Литературные Петровичи

    Алексей Бондин и Павел Бажов носили одно отчество, и свердловские писатели шутя называли их Петровичами. Их постоянно видели вместе, они подолгу беседовали, каждый знал что-то свое, особенное, и это поддерживало интерес друг к другу. У них была не просто мужская дружба, но литературная заединщина, сопряженная с познанием отечественной культуры, с совместным поиском духовных ценностей, соотносимых с социалистическими идеями, и их художественного претворения. Петровичи хотели стать настоящими писателями и вместе шли к этому.

Первая встреча

    Впервые они встретились в 1923 году в Екатеринбурге. Бондин однажды приехал на занятие литературного кружка "Мартен" при журнале "Товарищ Терентий". Редакция журнала помещалась в одной большой комнате с редакцией "Крестьянской газеты", где работал Бажов. Пока не собрались кружковцы, Бондин спокойно сидел и ждал, и Бажов обратил на него внимание. "Как-то сразу почувствовалось, - писал позже Бажов, - что это профессиональный рабочий. Внешне это не было подчеркнуто. Ни расстегнутого ворота, ни замасленной куртки, наоборот, явился подтянутым, даже слегка прифранченным, а все-таки видно, что это рабочий, из тех самых, о которых так много говорилось на собраниях писателей".

    Хотя присутственное время Бажова закончилось, он не ушел, остался слушать разговоры кружковцев. А после заседания Бондин сам подошел к столу Бажова, они обменялись мнениями, сошлись в оценках. "С этой памятной мне встречи у нас завязалось знакомство, перешедшее в дружеские отношения, тем более что у нас оказалось много близкого в работах по вопросам уральской старины", - вспоминал Бажов.

Все началось в сорок лет

    Во время первой встречи Бондину был 41 год, Бажову - 44. Бондин успел опубликовать рассказ в журнале "Семафор", Бажов не имел никаких публикаций, кроме газетных. У каждого был уже солидный жизненный опыт, и каждый к сорока годам решил начать новую жизнь - ступить на тяжелую и сладкую писательскую стезю, но не бросать профессию, которая кормит: Бондин начал писать повесть "Связчики", Бажов - очерки, которые через год выйдут отдельной книгой "Уральские были". Петровичи постоянно встречались, дорожили общением. По словам Бажова, приезжая в город, Бондин "неизменно находил время, чтобы заглянуть ко мне в редакцию или на квартиру и поговорить по вопросам литературы".

    Оба тянулись к литературной учебе. Видимо, кружок при журнале "Товарищ Терентий" их не устраивал, потому что Бажов пишет о "новом кружке": "Не один раз совместно посещали мы новый кружок, который возник при "Уральском рабочем" и не имел особого названия. На первый план здесь выдвигалась литературная учеба..."

Павел Бажов    Бажов не давал что-либо из написанного для обсуждения в кружке, а Бондин читал отрывки из повести "Связчики". Кружковцы высказывали разные мнения, но большинство считало, что Бондин на верном пути, поскольку он, развивая тему, привносит свой взгляд автора-рабочего и должным образом индивидуализирует речь героев с помощью местных слов. Посещения литературных собраний убедили Бондина и Бажова, что они самодостаточны в своем жизненном опыте, знании народной психологии, языка, культуры, что нельзя отходить от локального уральского материала и нужно одно - писать.

    И они начинают интенсивно работать. Бондин пишет повести "Уходящее", "Связчики", "Матвей Коренистов", рассказы, роман "Лога", в 1934 году его принимают в Союз писателей. М. Горький поставил "Мою школу" в один ряд с классическими повестями Льва Толстого и Сергея Аксакова. Последним произведением Бондина был роман "Ольга Ермолаева". Бажов пишет повести "За советскую правду", "Потерянная полоса", историко-документальные книги "К расчету", "Пять ступеней коллективизации", "Бойцы первого призыва", "Формирование на ходу"; в 1936 году начинает работать над сказами...

Вспоминает Елена Хоринская

    Елена Евгеньевна Хоринская, старейшая уральская поэтесса, которой сейчас за девяносто, хорошо помнит Бондина. Узнав, что я еду в Нижний Тагил, попросила зайти в Бондинский музей: "Посмотрите, как он сейчас выглядит, что экспонируется. Я всегда тепло вспоминаю Алексея Петровича". Она рассказала, как отмечался 60-летний юбилей Бажова в январе 1939 года, на котором присутствовал Бондин. Это был первый юбилей в Свердловской писательской организации: Бажова приветствовали Союз советских писателей, многие общественные организации. Е.Е. Хоринская не забыла, как искренне радовался Бондин за своего друга и высказывался в том плане, что, может, и ему братья-писатели устроят юбилей через три года.

