Дубовый листок на асфальте

    Современным школьникам и студентам, наверное, кажется, что так было всегда. Но поколения 1960-1970-х годов помнят, как преображалась набережная, сооружался цветомузыкальный фонтан, вдоль аллей высаживались хрупкие юные березки и рябинки. Сейчас эти саженцы стали большими деревьями с могучей кроной. А на горке, на подъеме от фонтана к Театральной площади, справа стоит деревце, которое летом вроде бы не выделяется среди других. Только присмотревшись, увидишь, что это очень редкий для наших широт дубок.

И.А. Орлов    Историю его помогло узнать одно письмо. В наш музей по научно-исследовательским вопросам писала из Москвы Лидия Николаевна Гончарова, научный сотрудник Государственного Исторического музея. С большой теплотой вспоминает она о своих приездах в Нижний Тагил: "Я очень люблю ваш город, так как у меня связано много лет дружбы не только с вашим музеем, но и с прекрасными людьми - местными краеведами - Александром Федуловичем Кожевниковым, Иваном Абрамовичем Орловым, Елизаветой Васильевной Боташевой. Каждый раз, когда я приезжала в Нижний Тагил, мы собирались у них или у меня в гостинице и вели интересные беседы. Каждый из них достоин целой книги воспоминаний..."

    И в том же письме Лидия Николаевна интересуется, растут ли до сих пор дубы И.А. Орлова в центре города.

    Очень любопытно стало мне узнать про это, и я обратилась к старейшему музейному сотруднику, нашему учителю и наставнику Лидии Петровне Лепо, которая поведала такую историю.

    Где-то в начале 1980-х Иван Абрамович Орлов с супругой Надеждой Павловной ездили в Москву и побывали на месте боев 1941 года в районе деревни Крюково. Там увидели дуб, весь изрешеченный пулями. Орловы решили набрать желудей от этого дерева и посадили их у своего дома в Нижнем Тагиле. Часть дала ростки, которые выжили благодаря заботам хозяев и окрепли. Потом Иван Абрамович обратился к городским властям с просьбой подыскать место для саженцев дубков с памятных мест боев. Вопрос решался долго и трудно. В конце концов дубки были высажены на месте престижном - на горке в центре города, но, увы, уральские зимние ветры губительны для южных деревьев. Однако некоторые из новоселов прижились и тут. Они - как память о замечательном человеке, старейшем тагильском краеведе.

    Сейчас мы отмечаем его 100-летие. Я помню Ивана Абрамовича уже в преклонном возрасте, когда он приходил в фонды музея, всякий раз с подарком - экспонатом, и много интересного рассказывал, рассказывал. Сюжет тянулся за сюжетом, вещи, события и люди в его историях переплетались удивительным образом... Иван Абрамович был живой энциклопедией Нижнего Тагила, его великолепная память хранила множество имен, дат, событий. Он излагал их в своих записках, которые являются богатейшим материалом по истории Тагила, его улиц и быта ушедших поколений.

    А дубок Ивана Абрамовича почти не заметен в разросшихся рябинках, березах и ясенях. Лишь осенью во время листопада вдруг остановится взгляд на непривычном желтом силуэте дубового листа на мокром тагильском асфальте. И если вы увидели этот лист и этот дуб, подумайте о замечательном земляке, старейшем краеведе и почетном гражданине нашего города Иване Абрамовиче Орлове.

О. ВЛАДИМИРОВА.

    Фото Ивана КОВЕРДЫ.

Литература: Газета "Горный край " от 04.10.2001.

Портрет с натуры

К 100-летию И.А. Орлова

    8 октября исполнилось 100 лет со дня рождения И.А. Орлова. Юбилея своего он не дождался - ушел от нас на 91 -м году жизни. Но не тускнеет память о старейшем тагильском краеведе, почетном гражданине города, добром и мудром человеке, который оставил такой след на родной земле, что не сотрут его грядущие времена.

    Ивана Абрамовича хорошо знали историки, археологи, этнографы, фольклористы, искусствоведы, писавшие диссертации и книги о прошлом Тагильского края. Сам он университетов не кончал, ученых степеней и званий не имел, всю жизнь проработал на Высокогорском руднике. Но кандидаты и доктора наук, профессора и студенты, сотрудники научно-исследовательских институтов и музеев, опытные и начинающие краеведы именно к нему часто обращались за консультацией, приходили за советом, пользовались материалами из его богатейшего архива. Он был живой энциклопедией старого Тагила, его летописцем и биографом, копилкой памяти и собирателем исторических реликвий.

