Светлана Кашина. Встреча через 20 лет

    Шел на встречу с заведующей эстрадным отделением Нижнетагильского колледжа искусств Светланой Александровной Рукавишниковой, а перед глазами стояли бесшабашные девчонки в коротких джинсовых юбках и с пышными начесами-участницы самой популярной в начале девяностых группы "Комбинация". "Вишневая девятка", "Серега", "Уеду в Африку", "Милый мой, родной" и самые хитовые в те годы "Два кусочека колбаски", – одна за другой мелькали в голове песни из их репертуара.

    От концерта, который мне тогда подарил армейский друг- москвич, осталась масса впечатлений, но больше всего запомнилось то, как я его "достал" своими ежеминутными восклицаниями: "А одна из солисток – тагильчанка Кашина!" (Девчонки имеют обыкновение менять по случаю фамилии, но пела и поет Светлана под фамилией девичьей.) Вскоре это надоело моему попутчику, и он раздраженно спросил: "Ну и что?". Я чуть не задохнулся. "Как что?" – начал было возмущаться, но понял, что жителю мегаполиса неведомо чувство гордости за своих земляков, за свой город.

    С этими воспоминаниями и переступил порог нашего колледжа искусств. Сбегающую по лестнице заведующую отделением как бы и узнал, но это уже была Светлана Александровна, стройная, элегантная. Костюм ее (сочетание романтического и делового стилей) соответствовал и эстрадному творчеству, и нынешнему статусу.

    Разговор "за жизнь" начался с воспоминаний о школе №44, где Света чувствовала себя комфортно. Уже в начальной школе (первая учительница Зоя Яковлевна Дрожжина проводила несметное количество праздников) она с головой ушла в общественные дела: участвовала в художественной самодеятельности и пела, пела и пела.

     

Светлана Кашина

Светлана Кашина

    "В эстетическом моем воспитании это все трудно переоценить. Так что к школьным хормейстеру Олегу Николаевичу и концертмейстеру Елене Иосифовне Зайцевым пришла я уже полуфабрикатом, – смеется моя собеседница. – А если добавить к этому занятия в музыкальной школе по классу фортепиано у Нины Петровны Жилиной, то можно было уже говорить о неплохой подготовке. Мои школьные педагоги много со мной занимались и постоянно твердили, чтобы готовилась к музыкальной карьере".

    А вот мама Варвара Ивановна, экономист, и папа, ныне механик Высокогорского рудоуправления Александр Иванович Кашин, склонялись к тому, чтобы у дочери была профессия, не связанная с музыкой, как, к примеру, у сына Сергея, выбравшего отцовскую дорогу.

    Хотя старшие Кашины прекрасно понимали: чаяниям их вряд ли суждено сбыться. Дочь уже в три года заявила: "Буду петь, как Пугачева". Скажете, мало ли что заявил ребенок. Ан нет. Светлана, одаренная от природы, трудом и упорством открыла дорогу своему таланту.

    "Пела я, сколько себя помню, и в хоре, и в ансамблях, была солисткой, хотя и училась добросовестно, – говорит Светлана Александровна.

    – С возрастом уже более серьезно следила за творчеством Пугачевой, восхищалась качеством ее пения, отношением к песне".

    Родителям ничего не оставалось, как смириться с желаниями дочери. Да они уже и убедились в ее вокальных способностях, много раз бывали на концертах, где она не просто присутствовала на сцене, а жила там, ликовала и радовала своих слушателей прекрасным исполнением.

    Учеба в музыкальном училище Светлане была в удовольствие. Педагог по дирижированию Ольга Васильевна Дзигунова постоянно отмечала способности своей ученицы и с первых дней сумела убедить начинающую певицу, что талант необходим в любом деле, но, как алмаз, без огранки он не заблестит, а эстрадное пение должно основываться на классической школе. Светлана много работала, ее имя не сходило с тагильских афиш. Кумиром ее по-прежнему оставалась примадонна российской эстрады.

    Но она не копировала ее. В песне ей важно было передать состояние, в котором она находится, будь то влюбленность, восторг, негодование.