Алексей Бондин    23-24 октября 1939 года Бондин был на собрании Свердловской и Пермской писательских организаций, 25 октября выступал на радио с рассказом о своей творческой работе и в этот же день получил в подарок "Малахитовую шкатулку" с надписью: "Старому другу Алексею Петровичу Бондину без дальнейших слов". К сожалению, "дальнейшие слова" Бажову придется очень скоро говорить, а пока они спокойно расстались, думали, что как обычно, ненадолго, а оказалось - навсегда. Через полторы недели случилась скоропостижная смерть Алексея Петровича, и Бажов с группой писателей приехал в Тагил на последнюю встречу с другом - это было 10 ноября 1939 года.

"Дальнейшие слова" о друге

    Можно только догадываться, как тяжело переживал Бажов безвременную смерть Бондина. И он сделал все, чтобы были отданы посмертные почести и достойно сохранялась память о друге. Бондин умер 7 ноября, Бажов через день уже в Тагиле, участвует в похоронах, быстро пишет статью "Из начала пути", которая была опубликована в "Тагильском рабочем" 11 ноября.

    Как человек хорошо знакомый с христианством Бажов знал, что для упокоения души крещеного Алексея Петровича надо отметить его годовщину, и он пишет о друге статью, опубликованную "Уральским рабочим" 12 ноября 1940 г. В пятую годовщину смерти друга Бажов публикует статью в "Тагильском рабочем" "Славный путь" и, наконец, десятую годовщину он решил отметить иначе - издать Бондина. Вместе с К. Боголюбовым он инициирует издание трехтомного собрания сочинений Бондина. Оно вышло в Свердловске даже раньше юбилейной даты, в 1948 году. Используя свой авторитет лауреата Сталинской премии, депутата Верховного Совета, он обращается в московское издательство "Правда" с просьбой включить А.П. Бондина в план издания. И в 1949 году в издательстве вышли "Избранные рассказы" А.П. Бондина с предисловием, написанным П.П. Бажовым. Он понимал, что память должна быть деятельной.

Не отрекаются любя

Маргарита Бойкова    В Тагиле есть школа, парк, улица имени Бондина, есть мемориальный музей писателя, в котором директорствует преданная делу Маргарита Алексеевна Бойкова. Наверное, есть так называемый региональный компонент в авторских программах некоторых учителей, и один-два урока посвящается Бондину. В педагогической академии студенты под руководством профессора В.П. Чалова работают над словарем фразеологизмов в произведениях уральских писателей, и в него уже вошло несколько десятков этих единиц из произведений Бондина. Профессор той же академии М.Т. Боровинский иногда выступает на конференциях в вузах Урала с докладами о творчестве Бондина. Чувствуется внимание, любовь, уважение к писателю, но ощущается и равнодушие, некое безразличие, граничащее с отречением, ибо Бондина давным-давно не издают. Последнее издание было почти четверть века назад, еще при советской власти, - в 1982 году. Выросло поколение тагильчан, не державшее в руках книг своего земляка.

    Конечно, не все произведения Бондина нужны современному массовому читателю. В прошлом веке останутся его сочинения о передовиках производства, токарях-многостаночниках, победителях соцсоревнований и т.п., но несомненную ценность сохраняют "Моя школа", многие рассказы и, в частности, рассказы для детей, его фольклорные записи. Нет буклетов, нет путеводителей по бондинским местам... Духовные ценности дряхлеют, если их не вводить в культурный оборот. Писатель молчит, если не издаются его книги. П.П. Бажов это понимал.

Валентин БЛАЖЕС.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 09.08.2006.

Писатель из народа

    В 2012 году известному уральскому писателю Алексею Петровичу Бондину исполнилось бы 130 лет. Он родился 5 августа 1882 года в Нижнетагильском заводском посёлке. В семье было пятеро детей, Алексей был последним ребёнком.

    В восемь лет он остался без родителей. Его отец Пётр Федорович был плотником, простудился в холодной воде при ремонте плотины и умер. Через год умерла мать Мария Фёдоровна. Алексей жил и воспитывался у старшего брата Александра, потом – в Авроринском приюте. В 1894-1897 годах учился в городском двухклассном училище, которое находилось по улице Уральской. В 15 лет начал работать в механическом цехе Нижнетагильского завода слесарем, потом – токарем. На токарном станке в 1898 году травмировал левый глаз и в поисках работы устроился на Косьвинский прииск.

    В 1900 году Алексей Бондин уехал из Тагила в Нижний Новгород, где до 1902 году работал на Сормовском заводе. Там он принимал участие в майских демонстрациях. Алексей трудился один год в Петербурге и был членом РСДРП. Позже Алексей Бондин написал в автобиографии: "Год жизни в Петербурге заменил мне десять лет жизни в Нижнем Тагиле".

