Офицер. Педагог. Музейщик

    Самым удивительным образом эти три, казалось бы, очень разные профессии, совместились в одном человеке, создав тот уникальный характер, который позволил Ивану Григорьевичу Семенову стать человеком неповторимой музейной судьбы, создателем в городе Нижнем Тагиле крупного многопрофильного музея-заповедника, в состав которого вошел и первый в России завод-музей истории черной металлургии.

    В Нижнетагильский краеведческий музей Иван Григорьевич пришел в 1968 году уже вполне сложившимся человеком. Как он сам потом неоднократно признавался, он и не предполагал тогда – насколько интересна музейная работа и насколько широкие возможности для творчества и самореализации она предоставляет.

    А родился Иван Григорьевич 7 февраля 1926 года далеко от Нижнего Тагила – в селе Меховицы Савинского района Ивановской области. Свою огромную неизбывную любовь к своей малой Родине он пронес через всю жизнь, никогда не отрываясь от родной деревеньки. Несмотря на напряженный рабочий график, каждый год находил и находит возможность выехать в свою "родовую усадьбу" – родительский дом, где холит и лелеет яблоневый сад. Иван Григорьевич пристально следит за жизнью своей деревни, с болью в сердце, отмечая её запустение в последние годы. "Я всегда был очень привязан к ней. – Пишет он в своих воспоминаниях, – а сейчас, уже в середине девятого десятка лет она стала мне по-детски близка: родительский дом, в котором родился; школа, где обучался, дома с красивыми ажурными резными оконными наличниками, народ–труженик – колхозники и рабочие ткацкой фабрики. Многих, очень многих уже нет, но они остаются живыми в моей памяти".

И.Г. Семенов

И.Г. Семенов

    Подростковые и юношеские годы И.Г. Семенова пришлись на суровые годы войны. И не было тогда желания более притягательного, чем защита Отечества. Поэтому учился в авиационном техникуме в Рыбинске, далее служил в органах безопасности на Урале, в Молдавии и частях Советской Армии за рубежом. Пятнадцать лет Иван Григорьевич отдал этому делу, собирался посвятить военной службе всю свою жизнь. И очень болезненно переживал то, что обстоятельства заставили поменять планы.

    "Я хотел оставаться человеком в погонах, – вспоминает он, - в органах государственной безопасности, ведь я окончил межкраевую школу МГБ СССР. Но вмешался политический волюнтаризм Н.С. Хрущева. Я попал под сокращение. Свое увольнение я переживал очень тяжело, считал его незаслуженным и ошибочным. Но испытание выдержал, стал учителем и думал, что навсегда". Засел за книги, окончил филологический факультет педагогического института. Школа – это место, где были очень рады молодому, энергичному директору. И, казалось бы, что свое место в жизни уже найдено, что хлопотные школьные будни с большими и маленькими проблемами – это навсегда. И планы на будущее строились уже по графику школьных четвертей, каникул, экзаменов, ремонтов…

    А тут снова перемены в судьбе – предложили возглавить краеведческий музей. Предложение исходило из горкома КПСС, без одобрения которого не проходило тогда ни одно назначение на руководящую должность. Сам Иван Григорьевич не был обрадован такому предложению, но партийная дисциплина в то время была строгой и решения горкома не обсуждались. Так, в больших сомнениях, И.Г. Семенов вошел в стены краеведческого музея. "Очень меня смущала разница между школой и музеем, тишина которого резко контрастировала с оживленным ребячьим топотом и криком, – пишет он, – И это на первых порах меня психологически подавляло, даже угнетало".

Нижнетагильский краеведческий музей

    Нижнетагильский краеведческий музей – один из старейших на Урале, основан в 1841-м году. В фондах его хранятся уникальные экспонаты, раскрывающие природные богатства края, историю его освоения, деятельность заводчиков Демидовых, развитие горного дела и металлургии, традиционных ремесел. Директорами музея в разное время были незаурядные личности: А.Н. Словцов, Н.Т. Грушина, А.А. Саматова. Предшественница Ивана Григорьевича Анна Акимовна Саматова была чрезвычайно предана своему делу. Она сформировала в музее увлеченный коллектив специалистов. Было очень непросто молодому директору войти в коллектив, да еще на 90 процентов женский. С благодарностью вспоминает Иван Григорьевич музейных сотрудников 1960-х годов – Т.Г. Гуськову, В.К. Рудый, Н.М. Грюнер, П.Э. Рикерта и других.

