Цветы алые невянущие

рисовала она всю жизнь. И, кажется, это было совсем недавно

    ...Девчонка больше всего на свете любила рисовать. Чем попало, но всегда одно и то же - розы, васильки, ромашки. Сядет к столу с карандашом, и расцветают они под ее руками. Крупные, яркие. Или, подобрав уголек, рисует в огороде на стене бани бутоны каких-то нездешних, невиданных, но красивых цветов, резные листья.

    В шесть лет уже малевала, как говорили про Грушу в родне. А в тринадцать, услышав, что на том берегу Тагила-реки живет мастерица, которая рисует на подносах такие букеты, что, кажется, они пахнут, как на лугу, попросила:

    - Отведите меня к ней. Пусть научит.

    Так свела судьба Агриппину Васильевну Афанасьеву со знаменитой Ульяной Россомашиной, владеющей старинным искусством росписи по металлу.

    Два года продолжалась учеба, и ни разу наставница не пожаловалась на ученицу. Та словно на лету схватывала уроки. Рука легкая, глаз острый. Так появилась в Тагиле еще одна мастерица по подносам, которые славились не только на Урале, но и на Руси, и ни одна ярмарка не обходилась без них.

    По заказам работать и хорошо, и плохо. Хорошо, что нет никого над тобой. И плохо, потому что без людей. А молоденькой нравилось ли оставаться один на один с делом, хотя и любимым? Поэтому и пришла в артель местной промышленности, где делали подносы и продавали в ларьках. Еще в пятидесятые годы ими бойко торговали в центре города на базаре, который называли Кочковаткой из-за того, что место болотистое и земля к удовольствию ребятишек мягко пружинила под ногами.

    Уже не Грушей, не Груней, а Агриппиной Васильевной величали ее теперь, потому, что была не просто художником, а мастером-наставником и, как когда-то тетка Ульяна Россомашина, сама обучала молодых, рассказывала о секретах двухцветного плоскостного мазка по цветному фону. Так называли тагильскую манеру письма ученые, в отличие от московской, вытеснившей на какое-то время исконно уральский стиль.

Агриппина Васильевна с правнучкой Катей Беспаловой

Агриппина Васильевна с правнучкой Катей Беспаловой

    В начале 60-х выстроили на Тагилстрое большой завод эмальпосуды. Один из цехов стал подносным. Каким же храмом казался он после тесных и душных артельных помещений! Но изменились не только стены и технология. Сама Агриппина Васильевна, художник первой категории, стала другой. Уже не девчонки из профтехучилища спрашивали совета. Приходили и приезжали художники, искусствоведы. Интерес к народным промыслам преследовал и научные, и практические цели. С одной стороны - "Сохраним культуру..." С другой - "Больше товаров хороших и разных". Агриппину Васильевну касалось и то и другое, и поэтому работы ее и учеников участвовали в престижных выставках, в том числе и международных, работы оседали в музеях, из них составляли коллекции. Об Афанасьевой писали в книгах, упоминали в диссертациях.

    А с высоких трибун призывали увеличить выпуск товаров ширпотреба. На то, что сравнивали подносы с алюминиевыми кастрюлями, не обижалась. Гордилась, что на Выставке достижений народного хозяйства отметили медалью.

    - Да не моя она. Наша, общая, - говорила потом ученикам, которых уже насчитывались сотни: девчонки из 49-го, профтехучилища, молодые девушки и женщины, которые приходили на эмальпосуду за профессией - любому она была готова открыть душу и научить мастерству.

    Всех помнит Агриппина Васильевна. Радуется, что одни так и остались расписывать подносы, даже свою тропку проложили. Вон Ирина Смыкова уже не цветочки-лепесточки, а картины создает. Плохо, что производство свертывается и такие талантливые работницы вынуждены заниматься другим делом. Гордится, что несколько девочек, так она называет по старой памяти учениц, стали членами Союза художников. А двое пошли в науку, работают в музее сохраняют историю и традиции подносного промысла для будущего.

    Что из того, что из родни, кроме сына, и то ненадолго, никто по ее стопам не пошел? Вон скольких людей она своей любовью заразила. Агриппина Васильевна не видит их - забрали свет цветы на металле. Но помнит, узнает по голосам. Вот и на чествовании по случаю 85-летия со дня рождения, которое устроил музей, многие пришли. Спасибо начальству из управления культуры, руководителям музея-заповедника, ученикам за цветы, подарки, добрые слова. Но главное - за память. Не забыто сделанное тобой, и это - счастье.

    ... Мать говорила девчонке:

    - Живи просто, - доживешь до ста.

    Просто - значит честно, открыто, с людьми и для людей. Этот материнский наказ она выполнила. Пусть сбудется и вторая часть пожелания и состоится столетний юбилей. Хороший человек просто обязан жить долго.

Маргарита ЛИТВИНОВА.

    Фото Анатолия ГОРЬКОВА.

Цветы на подносе

    Из чего складывается судьба? Какие дни нашей жизни - праздничные или будничные, солнечные или дождливые, вдруг становятся вехами биографии?..

