Письмо губернатору

    Зима началась с крутых ноябрьских морозов. Но торговцам шмотками все, как будто нипочем. Вон парень вытаскивает из подъезда огромные тюки. Удачный будет у него день или покупателей мороз распугает? А вон по двору идет молодая парочка с пакетами, из которых высовываются коробки с обувью. Не побоялись минус двадцати, сходили на рынок... Он тут за углом. Когда-то колхозный, теперь - вавилонское столпотворение. Продукты, цветы, одежда, обувь, много нездешних лиц... Именно здесь жизнь бьет ключом, именно рынок - место паломничества городского люда, молодого и старого.

    ... Из окна третьего этажа серо-зеленой пятиэтажки глядел на этот двор, по которому проходит народная тропа к рынку, что сразу же за торцом дома, Лев Толстой. А может быть, Александр Солженицын. Такая же окладистая борода, какую носили в минувшие времена. Чуть ироничный прищур внимательных глаз... Хотя... какой Толстой. Двадцатый век закончился. Да и Александр Солженицын отсюда далече:

    Александр Иванович Питерских, опираясь на костыли, отошел от окна и направился из кухоньки в комнату, о жилом предназначении которой напоминал лишь диван по соседству с небольшим письменным столом. Повсюду в каком-то особом рабочем беспорядке книги, журналы. Александр Иванович отставил костыли, занял место у стола за механической пишущей машинкой. Сегодня у него особый день.

Питерских Александр Иванович (1917-2004 гг)    Прописными буквами Александр Иванович набил заголовок "ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С КНИГОЙ". Ниже и чуть правее отпечатал эпиграф - "Библиография - это сухая, презираемая наука и, тем не менее, ведущая всех к участию в самом труде знания, а не бесплодному лишь знакомству с его верхушками. Н. Федоров".

    Теперь можно начинать само письмо.

    "Уважаемый Эдуард Эргартович, хочу поделиться с Вами своими мыслями о постановке библиотечного дела в нашей области. Здесь нужен решительный перелом, ибо дело надо поставить с головы на ноги. Библиотечное дело имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически и практически..."

    Александр Иванович оторвался от пишущей машинки. Теперь ему даже и представить невозможно, что когда-то и он сам ничего не смыслил в библиотечном деле. Но вот однажды столкнулся с ним и ушел с головой. Остальной мир словно перестал существовать. Библиотека затмила собой все... И, наверное, ни одна цыганка не смогла бы предсказать такое сыну кузнеца демидовского завода.

    Отца своего, Ивана Петровича, помнит он плохо. Тот скончался от скоротечной чахотки, когда было Саше, как и большевистской революции, всего четыре года. Осталось у главы большого семейства и единственного кормильца шестеро детей. Не от хорошей жизни в 33-м году умерла мать... Саша заканчивал семилетку, и одна из сердобольных учительниц, Нина Александровна Суцепина, рассудила, что парень не пропадет, если она устроит его в педагогический техникум...

    Это в наше время профессия учителя начальных классов -исключительно женская. А тогда в Педтехникум шли и парни, и мужики - в основном из деревень, чтобы, вернувшись, учить азам наук подрастающих односельчан.

    После техникума начинающего учителя направили на вторую площадку Тагилстроя. Одноэтажным бараком была школа, где он начал работать. Бараком, а точнее "учительским бараком", было и общежитие.

Питерских Иван Петрович (1867-1921 гг.)    Шел 36-й год. Незадолго до этого, в 35-м, нарком Орджоникидзе издал приказ о форсировании строительства НТМЗ. Оторванные от земли переселенцы наводнили Тагил. Здесь их ждала тяжелая работа с ежедневными нормами, жесткий режим проживания. Эта атмосфера отражалась и на детях. Ученики Александра Питерских были не по годам серьезны. О непослушании учителям и речи быть не могло...

    Александр проработал в школе года полтора. Затем - подготовительные курсы в Перми и учительский институт. Он уже был на последнем, четвертом, курсе, когда началась война.

    ... В тот день студентов собрали в большом актовом зале старинного институтского здания.

    - Пусть фашисты не грозят, силою не хвалятся, Красная Армия сильна, с ними она справится! - под бурные аплодисменты закончил свою речь профессор Евгений Александрович Боголюбов.

    Положение на фронтах складывалось не в пользу Красной Армии, но последнему курсу дали доучиться. И только затем ребят направили в Сухой Лог, где располагалось теперь Одесское артиллерийское училище. Опять барак. Нары. Кормили скудно. Через полгода Александр оказался в запасном полку Под Калинином. Именно в тот период проявился его особый интерес к хорошим книгам. Он выменивал их на табак и посылал на родину, родственникам. Правда, те не сберегли его книги, они куда-то разошлись, и впоследствии Александр натыкался на них, узнавая по своей подписи, когда принимал учительскую библиотеку.

