лошадей и забора воды в водовозки. Плотинка служила мостом через реку и дорогой для проезда через рудник в сторону Гулящих гор.

    Помнится, при моем поступлении на рудник, еще в 1925 году, на восточном отвесном борту "Южной" выработки были следы деревянного машинного корпуса для парового локомобиля и деревянный ряж для небольшого компрессора, врытый в грунт деревянный резервуар для воды емкостью примерно 10 куб. метров для питания парового котла и охлаждения цилиндров компрессора. Вокруг груды каменноугольной золы. На складе лежали воздушные шланги, пневматические молотки фирмы "Джек" и корончатые буры к ним.

    Видимо, перед революцией уже вводилось пневматическое бурение. От этого машинного корпуса к "Восточной" выработке была проложена узкоколейка. Каково было ее назначение – неизвестно.

    На юго-восточном борту "Восточной" выработки был построен деревянный корпус с подъемным механизмом для канатной подъемной дорожки. Дорожка не функционировала, так как не было рельсовых путей, но деревянный мост для них был.

    В 1914 году на рудник была проложена электролиния от подстанции Выйского завода 550 Вт и оборудована подстанция на 560 КВт, от которой была проведена линия на шахту Марганцевую Рудника Сапальского.

    Перед революцией последним смотрителем Лебяжинского рудника был Хрущев Григорий. В 1918 году он был отстранен от работы за жестокость по отношению к рабочим.

    В дореволюционное время на шахтах для откачки воды применялись два вертикальных паровых котла и паровые насосы "донки". Добытую руду поднимали ручной лебедкой.

    Бездействующие паровые котлы после закрытия рудника, по слухам, были перевезены на тагильские платиновые прииски.

    В 1918 году на руднике был создан Деловой Совет. В его состав вошли рабочие: Долженков Николай Константинович, Соловьев Павел Ефимович и молодой горный техник Бутаков Павел Павлович. Он же был назначен смотрителем вместо уволенного Г.Хрущева.

    За несколько дней до вступления белочехов в Тагил рудник был остановлен. Об этом периоде есть письмо Бутакова П.П. в музее краеведения (Альбом "100 портретов"). Многие из рабочих рудника ушли добровольцами в Красную Гвардию. Из них я помню:

    - братьев Шуваловых: Федора и Леонида Ивановичей;

    - Солдатова Василия Минеевича;

    - Тарасова Федора Гордеевича;

    - Красикова Николая;

    - Горбунова Михаила;

    - Соловьева Павла Ефимовича;

    - Курочкина Виктора Степановича.

    При белых рудник не работал. При конторе и складах рудника были оставлены сторожа.

    Рудник, расположенный среди крупного соснового леса, местами даже глухого, остановленный в 1918 году, выглядел жутко. Выработки и дороги к ним заросли травой и полынью. По некоторым бортам выработок пустился молодой сосняк. "Северная" выработка больше походила на горное озеро с высокой порослью сосняка по уступам. Глинистые борта оплыли.

    Строения стояли заколоченные, с распахнутыми настежь дверями, с выбитыми стеклами окон. Контора рудника, надворные постройки, склады, пустая квартира смотрителя, да еще рудовесная охранялись сторожами.

    С освобождением Тагила от белогвардейцев настало время восстановления разрушенного хозяйства рудников. Часть их оборудования была снята, часть разрушена, а местами нужно было создавать все заново.

    Первым заведующим рудника в 1920 году был назначен горный техник Кузнецов Илларион Трофимович. Жить он переехал на рудник в квартиру смотрителя при конторе.

    Рудник стал оживать. Набран штат рабочих и конторских служащих для восстановления рудничного хозяйства: бухгалтер - Смородинский Никон Степанович, счетовод – Шмакова Раиса Васильевна, ее помощник и в то же время рассыльная – Бондарева Лидия Кирьяновна, кладовщик – Сиротин Никандр Ананьевич, телефонистка, она же уборщица конторы – Меньшикова Мария, столяр-плотник, он же стекольщик – Челышев Севастьян Гаврилович, который вел заготовку черенков для лопат и кайл.

