Не просто учитель

    При подготовке к изданию произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка в 1948 году свердловский литературовед В.А. Боголюбов писал, что "в проявлении писательских способностей у Мамина большую роль сыграл преподаватель русской литературы Пермской духовной семинарии И.Е. Соколов...". По поводу этого пояснения возникали вопросы: был ли Соколов только преподавателем словесности, не входил ли он в какие-либо литературные объединения или кружки и какое конкретно влияние оказывал на формирование мировоззрения семинариста Мамина?

    Спустя тридцать лет в печати появляется книга другого литературоведа, И.А. Дергачева, о жизни и деятельности Д.Н. Мамина-Сибиряка. Иван Алексеевич подтверждает вышесказанное о том, что в период пребывания в Пермской семинарии "Дмитрий Мамин поощряем был товарищами и учителем И.Е. Соколовым в создании первых литературных произведений". И делает ссылку, что "о роли Соколова в развитии литературных способностей молодого Дмитрия Мамина вспоминают его сестра Елизавета Наркисовна Удинцева и его соученик по гимназии П.Н. Серебренников, а также Н.П. Седых в своей книге "Очерк истории Пермской духовной семинарии", изданной в 1915 году в Перми. И далее у Дергачева читаем: "Никандр Серебренников, близкий приятель Мамина, был одним из первых, кто начал пропагандистскую работу среди рабочих. В Петербурге он организовал коммуну студентов-уральцев, которая привлекла внимание жандармов...".

    Неясно, о какой гимназии ведется речь, ведь Дмитрий Мамин не учился в гимназии, это была всего лишь мечта его родителей устроить своих детей в такого рода учебное заведение. Возникает вопрос, не являются ли Никандр Серебренников и П.Н. Серебренников одним и тем же лицом? Возможно, это опечатка или неточность, допущенная И.А. Дергачевым?

    В поисках указанных источников удалось прочитать лишь часть воспоминаний Елизаветы Наркисовны из её рассказа екатеринбургскому журналисту В.П. Чекину в 1913 году: "Брат начал писать очень рано. Крупную роль в первых его литературных шагах сыграл преподаватель словесности в Пермской семинарии И.Е. Соколов, который страстно любил, великолепно знал свой предмет и умел заинтересовать им почти всех способных воспитанников. Был строг, требователен, но далек от педантизма и рутинных приемов. За первое сочинение Дмитрия Наркисовича Соколов поставил единицу, но сказал: "В таком виде никуда не годится, а дарование чувствуется. Вы должны заниматься литературой. Работайте над слогом, больше читайте". Брат всегда вспоминал этого преподавателя с благодарностью и уважением. Признавал, что многим был ему обязан..."

    Как видим и по замечанию Е.Н. Удинцевой, Соколов был лишь учителем словесности. Замечание это и легло в основу утверждений Боголюбова и Дергачева при определении обязанностей И.Е. Соколова в духовной семинарии.

    Так и оставался бы не до конца узнанным этот "учитель словесности", да помог случай. При просмотре некоторых изданий Екатеринбургской епархии мне довелось встретить некролог по поводу смерти И.Е.Соколова в 1902 году. Вот как о нем сообщалось в Екатеринбургских епархиальных ведомостях (орфография подлинника сохранена): "Соколов Иоанн Евфимиевич родился в Саратовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Саратовской духовной семинарии, затем продолжил учебу в Казанской духовной академии, которую окончил в 1866 году со степенью кандидата богословия. В январе 1867 года направлен на должность учителя словесности в Пермскую духовную семинарию. В этом "вертограде наук" он еще и заведовал библиотекой, преподавал немецкий язык, состоял членом педагогического и распорядительного собраний правления семинарии. Имел чин надворного советника. По возведении в сан протоиерея назначается в Свято-Троицкий собор Кушвинского завода, откуда был перемещен на первое священническое место в Екатеринбургский Ново-Тихвинский женский монастырь, где преподает Закон Божий. Был законоучителем и инспектором Зауральского Епархиального училища (1880). В1883 году возвращается в Ново-Тихвинский монастырь, в 1884 году становится смотрителем Екатеринбургского мужского духовного училища, членом экзаменационной комиссии, председателем строительного комитета по постройке ученического общежития при духовном училище. С 1890 года он состоит помощником председателя Совета Братства св. Симеона Праведного Верхотурского. В 1891 году назначается настоятелем Покровского собора в Камышлове и затем на должность настоятеля Успенской церкви Верх-Исетского завода Екатеринбургского уезда. Здесь он служит 5 лет, после чего получает назначение в Свято-Духовскую церковь города Екатеринбурга.

    В 1896 году Иоанна Евфимиевича награждают "высочайше" орденом св. Анны II степени. Умер он от астмы на 62-м году жизни. На его похоронах были совершены литии против дома, в котором он жил, около городского Духовного и Епархиального училищ, а также у святых врат Ново-Тихвинского монастыря, где и был похоронен. На могилу возложили венки от "старых его друзей", от городского училища и от писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка, который был учеником почившего в Пермской духовной семинарии и всегда глубоко чтил и уважал его. Венок по поручению Дмитрия Наркисовича был возложен братом его Владимиром Наркисовичем, служившим тогда в Екатеринбурге".

    Об истории семинарской библиотеки стоит сказать несколько слов, поскольку И.Е. Соколов ею заведовал, а семинарист Д.Мамин был частым ее посетителем. В 1861-1862 годах в Перми жандармами под руководством флигель-адъютанта Н.В. Мезенцова была раскрыта деятельность кружка, занимавшегося распространением "ультрареволюционных сочинений" и нелегальной литературы. В состав кружка входили преподаватели Пермской семинарии А.Н. Моригеровский, В.Г. Воскресенский, А.И. Иконников и другие. По замечанию Е.А. Боголюбова, в духовной семинарии действовала подпольная библиотека, в которой имелись книги, представленные трудами Дарвина, Сеченова, Вирхова, Бюхнера, Молешотта, Гексли, Берви-Флеровского, Милля. В библиотеке этой можно было получить роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?", номера "Колокола" и "Полярной Звезды" Герцена, "Историю цивилизации в Англии" Бокля.

    Революционный кружок, помимо семинарии, в пропагандистской работе использовал еще и пермскую публичную библиотеку А. Иконникова, которая при разгроме кружка была закрыта, учителя-пропагандисты уволены и отправлены в ссылку, а десятки семинаристов исключены из семинарии и отданы под надзор полиции. И.А. Дергачев сообщает, что от разгрома "все же уцелела подпольная библиотека, которой пользовалось немало семинаристов, среди них был будто бы и Дмитрий Мамин", который позднее эту историю назвал "эпохой славы семинарии". Обо всех этих событиях в Перми не могли не знать Мамины, а раз знали, то могли сделать соответствующие выводы, ведь они были людьми законопослушными во многом. Отметим, что в первое время после поступления в Пермскую семинарию в 1868 году Дмитрий Мамин был в поведении скромным семинаристом. Впрочем, известно также и то, что будучи студентом медико-хирургической академии, Дмитрий Мамин был знаком с А. Остроумовым, П. Псаломщиковым, Е. Солонининой и вместе с ними был подвергнут негласному политическому надзору "за пение возмутительных песен." Однако это уже другая, особая страница из биографии писателя.

Сергей ГАНЬЖА.

Литература: Газета "Горный край" от 25.10.2002.

Главная страница