Легендарный ИЛ-2. Военный путь вместе с самолетом

    2005 год. Пролетело 60 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Мы победили фашизм. В победе над фашистской Германией самое главное- патриотизм нашего народа, храбрость на фронтах, самоотверженный труд в тылу и, конечно, военная техника и оружие. Главное и грозное оружие в те далекие годы – самолет ИЛ-2, танк Т-34, реактивная система "Катюша".

    В этой статье речь пойдет о легендарном самолете-штурмовике ИЛ-2 или, как его называли - летающий танк (или летающий броненосец), моем боевом пути вместе с этим самолетом.

    Война застала меня в Иркутске, я был курсантом военно-авиационного технического училища (ИВАТУ), где начальником служил полковник И. Иващенко. В конце лета состоялся досрочный выпуск, и уже осенью 1941 года я работал авиамехаником в ряде авиационных полков Забайкальского фронта на разных типах самолетов (И-15, И-16, И-5, истребители, УТ-2, По-2 и др.)

    В 1942-1943 годах наше воздушное пространство довольно часто нарушали японские самолеты. Поэтому вылеты самолетов-истребителей И-16 этому мешали. Летчики всегда находились в полной боевой готовности.

    С середины войны 846-й штурмовой авиационный полк (командир полка майор С. Рычков), входящий во 2-ую авиационную дивизию, стал переходить на штурмовики ИЛ-2 (конструктор С. Ильюшин). Об этом следует рассказать особо.

    На заре авиации (1920-1930 гг.) и до Великой Отечественной войны военные самолеты делились по своему назначению на две группы: истребители и бомбардировщики. С разработкой новых тактических приемов боевых действий, появлением наземной бронированной техники возникла необходимость применения штурмовой авиации. Она должна была действовать по наземным объектам и была бы мало уязвима от зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. Этому самолету требовалась прочная броня и мощное вооружение. Такой самолет был создан еще до войны в конструкторском бюро С. В. Ильюшина. Он имел: 2-а крупнокалиберных пулемета, 2-е пушки, 8 реактивных установок, 2-е бомбы (800 кг.) и еще один крупнокалиберный пулемет, который находился в задней части кабины у воздушного стрелка. Появление ИЛ-ов на фронте сеяло панический ужас среди немцев. Стоит только представить себе летящее на низкой высоте бронированное "чудовище", которое изрыгает из себя с оглушительным шумом и ревом пули, снаряды, ракеты, да еще и бомбы. Вот как работал легендарный самолет ИЛ-2, чудо военной техники!

    Наш 846-й штурмовой авиаполк находился в резерве Главного командования и готовил летчиков, которые после прохождения определенной практики потом принимали участие на самых "горячих" участках разных фронтов. Я тоже воевал. Участвовал в 51-й стратегической операции. Сражался против милитаристской Японии - Квантунской армии, прошел боевой путь от Монголии до Ляодунского полуострова (Порт-Артур) в составе Забайкальского фронта (командующий- маршал Р. Я. Малиновский), так называемые Холун - Аршанский и Манчжуро-Чжалайнурский укрепленные районы. Мы поддерживали с воздуха 6-ю Гвардейскую танковую армию, наземные части и конно-механизированную группу генерала И.А. Плиева. Действовали через хребет Большой Хинган и пустыню Гоби.

    Вспоминается один из многих военных эпизодов: эскадрилья, где я вместе с механиками готовил самолеты к боевому вылету, получила задание уничтожить большую механизированную колонну противника. Я получил приказ лететь с командиром звена в задней кабине вместо стрелка (был такой порядок, чтобы в одном экипаже был механик для консультации, если вдруг у кого-то возникнут неполадки во время полета). Ну, а стрелять из пулемета механики умели не хуже воздушного стрелка.

    Следует отметить, что было приказано "отсекать" живую силу от колонны и уничтожать, в основном, технику. Задание было выполнено. Мы получили награды - орден Красной Звезды и медаль "За боевые заслуги".

    Был очевидцем захвата нашими десантниками аэродрома Мукден (город Шеньян). На объект высадились 225 десантников под командованием полковника А.Д. Притулы. Они принудили командира японцев Ушроку со своим штабом и находившегося там императора Манчжурии Пу-И (он, был ставленником японцев) сдаться и объявить по радио о полной капитуляции всего гарнизона города, который имел огромное значение для Квантунской армии, так как там находился главный арсенал оружия и военного снаряжения. Электронная версия historyntagil.ru. Наш полк прилетел через час после этого, так что все это мы видели воочию.

    После войны самолеты передали 8-й Народно-революционной армии Китая (командующий Чжу - де). А мы получили новые самолеты ИЛ-6. Я занимался освоением и подготовкой их к полетам. В свободное время играл в футбол в составе дивизионной команды. Демобилизовался в конце 1946 года.

    Наступила мирная жизнь…

Февраль- март 2005 года

Т.В. Дьячков

Главная страница