    И вот годы учебы позади. Она все также пела, изменения произошли разве что в личной жизни: избранником ее стал музыкант, тагильский композитор Виктор Валерьевич Рукавишников. Две творческие личности в семье – это, как говорится, перебор, тесно им уже в рамках даже родного Нижнего Тагила. И тут-то их история разворачивается, как в сказке, со всеми ее атрибутами чудесной неожиданности. Продюсер в то время, пожалуй, самой популярной группы Александр Шишинин приглашает Светлану в свой коллектив, из которого в это время ушла Алена Апина.

    "Александр, – улыбается моя собеседница, – и на сей раз не изменил своему принципу – брать людей, как говорится, не раскрученных. Известна ведь история "Комбинации", в которой самым удивительным является то, что Шишинин, продав машину, привез обычных саратовских девчонок покорять столицу. И покорили они ее. Из того первого состава до сих пор поет в группе Таня Иванова".

    Светлана, конечно же, лукавит насчет нераскрученности. До прихода в группу была она уже профессиональной певицей, и достаточно известной – выиграла не один российский конкурс. Так что Александр Шишинин знал, кого брал, был у новой солистки свой стиль, который и сегодня не изменился. Разве что стал более отточенным. Жаль только, что в последнее время редко Светлана Кашина появляется перед тагильским зрителем.

    "Ну, чтобы совсем не выступать не получается, приглашений в концертные программы предостаточно, а вот на сольные концерты времени, да и сил нет. Надо это было делать раньше, а сейчас не до себя", – говорит Светлана Александровна.

    Кто бы еще этому поверил. Свобода у артиста, а тем более популярного – просто осознанная необходимость. Никто и нигде никому ее не дает. Это и подтвердила моя собеседница, когда рассказывала о работе вместе с мужем (он был звукорежиссером) в "Комбинации".

    "Это был вихрь сбывающейся мечты. Поклонники, цветы, съемки, записи альбомов, тебя все знают... Но хорошего, к сожалению, не бывает много. Пока продюсером был Александр, все шло великолепно. Он был мозговым центром, держал все в своих руках, оберегал нас, был удивительным бессребреником, жил только своей группой. Ему бы и сейчас работать, но время бритоголовых не щадило талантливых, независимых и добрых людей. Когда он погиб, на его место пришел "новый русский" господин Толмацкий, кстати, отец Децла. Жил он только деньгами и продавал нас налево и направо.

    Вы наверняка смотрели цикл телепередач "Криминальная Россия" про лихие 90-е. В нем каждой бандитской группировке посвящалась отдельная серия, а вот так называемое "Дело Слонов" (рязанская группировка) вместили кое-как в два фильма. Электронная версия historyntagil.ru. Так вот, ваша визави имела "счастье" веселить рязанский сходняк – человек двести. Всё шло, как обычно: отработали программу, пели по заявкам, и вдруг ни с того ни с сего обнаружились к нам какие-то претензии. Бежали мы оттуда через кухню, через кастрюли... Испугались... Но настоящий страх испытала после просмотра фильма "Дело Слонов" об этой банде изуверской, занимавшейся даже людоедством. Им ничего бы не стоило зарыть нас в землю".

    Рассказывать еще о подобных историях Светлана Александровна категорически отказалась, заявив, что в памяти о тех непростых годах сохранила она больше хорошего, светлого, чистого.

    "Мы ведь людям радость дарили. Были у "Комбинации" свои фишки. Вот, видите, и вы опять о "Двух кусочеках колбаски" вспомнили. Хоть и не хотели мы их иметь в репертуаре, но наш продюсер убедил нас, заявив, что это будет народный застольный гимн. Как он был прав. Первое исполнение – это взрыв бомбы. Помню, как расхватывали сборник "Два кусочека колбаски от хороших девочек". Я и сейчас, больше хохмы ради, исполняю ее по заявкам. У нас было много отличных песен, которые с удовольствием поются и сегодня.

    Спрашиваете, как зарабатывали? Неплохо, а точнее, ровно столько, чтобы оплатить съемное жилье, дорогие косметику, костюмы... Так что, когда мы с Виктором решили уйти – нет, не из группы, а от продюсера, – то оказалось, с чем приехали, с тем и уехали".