    Итак, судьбе было угодно, чтобы он тратил свое курево на книги. Так он сделал еще один шаг к своей главной будущей профессии. Но стал бы здоровый мужчина библиотекарем? Наверное, нет. И судьба снова о нем "позаботилась".

    Сначала он оказался под Ленинградом на станции Назия в батарее звукометристов. Ее командир одессит Лойфман засекал огневые точки противника с погрешностью всего в пять-десять метров. Данные звукометристов особенно пригодились при прорыве блокады. Именно тогда стали знамениты Синявинские высоты.

    Когда блокаду прорвали, уже лейтенанта Александра Питерских перевели под Ригу на второй Прибалтийский фронт, в противотанковую часть. И вот тут-то... Они поднимались на горку, чтобы выбрать позицию. Откуда ни возьмись - вражеский пулемет. Кого в руку ранило, кого в живот, Александра Питерских - в ногу. Две недели провел в полевом госпитале в Добеле с температурой сорок. Видимо, гипс наложили неудачно... Затем госпиталь в Иваново. Александр - уже инвалид. Без ноги. Лечение проходило медленно и трудно...

    Здесь, в Иванове, в 44-м, он забрел на костылях в местный музей. Сложная деревянная конструкция из нескольких сотен деталей - необычные часы прямо-таки заворожили его. В чудо-часах все было на своем месте и подчинялось воле их создателя. Сколько потребовалось от него усидчивости, аккуратности, самозабвения. Молодой лейтенант не подозревал, что на земле существует еще одна профессия, требующая того же самого. И судьба подводила его к ней все ближе...

    Питерских вернулся в Тагил с орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Ленинграда"... Стал учителем в 38-й железнодорожной школе. А через несколько лет добрые люди посоветовали: "Вам бы надо библиотекарем работать". И это случилось. Они нашли друг друга - негромкая профессия и человек, оказавшийся к ней очень неравнодушным.

    ... Александр Иванович продолжил печатать письмо губернатору: "Я пришел на библиотечную работу в 1952 году... В учительской библиотеке в штате нас всего было двое: заведующий и помощница. Так мы работали около десяти лет. Затем нас стало четверо. Так я проработал до 1978 года, когда пришлось уйти на пенсию по болезни.

    Не надеясь на свою человеческую память, ибо она очень несовершенна, мы с первых дней начали создавать справочный библиографический аппарат. Для этого мы стали распечатывать аналитически все имеющиеся в библиотеке журналы и книги. Из журналов каждую статью, название печатали на отдельную карточку..."

    Учительская библиотека в Нижнем Тагиле была создана в 1910 году - земство выделило 200 рублей. В 1924 году В. И. Ленин распорядился о создании домов учителя. Это новое веяние дошло до Урала в 30-е годы. Дому учителя выделили особняк в старой части Тагила, рядом с прежним Дворцом пионеров.

    Александр Иванович взялся за дело решительно, по-военному. Стала создаваться картотека. Пришлось решить и такую щекотливую проблему - до него накопился целый ящик с формулярами должников: книги подчас не возвращались по нескольку лет. Что делать? Решил взыскивать с учителей за утерянную книгу ее стоимость в десятикратном размере, за каждый просроченный день - 20 копеек. С помощью нотариуса оформили исполнительные листы. Теперь школьные бухгалтеры обязаны были перевести эти средства на Дом учителя. Поступавшие средства тратились исключительно на библиотеку.

    А потратить было на что Навоевавшись, страна истосковалась по культуре. Издавалось огромное количество книг, в том числе собраний сочинений отечественных и зарубежных классиков. Страна становилась самой читающей и образованной в мире, она шла к первому искусственному спутнику Земли и первому полету человека в космос. Книжные магазины не справлялись с валом печатной продукции, и вообще там не знали, что делать со специализированной литературой. Вскоре появился бибколлектор, торговую сеть централизовали, издательства начали доводить до них свои планы. Библиотеки вздохнули с облегчением. Однако все это надо было довести до каждого читателя в отдельности. И без той работы, которую начал в библиотеке Александр Иванович, было попросту не обойтись.

    ...Письмо губернатору Александр Иванович продолжил так: "Работники других библиотек за моей спиной посмеивались: "Дурака работа любит"!

    "В человеческом невежестве весьма утешительно считать все за вздор то, чего не знаешь" (Фонвизин).

    Великий русский ученый С. И. Вавилов говорил, что современный человек стоит перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому нужно отыскать крупинки золота в массе песка. Подобную мысль высказывал и великий учитель жизни писатель Л. Н. Толстой: "Читать всего совсем не нужно, читать нужно только то, что отвечает на возникшие в душе вопросы".

    ... Однажды в конце шестидесятых годов пришли пятеро молодых людей с НТМК.

