Сделать востребованным

    В 1987 году Нижнетагильский краеведческий музей перешел на качественно новый этап развития – на его базе был создан Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. Но этому предшествовала многолетняя кропотливая работа музейного коллектива, в который в 1970-80-е годы влились молодые сотрудники – те, кому через 10-15 лет пришлось разрабатывать и воплощать в жизнь идею музея-заповедника. Среди них была Л.П. Малеева.

    Людмила Павловна Малеева, Заслуженный работник культуры РСФСР, родилась 9 марта 1940 года в Нижнем Тагиле. В 1968 году окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. В Нижнетагильский музей пришла в 1970 году, работала в должностях научного сотрудника, с 1979 года – заведующая отделом дореволюционного прошлого, а с 1988 по февраль 1996 года – заместителя директора по научной работе. Внесла большой вклад в организацию научной работы, в разработку научной концепции музея-заповедника горнозаводского дела среднего Урала и первого в России музея-завода. Активно изучала темы "Положение Нижнетагильского горнозаводского округа в период капитализма и империализма", автор экспозиций по этой теме, а также экспозиции музея истории I Уральской конференции РСДРП – филиала музея-заповедника. Внесла большой вклад в комплектование фондов. Член творческого коллектива по созданию экспозиции историко-технического музея "Дом Черепановых". Автор ряда статей в книгах "Нижнетагильский краеведческий", "Нижнетагильский музей-заповедник", "Музей горнозаводского дела". Ниже опубликованы воспоминания Л.П. Малеевой.

Л.П. Малеева

Л.П. Малеева

    Начало 1970-х годов стало временем смены поколений музейных сотрудников. В 1969-м И.Г. Семёнов заменил на посту директора А.А. Саматову. Как раз тогда был окончен ремонт фасада и внутренних помещений здания краеведческого музея и построена новая экспозиция, в которой суждено было начинать работу многим сотрудникам, взявшим на себя задачу преобразования краеведческого музея третьей категории в музей-заповедник.

    Как начиналась наша работа? Краеведческий музей находился там, где и сейчас – в лабораторном флигеле здания заводоуправления горнозаводским округом, в котором тогда располагался горисполком, или, как часто говорили, горсовет. На первом этаже размещалась экспозиция дореволюционного отдела, на втором – экспозиция по советской истории и отдел природы. Сейчас это трудно себе представить! А ведь кроме экспозиционных залов, здесь же располагались хранилища – художественной коллекции и минералов, библиотека, кабинет сотрудников! К этому времени цокольный этаж дома управителя во внутреннем дворе горсовета был уже передан музею. Туда были перемешены коллекции "Одежда, ткани" и "Археология".

    Постепенно в цокольный этаж здания управителя были перемещены коллекции "Фото", "Письменные источники", "Металл", "Фарфор" и другие. Туда же перебралась часть сотрудников.

    Филиал у краеведческого тогда был один – мемориально-литературный музей А.П. Бондина.

    Главная наша задача состояла в том, чтобы сделать музей востребованным в городе. Так как большую часть посетителей составляли учащиеся, надо было сделать так, чтобы о нем знали промышленные предприятия. Начали мы с повышения уровня экскурсий. Нельзя сказать, что до этого они были плохими. Вовсе нет. Но получалось, что у каждого сотрудника – свой рассказ. В этом заключалась особенность нашего музея: существовали основные факты, которые мы приводили, а дальше каждый работал по тем экспонатам, которые ему ближе, можно сказать, "симпатичнее". Поэтому предстояла большая методическая работа по "оттачиванию" как обзорных, так и тематических экскурсий, при этом стали больше обращать внимания на научную сторону, обращаясь к достоверным, документально подтверждённым фактам.

    Проводили большую работу по, как бы сейчас сказали, формированию позитивного имиджа музея, повышению его рейтинга. Это выражалось в проведении юбилеев – 50 и 60 лет работы в советский период (1974, 1984 гг.), научных конференций, публикации большого количества статей на краеведческие темы в городской газете "Тагильский рабочий".