    "С большим почтением я вспоминаю коллектив музейщиков своих четырех десятилетий работы в музее, особенно периода строительства музейного комплекса и создания музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала, – признается И.Г. Семенов, – В этом совместном труде он был для меня, директора, и надежной опорой – коллективом единомышленников, и профессионально грамотной движущей силой в достижении намеченных целей: реализации плана создания музейного комплекса".

    Благодаря службе в армии и работе в школе, И.Г. Семенов обладал немалым организационным опытом, при этом он понимал, что музей – это учреждение научное и требует к себе особого отношения. Одним из первых его шагов стало внедрение плана научной организации труда (НОТ). Главным его принципом стало утверждение четкого научного руководства: решения Ученого Совета ставились во главу всей работы и были обязательны для всех. На этапе подготовки и обсуждения выслушивались и рассматривались все мнения, но после принятия коллегиального решения оно становилось обязательным для всех. Это позволило сделать работу более целенаправленной, объединить коллектив в достижении единой цели. А тогда, в 1970-е годы, задачи вырастали одна за другой.

    Усиленное комплектование фондов требовало и быстрого внедрения их в экспозиционный и научный оборот, и особенно остро – площадей для хранилищ и новых экспозиций. И.Г. Семенов вникал и контролировал все направления музейной работы, чтобы понимать их суть. Требования, планы иногда казались преувеличенными, завышенными, однако его уверенность, энергия, настойчивость заражали, и уже очень скоро становилось ясно, что выполнение задач вполне реально. Таким образом, пришло понимание и поддержка со стороны коллектива, но надо еще было убедить руководство города в перспективности музея, необходимости его расширения. Так постепенно вынашивалась идея музейного комплекса в Нижнем Тагиле. Ведь в городе сохранилось немало памятников истории и культуры, которые использовались самыми разными способами: под жилые помещения, производственные мастерские и даже под гаражи!

    В 1970-е годы активизируется работа по всем направлениям работы – создаются новые экспозиции по дореволюционной истории, активно обновляются экспозиции и выставки по истории Тагила в советский период. Количество посетителей музея растет, расширяется тематика экскурсий и лекций. Вклад И.Г. Семенова в эти процессы отмечен правительственной наградой – орденом "Знак Почета" Эту награду он воспринял однозначно: "Это аванс, который я должен отработать", и с удвоенной энергией продвигал идею создания музейного комплекса на основе реставрации и музеефикации памятников истории и культуры.

    Об истории постепенной передачи зданий памятников истории и архитектуры музею могут поведать целые тома переписки по каждому объекту, где настойчиво доказывается, что использование памятников в музейных целях – это признак цивилизованности города. И в результате всех усилий в 1979 году совместным решением горкома КПСС и исполкома Совета народных депутатов было намечено создать целый комплекс на основе реставрации и передачи музею ряда зданий, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры.

    Это была победа! Но… своей строительной базы у музея не было. Здания – памятники находились в плачевном состоянии, а реставрация – это не просто ремонт, музей – не просто здание. Требовалось строгое соблюдение как реставрационных принципов, так и многочисленных противопожарных и технических нормативов. Иван Григорьевич с головой уходит в строительство. Налаживает крепкие связи с архитекторами и строителями города. В Нижнем Тагиле создаются специальные художественно-реставрационные мастерские, которые ведут ремонт зданий. Это эпоха дефицита, когда было необходимо "выбивать" буквально всё – и гвозди, и кабель необходимой марки, и многое-многое другое. Приходилось решать сотни вопросов по составлению проектной документации, привлечению специалистов, изысканию строительных материалов и, главное, денег. План создания музейного комплекса включал 16 музейных объектов!

    Но дело двигалось. И вот на месте поросшего бурьяном пустыря в центре города у парка им. А.П. Бондина возникают выставки под открытым небом продукции НТМК и горнозаводской техники; открывается краеведческая библиотека в отдельном двухэтажном здании; подходит к концу реставрация Нижних Провиантских складов – будущего фондохранилища, открывается музей истории подносного промысла, завершается капитальный ремонт здания краеведческого музея. Впереди – реставрация Господского дома, дома Черепановых, Верхних Провиантских складов…

    И при таких огромных объемах и напряжении строительно-реставрационных работ ни на день не приостанавливалась вся текущая деятельность музея – научные исследования, командировки в архивы, экспедиции, экскурсии, лекции, выставки. Конечно, все это создавалось трудами всего коллектива музея, но определял стратегию, тактику, координировал и направлял работы И.Г. Семенов, порой в жестких дискуссиях отставая свою точку зрения.