    Мы не учителя, - заявили они с порога, - но поступили на заочное отделение исторического факультета Уральского университета. Нам дали контрольные, а книг нет. Обошли все библиотеки города - и везде отказы.

    - А в центральной были? -спросил Александр Иванович.

    - Там нам сказали, что у них ничего нет.

    Кажется, взрослые парни готовы были заплакать. Питерских записал металлургов на абонемент, и учительская библиотека помогла им закончить университет. Но в душе Александр Иванович негодовал: "В центральной библиотеке с филиалами более ста сотрудников, книгохранилище ломится от книг, и вот результат. Значит, мало купить книгу, надо заставить ее работать, а для этого следует создать мозговой центр библиотеки - тематическую картотеку по отраслям знаний. Но этого не делается!"

    Сколько лет прошло с тех пор... Но, по мнению Александра Ивановича, важность этой проблемы до сих пор недооценивается. Надо, чтобы и государственные мужи поняли это. Потому-то и пишет он губернатору...

    "Представьте себе, Эдуард Эргартович, такую картину: шахтеры добыли из земли руду железную. Ведь ее не засыпают сразу в доменную печь. Люди построили обогатительные фабрики, и сколько процедур проходит руда, прежде чем ее засыпают в доменную печь. Библиотека -это своеобразная обогатительная фабрика, где из книг, журналов и газет должна готовиться духовная пища для человека. Вся беда в том, что ее не готовят...".

    Выйдя на пенсию, Питерских составил библиографию такого количества книг и журналов, что даже специалистам, а может, тем более специалистам в это трудно поверить. Впечатление такое, что работает целый институт!

    Богатейший материал собрал Александр Иванович о великом педагоге 50-70-х годов В. А. Сухомлинском. О нем писали ученые, педагоги, журналисты. В результате появилась 25-томная педагогическая Сухомлиниана. Он подарил этот свой труд мемориальному музею педагога в селе Павлыш, Полтавскому и Пермскому педагогическим институтам... Десять томов занял другой капитальный труд - "Из педагогического наследия В. А. Сухомлинского", три тома - "Золотая чаша педагогической мудрости". И все это дарилось тем, кому это особенно необходимо...

    40 тысяч карточек напечатал Александр Иванович по различным вопросам и темам на основе дореволюционных журналов, сборников и календарей из фонда библиотеки Нижнетагильского краеведческого музея. Результат - семитомный "Указатель литературы по истории нашей Родины до 1917 года". Этот труд он подарил кафедрам истории Уральского и Челябинского университетов, нашему пединституту, библиотеке Нижнетагильского краеведческого музея. Свердловскому горному институту, Политехническому музею и Музею кузнечного дела в Москве, Пермскому, Челябинскому и Нижнетагильскому музеям от Питерских достался в дар шести томный Указатель литературы по истории горнозаводского дела Урала и всей России до 1917 года". Восемь томов заняли "Материалы для изучения горнозаводского дела Демидовых". И снова он дарит их Свердловскому горному институту, екатеринбургской ассоциации "Демидовский фонд", музеям Тагила, Тулы, Невьянска.

    И это были действительно дары, отпечатанные его руками, переплетенные на его деньги. И если бы машинка позволяла ему делать большее количество экземпляров текста, тираж продукции из "домашней типографии" Питерских был бы солиднее. А эта "типография", не учтенная ни в каких управлениях по печати, работала и работала при свете настольной лампы Появилась антология "Декабристы на Урале", "Материалы для изучения Земства на Урале" в 10 томах, фолианты, посвященные А. С. Пушкину...

    -Я мечтал, чтобы у меня был вот такой, как вы, человек, - сказал как-то Александру Ивановичу директор Нижнетагильского музея-заповедника Иван Григорьевич Семенов.

    Теперь вот Александр Иванович печатал страницу за страницей не для фолианта. Он печатал письмо губернатору.

    "Уважаемый Эдуард Эргартович, вы часто бываете в Нижнем Тагиле, посетите учительскую библиотеку, посмотрите историю России с древнейших времен до сегодняшнего дня - содержание всего исторического фонда библиотеки более чем за 60 лет. Такая картина и по другим наукам. Если вы согласны с моими взглядами, вам следует издать приказ о перестройке работы библиотек. Мне хотелось бы встретиться с Вами и поговорить на данную тему. С уважением к вам - Почетный гражданин города Н. Тагил, Академик академии искусств и народных ремесел имени Демидовых. Попечитель Учительской библиотеки Питерских Александр Иванович".

    Услышит ли губернатор?..

    Александр Иванович поднялся и на костылях переместился к окну. Через двор по-прежнему шли люди. С рынка и на рынок. Тот самый, что раскинулся, за углом и пожирал все больше пространства вокруг. Уцелеют ли библиотеки?

Владимир МАРКЕВИЧ.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 12.02.2000.

Главная страница