Путейская порода

    Ольга вышла замуж за Андрея и стала Зернаевой. На юбилее у бабы Кати (тогда старейшине рода исполнилось 75) впервые увидела всю родню. До сих пор помнит чувство гордости от того, что Зернаевых так много. Крепко стоят на ногах, веселые, трезвые, спортивные. И все – железнодорожники.     

Зернаевы, которых удалось собрать в будний день

Зернаевы, которых удалось собрать в будний день

    Ее жизнь, как и жизнь мужа, родителей, дедушки с бабушкой, тоже связана с железной дорогой. Со ставшей родной станцией Смычка. Бывало, кто–то из подруг в шутку скажет: живешь, мол, на Смычке, в глухом углу. Ольга только смеется в ответ: "Мне здесь спокойно, дом на восемь квартир, маленький дворик, и все друг друга знают. Это родовое гнездо. Настоящий путейский дом!" Другие Зернаевы живут в домах посолидней, высотных, красивых, выросших десятилетие назад. Но свой дом Ольге дорог, в старую квартиру, где до сих пор перекрытия между этажами из шпал, когда–то бабушка из роддома принесла ее папу! Кстати, и старшее поколение клана Зернаевых родилось там же, в маленькой железнодорожной больничке на Смычке, где сейчас располагается церковь.

    На родной станции для Ольги, оператора СТЦ, все привычно, звуки и запахи. Так же, как и для ее мужа, Андрея Александровича, оператора сортировочной горки. А люди, приходящие ежедневно сюда на службу, знакомы с детства. История станции давно переплелась с историей семьи Зернаевых. Недавно Андрей рассматривал по случаю трудовую книжку деда Михаила Васильевича. Оказывается, тот с 1935 года работал смазчиком вагонных букс. Теперь людей этой профессии называют осмотрщиками. Детям Андрея и Ольги нужно было сочинение в школе писать о династии железнодорожников, вот вместе с родителями и изучали документы родоначальника путейского семейства, рассуждали о профессии, слушали рассказ мамы и папы о том, чем притягивает их железная дорога. Заодно и общий стаж посчитали – 328 лет!

    – Мы ведь выросли на Смычке,– говорит Ольга, – с детства поезда перед глазами и люди, которые поездами управляют. Отец здесь работал. И мама. Я "по маме пошла", профессию, как у нее, выбрала. А в родне мужа все пошли по стопам дедушки Михаила Васильевича.

    Михаил Зернаев первым приехал из деревни. Вместе с отцом. Начинали в депо станции Смычка. Зернаевские мужчины все прошли через вагонное депо, женщины – трудились в разных подразделениях дороги. Жили рядышком, детей воспитывали. Семьи у всех большие, крепкие. Михаил Васильевич отслужил в армии и вернулся на станцию. Потом на войну ушел. Не в железнодорожные войска, правда, а в артиллерию. Под Москвой воевал, был тяжело ранен. И снова вернулся. Детей, внуков вырастил и 48 лет отдал железной дороге.

    Под стать ему была и баба Катя, Это сейчас ее в 84 года так называют. В войну Екатерина Игнатьевна трудилась вагонным диспетчером депо. Серьезная, ответственная работа. "А у нас в родне все ответственные. Такая семейная черта", – замечает Ольга. Где бы ни работали, всегда среди лучших. Геннадий Михайлович Зернаев, слесарь автоконтрольного пункта станции Смычка, самый старший из ныне работающих, не раз получал знаки победителя в соцсоревновании. Да и самый молодой – Николай (он работает сварщиком) – не из последних. Бабушка Катя его из армии дождалась и на работу на железную дорогу благословила. Между собой Зернаевы восхищаются стойкостью бабушки: надо же, всех внуков в армию проводила и встретила! Путейская порода!

    У бабушки еще и брат Иван был. Ныне уже покойный. Фамилия у него другая – от него железнодорожники Сенокосовы пошли. Если их к Зернаевым плюсом добавить, не иначе полтысячи лет дороге отдали. Даже мать Ивана и Кати трудилась сначала на путейском заводе, а потом в железнодорожной бане.

    – Да что все про работу да про работу! А почему никто не говорит, что все Зернаевы – спортсмены?    

Михаил Зернаев – основатель династии

Михаил Зернаев – основатель династии

    Стоило Геннадию Михайловичу вставить реплику, пошли воспоминания. Какие футболисты, лыжники были, как выступали за цеха, за дорогу! Нина Михайловна Зернаева-Натальина даже инструктором по спорту была. Помнит, когда хоккеисты СССР с чехами играли, по громкой связи счет объявляли, и ликование было по всей дороге.

    ...У них всегда есть общие темы для разговора, воспоминания, даже сады в одном товариществе – железнодорожном, и если есть выбор между автобусом, маршрутным такси и поездом, каждый из них выбирает главный транспорт своей жизни. Под стук колес прекрасно думается и спится. Спокойно и безопасно. За все это отвечают железнодорожники Зернаевы.

Виктория КАЛИНИНА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.11.2008.

Главная страница