    Основа успеха Ивана Григорьевича – это высочайшая требовательность к себе и другим. Начиная со строго соблюдения режима работы, исполнительской дисциплины, он считал, что в музейном деле нет мелочей, и сумел это внушить каждому сотруднику. Он умел дать почувствовать каждому причастность к большому и важному делу, большую нравственную значимость его работы.

    К 1979 году, когда местные власти приняли решение о создании музейного комплекса, музей значительно вырос по всем параметрам, вырос и коллектив музея, пополнившись новыми специалистами: Л.П. Малеевой, А.Х. Фахретденовой, Н.Д. Чудиновой, Г.М. Котиной, А.П. Протасовой, Т.А. Коваль и другими. Вместе с опытными стажистами Л.П. Лепо, Н.И. Цыпушкиной, Т.Н. Петрухиной они с энтузиазмом включились в работу по созданию музейного комплекса.

    Казалось бы, поставлена сверхзадача, на воплощение которой уйдут годы и годы. Однако в ходе этой работы стало ясно, что одним из важных, центральных объектов музейного комплекса должен стать металлургический завод им. В.В. Куйбышева. Этот старый (демидовский) завод постепенно прекращал производство, давно передав свое первенство Нижнетагильскому металлургическому комбинату, в состав которого и входил. И именно музейщики обратили внимание на его уникальность как памятника индустриального наследия. И рупором необходимости сохранения его в качестве завода-музея в составе Нижнетагильского музея-заповедника стал Иван Григорьевич. Многие, впервые услышав об этой идее, только головой качали – это не реально. Слишком много "но" – совсем разные подчинения: завод им. В.В. Куйбышева состоял в структуре Министерства черной металлургии СССР, а музей относился к Министерству культуры Российской Федерации. Завод – не экспозиционный зал, возражали музейщикам, – как создать экспозиции на такой территории, обеспечить экспозиционную логику, комфорт и безопасность посетителей? Как и кому содержать всё это хозяйство?

    Вот именно в этой обстановке на "перекрестке" развития музея и проявилась уникальность И.Г. Семенова как стратега, как человека с неординарным мышлением, оригинальными, не типовыми решениями. То, в чем другие видели препятствие, он увидел преимущество. Разное подчинение – отлично, у нового музея–завода будут два родителя – МЧМ СССР и МК РСФСР! И началась огромная работа по убеждению скептиков – и в родном коллективе, и в органах городской власти, и в отраслевых министерствах. Ивану Григорьевичу удалось создать крепкую команду единомышленников, и не только в стенах музея – ими стали специалисты Нижнетагильского металлургического комбината, преподаватели и студенты свердловского архитектурного института, и, что очень важно, сами ветераны этого старого завода – все они сумели увидеть в красивой идее не утопию, а возможность реального её воплощения.

    В 1986 году по инициативе краеведческого музея создается комиссия из числа специалистов-металлургов, ученых, музейщиков, которая принимает решение о целесообразности передачи краеведческому музею металлургического завода для его последующей музеефикации.

    – С 1986 года начались мои поездки в Москву, в МК РСФСР, – вспоминает И.Г. Семенов, – Надо было заручиться его поддержкой концепции создаваемого музея-заповедника, в состав которого нами был включен и работавший еще в то время металлургический завод".

    На стол специалистов МК РСФСР легли документы обоснования передачи музею завода и его музеефикации: историческая справка о создании и развитии металлургического завода, заключение ученых Свердловского архитектурного института о его уникальности в качестве памятника индустриального наследия, научное обоснование целесообразности включения завода в состав музея-заповедника в целях полноты раскрытия истории развития горнозаводского дела на Урале, схема-план будущего музея-завода и решения УРО РАН СССР.

    В январе 1987 года совместным Постановлением МК РСФСР и исполкома Свердловского Совета народных депутатов (№ 5124 от 21.01.87 г.) принято решение о создании в Нижнем Тагиле музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала с включением в его состав музея-завода.

    – Хотя и сложным был решаемый вопрос, – продолжает Иван Григорьевич, – но сегодня с благодарностью хочется подчеркнуть высокий уровень заинтересованности аппарата МК РСФСР и лично министра культуры Ю. С. Мелентьева в поисках решения передачи музея-завода и путей его дальнейшего развития.

    С принятием Постановления о создании музея-заповедника в активной форме начались переговоры с Министерством черной металлургии СССР о передаче вновь созданному музею-заповеднику Нижнетагильского металлургического завода им. В.В. Куйбышева и созданию на его основе музея-завода. К этому времени у музейщиков еще не было разработано четкой концепции. Каким ему быть? Частично работающим или неработающим? Только памятником истории техники, учебным пособием профессиональной подготовки молодежи – техникумов и ПТУ металлургического профиля или только культурно-познавательным досуговым центром? Кем и какими силами управлять им? Своих инженерно-технических кадров у музея нет. Готовых решений не было, как и не было подобных прецедентов в музейной практике России.