    Мы добились того, что к нам стали ходить представители власти, руководители и работники предприятий, а также гости города. Например, Б.Н. Ельцин, будучи секретарём обкома, посещая Тагил, обязательно приводил к нам все делегации. Посетителей принимали не только в музее – стали готовить лекции, устные журналы и выезжать на предприятия, в школы, в воинские части, в совхозы. Широкая просветительская работа позволила нам привлечь людей в музей. В 1979 году встал вопрос о нашем вхождении в состав свердловского областного музейного объединения, и краеведческий музей стал историко-революционным. В этом были свои плюсы и минусы. Мы тесно сотрудничали с коллегами из области, участвовали в совещаниях, семинарах, конференциях, получали методическую помощь. Но нам было тесно в рамках историко-революционного музея, ведь Нижний Тагил не являлся центром революционного движения, а эта тематика нас ограничивала. Нужно было искать что-то своё. После ряда производственных и научно-методических совещаний научных сотрудников тема была определена: Нижнетагильский горнозаводской округ! Именно развитие округа по всем направлениям с XVIII века до наших дней стало ключевой идеей развития музея, определило перспективы как научно-исследовательской, так и работы по комплектованию.

    Новые музеи должны были раскрыть различные стороны жизни округа: производство, промыслы, быт, культура, природа и т.д. Для их создания нужны были помещения. Мы, разумеется, обратили внимание на здания, которые могли бы получить от города. Поэтому в конце 1970-х была поставлена задача – создать музейный комплекс на базе реставрации и музеефикации памятников архитектуры и истории. Очень многие в то время относились к этой идее скептически, поскольку здания не пустовали, в большинстве из них размещались либо жилье, либо учреждения. Но, мы продолжали работать.

    Одним из назревших вопросов было перемещение книжного фонда краеведческой библиотеки. Уникальное собрание хранилось в небольшом по площади помещении, не отвечающем требованиям правильного хранения. Кроме того, из-за дефицита площади была очень затруднена работа с читателями. В начале 1980-х годов стало очевидным, что библиотека должна размещаться в отдельном здании.

    Сначала мы претендовали на здание реального училища (Уральская, 4, где сейчас находится Дом художника), но возражать стал Политехнический институт, которому оно тогда принадлежало. Поэтому нам передали дом по Уральской, 6 – дом купца Всехвальнова. Ремонт здания проводился силами Высокогорского механического завода, так как он принадлежало ВМЗ до передачи музею.

    Музейные сотрудники также принимали в этом активное участие – проводилось очень много субботников. Это здание было первым опытом строительства.

    Чтобы воплотить в жизнь идею горнозаводского музея, начали составлять список зданий, которые мы могли бы получить для своего будущего комплекса при передаче их музею. Это Верхние и Нижние провиантские склады, дом Черепановых на Вые, бывший казённый Господский дом по Тагильской улице.

    Черепановский дом "пасла" Лидия Петровна Лепо. В нем тогда размещался детприемник. "Пасла" – это значит не только участие в переписке с властями о передаче здания музею. Это еще и активное комплектование предметов музейного значения. Мы с Лидией Петровной обошли всю Выю, собирая экспонаты. Держали тесную связь с работниками детприемника, просили нас предупредить, когда они будут выезжать. Когда нам позвонили и пригласили посмотреть здание и участок, мы уже могли доложить директору И.Г. Семёнову, что здание нам подходит. Написали справку по истории дома. Иван Григорьевич обратился в УВД Свердловской области, так как здание принадлежало им, в горисполком, в УВД города. Как говорится, возражений не последовало, и здание было передано нам. Встал вопрос о реставрации. Как часто вспоминает Иван Григорьевич, для нас это дело было совершенно новое, своих специалистов не у нас не имелось, поэтому обратились в Москву. По моей просьбе архитекторы Росреставрации делали историко-архитектурные справки. Необходимо было и нам активно работать в центральных архивах. Самым главным препятствием являлось отсутствие жилья в столицах, поселиться в гостинице в то время было практически невозможно. Как только не решался этот вопрос! Жили у родных, знакомых, в общежитиях учебных заведений – кому как повезет.

