Участники рабочей1 театральной самодеятельности Нижнего Тагила в нач. XX в.

    Первые народные2 театры возникли в России в 70-х гг. XIX в. (Одесса и Политехническая выставка 1872 г. в Москве), а получили широкое распространения как в обеих столицах, так и в провинции с 80-х гг. XIX в. Они были вызваны к жизни неудержимой жаждой знания, все более пробуждающейся как в среде рабочих, так и в среде крестьян, и которую активно поддерживала демократическая и революционная интеллигенция. Народные театры стали не только развлечением для народа, но и сильным средством нравственного воздействия на народные массы. Они способствовали расширению кругозора широких слоев народа, постепенному приобщению их к знанию и культуре, а так же повышению политической сознательности трудящихся, что имело важное значение в условиях назревавшего революционного кризиса начала 1900 – х годов.

    С конца XIX века Нижнетагильский заводской театр стал доступным для рабочих. Несмотря на тяжелейшие условия работы и неграмотность большинства рабочих, в рабочей среде стали возникать театральные коллективы, учившиеся мастерству у актеров заводского театра. По свидетельству одного из активнейших участников дореволюционной рабочей самодеятельности П.Н.Бурнашевского, он и его товарищи "очень часто ходили в заводской театр, где смотрели оперы, драмы, вникали в игру".

    Первый самодеятельный театральный кружок был организован тагильскими рабочими в 1892 г., когда Николай и Федосей Кожевниковы поставили народную драму "Шайка разбойников". Репетиции проводились в доме Кожевниковых по улице Набережная у Вогульских кузниц (ныне М.Горького). Когда все роли были отрепетированы, костюмы сшиты, парики и оружие готовы, песни разучены, труппа выходила на постановки в частные "большие дома" - С.Ф.Капустина по улице Тагильской и лесничего Гаврила Максимовича Куляшева по улице Лесной (ныне Газетная).

    Постановки народных драм особенно широко были распространены в горнозаводских районах Урала. Именно здесь народная драма приобретала наиболее острое социальное звучание. Наиболее популярной была драма "Шайка разбойников", известная так же в несколько измененных вариантах под названиями "Лодка", "Черный ворон", "Атаман Буря", "Гроб Марии". Жизненность "Шайки разбойников" на Урале поддерживалась и обусловливалась очень сильной местной традицией вольнолюбивого "Разбойничьего фольклора". Образы разбойников из народной драмы ассоциировались с героями местных преданий и сказов о "вольных людях", с фигурой Ермака. В постановках было немало выпадов против местных богачей. Этому способствовал и импровизационный характер выступлений, который позволял исполнителям свободно "добавлять от себя" новый материал, связанный со специфическими условиями места и времени. Это повышало интерес к представлению, поскольку острие социальной сатиры направлялось на конкретные объекты. Во время представления не было строгого разграничения зрителей и актеров, которых объединяла социальная и экономическая бедность. Во время представления не было сценической площадки, разделявшей зрителей и актеров. Действие происходило обычно в просторной избе. Поэтому зрители не только эмоционально воспринимали представление, но и сами включались в него – участвовали в исполнении песен и плясок, перекидывались с исполнителями разнообразными замечаниями, давали повод к материалу для импровизации, вмешивались в само действие.

    Несомненный интерес у зрителей вызывала и романтическая сторона сюжета. В тагильском варианте драмы "Шайка разбойников" в текст были включены отрывки из стихотворений М.Ю.Лермонтова и Г.Гейне. Стихотворение И.С.Никитина "Бурлак" было положено на музыку, и эту грустную песню пел есаул по ходу действия. Привлечение стихотворных отрывков из классических произведений русской и мировой поэзии способствовало в какой-то мере приобщению народных масс к литературе.

    Действующими лицами постановки в тагильском варианте были атаман, есаул, разбойники, кузнец, жид, старик-гробокопатель и девица (переодетый парень). В представлении принимали участие только мужчины. В постановке участвовало девятнадцать человек, из которых двенадцать были названы в перечне действующих лиц, а остальные семь человек помогали петь песни, танцевать и были одеты как почти все разбойники, в красные рубахи, с саблями на боку. В постановку было включено много песен (солдатская песня "За Уралом за рекой казаки гуляют", "Дубинушка" и др.), по ходу действия были танцы под гармонь.

    В постановках 1892 г. принимали участие: рабочий-меднолитейщик Федосей Федулович Кожевников (сыграл роль есаула и исполнил соло "Эх, приятель" на стихи Никитина "Бурлак"); Николай Федулович Кожевников (тоже меднолитейщик); слесарь Тагильского завода Филлип Артемьевич Шушпанов; слесарь-механик Иван Герасимович Кожевников; чугунолитейщик Тагильского завода Василий Алексеевич Цыкин; кузнец Никифор Игнатьевич Медведев; слесарь Тагильского завода Андриан Давыдович Першин; машинист подъемной машины на Медном руднике Вячеслав Полузадов (играл роль есаула); кочегар на Медном руднике Тимофей Карамышев; Дружинин; Кабанов; Рябкова; Шакина и самый молодой участник постановок танцор Рыжков. По данным А.Ф.Кожевникова Федосей Федулович Кожевников имел вторую фамилию (или прозвище) Рыжков. Таким образом, возможно, Ф.Ф.Кожевников и Рыжков – одно и тоже лицо.

    По воспоминаниям А.Ф.Кожевникова, в 1902-1905 гг. вновь шли постановки "Шайки разбойников" в домах по улице Тагильский Криуль (ныне – улица Черных) и доме Капустиных по Тагильской улице. В спектаклях участвовали члены труппы Выйского народного театра. Постановки народных драм, охватившие к концу XX в. буквально всю территорию Урала, стали сокращаться начиная с революции 1905 г., и в 1914-1915 гг. почти повсеместно прекратились. Рост политической сознательности народных масс, появление новых героев – борцов понизили интерес к народным драмам, сложившихся в большинстве случаев в эпоху крепостничества.

