"Золотой век фарфора" от Европы до России

    Фарфор XVIII – XIX веков является наиболее ярким воплощениям изящества, тонкого вкуса, гармонии утилитарного и художественного. Неслучайно это время называют "золотым веком фарфора".

Из коллекции музея

Из коллекции музея

Из коллекции музея

    Выставка "Золотой век фарфора" в музее "Демидовская дача" представляет около пятидесяти наиболее ярких образцов западноевропейского и русского фарфора конца XVIII – XIX вв. из фондов Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Экспонаты выставки позволяют проследить тенденции развития западноевропейского и русского фарфора с середины ХVIII века: быстроту освоения фарфоровой технологии в ХVIII веке, широкое распространение и демократизацию его в ХIХ веке, сказавшиеся на разнообразии техник, форм и функций фарфоровых изделий.

    На выставке демонстрируются фарфоровая продукция европейских фабрик – Франции (Севр), Саксонии (Мейсен), а также российских – Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера, Кузнецова, А. Попова, А. Я. Орлова, Тереховых и Киселева, Н. Маркова, П. Фомина.

    Основная часть этих предметов поступила в 1925-1930 годы из центральных музеев страны как компенсация за знаменитую "Тагильскую мадонну", приписываемую кисти Рафаэля, найденную в нашем городе в 1924 году.

    В коллекции музея-заповедника есть образцы фарфора, принадлежавшие семье заводовладельцев Демидовых. Знатоки и любители искусств, Демидовы приобретали изделия Севрской и Мейсенской фабрик для украшения своих господских домов. Более того, они пытались наладить фарфоровое производство и на Урале, что было вызвано желанием заводчика Н. Н. Демидова иметь свои изделия, способные достойно соперничать с именитыми фарфоровыми заводами России – Императорским и Гарднера. Недаром Николай Никитич в 1806 году открыл в Нижнем Тагиле живописное училище для росписи различных изделий из металла, а впоследствии – и из фарфора.

    Любопытно сравнить севрские тарелки XVIII – XIX вв., украшенные цветочной росписью по центру, а также цветочными композициями в "резервах" (выделенных орнаментом зонах) по полям тарелки, с тагильскими расписными подносами XIX века. Можно найти много общего. Ведь не секрет, что Демидовы присылали тагильским живописцам образцы росписи из Европы. К тому же внимательный зритель заметит очевидное сходство той же севрской тарелки с "резервами" и зелеными полями аналогичной тарелки производства Императорского фарфорового завода эпохи императора Александра I, выполненной уже в розовых тонах. Это говорит о том, что петербургские мастера росписи фарфора тоже учились на примерах западноевропейских образцов.

    На выставке представлен целый ряд предметов фарфоровой фабрики Мейсена – самой ранней в Европе, возникшей в начале XVIII века, когда фарфор ценился дороже золота. Тарелки расписаны птичками, бабочками, галантными сценами. И вновь схожую тематику мы находим на тагильских лаковых изделиях.

    Некоторые экспонаты, представленные на выставке, были подарены музею-заповеднику. Так, например, парные вазы для десерта на бронзовых основаниях второй половины XIX века работы Императорского фарфорового завода были куплены на аукционе в Ленинграде бывшим директором Учительской библиотеки Александром Ивановичем Питерским (впоследствии Почетным гражданином Нижнего Тагила) и принесены в дар Нижнетагильскому музею-заповеднику к 150-летнему юбилею.

Особое место на выставке занимает фарфоровая скульптура малых форм: "Амуры у мольберта"

Особое место на выставке занимает фарфоровая скульптура малых форм: "Амуры у мольберта"

    Императорский фарфоровый завод, первый фарфоровый завод России, был основан в 1844 году Д.И. Виноградовым. Его продукция не была доступной для даже очень богатых граждан страны. Дело в том, что на нем производилась только посуда для русского Императорского двора. Кроме дворцовых ваз для десерта, на выставке "Золотой век фарфора" можно увидеть тарелку из гербового сервиза, тарелки с росписью в античном стиле, а также одну из тарелок из сервиза с видами Петербурга.

    Завод Гарднера (впоследствии товарищество заводов Кузнецова) приблизил фарфор к широкому российскому потребителю. Это изящные, украшенные ручной росписью и позолотой вазы, тарелки – декоративные и десертные, чайники, кофейники, кувшины, чайные пары, бокалы.

    Особое место на выставке занимает фарфоровая скульптура малых форм: "Амуры у мольберта", "Амуры, строящие капитель", "Суд станового", "Мальчик с корзинами". Мужчины обратят внимание на изящный письменный прибор XVIII века производства Севрской фабрики, дамы заметят мейсенские миниатюрные флаконы для духов XIX века – принадлежности мужского кабинета и женского будуара.

    Все представленные предметы – в хорошей сохранности, сохранили яркость красок, блеск позолоты и глазури, а также ауру утонченности и парадности.

    Посмотрев выставку, посетителю наверняка захочется узнать, изделия какой из фарфоровых фабрик хранятся у него дома. Взгляд на историю фарфора поможет оценить те фарфоровые реликвии, что перешли к нам по наследству, а, возможно, и возродить традицию накрывать праздничный стол красивым семейным фарфором.

Людмила КОВАЛЬЧУК, заведующая музеем "Демидовская дача".

    Фото Тимофея ДУБИНИНА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №36(219) от 15.10.2015.

 

Главная страница