Несгибаемый инженер Клемм

    В преддверии юбилея Уралвагонзавода хочется вспомнить и рассказать о человеке, о котором не писали никогда. Однако он сыграл немалую роль в становлении предприятия.

    Сложным был для завода период освоения массового производства вагонов. Начальником вагоносборочного корпуса был назначен выпускник Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского Давид Абрамович Клемм. Казалось бы, что делал высокообразованный военный инженер–авиатор, каких в стране было немного, на вагоностроительном заводе?

    В биографии Давида Абрамовича Клемма вообще много парадоксов. Он родился в 1900 году в деревне Дюсянтой Костромской (Ковенской) губернии. Окончил гимназию в маленьком городке Нерехте. Семнадцатилетним подростком ещё до революции вступил в партию большевиков и после 7 ноября 1917 года работал в уездном, потом губернском комитетах ВКП(б). С 1919 по 1921 годы участвовал в Гражданской войне. Воевал на Юго–Западном и Кавказском фронтах в должности политработника, затем – начальника политотдела 12 кавалерийской дивизии.

    Талантливого юношу заметили. И в 1922 году он был снова отозван в армию и направлен учиться сначала в Военно-электротехническую, а потом в Военно-воздушную академию РККА. В 1927 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии и был направлен на завод "Большевик" (бывший Обуховский), где работал с 1927 по 1930 годы. В течение трех лет Д.А. Клемм прошёл путь от рядового инженера до главного инженера прославленного завода. С именем Обуховского завода, созданного в 1863 году, связана история отечественной тяжёлой артиллерии, особенно для военно-морского флота.

    В 1930 году нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе издал приказ о назначении Давида Клемма членом правления Всесоюзного объединения котлотурбинной промышленности по технической части и спецпроизводству.

    В 1931 году он был избран заместителем председателя Ленинградского совета, где работал до марта 1935 года. Эта дата и стала переломной, роковой в судьбе Давида Абрамовича.

    В декабре 1934 года в Ленинграде был убит первый секретарь горкома ВКП(б) С.М. Киров. После его гибели тысячи большевиков, особенно с репутацией свободомыслящих, примыкавших к различного толка группировкам и течениям в партии, отправлялись в отдалённые уголки страны. Так, в начале 1935 года была откомандирована в распоряжение Свердловского обкома ВКП (б) жена Клемма – "пламенная большевичка", троцкистка Татьяна Яковлевна Мусатова. Да и сам Д.А. Клемм в 1923 году во время внутрипартийной дискуссии, будучи студентом Военно-воздушной академии, выступал и голосовал за троцкистскую резолюцию, но позже раскаялся.

    Давид Абрамович последовал за женой на Урал, добровольно оставив свой высокий пост в Ленсовете. По путёвке Наркомтяжпрома был направлен на Уралвагонзавод.

К сожалению, в архивах УВЗ не сохранилось ни одной фотографии Д.А. Клемма. Можно предположить, что Давид Абрамович находился в составе группы специалистов, сфотографировавшихся у первых вагонов экспериментального цеха 5 ноября 1935 года.

К сожалению, в архивах УВЗ не сохранилось ни одной фотографии Д.А. Клемма. Можно предположить, что Давид Абрамович находился в составе группы специалистов, сфотографировавшихся у первых вагонов экспериментального цеха 5 ноября 1935 года.

    На Уралвагонзаводе 13 июля 1935 года он был назначен начальником ещё недостроенного вагоносборочного корпуса. В это время начался монтаж тысяч единиц оборудования: десятков мостовых кранов, трансформаторов и сварочных установок, конвейерных линий, прессов, подъёмно–транспортных средств и т.д. Больше года Клемм контролировал ход строительных работ, руководил установкой технологического оборудования.

    Наступил 1936 год. Главный вагоносборочный готовился к пуску. Как известно, 8 октября была пущена в эксплуатацию первая из шести ниток конвейера. Началось долгое, мучительное освоение технологий сборки грузовых вагонов. Трудностей хватало. Управлять сложным, огромным производственным корпусом, да ещё недостроенным и недоукомплектованным, предназначенным для выпуска невиданного в стране количества грузовых вагонов новейших конструкций, было очень непросто.

    Не было подготовленных кадров сварщиков. Несколько инженеров–сварщиков работали в сварочном бюро под руководством Н.И. Трофимова.

    В 1937 году вагоносборочный корпус с гордостью показывали участникам 17 международного геологического конгресса. Приведём описание, опубликованное в памятке для членов конгресса: "Вагоносборочный корпус. Самое большое здание комбината. В нём расположен вагоносборочный цех с его основными производственными отделениями: прессовым, заготовительным, сварочным, сборочным, обшивочным и подсобными: ремонтно-механическим, электроремонтным, трубным, кровельным, тормозных резервуаров. Цех имеет в длину 843 метра".

    Далее в документе подробно описывались все отделения вагоносборочного цеха.