    Работа театрального кружка продолжалась, выявились наиболее талантливые исполнители. Кружок стал пользоваться большой популярностью, но для настоящей организации дела не хватало энергичного и знающего руководителя.

    К 1902 г. бухгалтер заводских железных дорог Александр Федорович Бургер получил разрешение на организацию Народного театра. В распоряжение участников рабочей самодеятельности был предоставлен пустовавший барский дом на Выйской площади у Липового тракта, который переоборудовали под театр. Здесь была построена сцена, зал вмещал до 100 зрителей. Повесили простенький занавес, установили суфлерскую будку, вместо стульев поставили деревянные скамьи. Руководитель театрального коллектива Александр Федорович (Фридрихович) Бургер (1868-?) родился в семье врача Фридриха Ивановича Бургера. Детство Александра Федоровича прошло в Казани. Он закончил 3-ю Казанскую гимназию, где подружился с Н.Н.Фирсовым, которому адресовано известное опубликованное письмо Бургера о Выйском народном театре. Приехав в Петербург, А.Ф.Бургер безуспешно пытался поступить в Военно- медицинскую академию, и, в конце концов, стал студентом Петербургского университета, но не закончил его. В Нижний Тагил приехал в 1890-х гг. По свидетельству А.Ф.Кожевникова, он был сослан на Урал за политическую неблагонадежность. В 1900 г. А.Ф.Бургер играл на сцене Нижнетагильского заводского театра, в 1902 г. он был уполномоченным Совета Русского Театрального общества в Нижнем Тагиле. В начале 1900-х годов одной из ведущих актрис труппы заводского театра была З.Я.Бургер, а в спектаклях заводского театра принимал участие В.Ф.Бургер. Возможно предположение, что это члены семьи Александра Федоровича Бургера.

    Наблюдая тяжелую жизнь рабочих в Нижнем Тагиле, лишенных какой бы то ни было духовной пищи, А.Ф.Бургер, человек живой, деятельный, обладающий сценическими способностями, решил дать им возможность скрасить свое существование интересным и увлекательным делом – организацией своего театра. Александр Федорович стал душой рабочего театрального коллектива, умело вел репетиции, осуществляя постановки спектаклей.

    В письме к Н.Н. Фирсову от 30 января 1908 г. А.Ф.Бургер так рассказывал о создании Выйского народного театра: "… на завод с 40 - тысячным населением не дано решительно ничего для развития рабочих, ни чтений, ни театра, ну ничего. А потом сами жалуются, что в заводе идет такое бесшабашное пьянство среди рабочих. Ну вот, я и задумал устроить для этих рабочих хоть какое-нибудь развлечение: дали мне полуразвалившееся здание, кое-как приспособили под театр, и стал я зазывать заводских ребят играть. Сначала дело прививалось очень туго: желающих было мало и женщины совсем не шли, так что я был принужден их "наряжать" из имеющихся на железной дороге сторожих, бабы безграмотные, роли заучивали с моих слов, и благодаря этому приходилось делать по 15-20 репетиций. Наконец кое-как составили спектакль, и потом дело начало сильно расширяться, и вот теперь у меня имеется вполне сыгравшаяся труппа в 57 человек. Участвует все молодежь, которая охотно подчиняется моему самому главному требованию: в помещении театра водки не пить и проводят прекрасно время до глубокой ночи, не производя никаких дебоширств… Во время спектаклей у нас имеется большой буфет, но тоже без спиртных напитков, публика уже привыкла к этому и ведет себя так хорошо, что полиция даже перестал посылать на наши спектакли наряды. Достигнутые мною в течение 6 лет результаты вознаградили вполне за все те неприятности, которые я перенес из-за театра. Как приятно, например, видеть, как развились члены моей труппы в течение этих лет. А неприятностей было много… начали меня травить в газетах, что я наживаюсь от театра, затем, что я из исполнительниц устроил себе гарем и проч., и проч. Выведенный из терпения всеми этими гадостями, я подал Управляющему заявление, что отказываюсь от театра (надо сказать, что я теперь получаю от Управления 25 р. в месяц за заведование театром, так как это дело расширилось и много работы), но рабочие в свою очередь, подали ему же прошение, чтобы он уговорил меня остаться, так как они убеждены, что с моим уходом все это дело рухнет. Ну, я не устоял против этих просьб и продолжаю возню с театром".

    В Выйском народном театре все было построено на самообслуживании – сами писали афиши, заготовляли билеты, наблюдали за порядком во время постановок, подвозили дрова, приобретали керосин, лампы (электроосвещения тогда еще не было). Рабочий день на заводах длился 10 часов. После работы рабочим нужно было умыться, смыть заводскую копоть, переодеться и, казалось бы, отдохнуть, но тяга к театру преодолевала усталость. Стоимость билетов на спектакль была самой ничтожной – деньги нужны были только для покупки керосина, дров и париков. Декорации рисовали сами, обстановку приносили из дома. Первое время парики мастерили из окрашенного льна, позднее стали брать напрокат натуральные парики у парикмахера Алексея Андреевич Чернышова, а потом – у его сына Сергея.

    Поскольку Выйский народный театр находился в ведении местного отделения Общества трезвости, репертуар его, в основном, составляли пьесы "морального" или чисто развлекательного характера и, как правило, невысокого художественного качества.

    Заслугой Бургера является то, что по его настоянию в театральный репертуар были включены и такие классические произведения как "Власть тьмы" А. Толстого, "На бойком месте" А.Н. Островского и "Чужое добро впрок не идет" А. Потехина.