    В начале 1990-х годов приступили к реставрации здания. Но из-за социально-экономического кризиса этот процесс растянулся на многие годы, и историко-технический музей "Дом Черепановых" открылся только в 2004 году.

    Музей начал обзаводиться и загородными филиалами. Ещё в середине 1970-х гг. мы оказывали методическую помощь мемориальной комнате Д.Н. Мамина-Сибиряка в Висиме. Сумели добиться ремонта дома Маминых в этом посёлке. Т.К. Гуськова создала концепцию будущего музея, М.В. Дистергефт предложил проект художественного решения. Так у тагильского комплекса появился первый филиал за пределами города.

    Следующим объектом стал Нижнесалдинский музей, в котором наши сотрудники построили экспозицию. Поскольку Нижнесалдинский завод входил в Нижнетагильский горнозаводской округ, тематически появление этого филиала в составе нашего комплекса было вполне оправдано.

    Фактически тагильскими музейщиками спасён был и народный минералогический музей в поселке Мурзинка. Благодаря им и властям города московские специалисты провели реставрацию церкви Успения Богородицы, были создана экспозиции, рассказывающие о самоцветных богатствах края – Н.Д. Чудиновой, и о жизни горщиков – Э.Р. Меркушевой.

    Тамара Николаевна Петрухина выдвинула отличную идею создания этнографического музея, которая соответствовала общему направлению нашего развития. Использовать для расположения этнографического музея участок на одной из старейших улиц города – Тагильской, где располагался заводской дом для приезжих, так называемый Господский дом, предложила именно она. В то время дом был жилым и принадлежал НТМК. Когда решено было его расселять, Тамара Николаевна ходила туда, как на работу. Когда последних жильцов выселили, мы осмотрели здание. Впечатление осталось тяжёлое, особенно от подвала, полного воды. Но документы все были сделаны, и дом передали музею.

    Дом Худояровых, располагавшийся тогда на улице Горького, также принадлежал металлургическому комбинату. Долго велись споры, оставлять его на месте или переносить на улицу Тагильскую. Но сама идея этнографического комплекса требовала объединения нескольких объектов на одной площадке. Когда дом стали переносить на Тагильскую, оказалось, что большинство брёвен – трухлявые внутри. Экспертиза установила, что использовать их невозможно, и было принято решение – чётко зафиксировать все размеры. Тамара Николаевна сделала обмеры. Конечно, обратились в Тагильский леспромхоз, который специально для нас отбирал деревья. Петрухина сама ездила в лес – выбирала вместе со специалистами. Очищенные брёвна везли на Тагильскую. Архитектурное сопровождение вела Мария Афанасьевна Воврженчик.

    Примерно такая же история была и с домом И.Я. Добродеева, в котором проходила первая Уральская областная конференция РСДРП. Я занималась темой революционного движения в округе и на нашем заводе до 1917 года. Я курировала само здание – это тоже был то время коммунальный дом. Жители не возражали против идеи сделать в нем музей, если им предоставят квартиры. Поскольку тема связана с революцией, с деятельностью партии, горком поддержал обращение И.Г. Семёнова. Люди получили квартиры, а мы – добродеевский дом.

    Естественно, его тоже нужно было реставрировать. Хотели заменить часть брёвен, но упала почти вся стена. Как в случае с худояровским домом, внутри они были полностью трухлявыми. Поэтому решили сделать новый сруб. Замерами занимались мы с М.А. Воврженчик и Т.Н. Петрухиной. Провели фотофиксацию, заказали сруб в Висимском лесхозе. Там же его собрали, разобрали, привезли и установили на добродеевской усадьбе на Большегальянской улице, 144. Концепция музея включала в себя не только революционную составляющую, но и бытовую. Дом-пятистенок говорил о высоком уровне работника. Этнографического комплекса у нас ещё не было, он только планировался, а здесь можно было показать, как жил квалифицированный работник Меднорудянского рудника: надворные постройки и интерьер. Во второй комнате была представлена областная конференция и революционные события 1905-07 гг. Свердловчане высказывали замечания по поводу того, что нужно показать всеуральское революционное движение. Я спросила: "Зачем? Революционеры приехали в жилой дом, обсудить вопросы дальнейшей деятельности, и только. Можно залепить все стены ценными документами, но будет ли это восприниматься посетителями?" Увы, в середине 1990-х этот музей пострадал от пожара и перестал существовать.