    В монологе моей собеседницы подкупали искренние интонации и во взгляде на события стремление сложить все "за" и "против". К примеру, она отметила, что популярность хоть сказалась на ее мироощущении, но имела и обратную сторону: превращала жизнь в открытую витрину. И твердо заявила, что никогда не "звездила". По ее мнению, это случается у людей по молодости, по глупости. "Комбинации", Саше Шишинину благодарна за неоценимый сценический опыт. В группе она приобрела умение работать над репертуаром, с песней – все это сегодня Светлана Александровна передает своим воспитанникам. И еще благодарна за то, что именно с этим коллективом исколесила весь бывший Советский Союз, увидела столько диковинного и удивительного, совершила круиз по Израилю, два раза побывала в Германии...

    "В родном городе таких возможностей не было бы. И все-таки я вернулась сюда, потому что люблю свой Нижний Тагил. Куда бы ни уезжала, всегда по нему скучала, постоянно хотела домой и с нетерпением ждала те два-три дня между гастролями, чтобы увидеть близких, друзей", – говорит Светлана.

    В родных местах вначале пришлось сесть на подножный корм: обходилась случайными заработками, пела на корпоративах, снималась в рекламе. К примеру, первые позывные радио "Экофонд" – это ее запись. Затем пригласили поработать в ресторане "Маэстро", который Светлана называет палочкой-выручалочкой. Постепенно началось возвращение из небытия: гастролировали по области, звезду Кашину стали приглашать в очень представительное жюри детского конкурса эстрадной песни "Золотой петушок", в составе которого были известные музыканты А. Биль, И. Броневицкая и другие. Расширился круг творческого общения, стали появляться серьезные предложения. Встал вопрос и о получении высшего образования, на чем особенно настаивала нынешняя заведующая дирижерско-хоровым отделением Ольга Васильевна Дзигунова. "Обрабатывала она меня по всем позициям, – улыбается Светлана Александровна. – Ей принадлежит и идея попробовать себя в преподавательском деле, о чем я никогда не думала".

    На первом курсе Московского института современных искусств Светлана не только успешно вошла в учебный процесс, но и родила очень желанного мальчика (дочери Арине сегодня уже 14 лет, девять лет она занимается музыкой, у нее абсолютный слух; Арсению – восемь, он занимается баскетболом). Конечно же, воспитание ребят легло на плечи мамы. Варвара Ивановна с удовольствием занималась и занимается внуками, а Светлана в 2006 году с красным дипломом окончила институт.

    Когда в колледже искусств открылось эстрадное отделение, понадобился дипломированный специалист, а его не было. Долго уговаривала Светлану Ольга Васильевна, а когда вступила "в бой тяжелая артиллерия" в лице директора Натальи Александровны Кропотовой, лона сдалась.

    "Признаться, вначале очень растерялась. "С чего начать?" – не выходило из головы. Знания имелись, как-никак пять лет занималась в классе Андрея Биля. Но одно дело быть студенткой и совсем другое – заведующей эстрадным отделением, – говорит моя собеседница. – Ответственность какая! К тому же эстрада – не академическое пение, где за два столетия все отработано до мелочей, есть эталоны, методики, да и достижения огромные. А эстраде по-настоящему всего-то два десятилетия, в ней масса вокальных техник (рок, джаз, блюз, стилизованное народное пение и т.д.) Да, базовые понятия (дыхание, звукоизвлечение и прочее) имеются в нашем арсенале. А остальное – это все вновь приобретаемое".

    Согласился с моей визави, что после пяти лет работы ей не хватает знаний. Тому, кто серьезно и ответственно относится к делу, их всегда недостаточно. Чтобы пополнить арсенал, и ездит зав. эстрадным отделением на всевозможные курсы. Не упускает случая посетить мастер-классы таких мастеров, как Елена Николаевна Захарова (выпускница Нижнетагильского музучилища), A. Биль, Л. Афанасьева, А. Степанов, изучает методики певцов-педагогов B. Легкоступовой, И. Отиевой, И. Кобзона, Л. Лещенко... Первый круг у Светланы Александровны уже не за горами. У нее нынче все первое – первый выпуск, первая постановка мюзикла "Святой Валентин", первый отчетный концерт...

