"Достопримечательность завода"

Д. Прадье. Распятие Христа. Мрамор. 1844 год.

Д. Прадье. Распятие Христа. Мрамор. 1844 год.

    В конце XIX века, с оживлением в русском обществе просветительского движения и интереса к местной краевой истории, повсеместно стали возникать общедоступные библиотеки, музеи и региональные научные общества, среди которых одним из крупнейших являлось Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ).

    В начале девяностых годов веяния эпохи достигли и демидовских владений. 6 июля 1891 года на основе объединения коллекций Музеума естественной истории и древностей и Выставки местных изделий был открыт общедоступный Горнозаводской музей Нижнетагильских и Луньевских заводов наследников П.П. Демидова.

    На ставший отныне открытым для широкой публики музей возлагались новые задачи: не только сохранения и изучения, но и демонстрации своих сокровищ для просвещения и воспитания народа. Поэтому на "смотрителя музея", должность которого занял заводской служащий Григорий Иванович Грибсков, возлагалась обязанность давать пояснения посетителям.

    В соответствии с новым названием была изменена ориентация музея и его структура. Теперь приоритет отдавался не столько естественнонаучным коллекциям, сколько материалам горнозаводского производства. Отныне их пополнение должно было носить целенаправленный и систематический характер. Все заводские конторы получили предписание Главного окружного управления "немедленно по получении поставлять в музей замечательные образцы окончательных и черновых произведений металлургических продуктов, вновь открытых руд, огнеупорных материалов".

    Автор известного путеводителя "Урал Северный, Средний, Южный", вышедшего в 1917 году, П.Ф. Доброхотов оценивал тагильский музей, как "один из самых благоустроенных на Урале", который "наглядно знакомил с рудными и ископаемыми богатствами Тагильского заводского округа, с выделываемыми продуктами, с постановкой горного и промыслового дела". Сохранившиеся документы подтверждают это мнение. Так, "Опись" музея, составленная 9 мая 1906 года комиссией заводоуправления "в составе [инженеров] М.Ф. Деларю, В.А. Корвацкого и В.Р. Митермана", насчитывает 598 экспонатов, расположенных по четырем отделам: "Железо", "Медь", "Разныя вещи" и "Коллекции". А "Каталог музея" за этот же год фиксирует "простые" и "сложные полированные узлы" разного диаметра, выполненные из мартеновской стали, и "пробы на изгиб" металлических образцов, концы которых загнуты: "правый...в холодном, а левый в горячем состоянии". Рядом экспонировались самовары, "кованные из листа в холодном состоянии".

Рекламные изделия Нижнетагильских заводов.

Рекламные изделия Нижнетагильских заводов.

Экспозиция Горнозаводского музеума. Конец XIX века.

Экспозиция Горнозаводского музеума. Конец XIX века.

    Именно о таких рекламных изделиях, демонстрировавшихся на российских и международных промышленных выставках, а затем пополнявших коллекции Горнозаводского музея, посетивший его в 1899 году Д. И. Менделеев писал: "Из рельс навязаны узлы и наплетены чуть не кружева – без следов трещин, толстые в несколько дюймов листы железа согнуты не в два, а в четыре и более раза – как мягкая салфетка, и тоже нигде следа трещин". Крупнейшее в мире Меднорудянское месторождение малахита было представлено коллекцией образцов весом от 3 фунтов (1 кг 230 г) до 27 пудов 37 фунтов (457 кг 430 г).

    В отделе "разных вещей", по свидетельствам "Описи" и того же П.Ф. Доброхотова, "были собраны портреты Демидовых". В этом же отделе экспонировались "...вещи крепостной эпохи и домашнего быта..., изобретения тагильских мастеровых, в том числе первый в России паровоз, построенный мастером Черепановым... "

    Действительно, среди множества искусно выполненных макетов и моделей заводских устройств – как XVIII века (заводской плотины или невьянской домны), так и новейших (эллиптической домны К. Фрелиха) – имелась и небольшая действующую модель паровоза, предназначавшаяся в свое время Е.А. и М.Е. Черепановыми для третьей Петербургской промышленной выставки 1839 года. По-видимому, вскоре после того, как в 1903 году петербургский инженер Р.Р. Тонков снял с нее чертеж, модель была отправлена в Петербург, где в настоящее время хранится в музее Института инженеров железнодорожного транспорта.

    Своеобразным филиалом Горнозаводского музея в этот период становится нижний храм церкви Святых Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольской), фамильной усыпальницы Демидовых, где "в особых витринах" демонстрировались их семейные реликвии.

    П.Ф. Доброхотов, оставивший немало ценных сведений о Горнозаводском музее и назвавший его "достопримечательностью завода", вынужден был писать о нем в прошедшем времени, поскольку в кризисном 1908 году дотации на содержание музея прекратились, и "главноуправляющий г. Спижарный закрыл его", распорядившись "перенести часть коллекций в здание главной заводской конторы", а другую разместить "по разным местам".

    Так насильственно была прервана более чем полувековая культурная традиция, и автору путеводителя оставалось лишь пожелать, "чтобы Тагильский музей вновь возродился и был доступен для публики".

    Его пожелания сбылось: в 1924 году музей возродился уже в качестве краеведческого. Многие экспонаты: фамильные портреты горнозаводчиков Демидовых, удивительные рекламные изделия, макеты – нашли в нем свое достойное место.

Светлана Клат, главный специалист Нижнетагильского музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №3(233) от 28.01.2016.

 

Главная страница