    Сохранился перечень постановок Выйского народного театра: "Вий" (по повести Н.В. Гоголя), "Золотая рыбка" (соч. И. Салова и И.Ге), "Под чужим именем" (шутка Ф.В. Рутковского), "Сапоги ушли" (фарс З.Б. Осетрова), "Безработные", "Вторая молодость" (соч. П.М. Невежина), "Жертва ревности" (соч. В. Леонидова), "Жертва эгоизма", "Крестьяне", "Гонимые", "Пчела и трутни" (соч. А.Т. Трофимова), "Мать", "Самоубийцы", "Молодой ельник", "В гостях без хозяина" (водевиль Н. Никитина), "Путаники" (водевиль З.Б. Осетрова), "Боевые соколы" (трагедия соч. А.Ф. Писемского), "Сапоги ушли" (водевиль З.Б. Осетрова).

    Театр пользовался успехом у рабочей аудитории. Помимо выступлений в Нижнем Тагиле труппа иногда выезжала в окрестные заводские поселки и села – Черноисточинск, Висимо – Шайтанск, Елизаветинское село и др.

    Не имея стационарного здания театра, участники Выйского народного театра иногда арендовали квартиры в разных местах Выи - в домах Дмитрия Якимовича Милеева по улице Разгуляевой (ныне Космонавтов), Обухова и Хрущевой по улице Тагильский Криуль (теперь – улица Черных). Нередко выходили с постановками в Гальянскую земскую и железнодорожную школы, в Купеческий клуб по Уральской улице, в Клуб конторы заводских железных дорог.

    Наконец, рабочие пробили себе дорогу и в заводской театр, куда их пустили с неохотой. Его интеллигенция свысока смотрела на участников рабочей самодеятельности и считала, что они не способны осуществлять серьезные постановки. Однако настойчивость самодеятельных актеров победила недоверие, и выйские артисты не раз с успехом выступали на сцене заводского театра.

    Театр переживал не только материальные трудности. В нем запрещено было участвовать учащимся горнозаводского училища, и они вынуждены были выступать под чужими фамилиями, например Степанов Алексей Федорович называл себя Дорофеев.

    Во время первой русской революции 1905 г. участники рабочей самодеятельности ходили на собрания на Тагильскую улицу в дом Капустиных и оттуда приносили брошюры и сборники новых песен. В доме Кожевниковых также собиралась молодежь и разучивала революционные песни.

    В 1906 г. Выйскому народному театру выделили помещение в здании Авроринского детского приюта (улица Фрунзе, против бывшей Выйско-Никольской церкви, на месте которой сейчас стоит дворец "Юбилейный"), где, кроме него, размещался заводской музей. Но в 1908г., когда в связи с волнениями рабочих в Нижнем Тагиле были направлены войска, это здание отвели под казармы, а театр, музей и приют из него выселили. Спектакли стали устраивать в заводском театре. Наряду со спектаклями давались также концерты, в которых участвовали певцы и танцоры. Особой популярностью пользовалось трио: Федосей Кожевников играл на старорусской плоской балалайке с жильными струнами в четыре лада3, его брат Николай – на бандуре, и Александр Федорович Ведерников - на гитаре. Николай Федулович Кожевников играл также на окарине. Переполненный зал с затаенным дыханием слушал чарующие звуки песен и танцев: "По улице Мостовой", "Сени", "Коробейники", "Полька", "Барыня" и др. Федосей Федулович Кожевников был хорошим танцором, и ему не было соперников в русской пляске и в исполнении украинского гопака. Федосей Федулович вместе с мастером чугунолитейного цеха Тагильского завода Цыкиным Василием Алексеевичем были одним из самых активных и талантливых участников театральных постановок Выйского народного театра тех лет. В.А. Цыкин выступал и в спектаклях заводского театра, так 14 декабря 1903г. он участвовал в спектакле по пьесе Е.Карпова "Рабочая слободка".

    В Выйском народном театре играли сами рабочие чугунолитейщики, меднолитейщики, машинисты и др., а так же служащие, студенты горнозаводского училища, учительницы, швеи, домохозяйки. В состав труппы Выйского народного театра в 1902 г. входили Александр Федорович Бургер, Василий Алексеевич Цыкин, механик Иван Герасимович Кожевников, кузнец Никифор Игнатьевич Медведев, штейгер Николай Федулович Кожевников, служащий Павел Николаевич Тулакин, электрик Тагильского завода Василий Фролович Шмаков, швея Анна Панкратьевна Рябинина, Шутченко Николай Владимирович (служащий, а ранее, по воспоминаниям А.Ф.Кожевникова "казачек" в доме Демидовых), Кабанов, Истомина, Шакина, Рябкова, К. и М. Зоновы (вероятно, сестры), Рыжков, Дружинин, Соловьева, Сухов, машинист Пермской железной дороги Петр Васильевич Попов.

    11 апреля 1902 г. в помещении заводского театра рабочими кружка народных развлечений Нижнетагильского общества трезвости (председательница кружка – Л.Б. Фон Зигель) был поставлен спектакль "Чужое добро впрок не идет" по пьесе А.А.Потехина. Билеты стоимостью в половину обычной цены можно было приобрести у А.Ф. Бургера. В спектакле принимали участие: Кабанов играл Федорова, М. Зонова – его жену Маремьяну, В.А. Цыкин исполнил роль Михайлы, также участвовали Соловьева, П.Н. Тулакин, Дружинин, В.Ф. Шмаков, Сухов, Е.Ф. Хабарова, А.П. Рябинина, К. Зонова, Н.В. Шутченко, Петухова, П.В. Попов. В антрактах играл духовой оркестр под управлением М.А. Рябова. После спектакля выступал женский и мужской хор с малороссийскими песнями, а затем были показаны русские пляски (П.Н. Тулакин и Н.В. Шутченко).