    Но в музее работал крепкий, сплоченный коллектив, можно сказать, уже учеников Ивана Григорьевича – сотрудников, которые пришли в 1980-е годы, сформировались как специалисты под его влиянием и в полной мере впитали его отношение к делу: это Э.Р. Меркушева, С.А. Клат, М.А. Бойкова, В.Б. Петрова, И.Н. Танкиевская, А.С. Смирнов, О.Н. Силонова, О.В. Халяева, С.В. Старков, Т.В. Комшилова (Смирнова), Н.А. Крутских, И.Б. Короткова, В.М. Яшина, Г.А. Осетрова, Э.Н. Овечкина и многие другие. Незаменимым соратником в заводских делах стал ветеран-металлург С.И. Хлопотов.

    По инициативе Политехнического музея (г. Москва, генеральный директор доктор технических наук Г.Г. Григорян) и под его эгидой в октябре 1988 года в Нижнем Тагиле состоялась VIII научно-практическая конференция Ассоциации научно-технических музеев СССР на тему "Советский научно-технический музей: проблемы и перспективы", обсудившая вопросы создания и развития музея-завода в рамках Нижнетагильского музея-заповедника, на которой впервые прозвучали не только проектные основы музеефикации завода, но и конкретные предложения к её практической реализации.

    В целом конференция, одобрив концептуальные принципы и предложения построения музея-завода, внесла ряд дополнений с уточнений. Участники её обратились в МК РСФСР и МЧМ СССР с просьбой об их утверждении и тем самым оказали музею-заповеднику необходимую поддержку. Таким образом, идея завода-музея обрела поддержку музейной общественности России.

    10 января 1989 года председатель исполкома Нижнетагильского Горсовета В.А. Чердынцев и директор музея-заповедника И.Г. Семенов вылетели в Москву на прием к министру черной металлургии СССР С.В. Колпакову для окончательного обсуждения и принятия решения о создании музея-завода.

    – Беседа у министра в присутствии ряда его специалистов приходила в весьма доброжелательном духе, – рассказывает И.Г. Семенов. – Чувствовалось, что Серафим Васильевич все детали представленного нами плана знает, поддерживает их, и потому особых наших доказательств не потребовалось. В заключение разговора министр заявил: "История старейшего Нижнетагильского металлургического завода – это история нашей отраслевой металлургии. Давайте поможем сохранить эту историю.

Могло бы быть иначе?

    В январе 1989 года на базе старого металлургического завода, основанного Демидовым в 1725 году, был создан первый в России отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии, вошедший в состав музея-заповедника. Это позволяло на подлинных экспонатах раскрывать историю технику уральской металлургии от мануфактурного производства до производства индустриального типа.

    Это была огромная победа и еще большая ответственность.

    Была разработана глубоко продуманная комплексная программа, принятая и утвержденная министрами. В ней были предусмотрены сложные по своему техническому исполнению работы: восстановление сооружений и памятников промышленной архитектуры и их музеефикация. К исполнению их предусматривалось привлечение высокопрофессиональных специализированных проектных и строительных организаций союзного значения: институтов "Уралгиромез", "УралстройНИИкомплект", "Спецпроектреставрация", Свердловский архитектурного и, конечно, НТМК. Это было великолепное время – вдохновения и энтузиазма, когда каждый день был днем свершений, движения вперед. Были созданы основы экспозиций музея–завода: "Доменный цех", "Мартеновский цех", часть экспозиции "Прокатное производство", "Энергоцех", индустриальный сквер, выставки "Механо-прокатное производство" и "Подвижной состав". Музей-завод становился реальностью!

    В 1993 году под эгидой Международного комитета по сохранению индустриального наследия (TICCI) была проведена научно-практическая конференция, участники которой также одобрили концепцию и программу сохранения памятников индустриального наследия в форме завода-музея. Казалось бы, все благополучно.

    В этот же период активно проходила и вся многообразная музейная деятельность – строительство экспозиции Музея быта и ремесел и горнозаводского населения, новые выставки, оборудование новых хранилищ, перемещение коллекций из аварийного здания в Нижние Провиантские склады, экскурсии, лекции, экспедиции…

    Несмотря на огромную проделанную работу перед коллективом музея-заповедника стояли очень большие задачи – создания музея природы, экспозиции истории ХХ века, музея истории технической мысли, продолжения музеефикации завода.