    Небольшой деревянный дом в три окна, что некогда стоял на улице Береговой-Краснокаменской. Из него радостно выбежала девочка-подросток. Ее путь лежал через речку Тагилку к знаменитой тогда мастерице по росписи подносов Устинье Емельяновне Арцемяшиной-Бараболиной. Юной ученице сразу полюбились яркие краски, их особый запах, мягкие, пушистые кисти, которые дала наставница. А главное, от чего Груша глаз отвести не могла, - это подносы, украшенные ручной цветочной росписью.

    Сейчас, представив тот далекий 1926 год, можно только гадать, как сложилась бы жизнь Агриппины Васильевны Афанасьевой, известной на весь тагильский промысел мастерицы, если бы не встретилась она с людьми, научившими ее искусству уральской росписи, если бы настойчивостью и терпением не постигала тогда всех тайн этого искусства.

    Трудное материальное положение побудило Грушу искать работу в 13 лет. Семья была большая - одиннадцать детей, отец на мельнице, мать хлопотала по хозяйству. Выбор будущей профессии определился быстро: две сестры отца разрисовывали подносы, и Груша с детства наблюдала за их работой, любовалась красотой букетов, рождавшихся на глазах. Да и мать очень уж хотела, чтобы дочка научилась этому делу.

    Поначалу Устинья Емельяновна доверяла девочке самую простую работу: размешивать краски, наносить на подносы подмалевки - однотонные пятна для будущих цветов и листьев. Затем мастерица показала приемы особого уральского мазка, когда на кисть сразу набираются две краски...

    Груша быстро освоила технику росписи и вскоре стала брать работу на дом: писала не только цветы, но и травяной орнамент, бегущий по краю бортика подноса. Особенно полюбились и легко удавались ей разнообразные букеты - традиционная композиция в уральской росписи. Основу букета у художницы составляли два-три цветка, расположенных почти в центре подноса, в Окружении более мелких цветов и листьев. По движению стебелька и веточек шла изящная привязка, выполненная тоненькой кистью, она соединяла все элементы букета в одно целое.

    В 20-е годы возникло множество артелей по росписи предметов обихода и металлических подносов. В 1931 году они объединились в артель "Металлист". Сюда и пришла Агриппина после ученичества. Занятия любимым делом и спокойную жизнь города прервала война. Она принесла горе в семью: Агриппина Васильевна потеряла братьев, мужа, осталась вдовой с малым ребенком. Как могла, помогала фронту: шила полушубки, чинила солдатские вещи. А после войны вернулась к цветам и краскам и больше уже никогда не порывала с подносным цехом. Проработала там до своего семидесятилетия.

    Именно благодаря таким мастерам тагильский промысел не исчез. В будущем году мы отметим его 250-летие. А появилась уральская живопись на железе благодаря возникшему в нашем городе железоделательному производству. Нижний Тагил уже с конца XYIII века становится центром этого народного художественного промысла и славится расписными изделиями не только на Урале, но и в России. Росписью подносов, сундуков, шкатулок, даже картин на железе занимались целые семьи: Дубасниковы, Перевезоловы - наиболее знамениты. Родоначальником же лакового дела считают крепостного мастера Андрея Степановича Худоярова. Подносы расписывали главным образом "букетами" по красному, зеленому, синему или черному фону. В конце XIX века стал широко применяться фон "под черпашку" (методом копчения). Большей спрос на подносы был на ярмарках; за ними охотились купцы из Средней Азии, Ближнего Востока и даже Китая.

    Однако в начале нашего столетия этот промысел в Тагиле стал приходить в упадок.

    Сложно шло его развитие. Слава жостовских подносов оказала влияние и на тагильские. Местные художники стали перенимать жостовское многослойное письмо. Так бы и растворился в новых творческих поисках и заимствованиях старинный уральский промысел, если бы не усилия тех, кто стремился сохранить и продолжить традиции прежних мастеров.

    Художники и искусствоведы Москвы, Урала проделали огромную работу по восстановлению уральской росписи. Одной из тех, на чей опыт они опирались, была Агриппина Васильевна Афанасьева.

Агриппина Васильевна Афанасьева

Агриппина Васильевна Афанасьева

    Роспись Афанасьевой всегда отличалась четкостью исполнения, легкостью и виртуозностью движения кисти. Цветы она писала тонко наложенными мазками по подмалевку. Изучала роспись знаменитых тагильских мастеров прошлых веков, ходила в музей, запоминала цветочные мотивы. Агриппина Васильевна писала подносы с первого раза (а ля прима), ничего не подправляя. На подмалевок столько краски положит, сколько нужно ее на весь цветок; масляные краски разведет до особой тягучести... Когда московские искусствоведы (и в частности А.В. Бабаева) увидели расписной поднос Афанасьевой, изумились: такая чистота и свежесть красок, истинно народная роспись, в которой отразился опыт старых мастеров, наивный и радостный взгляд на окружающий мир.

    Творения Агриппины Васильевны стали образцами для молодых художников промысла. Они украшают коллекции многих музеев страны. А сама художница первой из коллег за авторские высокохудожественные подносы была награждена бронзовой медалью Выставки достижений народного хозяйства страны, а также различными премиями и дипломами.

    Более 200 человек прошли у нее обучение секретам тагильской росписи, многие стали ведущими мастерами промысла. Агриппина Васильевна, которой сейчас уже 82 года, все еще живет творчеством, несущим людям красоту, доброту и праздник.

Л. ХАЙДУКОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.11.1995.

Главная страница