Мальчик с портрета

    Ранее был опубликован материал "А были еще портреты" (газета "Тагильский рабочий", 29.12.1987), в котором рассказывалось о выявленных в фондах ленинградских музеев трех портретах уральского заводчика Саввы Яковлевича Яковлева кисти известного русского живописца XVIII века М.Л. Колокольникова.

     Как показали недавние архивные разыскания, С.Я. Яковлев владел заводами не только в окрестностях Нижнего Тагила. Недалеко от Петербурга, вверх по Неве, у Яковлева было загородное имение Медное, названное так по находившемуся здесь медеплавильному заводу, ему принадлежавшему. Вот тут-то и находилась богатейшая коллекция картин. Пройдет немало десятилетий, и часть этого собрания - семейные портреты - потомки Яковлева передадут в историко-бытовой отдел Русского музея в Петрограде, в отдел истории русской культуры Эрмитажа.

    - Из этой коллекции, - рассказывает научный сотрудник Государственного Эрмитажа И.Г. Котельникова, - происходят несколько живописных и миниатюрных портретов. Среди них те, на которых изображены Михаил Саввич и Степанида Степановна Яковлевы, сын и невестка уральского заводчика. Но особо выделяется портрет его внука, выполненный Миной Лукичом Колокольниковым: здесь мы видим маленького мальчика в розовом кафтанчике, со взрослой прической и яблоком в правой руке. (Куплено полотно у А.Н. Яковлевой в 1928 году). Чуткая бережность и уважительная доверительность к миру ребенка окрасили обаятельный и трогательный детский образ теплым личным чувством художника.

    Но кто же из потомков знаменитого промышленника изображен на портрете? На помощь исследовательнице пришли старинные родословные книги. Из десяти внуков Яковлева наиболее приемлемым "кандидатом" оказался носящий имя деда Савва Михайлович Яковлев (1768-1829).

    Второй, близкий эрмитажному, портрет мальчика (вы его видите на снимке) хранится в настоящее время в Государственном музее изобразительных искусств Чечено-Ингушской АССР в городе Грозном. Судя по тому, что оба ребенка очень похожи друг на друга, а образное и стилистическое сходство портретов выдает руку того же М.Л. Колокольникова, высказывается предположение, что тут запечатлен еще один внук Саввы Яковлева.

    Интересно, что мальчик изображен в костюме лилового цвета, - в аналогичный лиловый кафтан "одел" когда-то художник и его, тогда еще молодого, деда, уверенно вступавшего на деловой путь. И цветовое решение, и композиционное построение очень близки к другим работам Колокольникова.

    Ушли годы, менялись люди, понятия, моды. Но во всех портретах членов семейства Яковлевых, возданных М.Л. Колокольниковым в разные периоды его творчества, художник сумел сохранить и донести до потомков, пожалуй, самое главное: глубокую бережность отношения к личности каждого запечатленного человека.

З. АФАНАСЬЕВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.07.1988.

Главная страница