    Музейная жизнь происходит в постоянной динамике. Однако при решении важных повседневных дней совершенно необходимо видеть перспективу развития, особенно это важно для такого многопрофильного учреждения, как музей-заповедник – все его структурные подразделения должны развиваться в тесной взаимосвязи, взаимодополнении, чтобы картина уральской истории представала во всей полноте и богатстве. И музейный коллектив Нижнетагильского музея-заповедника, руководимый И.Г. Семеновым, вполне справлялся с такой нелегкой задачей в сложнейшей обстановке 1990-х годов, когда уменьшилось, а то и вовсе прекратилось финансирование многих направлений и проектов; когда в городе возникли многомесячные задержки выплаты заработной платы, которые в конце 1990-х годов достигали нескольких месяцев. И какой бы сложности не вставали задачи, какие проблемы не возникали бы – генеральный директор музея-заповедника, всегда предельно сосредоточенный, собранный, доброжелательный подавал пример своим сотрудникам в отношении к делу. Иван Григорьевич понимал, что лучшее средство от депрессии – это работа и еще раз работа. И действительно, в эти сложные времена коллектив музея был сохранен и им были осуществлены крупные проекты – ремонт новых выставочных залов в здании бывшего управления горнозаводским округом и проведение там крупнейших проектов. Первым из них стал "Демидовские коллекции в музеях России", где экспонировались выставки из семи музеев, в том числе Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея.

    В эти годы была возобновлена экспедиционная работа. В музее стали внедряться современные информационные технологии, а также новые формы научно-просветительной работы. Именно в этот период почти при отсутствии средств на оборудование было осуществлено перемещение фондовых коллекций из аварийного здания в новые помещения, создан производственно-реставрационный участок для реставрации экспонатов из металла и дерева. Да всего не перечислишь! Недаром, те, кто работал в эти годы, несмотря ни на что, вспоминают их с удовольствием и удовлетворением!

    Не удивительно, что к концу 1990-х годов развитие музея-заповедника привело к возникновению идеи индустриально-ландшафтного парка, создание которого могло бы способствовать решению большого комплекса культурных, научных и социально-экономических проблем в городе. В том числе сохранению и популяризации индустриального наследия региона, гармонизации и обогащению современной культурной жизни Среднего Урала, улучшению экологической ситуации в городе путем создания зеленых музейно-парковых зон в исторической их части, развитию познавательного туризма и смягчению таким образом проблем занятости в кризисном регионе.

    Программа строительства "Демидов-парка" стала очередным этапом и продолжением, но на более глубоком научном уровне, работы по выполнению предшествующего плана музеефикации памятников истории и культуры. В 1996 году прошла научно-практическая конференция "Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур.1700-1950 гг.", в которой участвовали ученые из восьми стран. Конечно, одним из основных докладчиков на международных форумах, проводившихся в Нижнем Тагиле, был И.Г. Семенов. Таким образом, музей сделал большой шаг вперед (подготовленный всем предыдущим своим развитием) – к созданию и развитию идеи индустриально-ландшафтного парка. Проект "Демидов-парк", способный решить многочисленные социально-культурные и экологические задачи города Нижнего Тагила, к сожалению, на данный момент остался не завершенным.

    А у истоков таких грандиозных замыслов стоит Иван Григорьевич Семенов. Он пришел в краеведческий музей, располагавшийся в одном здании, и создал музей-заповедник, в состав которого вошли музей быта и ремесел горнозаводского населения, музей истории подносного промысла, музей природы, музей истории техники, два литературно-мемориальных музея, фондохранилище, библиотека, выставочные залы, наконец, завод- музей – его любимое детище! В каждом объекте, в каждом здании, экспозиции и экспонате есть частичка его души, его труда! И сейчас, несмотря на преклонный возраст, Иван Григорьевич не спешит использовать право на заслуженный отдых. Он пишет воспоминания о своем сорокалетнем музейном пути. И ему, несомненно, есть, что сказать и есть, что вспомнить!

    Вклад И.Г. Семенова в развитие культуры и города высоко оценен правительственными наградами: орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени", орденом Дружбы. С гордостью Иван Григорьевич носит звание Заслуженного работника культуры РФ, Почетного гражданина города Нижний Тагил, Почетного члена Академии искусств и художественных ремесел им. Демидова. Его вклад в музейное дело получил международного признание – с 1991 года он член Международного Совета музеев (ИКОМ), а в 2006 году был награжден "Почетным знаком ИКОМ России" за значительный вклад в развитие международного музейного сотрудничества.

Ольга ХАЛЯЕВА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" от 10.02.2011, №5(6).

 

Главная страница