    В 1920 году одной из первых была пущена марганцевая шахта рудника Сапальского.

    Заведующим шахтой был назначен Бубнов Иван Лаврентьевич.

    Монтер-механик Дьячков Павел Агеевич, слесари, они же машинисты компрессора, насосов и электрики были универсалами того времени. Сами все устанавливали, ремонтировали и в шахте, и на поверхности.

    Епимахов-Суханов Евдоким Михайлович, Бердников Владимир Евстратович, кузнец, также опытный универсал Гаев Матвей Федорович и молотобоец Опахнин Сергей Семенович занимались и ремонтом обоза, и подковыванием лошадей и заправкой буров ручного бурения, а корончатые буры пневматического бурения отправляли на заправку на ВЖР.

    От Лебяжинской электростанции была проложена линия 550 Вт и установлен небольшой трансформатор 550/125 Вт для освещения и работы компрессора.

     

Компрессор

    2-х цилиндровый фирмы "Атлас Стокгольм", надшахтный деревянный копер, лебедка для подъема добытой руды, два центробежных насоса для откачки воды из шахты. Проложен воздухопровод. Началось бурение скважин пневматическими молотками фирмы "Джек".

    Было пять или шесть забоев. Спуск людей в шахту – по деревянной лестнице.

    Однако, эта шахта проработала недолго, в 1923 году ее закрыли. Все оборудование и электролиния были сняты.

    В 1923 году первой из выработок Лебяжки была пущена "Восточная" с 20 - 30-ю забоями. Залежи руды неглубокие, слой руды, перемешанный с глиной, был метра полтора - два. По цвету глины выработку называли еще "красной", так как она действительно была красной, почти бордовой. К слову, пустая порода в выработках, какого бы ни была цвета, называлась "беляком", отвалы пустой породы - "белячными".

    Верхний дерновый слой "Восточной" выработки местами не больше полметра. Крупные валуны руды встречались редко. Непосильные для кладки глыбы руды разбивались кувалдой, а очень крупные рвали накладным динамитом без бурения скважины. Мелкую руду, вне забоев, за особую плату собирали в специальные ящики. Собирали ее обычно подростки.

    В забое грунтовые и дождевые воды периодически откачивали небольшим центробежным насосом. Отделение руды от глины производилось лопатами.

    Десятником "Восточной" выработки был Ситников Степан Агапович, весовщиком на погрузочной эстакаде – Котовщиков Григорий Захарович.

    В конце 1924 года заведующий Кузнецов И.Г. с рудника ушел. На его место назначен Бутаков Павел Павлович, работавший здесь еще до революции. С 1925 года рудник стал быстро расширяться. Партком и рудком с Ивановки был переведен на Лебяжку.

    В механическом цехе появились токарные и сверлильные станки, верстаки, инструментальная мастерская, кузница на четыре горна, бурозаправочный станок фирмы "Клай Макс" и пневматический молот БШ.

    На борту "Южной" выработки и в механическом цехе установлены компрессоры по 15 куб. м. шведской фирмы "Атлас Стокгольм", а меня поставили машинистом компрессора.

    Вновь открыты забои "Средней" и "Южной" выработок. В борту "Южной" выработки пробит разрез для сокращения дороги к отвалам. Электронная версия historyntagil.ru. Велись большие вскрышные работы по восточному борту этих выработок. Механик - Волков Владимир Николаевич.

    В "Южной" выработке установлен канойно-рельсовый подъемник. Проложены рельсовые пути от забоев, откаточные пути к отвалам и путь к вновь построенной погрузочной рудной эстакаде.

    Откатка вагонеток к подъемнику - конная. Коннозабойщиков рудных забоев заменили "ломщики", введен штат бурильщиков, перенесен и расширен пороховой склад и "заряжалка". Закладываются забои на углубление выработок.