    В заключение подчёркивалось: "Вагоносборочный цех – крупнейший в мире по объёму сварочных работ. В нём будет установлено 1950 сварочных точек переменного тока и 200 – постоянного. Установленная мощность 30000 ква. В цехе семь пролётов, из них пять заняты под сборку и сварку вагонов, 1 трансформаторный, в одном размещаются отделения: ремонтное, кровельное и др. Все пролёты шириной 21 метр, трансформаторный – 6 метров.

    Строительные работы в цехе окончены, за исключением постройки склада для чёрного металла (с западной стороны). Оборудование установлено в размере 50% от запланированного".

    Тем не менее, в 1936 году вагоносборочный выпустил 688 вагонов, в 1937–ом – 5840 единиц.

    Однако 28 января 1937 года с поста директора вагоносборочного корпуса Д.А. Клемм был смещён. Это вызвано было не упущениями в работе, просто 25 августа 1936 года его исключили из ВКП(б) как троцкиста, а в январе 1937 г. бюро ГК ВКП (б) подтвердило исключение. Ему поставили в вину то, что "голосовал в 1923 году за троцкистскую резолюцию и не развёлся с женой тов. Мусатовой". Директор УВЗ Г.З. Павлоцкий несколько месяцев пытался отстоять талантливого и опытного инженера, но в конце концов был вынужден уступить.

    Удивительно, но дальнейших репрессий в отношении Клемма в самые страшные 1937–1938 годы не последовало. В марте 1937 года партколлегия Свердловской области восстановила Д.А. Клемма в рядах ВКП (б). Через несколько месяцев, в июле, бюро обкома вновь исключило его из партии. Давид Абрамович отчаянно боролся за восстановление в партии. Он вновь посылает заявление на апелляцию. В сентябре 1938 г. Свердловский обком ВКП(б), рассмотрев его дело, подтвердил исключение Клемма из партии.

    Тогда Д.А. Клемм и Т.Я. Мусатова апеллируют к 18 съезду ВКП (б), и он восстанавливает их членство в партии. 22 апреля 1939 года партком УВЗ вновь рассматривает дело Клемма. В протоколе записано: "Партийный отзыв на тов. Клема (так в документе – прим. автора) Д.А. утвердить. Электронная версия historyntagil.ru. Парткомитет, исходя из его работы на УВЗ, считает возможным о пересмотре дела". Подписал документ парторг ЦК ВКП (б) на УВЗ Николаев. Уралвагонзавод и его комитет ВКП (б) высоко ценили блестящего инженера и руководителя Давида Абрамовича и защищали его от репрессий.

    Из–за большой занятости на производстве Клемм в течение трех лет с 1939 по 1941 гг. не ходил в отпуска. В промежутке между 1937–1941 годами руководил попеременно цехами гондол (полувагонов), крытых вагонов, платформ, часто его снимали из–за политической неблагонадёжности под давлением партийных органов, но с помощью различных казуистических уловок всё равно не отстраняли от руководства вагоносборочными цехами.

    О роли Клемма в становлении вагоностроения говорит очень любопытный приказ по заводу: "Для укрепления непосредственного руководства рабочими местами, производственными участками, отделениями и сменами, для скорейшего достижения производительности, освоения норм выработки новыми рабочими кадрами и для выполнения сменных производственных заданий, начальника цеха платформ товарища Ширинкина П.А., зам. нач. цеха платформ товарища Шмоничева П.В. и инженера цеха Клемма Д.А. временно (сроком на 2–3 месяца) назначить начальниками смен, начальников смен товарищей Лебедева, Пчёлкина и Корниенко сохранить в качестве помощников начальников смен. Руководство производством осуществлять только через начальников смен".

    30 сентября 1941 года вагоностроение на предприятии было прекращено. Клемм был назначен руководителем работ по демонтажу, консервации и сдаче на склады технологического оборудования. Работу закончил 4 февраля 1942 год и был рассчитан с Уралвагонзавода. Вместе с частью оборудования Давид Абрамович вынужден был уехать в Ирбит. Жаль, что политические мотивы в то время оказались настолько сильны, что опытный, знающий специалист был уволен с УВЗ как раз в тот момент, когда туда были эвакуированы два авиационных завода.

    Многолетние попытки восстановить нелёгкую, полную трагедии биографию одной из самых колоритных, ярких и ключевых фигур Уралвагонзавода предвоенного периода, первого начальника вагоносборочного цеха Давида Абрамовича Клемма, закончились в 2009 году. На запрос Подольский Центральный военно-исторический архив Министерства обороны ответил: "Слесарь–пневматик 2–го мостового железнодорожного батальона 29 железнодорожной бригады рядовой Клемм Давид Абрамович, 1900 г.р., уроженец Ковенской губернии, деревни Дюсянтой, призван в СА Ирбитским РВК Свердловской области, погиб в период с 10 по 20 января 1944 г. (точная дата не указана – прим. авт.), похоронен: город Осипенко Запорожской области".

    Так закончилась жизнь талантливого инженера, организатора производства и человека, проявившего мужество и верность супружескому долгу.

Алла ПИСЛЕГИНА, директор выставочного комплекса Уралвагонзавода.

    Фото из архива УВЗ.

    Литература: Газета "Весь Тагил" от 18.08.2011, №32(55).

Главная страница