Он создает условия для творчества

    Сочетание в одном человеке разных достоинств есть дар природы. Люди, им обладающие, важны в нашем современном обществе, поскольку, быть может, именно ими и держится русская земля. Один из них - тагильский художник Иван Анцыгин - хорошо известен в городе и как график, и как педагог, воспитавший не одно поколение студентов, и как общественный деятель, многое сделавший для сохранения в городе отделения Союза художников России, и как просто хороший человек.

    На днях в музее изобразительных искусств открылась персональная выставка Ивана Михайловича Анцыгина, на которой представлено более ста графических произведений. Выставка, приуроченная к 50-летию художника, представляет его путь в искусстве.

    Родился Иван Анцыгин 5 декабря 1956 года в селе Воздвиженка Каслинского района, что раскинулось среди озёр в Челябинской области. С детства любивший рисовать, после службы в армии он поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (ныне Государственная социально-педагогическая академия). Иван Анцыгин обратился к гравюре ещё во время учёбы в институте и с тех пор известен, прежде всего, как художник, работающий в области станковой графики. Его путь в искусстве поступателен, ровен. Он много и активно экспонирует свои графические листы на различных выставках, начиная с 1984 года, а в 1992 году Иван Михайлович Анцыгин был принят в члены Союза художников России.

    Жизнь художника - это его произведения, созданные им в разные годы, определяющие основные этапы, демонстрирующие изменения в мировосприятии и эмоциональные переживания по поводу происходящего или виденного.

    В эстампах острый интерес к действительности сочетается с работой над штрихом как одним из важнейших выразительных средств изобразительной характеристики мира, созданного автором. Художник, хорошо изучив историю гравирования, поставил перед собой цель - работать не пятном, а активным, пластичным штрихом, адекватным образной идее, передающим эмоциональное переживание.

Линогравюра "Дождь" из серии "Порт"

Линогравюра "Дождь" из серии "Порт"

    Над графическими листами Иван Анцыгин работает достаточно долго, его путь от замысла до законченной работы непрост. Так было, например, с серией гравюр "Порт". Ещё будучи студентом, он вместе со своими сокурсниками и педагогом Евгением Бортниковым ездил в Мариуполь на Чёрное море, которое поразило его и стало поводом для создания дипломной работы. Однако удовлетворения от сделанного художник не испытал и потому впоследствии, в течение нескольких лет, рисовал и гравировал волны, морское пространство, пытаясь передать в эстампах сущность водной стихии. Каждый раз волны останавливались и не желали двигаться. Решение пришло во время работы на творческой даче "Челюскинская" в 1988 году, когда, отказавшись от реального изображения волн, художник задумался над созданием образа моря. Возникла серия "Порт", одна из самых удачных в творчестве Ивана Анцыгина. В работах использован кинематографический приём выхваченных кадров, расставленных в порядке укрупнения - порт вдали с судами и кранами, где море только предчувствуется; затем идёт лист, в котором морские механизмы даны значительно приближёнными и морское пространство уже активно заявляет о своём присутствии; лист третий - сама водная стихия, заполнившая всё поле и буквально пульсирующая. Объединяющим элементом во всех трёх листах проходят радуга и птицы. В последнем листе "Чайки" рваные жёсткие штрихи создают ощущение беспокойного мира, где водная поверхность волнующегося моря заполняет сплошь весь лист, а мечущиеся птицы словно вплетены в общий динамичный узор.

    В конце 80-х - начале 90-х гг. Анцыгин создаёт серию листов "Города России. НЛО". Созданию листов предшествовала большая работа на пленэре в Суздале, Архангельске, Верхотурье, Коломенском, Сергиевом Посаде, Ростове Великом. Следует отметить, что Анцыгин вообще в течение жизни достаточно много и охотно работает на пленэре, считая это совершенно необходимым для художника.

    Поездки по старым русским городам в конце 80-х годов были исполнены для любого путешественника особым смыслом, а для художника тем более: царившее тогда запустение святых, веками намеленных мест, разрушающиеся памятники архитектуры, требующие реставрации, не могли не тронуть, как и особая светлая духовная красота храмов и соборов российских глубинок. Художник решает обратиться к серии гравюр, рассказывающих о необходимости сохранения прошлого, о хрупкости нашего мира, о неизвестности будущего. В листе "Верхотурье" в зыбких, словно растворяющихся вторых планах, качнувшиеся колокольни и купола верхотурских храмов имеют облик эфемерный, как нечто безвозвратно ушедшее, чистое и хрупкое, а плотная, жёстко внедряющаяся в пространство переднего плана гирлянда черных круглых следов-дырок, оставленных пролетевшим неопознанным летательным объектом, имеет, наоборот, чёткую основу, но столь же нереальна. Связующее звено - раскидистое дерево как символ жизни и соединения прошлого и нового, современного. Существование предметного мира поставлено под вопрос, а наступающее неизвестное, словно кошмарное видение, пробивающее "дыры" в нашем сознании. Но при всём этом художнику важно сохранить трепетную, романтическую ноту, свойственную, в принципе, всем его работам.

    Ещё одной важной для Ивана Анцыгина является тема NU. Листов не так много, но в них найдена интересная линия - практический, сугубо академический натурный рисунок переводится в пластику языка гравюры.

    Будучи педагогом по образованию и призванию, И.М. Анцыгин с 1983 года и по настоящее время является преподавателем спецдисциплин Уральского училища прикладного искусства. Большое внимание в преподавательской деятельности он уделяет графическому дизайну, по сути подготавливая студентов для практической работы. Обратившись к графическому дизайну, И. Анцыгин сам увлёкся им и много работает в области разработки промышленной графики, создавая различные знаки, логотипы, оформляя полиграфическую продукцию. Для него это дело необыкновенно интересное, в котором он ценит вариативность, возможность поиска.

    Неуспокоенность и стремление жить для людей - качества важные и редкие. Так, больше трёх лет Иван Анцыгин преподавал в народной студии при Доме художника, которая пользовалась большой популярностью в городе. С1994 года и по сегодняшний день он является членом объединения тагильских художников "Тринадцать", становится инициатором создания многих выставок тагильских художников, в том числе выставок молодых авторов, помогая им определиться в искусстве. Вместе с В. Зуевым он стал автором-куратором проекта "Печатная графика": в 2005 состоялась первая выставка "Высокая печать", в 2006 году вторая - "Глубокая печать". Ежегодные специализированные выставки печати призваны показать все разнообразие печатной техники и особенности каждого вида графики.

    Последние 15 лет для Ивана Михайловича Анцыгина - время беспокойное: он неоднократно избирался членом правления Нижнетагильского отделения Союза художников России, в 1996-2001 годах возглавлял Нижнетагильскую организацию художников, являясь её председателем, и был участником VIII съезда Союза художников России, в 2001-2006-м был заместителем председателя, и вновь в конце 2006 года избран художниками города на пост председателя отделения. За это время И. Анцыгин сделал очень многое для сохранения организации, её жизнедеятельности, и для личной творческой деятельности каждого тагильского художника, создавая условия для творчества. Хочется, чтобы эта достаточно трудная и по-настоящему самоотверженная работа была по достоинству оценена.

Елена ИЛЬИНА.

Литература: Газета "Горный край" от 15.12.2006.

Главная страница