Ab ovo: Музеум естественной истории и древностей

    Нижнетагильский музей-заповедник, один из старейших в русской провинции, имеет давнюю историю. Начало складывания его коллекций уходит корнями еще в 1-ю четверть XVIII века, в эпоху создания горно-металлургической и военно-промышленной системы Урала.

    Уже тогда Никитой и Акинфием Демидовыми было начато собрание раритетов, создававшихся по их повелению. Они отражали этапы освоения рудных месторождений, создания новых заводов и складывания горнорудной империи заводчиков. Обычно указывают на кунсткамерный характер той демидовской коллекции. Однако это не совсем так. Состав коллекции свидетельствует, что с самого начала ей был задан специфический горнозаводской характер. К тому же она несла ярко выраженный личностный отпечаток ее создателей и была заявлена как своеобразная демонстрация их достижений. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней уникумы, и сейчас определяющие столь своеобразное, неповторимое лицо Нижнетагильского музея.

Портрет Павла Николаевича Демидова работы П. П. Веденецкого. Холст, масло. 1841 г.

Портрет Павла Николаевича Демидова работы П. П. Веденецкого. Холст, масло. 1841 г.

    Среди них: овальный стол весом в 420 килограммов, отлитый в 1715 году "из первой российской меди, отысканной... по грамотам великого государя и императора Петра Великого... горным комиссаром Никитою Демидовым", о чем повествует горделивая надпись, выгравированная на его столешнице; рудная пирамида, "содействованная ноября 14 дня 1728 года" уральскими мастерами по образцу вывезенной "господином дворянином Акинфием Демидовым" из Саксонии и отразившая состав тридцати восьми месторождений в его уральских и алтайских владениях; чугунная плита-летопись 1725 года с текстом петровского указа о строительстве Нижнетагильского завода.

    В 1836 году Павел Николаевич Демидов, почетный член Императорской Академии наук, Российской Академии, Московского и Харьковского университетов, а также Вольного экономического общества, учредивший в 1831 году первую российскую академическую премию "к преуспеянию наук, словесности и промышленности в своем Отечестве", направил Совету управляющих Нижнетагильского округа инструкцию о создании "Музеума искусств".

    Это распоряжение заводовладельца несколько опередило подготовку общероссийского плана Губернских выставок 1837 года и, в частности, Губернской выставки в Перми, куда управлению заводов надлежало отправить часть "естественных произведений, равно изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и всякого другого рода местной промышленности".

    Однако пермской выставке предстояло стать отнюдь не единственным важным событием 1837 года. Ожидалось, что во время своего путешествия по России наследник престола цесаревич Александр в сопровождении большой свиты "соизволит удостоить посещением своим завод Нижнетагильский". А посему следовало и на месте "озаботиться, чтобы вполне собраны были и расположены в систематическом наилучшем порядке планы, чертежи и модели заводскому механизму, планы рудничные, и буде есть, минералогический кабинет и библиотека... на случай, если высокий путешественник соизволит обратить на них свое любопытство".

    Подготовка этой заводской выставки, именуемой в документах также "Выставкой местных изделий" или "Выставкой изделий и моделей местных мастеров", была возложена заводоуправлением на приказчика Федора Андреевича Шептаева и преподавателя Демидовского технического училища Аммоса Алексеевича Черепанова, родственника знаменитых конструкторов паровых машин.

Стол из первой промышленной меди, выплавленной в России. 1715 г.

Стол из первой промышленной меди, выплавленной в России. 1715 г.

Рудная горка с образцами медных и железных руд из месторождений, принадлежащих А.Н. Демидову. Медь. 1728 г.

Рудная горка с образцами медных и железных руд из месторождений, принадлежащих А.Н. Демидову. Медь. 1728 г.

    К приезду наследника 28 мая 1837 года выставка была развернута в корпусе воздуходувной печи Выйского завода. Представленные на ней "модели заводских устройств", в частности, черепановских "золотопромышленных и раскатных", приводившихся в действие от моделей паровых машин, давали впечатляющее представление об уровне технических достижений на демидовских предприятиях. А впервые развернутая серия из двадцати четырех полотен, выполненных в 1835-1836 годах по заказу П. Н. Демидова В. Е. Раевым, П. А. и П. П. Веденецкими и живописующая виды заводов, рудников и поселков, создавала впечатляющую панораму одного их крупнейших горнозаводских хозяйств России. Нельзя с уверенностью сказать, экспонировались ли "местные изделия" постоянно, или выставка возобновлялась время от времени, по случаю посещения Нижнетагильска "высокими путешественниками". Так случилось, например, в 1845 году, накануне приезда в Нижнетагильск герцога М. Лейхтенбергского, когда распоряжение о восстановлении выставки поступило от Главного начальника горных заводов Уральского хребта, генерал-лейтенанта Глинки.