    Назначен новый механик Каменский Викентий Богуславович.

    Открыта и пущена в разработку "Западная" выработка.

    Построена рудопромывочная фабрика для валунчатых руд "Восточной" выработки. Заведующий фабрикой - Тарасов Федор Гордеевич.

    Оборудована канатно-рельсовая дорожка для вагонеток Коппеля, в забои проложены рельсовые пути.

    В устье речки Лебяжки насыпной дамбой образован прудок оборотной воды фабрики, установлена мощная водокачка.

    Строитель фабрики - Топорнин Алексей Николаевич по проекту Орлова Константина Александровича (с ВЖР).

    Откачана вода из "Северной" выработки, установлен водоотлив, к забоям проложены рельсовые пути, оборудован подъемник для вагонеток.

    Построен мост через реку Тагил силами горняков. Руководил строительством горный техник Губкин Алексей Васильевич.

    В 1927 году в связи с сокращением конных работ, рабочие, особенно девушки-гонщицы, выдвигались на более квалифицированные работы. После окончания кратковременных курсов они ставились машинистами компрессоров, водоотливов, подъемных лебедок, скреперных установок, телефонистками и сортировщиками руд.

    Это было приурочено к празднику – 1 Мая.

    В 1927 году к Октябрьским праздникам в конце улицы Забегайка (теперь Лебяжинская), на месте бывшего старообрядческого кладбища, на берегу высохшей поймы реки Тагил, построен рабочий клуб с небольшим зрительным залом, библиотекой, комсомольской комнатой (заведующая - комсомолка Алевтина Арсеньевна Огаркова-Агафонова).

    В клубе проводились рабочие собрания, работали кружки: драматический -руководитель Кожевников Василий Иванович, струнных и духовых инструментов, физкультурный - руководитель Решетников Ефим Павлович.

    Председатель рудкома – Цыпин Василий Николаевич.

    В конце 1925 года стали выпускать стенгазету "Забойщик". Состав редколлегии: Двойников Григорий Константинович, Уткин Павел Тимофеевич и Орлов Иван Абрамович.

    В эти же годы развертывается жилищное строительство: на Ивановском карьере строится 4-квартирный дом, два барака под общежития для рабочих, медицинский пункт, за речкой Лебяжкой - двухэтажный 12-квартирный и одноэтажный 8-квартирный дома с хлевом и сараем к каждой квартире, на берегу прудка - баня и большая баня - для общежитий.

    В поселке за речкой Лебяжкой, на борту "Южной" выработки и на Ивановском карьере установлены в спецпомещениях кипятильники типа "Титан".

    Построено пожарное депо с вышкой и конным обозом. Первым начальником был Васев, работал до 1936 года.

    На площади у пожарного депо - магазин горпромторга.

    В конце 1929 года на "Восточной" выработке появился первый на руднике паровой экскаватор "Бьюсайрус" с объемом ковша % куб. м. Первым экскаваторщиком на Лебяжке был Оглуздин Захар Яковлевич, помощником - Вышегородцев Павел.

    В "Южной" выработке вместо конной окатки работал паровоз - "кукушка"; машинистом которого был Нехорошков Мирон Платонович.

    С 1930 года началась реконструкция рудника по американскому проекту. Из "Южной" выработки через "Среднюю" и "Восточную" проложена рельсовая колея на рудную эстакаду и отвалы пустой породы. В шутку эту дорогу называли "Турскиб".

    На откатке руды работали паровозы "танкового" типа - бестендерные.

    На "белячных" отвалах построили большое бетонное паровозное депо, которое возглавлял Лапенко Федор Исакович.

    На вскрышу и добычу были поставлены импортные электрические экскаваторы: "Марион", "Демаг", "Менк Гамброк", "Оренштейн Коппель", сборка которых под наблюдением представителей фирм велась своими силами.