    Участниками коллектива Выйского народного театра в 1904 – 1905 гг. были А.П.Рябинина, А.Ф.Бургер, В.А.Цыкин, П.В.Попов, П.Н.Тулакин, его жена Мария Николаевна Тулакина, его сестра Юлия Николаевна Тулакина, кузнец Федор Трофимович Боров, Самойлов, Дружинин, конторщик Выйского завода Александр Васильевич Сетьков, Иван Клементьевич Рыбаков, домохозяйка Анна Васильевна Рыбакова, счетовод конторы Выйского завода Антип Ксенофонтович Ситников, швея Варвара Якимовна Миляева, счетовод конторы Выйского завода Анатолий Александрович Миляев, В.Ф. Шмаков, машинист паровоза Иван Андреевич Тяжельников, счетовод конторы Тагильского завода Владимир Федорович Степанов, счетовод Выйского завода Дмитрий Феопонтович Люханов, учительница Елизавета Афанасьевна Проскурякова, домохозяйка Цыкина. Жена управляющего Тагильскими заводами Егорова постоянно оказывала содействие и помощь в организации спектаклей Выйского народного театра, немало сделала она и для развития театральной самодеятельности в Нижнем Тагиле.

    В 1907 г. в составе женской труппы Выйского народного дома были учительница Екатерина Васильевна Попова, Прасковья Антиповна Ситникова, Анна Маркеловна Афанасьева, Юлия Никаноровна Тулакина, Александра Матвеевна Миляева, Анна Панкратьевна Рябинина, Александра Николаевна Морозова, служащая Вера Павловна Решетникова, гимназистка Капиталина Ивановна Монзина, швея Антонина Епифановна Челышева, швея Серафима Андреевна Дивина, Вишнякова.

    Несколько позже в Выйском народном театре был организован украинский танцевальный коллектив, руководителем был В.А.Цыкин. Выступали танцоры в малороссийских костюмах. В составе коллектива были Шмаков В.Ф., Бобров Ф.Г., Дружинин, Попов П.В., Самойлов, Степанов В.Ф., Миляев А.А., Сетьков А.В., Тулакин П.Н., Ситников А.К., Степанов А.Ф.

    К 1908 г. в Выйском народном театре была уже вполне сыгравшаяся труппа численностью в 57 человек. А.Ф.Бургер, как это видно из письма, был предан театру всей душой. Однако работе театрального коллектива чинились разнообразные препятствия, материальная необеспеченность и ухудшение состояния здоровья заставили Бургера в 1908 г. переменить место службы и оставить театр. А.Ф.Бургер воспользовался предложением директора Нижне-Тагильского реального училища Кларка и перешел туда на должность преподавателя немецкого языка. Но и после ухода Бургера театр не прекратил своего существования. Его заменил один из участников труппы – Петр Никитич Бурнашевский, и дело продолжалось.

    Участники народного театра выступали на сцене заводского театра, а так же в частных домах Обухова (1910 г.) и Хрущевой (1911-1912) по улице Тагильский Криуль (теперь – улица Черных). Репетиции проводили в доме Степановых по улице Разгуляевой (ныне - Космонавтов). Иногда постановки устраивали в Гальянском земском училище.

    П.Н.Бурнашевский сам рисовал декорации. Со временем появилась возможность заказывать афиши в типографии Левицкой и Лебедихина. Печатные афиши значительно прибавили авторитета народному театру, появилась возможность шире оповещать население о спектаклях. Труппа часто выезжала в деревни и поселки близлежащих заводов – Антоновский, Висимский, Черноисточинский. 21 ноября 1910 г. любители сценического искусства (так стали называть себя актеры труппы Выйского народного театра) выезжали в село Елизаветинское Черноисточинской волости с постановками "В гостях без хозяина" (водевиль Н.И. Никитина), "Путаники" (водевиль З.Б. Осетрова), "Сапоги ушли" (фарс З.Б. Осетрова). В спектакле принимали участие Ф.Челышев, Хрущев, Перезолова, А.П.Маляров, Решетников, В.К.Теленков, А.П. Рябинина, Е.Ф. Хабарова. Распорядителем театра был В.И. Неруш. В народном театре существовал костюмированных хор в составе 15-20 человек. Среди них были Федор Челышев, Василий Кузьмич Теленков, Анастасия Маточкина, Михаил Пискунов, Клавдия Александровна Челышева, конторщик Выйского завода Александр Васильевич Сетьков, Федосья Слободчикова, Аркадий Петрович Маляров, Евдокия Федоровна Хабарова, Степанида Сотских, Михаил Табунов. Особенно популярны были малороссийские костюмы. Девушки надевали на голову венки, вплетали в косы разноцветные ленты. Кофточки, юбки, рубашки вышивали на украинские мотивы. Хор разучивал много украинских и русских песен. Эта труппа так же выезжала с концертами в окрестные села и заводские поселки.

    27 марта 1912 г. любителями сценического искусства Выйского народного театра в учебно-показательных мастерских Верхотурского земства на Вые был дан спектакль "Не все коту масленица" по пьесе А.Н. Островского. Доход от спектакля шел на приобретение декораций при театре учебно-показательных мастерских. В постановке принимали участие Анна Панкратьевна Рябинина, Варвара Якимовна Миляева, Петр Семенович Тронин, Мария Николаевна Тулакина, Николай Владимирович Шутченко, А.М.Федорова.

    26 октября 1914 г. в помещении железнодорожного училища при станции Н.Тагил "любителями сценического искусства" на нужды войны был устроен спектакль "Праздничный сон до обеда" А.Н. Островского. Участники представления: Е.А. Бехтерева, Л.П. Чиртулова, Е.В. Иванова, С.А. Попова, К.А. Крылова, Г.А. Зубрилова, Л.Н. Захарова, В.А. Иванов, В.Н. Митров, А.Г. Богданов. Ответственные распорядители Е.А. Бехтерева, К.З. Крохалев.

