На заводы приехал художник

    В начале XIX бека на Урал приезжал, по приглашению заводчиков Демидовых, художник Василий Раев. С целью создания картин он посетил Нижнетагильский, Нижнесалдинский, Кушвинский, Черноисточинский заводы а также Уткинскую пристань на реке Чусовой. Какова же дальнейшая судьба живописца и его уральских пейзажей? Но сначала коротко о самом художнике.

    Василий Егорович Раев родился крепостным помещика Кушелева в декабре 1807 года в селе Волок Псковской губернии. Будучи одаренным от природы, в 1823 году был определен в Арзамасскую школу живописи академика А.В. Ступина. Через шесть лет его направляют в Петербург в Академию художеств. Его работы были препровождены Ступиным в Петербург где были отмечены и признаны заслуживающими внимания.

    В Петербурге Раев работал у комиссионера по продаже художественных произведений, а также рисовал в мастерской баталиста А.И. Ладюрнера. Копировал в Эрмитаже, делал эскизы на библейские сюжеты. В числе работ 1830-х годов, исполненных в Петербурге, "Парад на Дворцовой площади", "Александровская колонна в Петербурге" и четыре картины, изображающие панораму города с башни Адмиралтейства.

    Художественная академия ходатайствует перед министром императорского двора об освобождении Раева от крепостной зависимости, но получает отказ. Князь Г. Гагарин предлагает за Раева выкуп 5000 рублей, но снова отказ. По слухам, Кушелев хотел продать крепостного художника Демидову, по-видимому, за более высокую цену. В это время Василий Егорович и был приглашен на демидовские заводы, где пробыл до лета 1838 года.

    На Нижнетагильский завод Раев прибыл накануне Рождества 1836 года. Особенно интересно, что здесь художник вел записи своей жизни, и мы имеем возможность не только увидеть его пейзажи заводских поселений, но и прочитать об его впечатлениях. Вот первая запись Раева о Тагиле:

    "Нижнетагильск для меня был в высшей степени интересен. Я здесь увидел все горное искусство, начиная от добывания руд, и весь их путь, как они превращаются в железо, в медь, и все это делается огнем и водой, которыми повелевает разум человека".

    Летом 1837 года управляющий заводами Данилов устроил экспедицию, чтобы познакомить гостя с красотами уральской природы и прежде всего в окрестностях Черноисточинского завода. Раев, пораженный увиденным, тогда же пишет пейзажную картину под названиям "Вид Черноисточинского завода" (оригинал в настоящее время хранится в Москве, в фондах Государственного Исторического музея).

    Спутники художника отправились на Белую гору. Позавтракаю ли, Раев сказал тост: "За красоту здешней природы, за ее прозрачные реки, озера, за ее увенчанные лесами горы, которые в голубой дали горизонта в спокойном величии смотрят на нас". Потом поехали в Висимо-Шайтанский завод, далее в Висимо-Уткинский. На половине пути, с Теплой горы, Василий Егорович нарисовал еще один "вид". По реке Утке сплавились до Уткинской пристани, куда со всех демидовских заходов привозили железо и медь, чтобы сплавлять по Чусовой. Вообще, все Демидовские заводы имеют привлекательные места, по ним гуляешь не нагуляешься, писал в своем дневнике Раев.

    Побывал он и на Лайских заводах, там тоже рисовал. По Кушвинской дороге его внимание привлек Медведь-Камень "Утес этот покрыт сосновым лесом и чрезвычайно живописен. Близ этого утеса есть место, где Ермак провел одну зиму, и по сие время виден ров, который окружал его становище, а Медведь-Камень служил ему с его дружиной сигнальной башней".

    Ему очень хотелось увидеть гору Благодать, часовню и памятник Чумпину - оттуда открываются беспредельные дали. Кушвинский завод как на ладони. Вот как Раев описывает увиденное здесь: "Вершина горы Благодати имеет серьезный, строгий вид, но вместе и величественный. Видевши раз эту местность, уж никогда нельзя ее забыть. Отдельно растущие на ней купы елей как бы нарочно рассажены руками человека, а свежесть воздуха и чудесный тонкий запах от елового леса обаятелен".