    Машинистами этих экскаваторов стали слесари-сборщики. Мастером - старшим экскаваторщиком выдвинули Шепеленко Михаила Григорьевича.

    Заведующим рудником стал Сандригайло Николай Фаддеевич.

    Для заправки паровозов водой на реке Тагил построена водокачка на два центробежных насоса.

    Вместо небольших юрюзанских вагонов ввели думпкары.

    На борту "Средней" выработки оборудована общая компрессорная с компрессорами 50 куб. м. завода "Борец".

    "Южная" выработка усилена трансформатором 560 КВт. При углублении ее использовались обычные и лебедки фирмы "Суливан", оборудована насосная - водоотлив.

    На руднике оборудована телефонная станция и электромастерская. Мастер-бригадир телефонной станции - Соколов Н.В.

    На станции "Площадка" установлены вагонные весы.

    Вместо деревянных станков канатно-ударного бурения Пузановского введены импортные станки на гусеничном ходу и с магнитными пускателями. Перешли на бурение глубоких скважин массовых взрывов аммоналом и детонирующим шнуром.

    Заведующим взрывным цехом был Кошелев Николай Петрович.

    Промывочная фабрика была закрыта в 1934 - 1955 гг. после перемывки старых отвалов на бортах выработок.

    По правому, высокому берегу р. Лебяжки застроен поселок дощатыми, засыпными бараками для спецпереселенцев.

    В 1932 году здесь была открыта начальная школа, директором которой работала Репьева Вера Геннадьевна.

    Также в 1932 году на острове, при впадении реки Выя в Тагил была оборудована спортбаза с футбольным полем, городошной площадкой, спортзалом и биллиардной с металлическими шарами.

    Заведующим базой назначен Решетников Ефим Павлович.

    В 1936 году Лебяжинский рудник был остановлен и законсервирован. Остались только заведующий рудником Тарасов Федор Гордеевич и сторожа.

    Ивановский карьер передан Свердловскому тресту нерудных ископаемых.

    Рабочих рудника перевели на соседние предприятия: ВЖР, Ивановский карьер, рудник им. III Интернационала, карьер "Заячья гора" и другие. Все горное оборудование перевели на ВЖР.

    Выработки "Северная", "Южная" и "Западная" затоплены. "Белячные" отвалы оплыли. Дороги, рельсовые пути заросли травой.

    Горное оборудование, водоотливные установки - все было снято и отправлено на склады рудника.

    Электролинии оборваны, опоры их подгнили. Масляные трансформаторы повреждены. Паровозное депо, кузница, воздухопроводы разрушены.

    Начальная школа с Лебяжки переведена во вновь построенное двухэтажное здание по улице Забегайка (теперь Лебяжинская).

    Помещение клуба занято конторой Ивановского карьера.

    В апреле 1938 года после консервации Лебяжинский рудник открыт вновь.

    Директором назначен Кравченко Леонид Федорович, работавший секретарем парткома рудника им. III Интернационала, главным инженером - снова Петров Андрей Васильевич.

    Постепенно стали возвращаться старые кадровые рабочие. Выбран рудком, председатель - Двойников Петр Константинович, Парторг - Портнов Михаил Семенович, ранее работавший на ВМЗ. (Погиб в Великой Отечественной войне, офицер).

    Рудник оживал, восстанавливался вторично.

    Открыты несколько забоев в "Средней" выработке.

    Из "Южной" выработки откачана вода, отремонтированы рельсовые пути "Турксиба". Восстановлены паровозное депо, воздухопроводы, силовые линии и линии освещения, центральная кузница и механический цех. Заведующий механическим цехом - Суворов Игнатий Андреевич.

    В 1939 году рудник полностью восстановлен. Однако, взрывные работы, бурение скважин было передано тресту "Уралвзрывпром". На рудник прибыло много эвакуированных из Польши, в основном это были евреи. Специальности эти люди для работы на руднике не имели.

