Паровозных дел мастер

    Великая ценность музея состоит в том, что он является центром притяжения для людей необычных, пытливых, интересных. Особо это свойство проявляется в небольших и средних городах, где музей становится своеобразной площадкой для проявления и реализации творческих способностей людей. У Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" есть большое количество таких волонтеров-друзей, которые оказывают неоценимую помощь в научной, просветительной работе. И результаты такого сотрудничества удивительны. Примером тому может служить деятельность В.Г. Токарева.

Владимир Токарев (в центре) представляет свои работы

Владимир Токарев (в центре) представляет свои работы

    Имя Владимира Георгиевича стало широко известно тагильчанам в 1984 году, в дни празднования 150-летия первого русского паровоза Черепановых. На торжественном собрании, посвящённом юбилейной дате, директор Нижнетагильского краеведческого музея-заповедника И.Г. Семёнов получил в подарок модель первого черепановского паровоза.

    Подаренная модель заметно отличалась от привычного представления о первом русском паровозе. Оказывается, она была сделана по подлинному чертежу крепостного механика Аммоса Черепанова. Документ был случайно обнаружен сотрудниками музея Л.П. Малеевой и С.А. Клат в Государственном архиве Свердловской области в 1983 году, то есть за год до юбилейных торжеств. Тот паровоз, который до сих пор считался первым, оказался на самом деле вторым. Изготовить модель действительно первого паровоза Черепановых поручили талантливому моделист-технику, любителю истории Владимиру Георгиевичу Токареву. "Подарок, достойный музея", – так охарактеризовали модель паровоза музейные работники, настолько хорошо она была изготовлена. Изображение "токаревской модели" попало на страницы печатной продукции музея и с годами стало его своеобразной эмблемой.

    Своим хобби – созданием моделей старинной техники – Владимир Георгиевич занимается с 1974 года. В его рукотворной коллекции присутствуют как стационарные, так и действующие модели: старинные автомобили, военная техника, корабли и самолёты. Но главный интерес у мастера неизменно вызывает железнодорожная техника XIX-XX веков. Особое предпочтение отдаётся паровозам. Владимир Георгиевич просто влюблён в них. О них он может говорить часами. Для Токарева паровоз – больше, чем машина, мастер наделяет паровозы свойствами живого существа, каждого со своим характером, своей биографией.

    – Паровоз пыхтит, фыркает, шипит и дышит, словно уставший человек после утомительной работы, – объясняет Токарев, – а всё потому, что работает его двигатель на природных стихиях: огне и воде, рождающих при соединении силу пара!

    Владимир Георгиевич – настоящий исследователь истории железнодорожного транспорта. В его домашней библиотеке – множество, книг, журналов, альбомов с открытками и фотографиями паровозов и вагонов, видеокассет и дисков с записями фильмов по истории российских магистралей. Один из фильмов В.Г. Токарев снял сам! Причём здесь он выступил не только как режиссер и оператор, но и как конструктор кинокамеры, собранной своими руками. И сложный лентопротяжный механизм, и экспонометр, и прочный корпус. Даже трансфокатор – объектив с переменным фокусным расстоянием – сделал по своей задумке.

    От изготовления разномасштабных моделей старинной техники В.Г. Токарев способен перейти к натуральным величинам. Так, им был построен настоящий легкомоторный трактор, ставший незаменимым помощником в хозяйстве народного умельца.

    Владимир Георгиевич, кроме изготовления моделей техники, занимается коллекционированием старых списанных средств передвижения – мопедов и мотоциклов, которым даёт вторую жизнь, подвергая "своих пациентов, ушедших в утиль", кропотливой и качественной реставрации.

    По своей основной профессии Владимир Георгиевич – электрослесарь шахты "Естюнинская" Высокогорского ГОКа. Проработавшие рядом с ним пятнадцать лет сослуживцы признают, что и на производстве Токарев отличался завидной изобретательностью – им был придуман оригинальный способ заливки вкладышей для компрессоров. Даже с огнеупорного производства приходили, учились, опыт перенимали.