    Состоялась поездка и на Салдинские заводы. Раев заметил, что Верхняя Салда несравненно красивее Нижней, и написал ее вид из-за пруда. Возвратившись на Нижнетагильский завод, художник заканчивает начатые картины, а с этюдов пишет новые.

    Летом 1838 года он вернулся в Петербург и на выставке в Академии художеств показал несколько работ, выполненных на Урале. Среди них - интерьеры заводских зданий, виды заводов и золотых приисков, пейзажи.

    В 1839 году Василий Егорович наконец-то получил от помещика Кушелева вольную и избавился от крепостной зависимости. В том же году ему присуждена первая серебряная медаль за перспективную живопись, а в следующем - звание "неклассного художника исторической живописи".

    В 1841 году Раев женился, но вскоре развелся. Ездил на Кавказ, в Италию. В 1845 гаду участвовал в Риме в выставке, устроенной в честь приезда сюда императора Николая I. Среди живописных работ исполненных в Италии, - "Рим вечером", "Вид на Рим с Монте Марио".

    В 1856 году Раев путешествовал по России, судя по датированным дорожным зарисовкам Костромы, Углича, Ростова. К числу поздних его работ относятся: ''Останкино. Вид усадьбы со стороны пруда", "Вид Москвы со стороны Кунцева". В Кунцеве художник и был похоронен в 1871 году.

    По ходатайству научного сотрудника Нижнетагильского музея-заповедника Ольги Николаевны Силоновой, мне во время посещения Москвы удалось оформить пропуск в фонды Государственного Исторического музея. Там и довелось увидеть оригиналы уральских "картин В.Е. Раева: " Вид на Нижнетагильский завод", "Видна Черноисточинский завод" и даже... "Гулянье на Лисьей горе", которое нам известно как произведение Худоярова.

    "Вид на Черноисточинский завод" - почти неизвестная картина Раева, она не воспроизводилась в печати и практически нигде не выставлялась в экспозиции, а была передана из музея Революции в фонды Исторического музея. Это внушительное полотно, размером почти полтора метра на метр, уже потускневшее от времени, но с детальной проработкой всех зданий, заводских сооружений, домов и различного рода деревянных построен. Для написания картины Раев выбрал одно из перспективных мест - южную сторону Заводской горы.

    На переднем плане изображен железоделательный завод с дымящимися трубами сталетомительной фабрики. Сквозь проемы ворот и окон молотовых цехов видны красные языки пламени от работающих кричных горнов. Мастеровые и работные люди грузят уголь, металл на подводы, запряженные лошадьми. На берегу пруда видно здание с белыми колоннами - дом управляющего Черноисточинского завода, рядом еще одно, с красной крышей, - заводоуправление. В правом верхнем углу полотна Петропавловская церковь. Живописец тщательно прописывает окрестности завода: вдалеке синевой отдает Елевая гора, а Худенькая - еще покрыта нетронутым лесом. У подножья Заводской горы стоят два человека, один показывает рукой на завод, за ними мост с мозаичными деревянными перилами через реку Черный Исток. Еще одно полотно художника - это вид на Нижнетагильский завод с горы Магнитной. Оно примечательно тем, что тут изображен черепановский паровоз с наполненными рудой вагонетками. Он движется к заводу.

    Но сколько бы ни смотрел на картины нужно прощаться. И с грустью подумалось о том, что эти произведения искусства обречены лежать невостребованными в пыли запасников. Ведь кто, как не уральцы, должен знать и видеть свое прошлое, изображенное художником, и гордиться трудом своих предков. Вот если бы найти возможность показать их сей час нашим землякам!

Андрей ПИЧУГИН.

    На снимке: В. Раев. "Вид на Черноисточинский завод".

Главная страница