    Для повышения квалификации руководящих кадров организованы курсы "Мастер социалистического труда". Заведующая курсами - Холодилова (Потехина) Зоя Тихоновна.

    Одновременно началось строительство магнитно-обогатительной фабрики на базе Лебяжинского рудника. Электронная версия historyntagil.ru. Уже в 1940 году фабрика давала концентрат обогащенных руд для НТМЗ. Первым начальником фабрики был Мачехин, с 1941 г. - Пинчук А.В. (работал до 1947 г.), старший электрик – Рогожин М.Н.

    На Естюнинском руднике, на берегу реки Баранчи, на бывшей даче директора ВЖР Давыдова А.А. открыт однодневный дом отдыха для рабочих рудников: Высокогорского, Лебяжинского и Естюнинского. Заведующий домом отдыха - Жбанов Леонид Евлампиевич.

    С постройкой Лебяжинского аглокомбината отработанную промышленную воду стали спускать в заброшенные выработки рудника. Здесь вода отстаивалась от механических примесей, а после заполнения выработок по желобам уходила в реку Тагил осветленной. Постепенно выработки заполнялись шламами аглокомбината. На одном из старых отвалов Лебяжки была установлена система фильтрации.

    Ивановский карьер снова перешел к Лебяжке.

    В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, многие рабочие рудников и обогатительной фабрики ушли на фронт. Однако, в "Южной" выработке закладывается шахта "Эксплуатационная".

    Усиленными темпами на ВЖР идет размещение оборудования эвакуированного из Керчи Камыш-Бурунского аглокомбината.

    Из города Кривой Рог было эвакуировано много предприятий с рабочими, которые размещены на ВЖР и Лебяжке.

    С пуском аглокомбината ВЖР в сентябре 1942 года Лебяжинская магнитно-обогатительная фабрика переведена на дробление извести Ивановского карьера. Начальником дробильной фабрики стал Пинчук А.В., механиком - Денисенко Григорий Васильевич, старшим электриком - Орлов И.А.

    Большинство рабочих, -в связи с войной,- на ней были женщины.

    С пуском шахты "Эксплуатационная" на Лебяжке часть рудных выработок была закрыта. Полностью работала лишь "Западная" выработка.

    В 1943 году открыт Северо-Лебяжинский известковый карьер.

     

Ивановский известковый карьер

(Из воспоминаний, написанных в 1984 году)

    С пуском первых доменных печей Нижнетагильского завода в 1725 году, потребовалась и известь как флюс при плавке руды. Сейчас трудно сказать, где ее добывали первоначально.

    По всей вероятности, первые карьеры находились около Выйского завода, так как признаки этих карьеров видны и сейчас по правому берегу реки Выя, ниже завода, однако, следы этих старых глубоких каменоломен не похожи на закопушки кустарей-подрядчиков. Особенно выделяется размерами выработка по левую сторону от дороги на спуске к Королеву мосту через Выю по Красноармейской улице и еще одна - сзади нынешних складов холодильника Рыбсбыта по берегу реки Выя (сзади бывших огородов частных домов) по улице Ермака.

    На юг от Лебяжинской горы, вдоль правого берега реки Тагил - гора И звестковая (по месторождению извести), с плоской, ровной вершиной, поросшей сосновым лесом. Восточная часть горы - скала-утес высотой метров 15 - 20, отвесной стеной спускалась в реку. Скала монолитная, без трещин, молочно-белого цвета, местами поросшая мелким кустарником и черемухой.

    По цвету утеса гора называлась "Белый камень".

    Немного ниже по течению реки, отделенная небольшим увалом, находилась другая скала, также отвесной стеной уходящая к берегу, длина ее составляла 60 - 70 метров, а высота - 20. Скала эта казалась выложенной из одинаковых по величине плит, формой и размером похожих на крупный кирпич.

    До революции известь добывали кустари-подрядчики. Рабочие этих подрядчиков мелкими закопушками ломали разрушенный временем верхний слой месторождения.