И.А. Орлов

И.А. Орлов

    Наследство, оставленное им родному городу, хранит сейчас Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. Орловский фонд здесь насчитывает около пяти тысяч (!) различных экспонатов - от старинных икон, книг и предметов быта до заводских механизмов, служивших в промышленном хозяйстве Демидовых. А еще в архиве музея есть его рукописное наследие - 78 так называемых "Орловских тетрадей" с подробным и точным описанием событий и фактов из жизни дореволюционного Тагила.

    Отмечая 100-летие И.А. Орлова, мы рассказываем об этом удивительном человеке, который отличался обширными знаниями и чрезвычайной скромностью, почти детской застенчивостью. О себе и заслугах своих он говорить не любил. Поэтому облик его помогут восстановить воспоминания близко знавших его людей, письма Ивана Абрамовича друзьям, фотографии из архивов и другие не публиковавшиеся ранее документы. Так общими стараниями, штрих за штрихом, попытаемся создать портрет с натуры, по памяти.

Друзья вспоминают

Михаил ДИСТЕРГЕФТ, член Союза художников России:

    Я познакомился с ним, когда работал в 50-е годы над экспозицией в краеведческом музее. Потом дружили семьями, стали хорошими знакомыми еще при жизни Надежды Павловны, его верной супруги.

    Иван Абрамович тянулся ко мне потому, что сам был интересным художником-любителем. А я всегда находил в нем умного и доброго советчика, когда работал над иллюстрациями произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка. Иван Абрамович обладал поистине энциклопедическими знаниями в области истории края, особенно нашего города, его окрестностей и природы. Много раз у меня возникало чувство: "Ну вот ведь никто никогда мне этого не скажет; один он помнит и досконально знает все, о чем бы ни заходила речь, касающаяся старины".

    ...Обладая обширными знаниями, владея фотоаппаратом, он оставил людям много интереснейших тематических альбомов. Кроме того, Иван Абрамович умел рисовать и писать красками, резал по дереву, моделировал, хорошо знал переплетное дело. До последних дней своих он работал в библиотеке краеведческого музея и привел в порядок многие ценные старинные издания. Спас их от гибели.

    Не перечислить всего доброго, что он бескорыстно делал для музея. Помнится, как коллектив торжественно праздновал здесь его 90-летие. Сколько было слов любви и уважения, цветов, подарков...

    Я несколько раз принимался за его портрет с натуры. Но, видно, для пожилого человека нелегко было сидеть спокойно, не меняя позы, перед пристальным взглядом художника. Он сразу начинал дремать, вмиг исчезали его лукавый взгляд, добрая улыбка. Пришлось прибегнуть к помощи фотографии - я его часто снимал. Получился сложный композиционный, с интересным предметным фоном портрет - этакий собирательный образ с "житием".

    ...Помню похороны Ивана Абрамовича. Они были - по непонятной мне причине - очень скромные.

    Добрая Лидия Петровна Лепо сделала все, чтобы собрать близких покойному людей. По ее же инициативе похоронную процессию остановили у здания музея. Это был торжественный акт прощания Ивана Абрамовича с домом, которому он отдал силы и душу. Все, провожавшие его в последний путь, это хорошо понимали.

Софья РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, этнограф, доктор исторических наук (г. Москва):

    Иван Абрамович был моим большим другом и активным помощником во время этнографической экспедиции в Нижнем Тагиле в 50-е годы, когда мы, научные сотрудники Института этнографии, изучали быт и культуру уральских горняков и металлургов.

    Он вспоминается мне неизменно приветливым, общительным человеком, часто улыбающимся, со смешинкой в глазах, всегда готовым рассказать или показать что-то новое, ценное для нас, участников экспедиции. Мы его все любили и ценили прежде всего как великого знатока истории родного края, до мелочей знавшего не только события, свидетелем, а порой и участником которых он был, но и людей, в чьих судьбах остался "след истории".

    В частности, меня, занимавшуюся в те годы историей подносного промысла на Урале, он познакомил с замечательными мастерицами, расписывавшими подносы еще в дореволюционные "демидовские" времена, с родственниками знаменитых "подносников" Сизовых, Головановых, владевших мастерскими... Воспоминания старожилов, в том числе 70-80-летних стариков, с которыми свел меня Иван Абрамович, явились ценнейшим дополнением к документам, изученным мною в уральских и московских архивах.