    7 ноября 1915 г. любителями сценического искусства в пользу семей нижних чинов был поставлен спектакль "Суд людской – не Божий" (по пьесе А.П.Потехина) в Гальянском земском училище. Участниками спектакля были Акинфиева, Красикова, Мельникова, Волгина, Бородина, Уткина, Ляпцев, Белов, Дряхлов, Саламатов, Григорьев, Дядин. Режиссер спектакля - Ляпцев. Вероятно, это был спектакль районного самостоятельного драматического кружка на Гальянке. Во всяком случае, эти актеры не были участниками Выйского народного театра в более ранний период его деятельности. Возможно, это был кружок, которым руководил М.Л. Спасибко – член драматического кружка общества "Народный Дом". В антрактах играл оркестр балалаечников. Ответственный распорядитель спектакля – Ф.К. Францев. Цена билетов – 20-60 копеек.

    В 1913-1915 г.г. была образована новая труппа Выйского народного театра. Первые постановки устраивали в доме Обухова (улица Тагильский Криуль, ныне ул. Черных) на квартире А.П. Малярова. Спектакли ставили бесплатно. Костюмы шили сами. Декорации писал П.Н. Бурнашевский. Парики заказывали в парикмахерской у Чернышева Алексея Андреевича и его сына Сергея. Роли переписывали каждый сам себе со сборников пьес. Афиши печатали в типографии Е.М. Левицкой и у Лебедихина. Спектакли устраивали на Гальянке в земской школе, в железнодорожной школе, в Купеческом клубе, в заводском театре.

    В выйской, так называемой "красной", школе, - в советское время в этом здании находилось ремесленное училище №9 (улица Фрунзе), - происходила основная работа труппы, здесь проводили репетиции, устраивали спектакли. Сцену оборудовали своими силами, повесили занавес. Актеры труппы Выйского народного театра в 1913-1915 гг.: Афанасьева Мария Иосифовна (в замужестве - Степанова); Аркадий Петрович Маляров; Алексей Федорович Степанов (сценический псевдоним – "Дорофеев") - учащийся горнозаводского училища; его сестра Мария Федоровна Степанова; Александр Васильевич Сетьков; швея Мария Васильевна Сетькова; конторщик Пермской железной дороги Илларион Петрович Челышев; Петр Никитич Бурнашевский; наборщик типографии Лебедихина Константин Судьбинин; Анна Панкратьевна Рябинина; Иван Степанович Смородинский-рабочий Тагильского завода, позднее – врач-невропатолог; братья Михаил Ипатович и Феопент Ипатович Першины (Феопент Ипатьевич был суфлером коллектива); Александр Дмитриев (также был суфлером в народном театре); Александра Хрисанфовна Боборова; служащий Григорий (Петр?) Семенович Тронин.

    Труппа часто выезжала в окрестные села и заводские поселки. Например, 6 июня 1914г. в селе Елизаветинском был дан спектакль "Золотая рыбка" (сочинение И.Салова и И.Ге) и "Под чужим именем" (шутка Ф.В.Рутковского). Доход от спектакля шел на приобретение декораций и десять процентов было передано в пользу земского училища. Цена билетов была 20-35 копеек (в зависимости от ряда), галерея (без сидений)-25 копеек.

    Самыми дорогими были билеты в 1-4 рядах, соответственно: 1-й ряд – 90 копеек, 2-й ряд – 80 копеек, 3 ряд – 70 копеек, 4 ряд – 60 копеек, 5 ряд – 45 копеек, 6 ряд – 35 копеек. Распорядителем народного театра был В.И. Неруш.

    В спектакле принимали участие П.Н. Бурнашевский, М.В. Сетькова, А.П. Маляров, Н.И. Осипова, А.В. Сетьков, Г.С. Тронин, М.Ф. Степанова, Л.Н. Пейдов, М.В. Васильев, Л.В. Степанов, А.Х. Боброва.

    27 марта 1915 г. в помещении заводского театра Черноисточинского завода любителями сценического искусства был дан спектакль в пользу Нижнетагильского комитета Всероссийского земского Союза. Были поставлены пьеса А.Ф. Писемского "Бывые соколы" и водевиль З.Б.Осетрова "Сапоги ушли". Распорядителем спектакля был А.В. Сетьков. В антрактах играл оркестр балалаечников. Участниками спектакля были М.И. Першин, М.И. Афанасьева, М.Ф. Никольская, А.Ф. Дорофеев, А.В. Сетьков, М.В. Сетькова, А.П. Маляров, И.П. Челышев, И.С. Смородинский, А.В. Васильев. После спектакля были устроены танцы.

    Петр Никитич Бурнашевский (1887-?) работал на "формовке" в чугунолитейном цехе Тагильского завода, затем служил счетоводом конторы заводских железных дорог4 , но истинным его призванием был театр. В 1906 г. он организовал театральных кружок, участниками которого были: служащий Пермской железной дороги Николай Федорович Хабаров, его сестра Евдокия Федоровна Хабарова, рабочий Тагильского завода Василий Кузьмич Теленков, Федор Челышев, рабочий Тагильского завода Анисим Хребтиков, студент горнозаводского училища Вирилад Андреевич Худояров, рабочий чугунолитейного цеха Тагильского завода Василий Чернов, служащий конторы заводских железных дорог Аркадий Петрович Маляров, Зоя Ивановна Худоярова, Клавдия Александровна Челышева (в замужестве - Бурнашевская), Полина Калистратовна Дьячкова, Глафира Ивановна Худоярова, учительница Матрена Жернова (расстреляна в 1919 г. белыми в Уфалее за участие в революционной работе). Молодежь собиралась в доме Хабаровых, здесь проводили репетиции, устраивали спектакли. Члены кружка сами готовили легкие и передвижные декорации, все необходимое покупали "вскладчину" - грим и др. Прически, парики, косы делали из чистого льна и подкрашивали. На постановку спектаклей в частных домах требовалось разрешение станового пристава. "Ходоками" от кружковцев в полицейское управление были П.Н. Бурнашевский и А.П. Маляров. Разрешение было получено, но пристав обещал сам прийти на спектакль или послать полицейского надзирателя, и строго предупредил, чтобы не было пьянства и драк, иначе "посажу и выпорю".

