Маленькая сенсация о большом мастере

    Возникшие в первой половине XVIII столетия, они уже с середины века становятся не только крупнейшим металлургическим, но и видным центром декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов, ремесел, достигающих своего расцвета. Феномен горнозаводского Тагила в истории художественного творчества российских народов привлекает пристальное внимание ученых - искусствоведов, историков и этнографов из разных регионов нашей страны. Состоявшаяся в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) всероссийская научно-практическая конференция “Художественный металл Урала XVIII-XX веков” еще раз подтвердила этот интерес.

    “Маленькой сенсацией” стало выступление на конференции свердловского искусствоведа Татьяны     Михайловны Трошиной из Уральского университета. Изучая историю русского коллекционирования, она обнаружила в ЦГАДА (Центральный государственный архив древних актов в Москве) любопытную переписку на французском языке между Главной конторой Демидовых в Петербурге и известной фирмой ювелирных изделий П.Ф. Томира (1751-1843 гг.) в Париже.

    Из одного письма стало ясно, что в 1820-е годы Демидовы отправили к Томиру крепостного человека учиться бронзолитейному делу. По времени это совпадало с установленным ранее фактом: в 1821 году в числе наиболее одаренных учеников Выйского заводского училища был послан за границу для обучения искусству литья Федор Звездин.

    До 1824 года он пробыл в Германии, где, очевидно, получил навыки чугунолитейного дела. Русская чугунная станковая и камерная пластика находилась под значительным влиянием немецкого искусства. Заводские модели из Берлина и Гляйвица использовались на многих заводах Урала, в том числе на Верх-Исетском, Каслинском.

    С 1824 по 1830 год Звездин обучался во Франции. По предположению Т. М. Трошиной, это как раз и могло происходить в фирме известного бронзовщика и ювелира П.Ф. Томира. Вполне реально. Еще в 1808 году Николай Никитич Демидов заключает контракт на изготовление бронзовых изделий, украшенных малахитом, с фирмой “Карбонель, Томир и К”. В 1821-й были оформлены новые контракты с Томиром, теперь уже на малахитовые вещи, украшенные золоченой бронзой. Возможно, именно в это время и была достигнута договоренность об обучении бронзовому делу мальчика с далеких тагильских заводов.

    Позже Ф.Ф. Звездин стал выдающимся мастером, возглавил Нижнетагильскую бронзовую мастерскую, затем - фабрику. В 1830-40 годы она превратилась в самый крупный бронзолитейный центр Урала. Если предположение Т. М. Трошиной подтвердится, то значение Тагильского бронзолитейного центра значительно возрастет в оценках современных исследователей, ис-кусствоведов.

    Среди производителей декоративной художественной бронзы в России русских имен очень немного. В основном это были выходцы из Франции и Германии. В то время известность имели мастерские Шрейбера, Гамбса, Берда, Тибо, Гризара и других. Поэтому хотелось бы, чтобы имя Федора Филипповича Звездина - выдающегося уральского литейщика и талантливого художника заняло достойное место среди мастеров декоративно-прикладного искусства России.

    Конечно же, непреходяща роль и безвестных уральских бронзолитейщиков. Они творили чудо своими земными руками, даже если им дано было провидение с небес. Уже сейчас можно с полной ответственностью заявить, что благодаря им художественная и прикладная бронза на Урале достигла значительного уровня и могла конкурировать со столичной. Лишь патриархальность, замкнутость Демидовского хозяйства не позволили ей вырваться на просторы мирового рынка.

А. СМИРНОВ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.10.1991.

Главная страница