    Работая на шахте, больше 10 лет Владимир Георгиевич вёл кружок детского технического творчества при школе № 57 в посёлке Евстюниха. В кружке мастер привил детям любовь к моделированию, истории техники. "Наши корабли в соревнованиях четыре года занимали первые места, – вспоминает В. Токарев – Жаль, интересы у подростков изменились – захватила волна видеофильмов и дискотек. Кружок распался, а я так и продолжаю заниматься техническим творчеством".

    Но не пропали даром уроки мастера – некоторым мальчишкам занятия моделированием дали серьёзный толчок к выбору будущей профессии и определили их дальнейшую судьбу. Среди воспитанников В.Г. Токарева есть железнодорожники, инженеры-судостроители и даже моряки дальнего плавания, получившие образование в мореходных центрах Ленинграда, Астрахани и Владивостока. А всё начиналось с творческой мастерской Токарева при обычной советской школе!

    "На пенсии жизнь только начинается!" – произнёс Владимир Георгиевич бодрым шагом отправляясь на заслуженный отдых. Выстроив себе небольшую мастерскую на лесной опушке евстюнинского леса, Токарев с головой уходит в творчество, и не только техническое. Он пишет картины, читает историческую литературу, ведёт астрономические наблюдения и нянчит любимых внуков. Но главный фронт его деятельности – создание большого макета действующей железной дороги, где есть станции, переезды, мосты и тоннели в горах и многое другое. На три с лишним года скромная лесная избушка-мастерская стала настоящим испытательным полигоном для разного рода локомотивов и вагонов. В результате макет Уральской железной дороги, который иначе, как рукотворное чудо, и не назовешь, оказывается в экспозиции историко-технического музея "Дом Черепановых", став очередным непревзойдённым подарком и вкладом в популяризацию технических знаний.

    До появления действующего макета Владимир Георгиевич сделал ещё один подарок "Дому Черепановых", и опять подарок царский. Ровно двадцать лет спустя после изготовления модели первого русского паровоза, в 2004 году, в год, когда праздновалось 170-летие паровоза Черепановых, Токарев передал в дар музею свою коллекцию моделей отечественных паровозов, созданных в разные годы своей творческой деятельности. Благодаря Владимиру Токареву, экспозицию музея "Дом Черепановых" посетители стали сравнивать с экспозициями столичных музеев подобного профиля, но называют её более живой и информативной.

    Но, пожалуй, лучшей оценкой творчества В.Г. Токарева являются восторженные возгласы самых юных посетителей музея, готовых часами ходить вокруг макета и любоваться проходящим по мосту пассажирским поездом. Время от времени они поглядывают на телеэкран, где проецируется картинка, которую наблюдает игрушечный машинист из окна своего игрушечного локомотива. Чудо, да и только! А модели российских паровозов, которые расставлены в музейных витринах? Они не просто хорошо и правдоподобно сделаны, но ещё и могут ездить, как настоящие, по специально разложенным рельсам.

    Завершив одно большое дело, Токарев приступает к другому, более грандиозному. И так до тех пор, пока светла голова и тверды руки. Вот и сейчас он вымеряет шагом музейную усадьбу, не иначе, опять что-то задумал. Может, настоящую железную дорогу решил строить? Поживём – увидим.

    Владимир Токарев всей своей жизнью, поступками, свершениями и даже мастеровитой своей фамилией является прекрасным образцом таланта, труда и бескорыстного служения избранному пути. В голове невольно возникают аналогии с тагильскими мастерами прошлых веков – Черепановыми, Егором Кузнецовым, Артамоновым… Это не преувеличение: Владимир Токарев – мастер такого же склада и близкого по духу мироощущения, характеризующегося ёмким, но очень точным, проверенным временем, понятием "уральский мастер".

Евгений СТАВЦЕВ, заведующий музеем истории техники "Дом Черепановых".

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 27.10.2011, №42(65).

 

Главная страница