    Первым спектаклем, поставленным кружком П.Н. Бурнашевского, был водевиль "Самоубийца" и "Теща в дом – все вверх дном". На спектакле присутствовало 30 человек, в основном, родственники и знакомые артистов. Деятельность кружка продолжалась в течение двух лет. Самодеятельные актеры арендовали частные квартиры, где устраивали бесплатно спектакли, тратили свои мизерные средства. По воспоминаниям А.Ф. Кожевникова, П.Н. Бурнашевский играл роли любовников, А.П. Маляров превосходно исполнял комические роли. На спектаклях присутствовала полиция, хотя во время спектаклей зрители соблюдали полный порядок. После спектаклей устраивали танцы, игры. Члены кружка покупали "вскладчину" билеты в заводской театр, смотрели спектакли, вникали в игру актеров – любителей. По воспоминаниям П.Н. Бурнашевского, за эти годы умерли несколько актеров самодеятельного рабочего кружка: Ф. Челышев, В. Теленков и А. Хребтиков5 , от деятельности в кружке отошли В. Худояров и И. Топорков. Кружок стал потихоньку распадаться.

    В 1908 г. мастер чугунолитейного цеха Тагильского завода В.А.Цыкин, под руководством которого работали Бурнашевский и Чернов, пригласил их и других членов кружка в Выйский народный театр. Из кружка в народный театр на Вые решились прийти только П.Н. Бурнашевский, В. Чернов и А.П. Маляров. Через некоторое время Чернов и Маляров перестали принимать участие в театральной самодеятельности. Напротив, П.Н. Бурнашевский постепенно перешел от незначительных к ведущим ролям в постановках А.Ф. Бургера в Выйском народном театре. Это были пьесы "Гусли звонкие", "Цыганка Стеша", "В селе Знаменском" и др. Бурнашевский играл и в спекталях труппы заводского театра. В постановке пьесы "Пчела и трутни" А.Т. Трофимова П.Н. Бурнашевский играл роль труженика "Пчелы", а его партнером была жена управляющего округом Л.Б. Зигель. В этом же спектакле принимали участие актеры Выйского народного театра В.А. Цыкин, Петр Тронин, а также А.П. Маляров.

    В 1916 г. П.Н. Бурнашевского пригласили играть в драматический кружок общества "Народный Дом", художественным руководителем которого был московский артист и режиссер С.Е. Алексеев, уже довольно пожилой в то время. Иногда постановкой спектаклей кружка руководил известный артист и режиссер Нижнетагильского любительского заводского театра Александр Иванович Боташев, уполномоченный на это Советом старшин собрания служащих.

    Как известно, здание "Народного Дома" в Нижнем Тагиле построить до революции не удалось, хотя вопрос об этом был поставлен еще в 1913 г. Планировалось построить "Народный Дом" на Рыночной площади на углу против магазина Балыкова и Колодкина. Но начавшаяся в 1914 г. война отвлекла внимание тагильской общественности от строительства "Народного Дома". Тем не менее 24 октября 1915 г. был утвержден Устав Общества "Народный Дом" и, несмотря на отсутствие собственного помещения, он уже с 1916 г. начал действовать. Для работы кружков предоставлялось помещение Купеческого клуба (по улице Уральской). Был создан "великорусский оркестр" и кружки - декламации и драматический. В составе кружков преобладала молодежь. Участниками драматического кружка (кроме его руководителя П.Н. Бурнашевского) были Т.А. Вольская, Михаил Ипатович Першин, Топоркова, А.П. Маляров, П.М. Миляев, Е.М. Наседкин, Т.Ф. Щелупинин, В.А. Цыкин, М.Л. Спасибко, А.П. Образцов, З.С. Котельникова, К.Н. Аристова, А.Ф. Коньшина, А.П. Плаксина, М.Ф. Микрюков, В.С. Поводырь, Т.Г. Криворучкин, О.Ф. Матыэр. Спектакли драматического кружка "Народного Дома" ставили на сцене заводского театра. В репертуаре кружка преобладали пьесы Н.Я. Соловьева "На пороге к дому" А.Н. Островского "Свои люди – сочтемся!", "Не было ни гроша, да вдруг алтын".

    Последней постановкой Алексеева была пьеса Л. Толстого "Власть тьмы", где Бурнашевский играл Никиту. В этом спектакле участвовали также Т.А. Вольская, М.И. Першин, Топоркова и сам Алексеев.

    Как режиссер С.Е. Алексеев был очень требовательным и строгим. По воспоминаниям, П.Н. Бурнашевского, во время репетиции он "поту и нервов выбивал" из актеров "выше всякой мерки".

    После отъезда Алексеева кружком стала руководить актриса Топоркова. П.Н. Бурнашевский и Топоркова играли в водевиле Н. Куликова "Ворона в павлиньих перьях".

    В различных районах Тагила были организованы драматические кружки под руководством членов общества "Народный Дом". На Гальянке в Народной школе кружок был организован А.И. Бородиным, на Ключах – М.Л. Спасибко, на Вые и в 1-й части6 В.А. Цыкиным.