    Иван Абрамович не только сам рассказывал много интересного об истории Тагила. Он ввел меня в круг тагильских краеведов. А среди них в 50-е годы были такие замечательные люди, как заведовавшая краеведческой библиотекой Е.В. Боташева, коллекционер А.Ф. Кожевников и многие другие. Познакомил он и со своей женой, верным другом и соратником в разнообразных его краеведческих делах, Надеждой Павловной. Все мы ее тоже полюбили и незабываемые часы проводили в домике Орловых на улице Верхней Черепанова. Нас угощали там вкуснейшими уральскими кушаньями и интереснейшими рассказами хозяев. Мы любовались картинами, автором которых был сам Иван Абрамович. Рассматривали многочисленные фотографии старого и нового Тагила. Он ведь еще и прекрасный фотограф...

    Вообще Иван Абрамович, как истинно талантливые люди, был мастером на все руки: увлекался резьбой по дереву, делал модели, макеты и, конечно же, много писал на самые различные темы - от памятников истории до "биографий" тагильских улиц. Знаток и любитель природы, он совершал с нами путешествия по окрестностям города, даже по реке Вые сплавлял нас на лодке. Он помог нам не просто узнать, изучить, но и глубоко прочувствовать суровую красоту горного Урала.

    Большой внутренней жизненной силы был человек! Я счастлива, что повстречалась с Иваном Абрамовичем на жизненном пути и была дружна с ним многие годы. А его слова, сказанные когда-то в наш адрес, останутся в памяти навсегда: "Историю надо делать (в смысле собирать) сегодня, завтра будет поздно". Как он был прав!

Елена ЕПАНЧИНЦЕВА, краевед:

    Помню первое свое посещение краеведческого клуба в августе 1987 года. А вскоре состоялась и встреча с Иваном Абрамовичем в читальном зале. Поразили его добрые, умные, лучистые, светящиеся юмором глаза. И весь он был как ребенок, открытый людям. Наверное, о таких говорил Александр Грин: "Детское живет в человеке до седых волос".

    Ивана Абрамовича не видела я хмурым, недовольным, раздраженным. Никогда он не жаловался на нездоровье, а если и говорил по этому поводу, то всегда с юмором: "Вот что-то стены падать на меня стали".

    Возраст как будто не существовал для него. Память была феноменальной. Он хранил в ней время, а время благосклонно относилось к нему.

    В последние годы Иван Абрамович плохо слышал, и я всякий раз, желая узнать или уточнить у него что-то, писала вопрос на листочке бумаги. Прочитав, он отвечал, почти не задумываясь, извлекая из кладовой своей памяти исторические даты, события, факты. Со мной он делился всем, что знал. Его доброжелательность, внимание и душевная теплота неповторимы, а ясный, простой, лаконичный и вместе с тем образный язык позволял реально увидеть написанное им и рассказанное.

    Человек-самородок, народный талант, он был талантлив во всем... Историк, краевед, этнограф, археолог, художник, мастер - золотые руки. Он один все это совмещал в себе. Когда он овдовел и состарился, его опекали родственники. Как-то мы пришли поздравить его, дверь квартиры открыла племянница. Вслед за ней вышел Иван Абрамович. Нас усадили пить чай, а потом он показывал свои художественные поделки, фотографии, альбомы с рисунками и эскизами, выполненными акварелью и цветными карандашами, к картине "На берегу Актая", что находится сейчас на первом этаже библиотеки... И вообще вся его комната с предметами, хранящими дыхание времени, больше походила на музей - краеведческий, художественный, этнографический.

    Была у меня одна добровольная обязанность, которой я тогда очень гордилась и которая давала возможность дополнительно видеть и слушать Ивана Абрамовича. Всякий раз, когда мы вечером выходили из библиотеки после встречи в краеведческом клубе, он уже ждал Майю Петровну Рыжову и меня во дворе. Стоял, уперев "руки в боки", и говорил: "Ну, где мои барышни? Вот и луна уж появилась". Мы подходили. С двух сторон брали его под руки и так втроем не спеша шли к трамвайной остановке у театра кукол...

    Память о Иване Абрамовиче осталась и в тех дубках, что выращены им из желудей дуба, опаленного войной и увиденного Орловым где-то в Подмосковье. Один из дубков растет рядом с домом, где я живу, на набережной Тагильского пруда. Возвращаясь с работы, часто прохожу мимо дерева, хранящего тепло рук и души этого редкостного и светлого человека.