    В 1903 году Алексей Бондин вернулся в Тагил, участвовал в забастовках, за что подвергался аресту. В 1906 году принимал участие в маёвке, которая проходила у речки Вязовки. Его арестовали, месяц он находился в земской тюрьме. После освобождения А. Бондин уехал в Верхотурье. На военную службу его не взяли из-за травмы глаза. В 1908 году он снова в Нижнем Тагиле: работал слесарем в депо станции Нижний Тагил. Во время гражданской войны Алексей Бондин находился в Вятской губернии, работал слесарем на станции Вознесенской, ныне Верещагино. С 1921 года Алексей жил на станции Азиатской, где работал машинистом водокачки. Здесь он поправлял здоровье после перенесённого туберкулёза.

    А.П. Бондин писал пьесы, повести и рассказы.

    В 1923 году учительница Т.Т. Гуляева пригласила свою знакомую, тоже учительницу, Александру Самойловну Вахромову (1893 – 1976 гг.) в клуб, чтобы послушать рассказы Алексея Бондина.

    "Автор стал читать, и мне передалось его сдержанное волнение. Я начала понимать, что он глубоко уважает женщину, что он готов встать на защиту её прав, её человеческого достоинства", – вспоминала впоследствии Александра Самойловна, будущая жена писателя.

    После каждой встречи Александра узнавала Алексея с новой стороны. В 1925 году Алексей и Александра поженились. Детей у них не было, они взяли на воспитание двенадцатилетнюю девочку Варю. Но вскоре у девочки нашлись родственники, и Бондины вернули её.

А.П. Бондин.

А.П. Бондин.

    В 1923 году в Нижнем Тагиле был создан литературный кружок, в котором Алексей Бондин принимал самое активное участие. При кружке выходил местный журнал "Рабочий отдых". А.П. Бондин был делегатом Всесоюзной конференции пролетарских писателей. В 1928 году Алексей Бондин начал работать над темой добычи платины и посетил платиновые прииски и деревни Красный Урал, Захаровку, Бобровку, а также Черноисточинск, Висимо-Шайтанск. С рюкзаком за плечами он ходил по местам, связанным с творчеством Мамина-Сибиряка. Собирая материал на прииске "Красный Урал", А.П. Бондин после издания в 1932 году первой части романа "Лога" стал последователем Д.Н. Мамина-Сибиряка в описании платиновых приисков. Первоначально роман о старателях он хотел назвать "Золотая лихорадка", затем – "Платина", а последний вариант -"Лога". Во второй части романа писатель вводит в действие около 50 персонажей. С прииска "Красный Урал" он писал своей жене Александре: "Нужно посмотреть Мамина-Сибиряка "Белое золото"... Это новое дело в платиновых промыслах и, вероятно, Маминым-Сибиряком не освещено. И вообще, по отношению Мамина-Сибиряка нового и интересного много. Большие электрические драги, обогатительная фабрика."

    Литературные критики отмечали, что "Лога" можно считать своеобразным продолжением художественной летописи Урала, которую создавал в своё время Дмитрий Мамин.

    В 1932 году, рассчитавшись с производства, А.П. Бондин занимается только литературным творчеством. В целом Алексей Бондин посвятил свою литературную деятельность человеку труда, его герои – рабочие Урала. Алексей Петрович в шутку говорил о себе: "Работаю на двух станках – один в депо, верстак, второй дома – стол письменный. На последнем работать, конечно, сложнее".

    На заводе А.П. Бондин выполнял норму почти на 200 процентов. Алексея Петровича часто премировали за рационализаторские предложения, его книги читала широкая аудитория, а его портрет находился на Доске почёта. В 1934 году Алексей Бондин ездил на встречу со школьниками в черноисточинский пионерский лагерь, на следующий год – в Евстюниху.

    Каждое лето Алексей Бондин отправлялся в путешествия с ружьём по лесам и горам Среднего Урала. Любил он съездить на охоту к станции Анатольской, где у него был сооружён охотничий шалаш. В 1934 году Алексей Бондин был на первом съезде советских писателей, который проходил в Свердловске. Там его приняли в члены Союза писателей, он встретился с А.М. Горьким. В 1936 году литературный кружок при газете "Тагильский рабочий" преобразовали в литературную группу Нижнего Тагила, руководил которой А.П. Бондин. В 1937 году в Свердловске были опубликованы его охотничьи рассказы под общим названием "В лесу", в которых заметен творческий рост писателя. Алексей Петрович с радостью писал для детей, рассказывая им о родном крае.

    В Свердловске редактор К.В. Рождественская предложила Алексею Бондину написать книгу о детстве и юности. В итоге он написал автобиографическую повесть "Моя школа". Эту книгу А.М. Горький включил в рекомендательный список литературы для юношества.