    12 ноября 1915 г. в частном небольшом доме в конце Ключевской улицы (в районе "Ключи") у учительницы Вассы Игнатьевны Петровой был поставлен спектакль драматического районного кружка, спектаклем руководил М.Л. Спасибко. "С разрешения начальства" была поставлена комедия – шутка "Тещу выкуривают" Мясницкого. После спектакля – разнохарактерный дивертисмент.

    Казарма Медного рудника была приспособлена под Ключевское отделение "Народного Дома". Здесь был устроен спектакль по пьесе Соловьева "На пороге к делу". На Вые спектакли драматического кружка шли в доме Миляевых и в Зареченском районе (за Выйским заводом) в помещении общества потребителей, но чаще всего – в здании учебно-показательных мастерских по улице Тагильский криуль (ныне – улица Черных) и в саду при них (ныне – парк имени Горького).

    На Гальянке спектакли устраивали в помещении школы. В первой части заводского поселка – в железнодорожной и Введенской школах. Доступ в заводской театр был открыт для устройства спектаклей драматического кружка "Народного Дома" уже после февральской революции, когда здание заводского театра вместе с театральной библиотекой перешло в ведение общества "Народный Дом". По сохранившимся афишам и программам частично восстановлен репертуар драматического кружка "Народного Дома" за 1917-1918 гг.: 21 июня 1917 г. – "На пороге к делу" Соловьева; 9 июля 1917 г. – "Новообращенный" С.М.Степняка – Кравчинского (пьеса была запрещена до революции); 26 июля 1917 г. – "Жертва революции" В. Леонидова; 9 августа 1917 г. – "Вторая молодость" П.М. Невежина 14 августа 1917 г. – "Пчелы и Трутни" А.Т. Трофимова, 12 сентября 1917 г. – "Степной богатырь" И. Салова. В 1918 г. – "Непогребенные" Евдокимова, "На дне" М. Горького, "Безбожные", "Я - царь, я - раб", "Власть тьмы" Л. Толстого.

    По афишам можно восстановить также фамилии самодеятельных актеров. Например, в спектакле "Непогребенные" 12 сентебря 1917 г. участвовали А.П. Рябинина, П.П. Семенова, А.Ф. Бастрыкова, А.Н. Блохина, А.Н. Попова, М.И. Першин, С.И. Выгодин, П.И. Семенов, А.И. Макаров, Г.И. Карелин, П.Н. Бурнашевский, А.Ф. Матнер (О.Ф. Матыэр (?-Т.С.)), А.А. Грызлов.

    Деятельность общества "Народного Дома" и его кружка продолжалась до сентября 1918 г. (по воспоминаниям Т.Г.Кина) и была приостановлена в связи с начавшейся на Урале гражданской войной.

    После февральской революции П.Н. Бурнашевский был приглашен в Клуб металлистов7 , где режиссером был москвич Николаев Сергей Николаевич. В составе драматического кружка 20-х гг. были Надежда Зубенина, Дементий Сиротин, братья Першины Михаил и Феопент Ипатовичи (оба служащие), Павел Шамин и его жена, Уткин Петр Петрович со своей женой. Под руководством Николаева драматическим кружком были поставлены спектакли "Ванька - ключник" Антропова Л.Н. (по повести Аверкиева), "Степан Разин", "Овод" (по роману Э.Л. Войнич), "Разлом".

    Бурнашевский был на первых ролях в этом драматическом кружке. По его воспоминаниям, Николаев был "черезвычайно хорошим режиссером".

    После революции Купеческий клуб был закрыт, было объявлено о продаже всего театрального имущества. Представители родительского комитета "Красной" школы на Вые обратились к П.Н. Бурнашевскому и А.П. Малярову с предложением организовать в здании школы клуб с перечислением школе 50 процентов средств вырученных от каждого спектакля средств, а 50 процентов должно было пойти на оборудование сцены и зрительного зала

    Представители родительского комитета оформили покупку декораций из бывшего Купеческого клуба (в кредит сроком на три месяца на сумму 3000 рублей). Началось переоборудование помещения школы под клуб. В строительстве участвовали Петр Никонов, Сергей Васильевич Наболин, Бурнашевский и Маляров. Руководил ремонтом Павел Емельянов, художником был Дмитрий Логинович Бородин. Ремонт продолжался несколько месяцев. К Николину дню (19 декабря) была поставлена пьеса "Крестьяне". Зал был заполнен "до отказа". Среди участников драматического кружка клуба "Красной" школы были: Бурнашевский П.Н., Маляров А.П., Никонов П.В., Наболин С.В., Жбанов П.А., Жбанов М.А., Зубенина Н., Сиротина, Афанасьева М., Миляева Н.А., Карпова М.П., Кокарева М.С. и другие.

    В денежном отношении дела поправились, школе помогли, по векселям за декорации заплатили раньше срока. Сделали и новые декорации, т.к. почти каждое воскресенье ставили спектакли. В репертуаре драматического кружка были "Жертва эгоизма", драма из фабрично – заводской жизни Е. Карпова "Рабочая слободка", "Соколы и вороны", "Жертва ревности" В. Леонидова, "Гибель авиатора". Вскоре режиссер С.Н. Николаев из Клуба металлистов перешел в клуб "Красной" школы, и здесь образовался очень сильный театральный коллектив. С приходом Николаева были поставлены пьесы "Овод" (по роману Э.Л. Войнич), "Свадьба Кречинского" А.В. Сухово – Кобылина. По воспоминаниям П.Н. Бурнашевского, наблюдалось своего рода соперничество между драматическими кружками "Народного Дома", выступавшего на сцене заводского театра, и клуба "Красной" школы.

    После Октябрьской революции в связи с отделением церкви от государства и частичной реквизиции церковного имущества в "Красную" школу были переданы ценности на большую сумму. Среди них находился и рояль, который ранее стоял в доме купца Перезолова.