Из записной книжки

    В последние годы жизни Иван Абрамович каждый день, как на работу, приходил в библиотеку музея-заповедника. Здесь в укромном уголке оборудовал себе рабочее место, смастерил переплетный станок собственной конструкции и с утра до вечера занимался "лечением" старинных книг и журналов.

    Сотрудники относились к нему, можно сказать, по-семейному, общение было неформальным, и Иван Абрамович чувствовал себя тут как дома, оттаивал душой, часто шутил, к месту и ко времени повторял свои любимые фразы. А заведующая библиотекой Эмма Николаевна Овечкина, опытный музейщик и тонкий психолог, записывала некоторые его характерные высказывания в записную книжку - просто из интереса, на память. И как же эти записи оказались кстати теперь!..

    Вот несколько из них.

    Декабрь 1990 года. И.А. перед работой:

    - Избави мя, Господи, от всех мирских зол и диавольского поспешения.

    После окончания работы:

    - И мы не праздно в мире жили...

    Или другое, из пушкинского "Бориса Годунова":

    - Еще одно, последнее сказанье -И летопись окончена моя...

* * *

    Как-то после работы, одеваясь, стоит перед зеркалом в вестибюле, смотрит на себя и смеется:

    - Какой ты старый стал, господи... - Потом посмотрел на меня, лукаво усмехнулся, махнул рукой на зеркало и сказал: -Я таким раньше не был... Ну, это паспорт виноват.

* * *

    Спрашиваю его, бывало: "Как себя чувствуете, Иван Абрамович? Как дела?" А он в ответ:

    - Прекрасно! И так всегда.

    Март 1991 г. И.А. рассказывает мне во время работы:

    - А учился я плохо. Не потому, что бестолковый, - у меня больно делов много было. Сколько я мельниц сделал: и водяных, и ветряных, и вертикальных, и горизонтальных!.. Конструктор... Меня хвалят соседи, а отец им: "Я не воспрещаю, пускай мастерит"...

По следам одной фотографии

Август 1973 года. На территории кондитерской фабрики (Выйского медеплавильного завода) найдена водяная турбина. От музея Лепо осматривает экспонат.

Август 1973 года. На территории кондитерской фабрики (Выйского медеплавильного завода) найдена водяная турбина. От музея Лепо осматривает экспонат.

    Казалось бы, что особенного в этом старом любительском снимке? Но на обратной его стороне рукою самого И.А. Орлова сделана пометка: август 1973 года, и удостоверяющая сие подпись. А выше - пояснение, сделанное уже позднее, когда фотография попала к музейщикам: "На территории кондитерской фабрики (Выйского медеплавильного завода) найдена водяная турбина. От музея Лепо осматривает экспонат".

    Пролить свет на это давнее событие мне помогла его непосредственная участница - Лидия Петровна ЛЕПО.

    ...Однажды Иван Абрамович пришел в музей взволнованный, радостно возбужденный, сияющий. И с ходу сообщил:

    - Надо срочно идти на старый Выйский завод. Там нашли турбину прошлого века. Рабочие ждут.

    Не каждый день случаются такие находки, и Лидию Петровну Лепо, заведовавшую тогда отделом дореволюционного периода, уговаривать не пришлось. Сразу же отправились на смотрины.

    По дороге Иван Абрамович завернул к себе домой: "Всего на минуту, я только цветов нарву для рабочих. Надо же как-то отблагодарить людей". И через несколько минут они уже шли по улице с праздничным букетом гладиолусов из орловского сада. Иван Абрамович, кстати сказать, еще и отменным садоводом был. Цветы у него на зависть всей округе росли - и сортов диковинных, и красоты необыкновенной. Ни один гость от Орловых без букета не уходил.

    А на заводском дворе их действительно ждали. Смущенно посмеиваясь от избытка цветов и внимания, рабочие показывали "находку" и удивленно говорили: "Надо же! А мы эту железную рухлядь на свалку отправить хотели. И если бы не Иван Абрамович..."

    Реликтовую турбину потом на грузовой машине переправили. И теперь она на почетном месте - в заповедной исторической зоне города, близ главного музейного дома, между входом в парк имени Бондина и Нижними провиантскими складами. На открытой выставочной площадке стоит она вместе с другими заводскими трудягами минувших столетий.