    Последний период жизни писателя связан с домом № 8 по улице Красноармейской. В доме жили две семьи, одну половину занимали Бондины. Дом – на берегу Нижнетагильского пруда и назывался домом Дружинина, теперь это мемориальный и культурный памятник, музей А.П. Бондина. Бревенчатое одноэтажное здание построено в конце XIX века. При доме были сад и огород, палисадник, где часто работал Алексей Бондин.

    В его комнате у окна стоял письменный стол. На нём лампа с зелёным абажуром, письменный прибор, бокал с ручками и карандашами, телефон, на левой стороне -стопка книг из классических произведений, портсигар, очки, этажерка с книгами, последние страницы рукописи. О своей домашней библиотеке Алексей Бондин говорил: "Библиотека у меня маленькая, но я нахожу в ней всё, что мне надо". В общей комнате находились обеденный стол с посудой, швейная машинка, на маленьком столике – шахматная доска с расставленными фигурами, этажерка с книгами. В выставочном зале представлены личные вещи, документы из жизни писателя: билет члена Союза писателей, делегатский мандат, удостоверения, справки.

    Как-то П.П. Бажов сказал ему: "Вот у тебя в "Логах" Алексей Петрович, есть деталь, как рубить пластью... " "Я же токарь и слесарь!" – ответил Алексей Бондин, который знал жизнь народа.

    В романе "Лога" Алексей Петрович очень красочно описал наши Уральские горы и прииски: "Точно взбунтовавшееся море, застывшее с гребнями огромных валов, раскинулось перед его взглядом. У самого подножья лежало большое озеро, как на картине, а на берегу с острым шпилем белой церкви – село Белоречье. Вдали, в синей дымке, старательская деревня Прохоровка. Виднелся Шайтанкий посёлок... "

    В письме незадолго до смерти Алексей Бондин сформулировал свою писательскую заповедь: "Когда меня хвалят, я ещё ниже склоняюсь над своей рукописью, настойчиво отыскиваю ляпусы, небрежности."

    7 ноября 1939 года тагильский писатель А.П. Бондин умер от общего заражения крови, вызванного карбункулом стенки живота. Прощание с писателем проходило в Пионерском клубе по улице Ленина. В почётном карауле стояли пионеры с повязанными красными галстуками. Через три дня Алексея Петровича похоронили в городском парке, позже названном его именем.

    "Смерть – далеко не конец для Алексея Петровича. Он долго будет жить в своих произведениях", – писал П.П. Бажов.

Рабочий кабинет писателя.

Рабочий кабинет писателя

    В 1942 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска с надписью "В этом доме жил и работал с 1935 по 1939 год Алексей Петрович Бондин". В 1943 году к А.С. Бондиной переселилась её сестра Агафья Самойловна Федосеева. С этого времени квартира сестёр становится неофициальным музеем, который посещают тагильчане, гости и писатели, в том числе П. Бажов, К. Боголюбов, В. Бирюков, Б. Рябинин, Б. Дижур. В 1947 году в связи с 65-летием со дня рождения Алексея Бондина по решению Нижнетагильского горисполкома на его могиле установлен памятник по проекту скульптора М.П. Крамского. На мраморной глыбе изображён барельеф писателя, высечены слова "Бондин Алексей Петрович, 1882 – 1939". В том же году городской парк культуры и отдыха, расположенный по берегу Нижнетагильского пруда, назван его именем.

    Александра Самойловна Бондина сохранила все рукописи и обстановку в доме. В 1949 году на основе сохранившихся материалов и документов подготовили выставку "Жизнь и творчество А.П. Бондина". 25 ноября 1959 года состоялось открытие литературного музея А.П. Бондина. Сёстрам выделили другое жильё.

    В 1982 году в музее провели реконструкцию и пристроили выставочный зал. В мемориальной части "Жизнь и творчество А.П. Бондина" восстановлена обстановка, в которой работал писатель. Среди экспонатов – рабочий стол, книжный шкаф, настольная лампа, книги, телефон и стопки книг. К 100-летию со дня рождения А.П. Бондина дом писателя отреставрировали, обновили экспозицию. В 1993 году в мемориально-литературном музее открыли новую экспозицию "Литературная жизнь Нижнего Тагила". С 1982 года мемориально-литературным музеем заведует М.А. Бойкова.

    В своё время А.П. Бондин при газете "Рабочий" организовал литературный кружок. В настоящее время в музее писателя заседает литературная студия "Ступени". В память о писателе одна из улиц города на Малой Кушве названа его именем. Школа № 6 по улице Октябрьской революции с 1947 года носит имя писателя А.П. Бондина. В ней оформлен уголок писателя, выставлены его произведения и фотографии. Проводятся декадники и месячники, посвящённые творчеству Алексея Бондина. Лучших учеников школы называют бондинцами.

А. ПИЧУГИН.

    Литература: Газета "Пригородная газета" от 27.07.2012.

Главная страница