    Камень обжигали в полевых печах.

    В предреволюционное время были подрядчики: Попов Семен Михайлович -крупный кустарь-подрядчик. Он доставлял обожженную известь не только тагильскому заводу, но и другим заводам и стройкам; второй - Баранов Александр Трофимович, -мелкий кустарь-подрядчик занимался ломкой, обжигом камня и доставкой извести на завод. Все работы Баранов Александр Трофимович выполнял с сыновьями. После смерти Александра Трофимовича (при НЭПе) его дело продолжали сыновья: Тимофей Александрович и младший брат Александр.

    У каждого из кустарей при доме был небольшой склад обожженной извести для продажи мелким потребителям.

    Обжиговые печи строили на левом берегу реки, так как обожженную известь перевозить бродом через реку нельзя. Возили известь на завод в коробках, плетенных из черемуховых виц.

    Для обжига обычно покупали на слом старые строения, что было намного дешевле дров.

    В связи с увеличением выпуска чугуна Нижнетагильским металлургическим заводом, в 1924 году были открыты два первых забоя ломки камня на Ивановском карьере. Почему он так был назван - неизвестно, не знали и старожилы.

    Старшими забойщиками-ломщиками этих забоев были: Тарасов Федор Гордеевич и Кузнецов Михаил Ерманыч (Еремеевич). В забоях работало человек по восемь. Все работы, включая бурение, велись вручную. Долотчатые буры заправлялись в кузнице на Лебяжке, туда их относили две женщины - "буроносы": Маша Морозова и Маша Быкова.

    Камень из забоев возили на лошадях на погрузочную эстакаду железнодорожной ветки, проложенной вдоль берега реки от тагильской казармы, что была находилась у железнодорожного моста через реку Тагил.

    К декабрю 1924 года на Ивановский карьер проложена электролиния. Установлен компрессор "Ингерсоль-Ранд" 5 куб. м. и воздухосборник (рессивер), закончена прокладка воздухопровода. Работы проводили слесари-универсалы Лебяжинского рудника: Дьячков Павел Агеевич, Епимахов-Суханов Евдоким Михайлович, Бердников Владимир Евстратович и электрослесарь Орлов Василий Абрамович.

    Бурение шпуров стало пневматическим, корончатые буры для заправки возили на лошади на ВЖР. Воду для охлаждения компрессора возили с реки на лошади. Водовозом был Саша Кукушкин - первый секретарь комсомольской ячейки Лебяжки.

    Обуревание забоев на Ивановке из-за небольшого количества шпуров производилось во второй половине смены. Отпалку шпуров проводил запальщик с Лебяжки Боровых Тарас Фомич.

    С введением перфораторного бурения карьер стал быстро расширяться, увеличилось количество забоев. Бурение скважин вели квалифицированные бурильщики в течение всей смены.

    Для обустройства рабочих карьера переведены два барака с поселка ВМЗ. Один -под общежитие, в другом разместили компрессорную, раскомандировочную, что-то вроде столовой и красный уголок.

    Так как карьер работал в две смены, обед для рабочих карьера возили в термосах на лошади из столовой Лебяжки.

    Поставлены еще два барака, также с ВМЗ. Один - 4-квартирный - для администрации, второй – под общежитие.

    Спрос на известняк рос. Рос и карьер. Постепенно перешли на бурение скважин канатно-ударными станками.

    В 1935 году ввели гидравлическую вскрышку, размывая верхний дерновый слой сильной струей воды высокого давления. Для этого построили специальную водокачку на реке Тагил с двумя, каскадом работающими, центробежными насосами. Электронная версия historyntagil.ru. Но гидровскрыша не пошла, так как при пробных работах сильно загрязнялась река Тагил размытой глиной.

    Из углубленных забоев камень поднимали канатным подъемником через дробилку. В вагоны грузили уже раздробленный известняк. Погрузочную эстакаду удлинили.