    Сотни людей проходят здесь за день, иные останавливаются, смотрят на железных пришельцев из прошлого. Но мало кто знает, как попала в эту компанию избранных старая турбина с демидовского Выйского завода и кому она обязана счастливым музейным долголетием. Да разве только она одна?..

"Дорогому Ивану Абрамовичу..."

    Автографы обычно дают эстрадные звезды своим поклонникам, фанатам. У Орлова была целая коллекция автографов, но совсем другого толка. Это печатные издания научных работ с дарственными надписями авторов - историков, археологов, этнографов, искусствоведов.

    Из рукописных орловских альбомов и тетрадей, из устных рассказов и воспоминаний тагильского Пимена ученые взяли немало ценного, поминая потом скромного нашего краеведа в своих солидных книгах, делая ссылки на его исследования, находки. И посылая ему из Москвы, Новосибирска, других научных центров страны эти печатные труды, авторы сопровождали их припиской, начинавшейся на удивление одинаково:

    "ДОРОГОМУ ИВАНУ АБРАМОВИЧУ..."

    А дальше каждый выражал чувства уже по-своему:

    "...главному консультанту по уральской меди и славному другу. С любовью, автор" (Л. Гончарова, доктор исторических наук, г. Москва).

    "... на память о том времени, когда мы оба занимались изучением прошлого Вашего родного Нижнего Тагила" (Н. Юхнева, доктор исторических наук, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, г. Москва).

    "...на добрую память от автора. Всегда благодарная Вам за помощь". (Н. Полищук, фольклорист, кандидат исторических наук, г. Москва).

    Подобных автографов в коллекции Орлова не один десяток. Для многих Иван Абрамович был действительно ДОРОГОЙ ЧЕЛОВЕК. Таким и останется.

Я вам пишу...

    Среди ближайших друзей Ивана Абрамовича Орлова особое место занимали сестры Гуськовы.

    Татьяна Константиновна - бывший музейный работник, ныне профессор Нижнетагильского педагогического института, доктор исторических наук - родилась и живет в нашем городе. Ангелина Константиновна - доктор медицины, всемирно известный специалист по лучевым болезням, профессор, почетный член нескольких зарубежных академий наук - работает в Москве, в Тагиле бывает наездами. Но с родным городом у нее крепки не только семейные связи.

    Может быть, поэтому она вела переписку с Иваном Абрамовичем. И сейчас письма тагильского краеведа хранятся в семье Гуськовых. Как память о друге и духовно близком человеке, который умел видеть, чувствовать, понимать историю и современность больше, лучше, глубже, чем многие другие люди.

    Впрочем, убедитесь в этом сами, читая фрагменты из писем И.А. Орлова, относящихся к 1985-1992 годам.

    "Ангелина Константиновна, примите очередной репортаж о проведении праздника Дня Победы. Специально для этого взял большой лист.

    ...На самом главном параде на Театральной площади не был. В ряды победителей и передовиков - недостоин, а смотреть со стороны не позволяет малый рост мой. Но был на очень интересных событиях.

    1. На открытии монумента у братской могилы воинов на Центральном кладбище (смотрите вырезку из газеты). Очень интересно, торжественно... Только мне показалось, что голова Матери-Родины чуть-чуть великовата и лицо не совсем мужественное, а больше мужское. И прическа больше подходит девушке призывного возраста, только что вышедшей из парикмахерской. Но я не знаток. Работу эту принимал совет художников, архитекторов и начальников с большими портфелями, поэтому прошу не принимать за критику. Мемориал в общем хорош...

15 мая 1985 г.

Здравствуйте, мои дорогие!

    С вашим отъездом как погода, так и настроение мое изменились. В погоде виноваты всякие циклоны, антициклоны. А в настроении виноват Гелиос. Чем дальше, тем больше чувствую его характер...

    На праздник города не ходил: дождь, грязь, ветер - все не по мне. Правда, вечером вышел на перекресток полюбоваться фейерверками с набережной. Красиво. Особенно когда эта ракета вспыхнет внутри пробегающего низко облака. Самой ракеты не видно, но ее вспышка так освещает изнутри облако, что оно приобретает ее свет - то розоватый, то голубовато-зеленый или белый. От включенного прожектора самого луча тоже не видно. А видно быстро бегущее по облаку светлое пятно, похожее на пролетающий крупный болид. Но без звука. Вот и все мои праздничные удовольствия...

20 августа 1986 г.

Тагильчанки мои дорогие, здравствуйте!