    Работая в клубе "Красной" школы, П.Н. Бурнашевский помог наладить работу драматического кружка в Заречном клубе, где заведующим был И. Бунов. Через некоторое время этот драматический кружок со всем своим имуществом, оборудованием и роялем перебрался в клуб имени Кропоткина, разместившийся в бывшей конторе заводских железных дорог. Здесь этим драматическим кружком были поставлены пьесы "Вторая молодость" П.М. Невежина, "Каторжник" и другие.

    Широкое распространение театрального движения в начале XX века в рабочей среде было обусловлено огромной тягой рабочих к знаниям, культуре, искусству. Рабочая театральная самодеятельность не только сыграла важную роль в приобщении рабочих к искусству, но и способствовала повышению их общего культурного уровня, росту политической сознательности (в рабочей самодеятельности участвовало много рабочих – революционеров) и удовлетворению духовных запросов рабочих, возникших в этот период.

    Рабочие актеры выступали не только в Нижнем Тагиле, но и в округе - в селах, заводских поселках, сами способствовали распространению просвещения культуры и искусства.

    Среди тагильских театральных коллективов, организованных в начале XX века наиболее значимой была роль Выйского народного театра, как зачинателя театрального движения в среде рабочих Нижнего Тагила. В Выйском народном театре участвовали и рабочие, и служащие, и учителя, и студенты Горнозаводского училища, что наглядно свидетельствует о сближении всего культурно – бытового уклада тагильских рабочих с другими сословиями. Первым исследователем и активным участником описываемых событий был известный тагильский краевед А.Ф. Кожевников. Им было выявлено 66 самодеятельных актеров Выйского народного театра. Нам удалось выявить еще 78 участников театральной рабочей самодеятельности. Теперь известны фамилии (и в большинстве случаев имена и отчества) 144 тагильских самодеятельных актеров. Наш долг – сохранить и передать последующим поколениям их имена, факты и события истории рабочей театральной самодеятельности Нижнего Тагила XX века – одной из самых ярких страниц истории культуры нашего города.

     

    Список источников и литературы:

    1. Кожевников А.Ф. Воспоминания о Выйском народном театре в Н.Тагиле. 1962 г. – Архив Нижнетагильского музея – заповедника "Горнозоводской Урал (далее - НТМЗ). Ф. 7. Оп 3. Д.7.

    2. Бурнашевский П.Н. Воспоминания любителя сценического искусства о постановке любительских спектаклей в Н.Тагиле 12 октября 1958 г. – НТМЗ. Ф. 7. Оп 3. Д.13.

    3. Переписка об А.Ф.Бургере, руководителе заводского театра В Н.Тагиле в 1902-1908 – НТМЗ. Ф.7. Оп. 3. Д. 13.

    4. Кин Т.Г. Воспоминания тагильчанина участника оркестра "Народного Дома", о истории Нижнетагильского "Народного Дома". Май 1962 (рукопись) – НТМЗ. Ф.7. Оп.3. Д. 6.

    5. Афиши народного театра за 1910, 1914, 1915 гг. – Коллекция письменных источников НТМЗ

    6. Фотографии по истории рабочей самодеятельности – Коллекция фотографий НТМЗ

    7. Кожевников А. Выйский народный// Тагильский рабочий. - 1962. - 23 нояб.

    8. Лебедева Г.М. К истории народного театра в Нижнем Тагиле // Ежегодник государственного исторического музея 1963-1964 гг.- М., 1966.-С. 158-167.

    9. Кукшанов В.Ю. Бытование народной драмы на горнозаводском Урале конца 19-начала 20в. // Устная поэзия рабочих России.- М., 1965

    10. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала.- М.,1971

    ---------------------------

    1 Название "рабочая самодеятельность" достаточно условно, т.к. хотя в большинстве драматических дореволюционных кружков в Тагиле значительно преобладали рабочие (исключая заводской театр), но участвовали и другие слои населения. Тем не менее, по нашему мнению, этот термин достаточно удобен и правомерен для различения любительских театральных кружков интеллигенции и самодеятельных кружков с преобладанием рабочих среди участников.

    2 В исторической литературе существуют две интерпретации термина "народный театр" - одни авторы отожествляют понятие "любительский театр" и "народный театр" (В.Р.Лейкина – Свирская, В.Л.Загайнова), по мнению других "любительскими" принято считать кружки и театры, участниками которых были представители интеллигенции, а в самодеятельном "народном театре" и исполнители, и зрители являлись представителями трудящихся классов (Г.А.Хайченко и др.)

    3 В тексте статьи "А.Ф.Бургер, П.Н.Бурнашевский и другие участники рабочей театральной самодеятельности Нижнего Тагила в нач. 20 в.", опубликованной в сборнике "Деятели культуры Нижнего Тагила XIX начало XX вв.", 2000 г., была выявлена ошибка – старорусская плоская балалайка с жильными струнами имела четыре лада, а не четыре ряда (струн).

    4 После революции П.Н.Бурнашевский продолжал участвовать в театральной самодеятельности – в клубе при так называемой "Красной" школе, в Заречном клубе, а в клубе им. Кропоткина руководил драматическим кружком.

    5 Вероятно, смерть Ф.Челышева и В.Теленкова произошла уже после 1910 г., т.к. оба эти лица фигурируют на фотографиях и афишах Выйского театра

    6 В дореволюционные период Нижний Тагил территориально делился на 5 частей – районов, память об их названиях сохранилась среди населения города до настоящего времени – административно-торговый центр, Выя, Гальянка, Заречье.

    7 Клуб металлистов находился в доме торговца Ляпцева по улице Шаминой (ныне К.Маркса), сейчас там Дом культуры школьников

Т.В. Смирнова.

Главная страница