    В 1939 году конную тягу заменили небольшими мотовозами. С дальнейшим расширением карьера были применены паровозы "танковые", бестендерные, широкой колеи. Пути из выработки на эстакаду построены спиралью - "улиткой". Работа велась круглосуточно.

    В 1959 году Ивановский карьер закрыт, так как пущенный в 1942 году Северо-Лебяжинский известковый карьер заменил его и действует поныне.

    P.S. В 1933 году для домен строящегося НТМЗ рядом с Ивановским карьером в сторону Заячьей горы были построены две обжиговых печи по американскому проекту, метров по 40 высотой, с наклонной рельсовой дорожкой для загрузки шахт сырьем скипами, но печи почему-то не удались. Пустить их не могли, поэтому были построены две печи большой емкости полевого типа с обжигом извести каменным углем. К печам была проложена железнодорожная ветка и погрузочная эстакада.

     

Карьер "Заячья гора"

(Из воспоминаний, написанных 21 февраля 1984 года)

    Эта гора как бы замыкает треугольник: Заячья гора - Лебяжинская - Белый Камень. Гора была намного выше соседних, похожа на большой муравейник с крутыми, но не скалистыми, спусками в сторону реки Тагил и линии заводской железной дороги.

    От Лебяжинской горы и Белого камня с небольшой седловины постепенно увеличивался склон перехода в вершину горы. Заячья гора была покрыта строевым сосновым лесом с кроной только на вершине дерева. Почва на горе была местами заросшая зеленым, длинным боровым мхом. Этот мох некоторые домохозяйки ложили между оконными рамами, чтобы не замерзли стекла.

    В лесу было много черники, брусники, земляники. Лес чистый - валежник, сухостой, старые пни - все это вывозилось на тачках жителями близлежащих улиц на дрова.

    Почему гора называлась Заячьей - не знаю. Видимо, когда-то на ней и у подножья водилось много зайцев, но их много было везде: и на Лебяжке, и на Белом камне, и по логам, и по кромкам болот, и по заросшим берегам рек.

    Зайцы тогда не были предметом охоты. Их не травили гончими собаками, да этой породы в Тагиле и не было совсем.

    Ловили зайца только в зимнее время ради его шкурки и легкого способа добычи - петлями из проволоки. Шкурка от стреляного зайца считалась браком, не покупалась. Стоимость шкурки тогда была 10 - 15 копеек, в зависимости от спроса и качества. Тушка-стяжок - 2 - 3 копейки. Покупали его в основном для собак богатых дворов.

    В пищу мясо зайца употребляли только господа, в среде рабочих - не принято было. Цену на мясо зайца, спрос на него подняли пленные австрийцы, работавшие на предприятиях Тагила во время Империалистической войны. В пищу покупали только отстреленных зайцев.

    Такой Заячья гора была до 1933 года, пока не понадобился бутовый камень и щебень для строительства НТМЗ.

    Лес был начисто вырублен. На склоне к реке Тагил установлены станки канатно-ударного бурения. Проложена железнодорожная ветка от заводской железной дороги.

    Появился карьер "Заячья гора". Разработка карьера велась уступами-террасами.

    Отпалка скважин – массовая, аммоналом. Был здесь свой склад взрывчатки.

    Оборудованы дробильные установки, бутары для сортировки бута и щебня. В забоях и на погрузочных эстакадах - электрические экскаваторы.

    Транспортировка камня от забоя к дробилкам и погрузочным эстакадам - в вагонетках Коппеля.

    По обоим берегам реки Тагил появился поселок для приехавших по вербовке рабочих.

    Построен мост, рассчитанный на автотранспорт.

    Теперь от Заячьей горы осталась ее подошва с несколькими уступами карьера в сторону Лебяжки. Бараки поселка давно снесены. Снесен и мост через реку. Изменилось и ее название. Сегодня она - "Зайгора".

Примечание: Вспоминания И.А. Орлова написаны только по памяти.

Из архивов И.А. Орлова

Главная страница