    Вот и прошли, прошумели Великие праздники истории нашей. Все эти дни прожил в деревне, в тишине, покое...

    Думаю со следующей среды опять заняться книгами. В этот раз еще 10 журналов привел в божеский вид. "Горный журнал" 1900-1905 годов - очень интересный, дорогой по содержанию. Вот так и прожил от прошлого письма до сегодняшнего. В деревне порисовал, повырезал, забавлялся этим.

    ...Статья о фонтанах в газете "Правда" меня как-то задела. Почему-то всюду так. Чем объяснить неуважение к прошлому? Считаю, виноваты сталинские времена, конец 20-х - начало 30-х годов и "пролеткульт". Не мне судить, а жаль...

14 ноября 1987 г.

    ...Нового, конечно, много у нас, но мы так к нему привыкли, что считаем зачастую обыденным.

    Открылась выставка работ наших художников. Михаил Васильевич (Дистергефт. - Ред.) пригласил на ее открытие. Спасибо ему. Был. Многое понравилось, многое непонятно. И художники разные, с разными взглядами, мыслями - и мы, зрители, не одинаковы и по развитию, и по понятиям (я, в частности)... Очень понравился портрет, написанный пастелью: / живой, только не мигает. А вообще портретов много, но все какие-то одинаковые, не запечатлеваются...

    С удовольствием посмотрел работы Дистергефта. Особое направление. "Мастер" смотрится хорошо, но немножко перегружен. Всматриваться внимательно нужно, а это качество есть не у всех зрителей. Портретного сходства со мною большого нет, но его здесь и не нужно. Писал он "Мастера", а не меня.

25 сентября 1989 г.

    ...Прежде всего спасибо Вам за поздравления с 90-летием, за благие пожелания. Судя по полученным письмам, телеграммам, я не забыт. Помнят многие. Спасибо им за память!..

    Общественность поздравила очень хорошо. Было чаепитие в библиотеке музея. С речами, благодарностями выступили шесть или семь человек... Наградили Дипломом от музея и библиотеки, а краеведческий клуб Нижнего Тагила "присваивает Орлову Ивану Абрамовичу степень Доктора краеведческих наук и назначает его научным консультантом по всем вопросам истории нашего края". Лестно. Подарили "Оду в честь..." Кто писал, не знаю, но красиво, складно...

    В общем, я никак не ожидал такого. Запомнится навсегда. Вот так дожил старик до похвалы.

    Дальше немного о себе. Старюсь, дряхлею, одышка. На правое ухо не слышу совершенно... Что ж, два раза молод не будешь. Все изнашивается. Все ведь мы так, по-разному и не в одно время... В Большой книге сказано: "Имей терпение и будь без гнева".

11 октября 1991 г.

    ...На сей день сообщить Вам что-то просто затрудняюсь. Все обыденное, перестраивающееся, но не перестроено. С утра до вечера ходим, ворчим, жалуемся, а на кого - сами не знаем. Нехватки, недостатки, прорехи и всякие, всякие нужды житейские. Это, наверное, не только в Тагиле. Такова, видимо, планида наша. Рассчитывали на осеннее изобилие, а что-то его нет. Но, наверное, будет. Как правило, после ненастья всегда ведро. Ждем. Долго ли?..

13 ноября 1991 г.

    ...Судя по газетам и телевизору, у нас ежедневно что-то новое. Спорим, доказываем, ссоримся и деремся. Совсем недавние наши соседи, одного дома жители, люди одной семьи, разбежались по "своим" углам, отгородились, делим имущество нашего общего дома...

    О себе - тот же. Старею, как и все. С наступлением лета больше чувствуется одиночество: дачи, огороды, посадки - все заняты своим делом в заботах о будущем урожае, о запасах на зиму. Это кто может. А вдовы? Сироты? Старики?..

    По-прежнему исправно хожу на работу в хозяйство Эммы Николаевны (Овечкиной. - Ред.) Не сдаюсь. Перебираю в библиотеке прошлое, старенькое, потрепанное, интересное. Даю новую жизнь...

    На днях (8 мая) был приглашен на чаепитие в аглокомбинат, где работал когда-то. Интересная встреча. Очень благодарен организаторам: не забыли. Встретился со старыми друзьями (а их единицы). Стариков много, а ровесников нет. Всех пережил...

14 мая 1992 г.

Литература: Газета "Горный край " от 12.10.2001.

Главная страница