    "Мне комфортно в нашем коллективе, где всегда и помогут, и поддержат, где работают большие мастера своего дела, мои коллеги М.А. Хавирова, Н.Ю. Баранова, А.Ю. Дурницын, Т.А. Зырянова и другие. Повезло и с директором, под неусыпным оком которой находится всё в колледже. Наталья Александровна корабль наш ведет твердой рукой. Все вместе мы и воспитываем у своих питомцев профессионализм, хороший вкус, умение ориентироваться в жизни, быть конкурентоспособными. А ведь еще совсем недавно я не думала и не гадала, что все так будет".

    Не думал, не гадал и я, что через два десятилетия встречу не юную солистку группы "Комбинация", а очаровательную заведующую эстрадным отделением Нижнетагильского колледжа искусств Светлану Александровну Рукавишникову, у которой главное место в жизни занимает творческая деятельность.

В. ЛИДИН.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №45(46) от 08.12.2011.

Светлана Кашина: "Популярность утомляет"

    Тагил воспитал немало талантливых людей. Многие из них стали известными. Одна из них – эстрадная певица Светлана КАШИНА. В стране до сих пор немало поклонников ее таланта. Тем обиднее было и для певицы, и для поклонников прочитать нелепое интервью в "Комсомольской правде", опубликованное накануне дня рождения Светланы. Наш корреспондент Оксана ЧЕРНАВИНА решила взять правильное интервью у артистки Кашиной.

    – Светлана, все-таки, почему вы ушли из "Комбинации"?

    – Одна из причин и, наверное, самая главная – убийство создателя и директора группы "Комбинация" Александра Шишинина. И приход нового директора. Под его началом мы проработали год. Потом группа стала потихоньку распадаться.

    За годы работы в российском шоу-бизнесе у меня сложилось о нем очень неприятное впечатление. Выживать там могут только те, кто имеют стальные нервы и твердый характер или не имеют со-вести. Кто, не оглядываясь, идет по чужим головам.

    – С кем из звезд вы общались, когда работали в столице?

Эдуард Шакуров и Светлана Кашина

    – С теми, кто начинал примерно в то же время, что и "Комбинация". Николая Лукинского и ребят из шоу-группы "Экс ББ" я считаю настоящими друзьями. Общалась с Татьяной Овсиенко, Николаем Расторгуевым. Сильные люди, настоящие профессионалы. Всегда с большим уважением относилась к Софии Михайловне Ротару. Она никогда не пиарила себя. Ее личная жизнь всегда оставалась личной жизнью. А это очень важно.

    – Как вы относитесь к популярности? Поклонники не докучают?

    – Популярность утомляет. Если не сказать большего. Совсем недавно у меня брал интервью молодой человек из "МК Урал". Прочитав этот материал в газете, я ужаснулась. Настолько он был грязным и неправдоподобным. Но самое страшное: его увидели мои близкие, друзья. Они потом звонили, спрашивали, как такое могло случиться.

    Так получилось, что в Тагиле я менее популярна, чем в области. Не знаю, с чем это связанно.

    Что касается поклонников, то они, конечно, есть. Это люди среднего возраста, они не проявляют какой-то бешеной активности. Просто приходят на мои выступления, благодарят за творчество, дарят цветы.

    – Светлана, вы участвовали в конкурсах? Как относитесь к нынешним телепроектам, таким, например, как "Фабрика звезд"?

Светлана Кашина

    – Я никогда не участвовала в конкурсах. Причина самая банальная – я их боюсь. Кто-то, не имея хороших вокальных данных, выходит на сцену и выкладывается так, что зал взрывается аплодисментами. Я же другая, я так сильно нервничаю перед конкурсами, что пою гораздо хуже, чем могу.

    Что касается всех этих проектов, то это, конечно, огромный шанс для исполнителей проявить себя. Но вопрос в том, кто они, участники этих телепроектов. А это, как правило, чьи-то протеже. Исполнителю, как говорится, "с улицы" туда практически не пробиться.