    Но через три года после открытия выставки на Выйском заводе, в апреле 1840 года, заводовладелец поставил перед Советом управляющих задачу создания стационарного музея, должного отразить в своем собрании природные богатства Тагильского края.

    Лица, стоявшие у колыбели тагильского Музеума естественной истории и древностей, – директор заводов П.Д. Данилов, управляющие по техническим и экономическим вопросам Ф.И. Швецов и Д.В. Белов, французский инженер-топограф Бержье, трудившийся в демидовском округе по контракту – обладали достаточными знаниями и опытом, чтобы возглавить начинание. Часто выезжавшие по делам заводов в Петербург и за границу, они, без сомнения, были знакомы с демидовской коллекцией. А, кроме того, не раз с интересом осматривали залы Кунсткамеры, открывшегося в 1825 году петербургского Горного музея и парижской Консерватории искусств и ремесел, где в исторической последовательности экспонировались наиболее замечательные машины и механизмы.

    Первый вопрос, вставший перед основателями музея, – это создание коллекции уральских руд и минералов, прежде всего, тех, что добывались в Тагильском округе. По замыслу П.Н. Демидова, необходимо было параллельно сформировать две минералогические коллекции: для тагильского и парижского собраний. Рекомендации, данные им Совету директоров, были подробны и точны. Решено было уже весной и летом направить на полевые сборы экспедицию "из нескольких молодых людей".

    Тогда же в должности первого хранителя музея был утвержден молодой служащий Николай Осипович Попов, прежде служивший личным секретарем при директоре заводов. В течение нескольких лет изучавший в Англии "химию, минералогию, металлургию и... железоделательное искусство", свободно владевший английским языком, Попов принадлежал к плеяде талантливых и обладавших широким кругозором крепостных интеллигентов.

    В 1841 году "Музеум естественной истории и древностей", разместившийся в "лабораторном" флигеле Главного окружного заводоуправления, уже значился среди других производств и заведений заводского штата. С самого начала он был сформирован как своего рода научно-культурный центр, поскольку в его структуру, помимо естественнонаучных коллекций, входили: "заводская библиотека", "обсерватория метеорологических и магнитных наблюдений", "собрание планов, или топографический кабинет" и "исторический архив".

    Отмеченные в "Описи" 1844 года "коллекция геогностических пород, находящихся в дачах Нижнетагильских заводов", насчитывавшая 48 штуфов; "гербарий, или коллекция растений, принадлежащих к разным классам" из 231 единицы хранения и "коллекция животных...и птиц" из 144 чучел были выстроены по систематическому принципу.

    В музеум была передана и часть археологических находок, обнаруженных в результате раскопок 1837 года на древнем поселении у реки Полуденки. Эти раскопки, произведенные преподавателем Демидовского технического училища, корреспондентом Общества истории и древностей российских Иродионом Матвеевичем Рябовым, оцениваются современной археологической наукой как первые в России "настоящие" раскопки неолитического поселения.

    С первых же лет существования музея в нем стала складываться и коллекция реликвий семейства Демидовых. Вскоре после смерти П. Н. Демидова, последовавшей в1841 году, Петербургская контора направила в музеум придворный егермейстерский мундир, треуголку и шпагу его основателя.

    Музеум имел характер закрытого элитарного учреждения, недоступного широкой публике. С момента создания его задачи не ограничивались лишь собирательской и хранительской функциями. Одной из основных становилась исследовательская функция. Известны достаточно обширные научные контакты музеума. Например, с Российским Минералогическим обществом, почетным президентом которого долгие годы являлся Анатолий Николаевич Демидов, а одним из членов – стоявший у истоков создания музея выдающийся уральский инженер Фотий Ильич Швецов. С Флорентийским музеем, обратившимся к А. Н. Демидову с запросом о предоставлении коллекции уральских горных пород. Пулковской обсерваторией, куда регулярно передавались результаты исследований нижнетагильской обсерватории метеорологических и магнитных наблюдений. Параллельно они направлялись и в Париж, где ежегодно публиковались А. Н. Демидовым в издательстве J. Claye. А для одного из заседаний Французской Академии им был подготовлен доклад о деятельности обсерватории.

    Именно Музеум естественной истории и древностей стал той основой, на которой впоследствии вырос музей-заповедник.

С. Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №1(231) от 14.01.2016.

 

Главная страница