    Ещё одной темой я занималась в музее – развитие черной металлургии в дореволюционный период. Конечно, в первую очередь это было связано с заводом имени В. В. Куйбышева. Первыми моими консультантами были С.И. Хлопотов и Г.А. Неклюдов. Начали целенаправленно собирать экспонаты с завода. Тем более, что было решено создать музей под открытым небом горнозаводской техники и продукции НТМК, что и было сделано в 1981-1985 годах.

    По поводу создания завода-музея инициатива, конечно, исходила от нас, музейщиков. Тема закрытия заводской площадки в центре города поднималась ещё после Великой Отечественной войны. Но когда к этому вопросу подошли вплотную, город озаботился вопросом, что с ней делать. Директор музея И.Г. Семёнов предложил музеефицировать эту территорию, то есть сохранить индустриальное наследие нашего края по примеру западноевропейских аналогов. Идею поддержали. При закрытии доменного цеха в 1987 году Фаина Шарунова, первая в мире женщина-горновая, вручила нам на митинге символический ключ от завода. Тогда началась работа по подготовке документов для создания завода-музея.

    Но мы действовали уже в статусе музея-заповедника. В 1987 году коллегия Министерства культуры РСФСР приняла решение о преобразовании Нижнетагильского музейного комплекса в Государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала.

    Этому предшествовала большая работа. Иван Григорьевич Семенов встречался с министром чёрной металлургии, когда тот посещал Нижний Тагил, ездил в Москву для встречи с министрами железнодорожного транспорта и культуры. Они потребовали документы, и я написала концепцию развития музея-заповедника. Мы передали её на рецензию Т.К. Гуськовой в пединститут. Позже она была принята Президиумом УрО АН СССР. Но нам нужно было её защитить и перед производственниками. Мы с Т.К. Гуськовой поехали в институт черной металлургии: она докладывала об исторической значимости, я – по практическому воплощению. Учёные нас поддержали, одобрили, утвердили. И.Г. Семёнов с этими подписями докторов наук поехал в Москву, в министерства.

    Так постепенно реализовывалась идея музея-заповедника. В 1989 году появился совместный приказ Минчермета СССР и Министерства культуры РСФСР о создании первого в стране отраслевого музея-завода. Созданием первых экспозиций завода занимались И.Г. Семёнов и С.И. Хлопотов.

    Конечно, без всеобъемлющей помощи Нижнетагильского металлургического комбината под руководством Ю.С. Комратова, без технических консультаций М.А. Третьякова, А.А. Киричкова, наверное, ничего бы не получилось. НТМК предоставил рабочих, взял на себя практически все затраты по построению экспозиций доменного, мартеновского, прокатного производств, подвижного состава и благоустройства заводского берега реки Тагил. Старый завод стал площадкой для показа индустриального наследия российским и зарубежным учёным на международной конференции 1993 года. Эта была первая конференция TICCIH (Международного комитета по сохранению индустриального наследия) в нашей стране.

    У нас появились новые филиалы: музеи городов Кушва и Качканар. За эти годы всем коллективом была проделана огромная работа. Описать, да и вспомнить все невозможно. Постепенно вступали в строй новые городские музеи: музей истории подносного промысла, музей быта и ремёсел горнозаводского населения, музей истории техники, музей природы и охраны окружающей среды. Мечты сбываются, хотя, может быть, не в той мере, как хотелось бы. А напоследок хочется привести любимую фразу нашего директора, плакатик с которой висел над столом в его кабинете: "Кто хочет работать, ищет способы, а кто не хочет – ищет причины".

Записала Г. ОСЕТРОВА, научный сотрудник музея-заповедника.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №27(304) от 10.08.2017.

 

Главная страница