    – Не хотели бы вы вернуться на большую сцену ?

    – Пока я работала в группе "Комбинация", у нас с девчонками были замечательные отношения. И до сих пор такими остаются.

    Мы иногда работаем вместе на концертах, особенно если они проходят в нашей области. В феврале давали концерт в Питере. Но вернуться сейчас, после рождения детей, вряд ли. Хотя предложения поступают до сих пор и от Татьяны Ивановой, и от других столичных продюсеров.

    – Сейчас вы работаете?

    – Да, я сотрудничаю с фирмами-организаторами праздников. Пою на закрытых вечеринках, в ресторанах. Многие говорят, что работа в ресторанах портит артиста, развращает, но, я считаю, что это, прежде всего, хорошая школа. Замечательно, когда люди кладут столовые приборы, перестают жевать и начинают слушать твои песни.

    – Какой репертуар предпочитаете?

    – Мне нравится творчество Аллы Пугачевой. Я пою несколько ее песен, если перепевать что-то еще, боюсь, это будет уже дурным тоном. Пою все, что есть достойного на нашей эстраде: песни Валерии, Софии Ротару, Нравятся ранние песни Мэрайи Кэри, Уитни Хьюстон.

    – Вы бы хотели, чтобы ваши дети стали артистами?

    – У Арины абсолютный слух, прекрасный голос, но она неусидчива и упряма. Говорит, что не хочет заниматься музыкой. Поет только по настроению. Я была бы для нее лучшим педагогом. Тем более, что я профессиональный музыкант, окончила московский Институт Современного Искусства.

    – Как начинается ваше утро?

    – Так же, как и у всех. Встаю рано, готовлю детям завтрак. Провожаю Арину в школу, Арсения – в детский сад. Потом, если нет концерта, ложусь спать или занимаюсь домашними делами. Если дети дома, то мы гуляем, играем.

    – На сцене вы очень женственная и романтичная, а какой стиль предпочитаете в жизни?

Светлана Кашина

Светлана Кашина

    – Такой же. Не люблю бесформенную одежду в стиле унисекс. Женщина всегда должна оставаться женщиной.

    Я уже много лет сотрудничаю с одним и тем же мастером. Это Елена Козлова. Именно она создает мои сценические костюмы.

    – Как поддерживаете свою фигуру?

    – Да, никак. Благодаря заложенному в меня природой, я имею прекрасные физические данные. Мне не приходится подсчитывать каждую калорию. Еще я человек очень эмоциональный, впечатлительный. Нервничаю буквально по пустякам, а если нервничаю, не могу есть.

    – Салоны, маски...

    – Салоны посещаю очень редко. Иногда это пустая трата времени и денег. Наверное, потому что у меня никогда не было особых проблем с внешностью. Хожу в бассейн, но это бывает редко.

    – Верите в высшие силы?

    – Верю, только кто-то называет это высшими силами, судьбой. Я же называю это Божьим промыслом. Стараюсь не давать прессе фотографии моих детей. Потому что верю в материальность мысли. Раньше на концертах я старалась полностью обнажить душу перед зрителями. И после этого долго была подавлена, ходила выжатая, как лимон, иногда теряла сознание прямо на сцене. Сейчас хотя бы частичку души стараюсь оставить закрытой. Так легче.

    – Чего-то боитесь?

    – Боюсь летать на самолетах, боюсь терактов. А самое главное – того общества, в котором придется жить моим детям, когда они вырастут. Слишком озлобленным и развращенным оно становится.

    – У вас есть мечта?

    – Я бы очень хотела открыть в Нижнем Тагиле школу-студию эстрадного пения. И записать сольный альбом. Хотя я понимаю, что в данный момент это невозможно. Нет ни хороших текстов, ни средств на это. Но, может быть, когда-нибудь...

Оксана ЧЕРНАВИНА.

    Фото и семейного архива С. Кашиной

    Литература: Газета "Телекон Weekly" №32 (559) от 02.08.2006.

Главная страница